Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Сюжетно — ролевая игра как средство развития детей дошкольного возраста
Педагогика
Автор: Карелина Яна Александровна   
31.12.2018 16:25

Сюжетно — ролевая игра как средство развития детей дошкольного возрастаСюжетно — ролевая игра как средство развития детей дошкольного возраста

Карелина Яна Александровна Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Сказка г. Надыма» педагог — психолог

Аннотация:

Данная статья посвящена изучению значимости сюжетно-ролевых игр для развития детей дошкольного возраста. Проведенное исследование позволяет утверждать, что использование сюжетно-ролевых игр в процессе воспитания в дошкольных учреждениях является необходимым для создания условий для полноценного эмоционального и психологического развития детей.

Ключевые слова: дети, дошкольное учреждение, сюжетно-ролевые игры, развитие детей, игра, навыки, общение.

 

Скачать конспект

Игровая деятельность является одной из важнейших при формировании психологического и физического развития детей дошкольного возраста. Игра является наиболее близкой и доступной деятельностью детей. Она способствует развитию речи и необходимых физических навыков, эстетическому воспитанию, развитию навыков общения и высших психических функций детей.

Сюжетно-ролевые игры дают возможность детям реализовать свои представления о воспроизводимых ситуациях, показать свое к ним отношение. Что дает возможность педагогу-психологу не только составить психологический портрет ребенка, но и разработать необходимый корректировочный план по работе с каждым дошкольником в отдельности.

В зависимости от используемых ситуаций, сюжетно-ролевые игры можно условно разделить на три вида (рис. 1):

Рисунок 1 – Сюжеты ролевых игр

Между игрой и развитием ребенка-дошкольника существует двусторонняя связь: с одной стороны, ребенок развивается и активизируется в игре, начинает проявлять свои скрытые качества, способности и таланты, с другой стороны – сама игра развивается под влияние участвующих в ней детей.

Сюжетно-ролевые игры способствуют как развитию речи в целом, что обусловлено естественной потребностью в выражении своих чувств и эмоций посредством речи при разыгрывании различных ситуаций, так и стимуляции умственных способностей для возможности развития (продолжения) игры.

Для максимального эффекта от проведения сюжетно-ролевых игр необходимо придерживаться определенного алгоритма их планирования (рис. 2).

Рисунок 2 – Алгоритм планирования сюжетно-ролевых игр

Наблюдая за поведением детей в процессе игры, можно отметить нехватку умений и навыков ребенка в желании включиться во взрослую жизнь и моделировании взаимоотношений, согласно правилам сюжетно-ролевой игры. Ввиду чего мной сделан особый акцент в создании условий для развития именно подобных навыков у детей дошкольного возраста.

Как и в любой работе, проводимой в дошкольном учреждении, необходимо придерживаться четкого плана с момента обнаружения противоречия до момента определения результативности. Условно данный план можно разделить 5 этапов (рисунок 3).

Рисунок 3 – Этапы проведения сюжетно-ролевых игр

При формировании игровых умений через сюжетно-ролевую игру перед педагогом-психологом стоят определнные задачи, представленные на рисунке 4.

Игра является одним из основных рыгачов, с помощью которого возможно создание необходимые условия для развития творческих способностей в частности, и всестороннего развития ребенка в целом.

Вместе с тем, чтобы сюжетно-ролева игра была привлекательна и интересна для ребенка и стимулировала его к проявлению творчества в различных его видах, необходимо создание следующих условий:

  • содержание игры должно соответствать возрастным возможностям и интересам детей
  • педагогическое сопровождение игр должно строиться с учетом постепенного развития самостоятельности и творчества ребенка
  • необходимые реквизиты должны создаваться заблаговременно
  • для поддержания интереса дошкольников предметно-игровая среда дошкольного учреждения должна постоянно менятся.

Рисунок 4 – Задачи педагога-психолога при формировании игровых умений у детей-дошкольников

Немаловажным при реализации поставленных задач является организация предметно-развивающей среды, при которой процесс освоения игровых умений будет происходить наиболее легко, а следовательно и наиболее эффективно.

