Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Фейсбук

Подписаться на facebook.com
Сюжетно — ролевая игра как средство развития детей дошкольного возраста
Педагогика
Автор: Карелина Яна Александровна   
31.12.2018 16:25

Сюжетно — ролевая игра как средство развития детей дошкольного возрастаСюжетно — ролевая игра как средство развития детей дошкольного возраста

Карелина Яна Александровна Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Сказка г. Надыма» педагог — психолог

Аннотация:

Данная статья посвящена изучению значимости сюжетно-ролевых игр для развития детей дошкольного возраста. Проведенное исследование позволяет утверждать, что использование сюжетно-ролевых игр в процессе воспитания в дошкольных учреждениях является необходимым для создания условий для полноценного эмоционального и психологического развития детей.

Ключевые слова: дети, дошкольное учреждение, сюжетно-ролевые игры, развитие детей, игра, навыки, общение.

 

Скачать конспект

Игровая деятельность является одной из важнейших при формировании психологического и физического развития детей дошкольного возраста. Игра является наиболее близкой и доступной деятельностью детей. Она способствует развитию речи и необходимых физических навыков, эстетическому воспитанию, развитию навыков общения и высших психических функций детей.

Сюжетно-ролевые игры дают возможность детям реализовать свои представления о воспроизводимых ситуациях, показать свое к ним отношение. Что дает возможность педагогу-психологу не только составить психологический портрет ребенка, но и разработать необходимый корректировочный план по работе с каждым дошкольником в отдельности.

В зависимости от используемых ситуаций, сюжетно-ролевые игры можно условно разделить на три вида (рис. 1):

Рисунок 1 – Сюжеты ролевых игр

Между игрой и развитием ребенка-дошкольника существует двусторонняя связь: с одной стороны, ребенок развивается и активизируется в игре, начинает проявлять свои скрытые качества, способности и таланты, с другой стороны – сама игра развивается под влияние участвующих в ней детей.

Сюжетно-ролевые игры способствуют как развитию речи в целом, что обусловлено естественной потребностью в выражении своих чувств и эмоций посредством речи при разыгрывании различных ситуаций, так и стимуляции умственных способностей для возможности развития (продолжения) игры.

Для максимального эффекта от проведения сюжетно-ролевых игр необходимо придерживаться определенного алгоритма их планирования (рис. 2).

Рисунок 2 – Алгоритм планирования сюжетно-ролевых игр

Наблюдая за поведением детей в процессе игры, можно отметить нехватку умений и навыков ребенка в желании включиться во взрослую жизнь и моделировании взаимоотношений, согласно правилам сюжетно-ролевой игры. Ввиду чего мной сделан особый акцент в создании условий для развития именно подобных навыков у детей дошкольного возраста.

Как и в любой работе, проводимой в дошкольном учреждении, необходимо придерживаться четкого плана с момента обнаружения противоречия до момента определения результативности. Условно данный план можно разделить 5 этапов (рисунок 3).

Рисунок 3 – Этапы проведения сюжетно-ролевых игр

При формировании игровых умений через сюжетно-ролевую игру перед педагогом-психологом стоят определнные задачи, представленные на рисунке 4.

Игра является одним из основных рыгачов, с помощью которого возможно создание необходимые условия для развития творческих способностей в частности, и всестороннего развития ребенка в целом.

Вместе с тем, чтобы сюжетно-ролева игра была привлекательна и интересна для ребенка и стимулировала его к проявлению творчества в различных его видах, необходимо создание следующих условий:

  • содержание игры должно соответствать возрастным возможностям и интересам детей
  • педагогическое сопровождение игр должно строиться с учетом постепенного развития самостоятельности и творчества ребенка
  • необходимые реквизиты должны создаваться заблаговременно
  • для поддержания интереса дошкольников предметно-игровая среда дошкольного учреждения должна постоянно менятся.

Рисунок 4 – Задачи педагога-психолога при формировании игровых умений у детей-дошкольников

Немаловажным при реализации поставленных задач является организация предметно-развивающей среды, при которой процесс освоения игровых умений будет происходить наиболее легко, а следовательно и наиболее эффективно.

Для воспитанников нашего ДОУ, с учетом всех возрастных категорий, организованы различные игровые зоны: книжные, где дети рассматривают иллюстрации и знакомятся с произведениями художественной литературы; театрализованные, где дети проникают в образ героя; зона ряжанья, где детьми используются различные реквизиты и костюмы; различные реквизиты для спальни, столовой, магазина и многое другое, для игр детей в сюжетно-ролевые игры, такие как «Магазин», «Семья», «Больница», «Парикмахерская» и др.; зоны со строительным материалом и различными игрушками; природная зона; зоны эксперементирования; физкультурная зона; подобраны настольно — печатные и дидактические игры; имеются картотеки сюжетно-ролевых игр для всех возрастных категорий детей; картотеки пословиц, поговорок, загадок, потешек, песен; подобраны различные музыкальные произведения; мультипликационные фильмы.

В ДОУ, благодаря высококвалифицированным сотрудникам, постоянно поддерживается организация предметно-развивающей среды таким образом, чтобы наши воспитанники могли проявлять свою игровую активность и самостоятельность.

Грамотно организованная предметно-игровая среда является в свою очередь достаточно сильным средством воздействия педагогов на игру ребенка, на степень овладения им игровым опытом и способности использовать полученные умения и навыки в жизненных ситуациях.

В процессе проводимой работы наблюдается, что у детей повышается уровень формирования игровой деятельности и интереса к окружающему миру, последовали положительные изменения по всем параметрам развития игровых умений и навыков.

Вовлечения детей непосредственно в придумывание сюжета ролевой игры также является мощным рычагом воздействия. Это дает не только возможность проявить фантазию детей, но и так же развивает их способность к речевому изложению своих мыслей, правильному построению фраз, конструктивному диалогу (обсуждение с педагогом моментов игры).

Кроме того, подобная деятельность способствует развитию симпатии и уважения детей к педагогу, что является немаловажным в процессе обучения дошкольников.

Таким образом, сюжетно-ролевые игры являются неотъемлемым, имеющим безусловно положительный эффект, процессом в воспитании детей-дошкольников. Благодаря таковым играм у детей развиваются различные интересы, проявляются индивидуальные особенности, улучшаются способности к построению межличностных отношений, как со сверстниками, так и с взрослыми.

Библиографический список:

  1. Венгер П. А. Игра как вид деятельности. // Вопросы психологии № 3, стр. 163–165.
  2. Казанкова Ю. Ю. Сюжетно-ролевая игра как средство развития связной речи детей среднего дошкольного возраста. // Молодой ученый. — 2016. — №27. — С. 669-673.
  3. Краснощекова, Н. В. Сюжетно-ролевые игры для детей дошкольного возраста. 4-е изд. /Н. В. Краснощекова. — Ростов н/Д: Феникс, 2008. — 251 с.
  4. Недоспасова В. А. Растем играя: Средний и старший дошкольный возраст: Пособие для воспитателей и родителей — М.: Просвещение, 2003.
  5. Соловьева Н. А., Кашина Н. М. Сюжетно-ролевая игра как средство развития межличностных отношений детей старшего дошкольного возраста// Образование: прошлое, настоящее и будущее: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, февраль 2017 г.). — Краснодар: Новация, 2017. — С. 27-29.
  6. Ткаченко Е. В. Сюжетно-ролевая игра как средство формирования коммуникативных умений детей среднего дошкольного возраста/Е. В. Ткаченко//Дошкольное образование: опыт, проблемы, перспективы развития: материалы VI Междунар. науч. –практ. конф. (Чебоксары, 3 окт. 2015 г.) / редкол.: О. Н. Широков [и др. ]. — Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2015. — № 3 (6). — С. 78–80. — ISSN 2410-8642.
 

Журнал

Дошкольник.РФ

Как попасть в журнал

Предлагаем педагогам, психологам, воспитателям, методистам, учителям и др. размещение творческого материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер выходит 3 февраля

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 1 (110) за 2019 год
Скачать Номер 12 (109) за 2018 год
Скачать Номер 11 (108) за 2018 год
Скачать Номер 10 (107) за 2018 год
Скачать Номер 9 (106) за 2018 год
Скачать Номер 8 (105) за 2018 год
Скачать Номер 7 (104) за 2018 год
Скачать Номер 6 (103) за 2018 год
Скачать Номер 5 (102) за 2018 год
Скачать Номер 4 (101) за 2018 год
Скачать Номер 3 (100) за 2018 год
Скачать Номер 2 (99) за 2018 год
Скачать Номер 1 (98) за 2018 год