Для воспитанников нашего ДОУ, с учетом всех возрастных категорий, организованы различные игровые зоны: книжные, где дети рассматривают иллюстрации и знакомятся с произведениями художественной литературы; театрализованные, где дети проникают в образ героя; зона ряжанья, где детьми используются различные реквизиты и костюмы; различные реквизиты для спальни, столовой, магазина и многое другое, для игр детей в сюжетно-ролевые игры, такие как «Магазин», «Семья», «Больница», «Парикмахерская» и др.; зоны со строительным материалом и различными игрушками; природная зона; зоны эксперементирования; физкультурная зона; подобраны настольно — печатные и дидактические игры; имеются картотеки сюжетно-ролевых игр для всех возрастных категорий детей; картотеки пословиц, поговорок, загадок, потешек, песен; подобраны различные музыкальные произведения; мультипликационные фильмы.

В ДОУ, благодаря высококвалифицированным сотрудникам, постоянно поддерживается организация предметно-развивающей среды таким образом, чтобы наши воспитанники могли проявлять свою игровую активность и самостоятельность.

Грамотно организованная предметно-игровая среда является в свою очередь достаточно сильным средством воздействия педагогов на игру ребенка, на степень овладения им игровым опытом и способности использовать полученные умения и навыки в жизненных ситуациях.

В процессе проводимой работы наблюдается, что у детей повышается уровень формирования игровой деятельности и интереса к окружающему миру, последовали положительные изменения по всем параметрам развития игровых умений и навыков.

Вовлечения детей непосредственно в придумывание сюжета ролевой игры также является мощным рычагом воздействия. Это дает не только возможность проявить фантазию детей, но и так же развивает их способность к речевому изложению своих мыслей, правильному построению фраз, конструктивному диалогу (обсуждение с педагогом моментов игры).

Кроме того, подобная деятельность способствует развитию симпатии и уважения детей к педагогу, что является немаловажным в процессе обучения дошкольников.

Таким образом, сюжетно-ролевые игры являются неотъемлемым, имеющим безусловно положительный эффект, процессом в воспитании детей-дошкольников. Благодаря таковым играм у детей развиваются различные интересы, проявляются индивидуальные особенности, улучшаются способности к построению межличностных отношений, как со сверстниками, так и с взрослыми.

Библиографический список:

  1. Венгер П. А. Игра как вид деятельности. // Вопросы психологии № 3, стр. 163–165.
  2. Казанкова Ю. Ю. Сюжетно-ролевая игра как средство развития связной речи детей среднего дошкольного возраста. // Молодой ученый. — 2016. — №27. — С. 669-673.
  3. Краснощекова, Н. В. Сюжетно-ролевые игры для детей дошкольного возраста. 4-е изд. /Н. В. Краснощекова. — Ростов н/Д: Феникс, 2008. — 251 с.
  4. Недоспасова В. А. Растем играя: Средний и старший дошкольный возраст: Пособие для воспитателей и родителей — М.: Просвещение, 2003.
  5. Соловьева Н. А., Кашина Н. М. Сюжетно-ролевая игра как средство развития межличностных отношений детей старшего дошкольного возраста// Образование: прошлое, настоящее и будущее: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, февраль 2017 г.). — Краснодар: Новация, 2017. — С. 27-29.
  6. Ткаченко Е. В. Сюжетно-ролевая игра как средство формирования коммуникативных умений детей среднего дошкольного возраста/Е. В. Ткаченко//Дошкольное образование: опыт, проблемы, перспективы развития: материалы VI Междунар. науч. –практ. конф. (Чебоксары, 3 окт. 2015 г.) / редкол.: О. Н. Широков [и др. ]. — Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2015. — № 3 (6). — С. 78–80. — ISSN 2410-8642.
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 15 (331) выйдет
22 апреля 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 14 (330) за 2024 год
Скачать Номер 13 (329) за 2024 год
Скачать Номер 12 (328) за 2024 год
Скачать Номер 11 (327) за 2024 год
Скачать Номер 10 (326) за 2024 год
Скачать Номер 9 (325) за 2024 год
Скачать Номер 8 (324) за 2024 год
Скачать Номер 7 (323) за 2024 год
Скачать Номер 6 (322) за 2024 год
Скачать Номер 5 (321) за 2024 год
Скачать Номер 4 (320) за 2024 год
Скачать Номер 3 (319) за 2024 год