Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Семинар – практикум «Значение игрушки в жизни ребёнка»
Педагогика
Автор: Трошина Светлана Николаевна   
31.12.2018 15:00

Семинар – практикум «Значение игрушки в жизни ребёнка»Семинар – практикум «Значение игрушки в жизни ребёнка»

В дошкольном возрасте есть сензитивные периоды развития способностей ребенка, когда правильный подбор развивающих игрушек и игр ребёнка с ними определяют очень многое. Большинство родителей не понимают, насколько важны правильно подобранные игрушки для формирования личности ребенка. Как и в какие игрушки должен играть ребенок? Информацию об этом родители получают в основном из рекламы, которая отражает интересы фирм-производителей, далеко не всегда совпадающие с интересами ребенка.

Отсутствие общей и правовой культуры в формировании игровой среды ребенка в России приводит к агрессивному наступлению на наш рынок игровой продукции как с Запада, так и с Востока.

Вместо учета особенностей психофизического развития детей, особенно дошкольников, развитие рынка игрушек происходит по привнесенным извне тенденциям. Выделим две из них.

 

Скачать конспект

Дешевизна в сочетании с крикливой яркостью и шумностью — визитная карточка игрушечных фирм из Юго-Восточной Азии. Гораздо более дорогие натуралистичные модели людей, животных, машин, самолетов, героев мультфильмов и кинофильмов (всего, что окружает в повседневной жизни) — продукция западных фирм. Современные западные игрушки все чаще и дальше уходят от детской игры в сторону потребительства и механического использования заложенных производителем операций. Ребенку кажется, что он манипулирует игрушкой, а на самом деле сама игрушка навязывает ему определенные действия, вырабатывая эмоциональную зависимость маленького человека от электронного устройства.

Очевидность проблемы ясно выражена и актуальность поиска решения данного вопроса бесспорна. Стоит ли задуматься, как и чем играют наши дети и попытаться разобраться в данном вопросе?

На этот вопрос важно найти ответ всем родителям, для блага своих детей.

Цель: формировать знания родителей о значении игрушки, ее роли в игре ребенка и целесообразном педагогическом подборе игрушек.

Задачи:

Обучающие:

  • привлечь внимание родителей к проблеме влияния игрушки на формирование личности ребенка
  • формировать представление родителей о том, что такое игрушка, виды и назначение игрушки
  • повысить уровень психолого-педагогических знаний родителей по проблеме активизации игровой деятельности дошкольников в условиях семьи, значение совместных игр родитель — ребёнок.

Развивающие:

  • развивать умения педагогически грамотно вести подбор игрушек для ребёнка
  • развивать умения в организации совместной игровой деятельности родителей и детей
  • развивать навыки общения родителей с детьми в процессе игры.

Воспитывающие:

  • побуждать родителей к открытому диалогу о проблеме организации игровой среды в семье
  • объяснить родителям, что приятная внешность игрушки не всегда означает функциональность и значимость для развития ребёнка.

Форма – проведение: семинар – практикум

Участники: Родители воспитанников среднего дошкольного возраста.

Ожидаемые результаты семинара-практикума:

  • родители расширят и систематизируют знания о значении игрушки в жизни ребёнка
  • осознают все особенности влияния игрушки на развитие определенных качеств личности ребенка и усвоения им того или иного социального опыта
  • родители внимательней будут относиться к подбору игрушки для своего ребёнка, обращать внимание на производителя и материал, из которого изготовлена игрушка
  • родители организуют совместные игры с детьми.

Предварительная работа:

  • анкетирование родителей «Игры и игрушки для ваших детей»
  • анализ анкетирования
  • интервьюирование детей на тему: «Моя любимая игрушка в группе»
  • индивидуальная беседа с детьми на тему: «Игровые интересы детей дошкольного возраста» /
  • рисование на тему: «Моя любимая игрушка»
  • статьи в родительский уголок «Как уберечь ребёнка от влияния компьютера», «Играйте вместе с детьми»
  • изготовление приглашений на семинар -практикум
  • создать презентацию «Значение игрушки в жизни ребёнка»

Оборудование: экран, проектор, столы, стулья, фломастеры, три ватмана, бэйджики с именами участников, три бэйджика с надписью «Хозяин стола», чашки, блюдца с угощением, билеты трёх цветов — жёлтого, зелёного, голубого цвета.

Оформление помещения:

Помещение разделено на три зоны:

  1. зона «Зал обсуждения» — на стене кавролин, с правой стороны стоит экран, напротив стулья в форме полукруга.
  2. зона «Родительское кафе» — стоят три стола со стульями по количеству участников, на столах скатерть – ватман, который разделён на три сектора в центре круг (на первом столе жёлтого цвета круг, на втором столе зелёного цвета круг, на третьем столе голубого цвета круг). Столы сервированы на чаепитие (чашки, блюдца со сладостями).
  3. зона «Выставочный зал» — выставка рисунков и игрушек «Моя любимая игрушка»

Ход семинара-практикума

Соц. педагог: При встрече участники получают билеты, на которых написана одна из эмоций (радость, восхищение, удивление, безразличие, испуг, злость, обида)

В начале диспута участникам предлагаем упражнение "Фраза по кругу". Участники встают в круг, они должны произнести фразу: «Мне купили игрушку» с эмоцией указанной в билете (участники выполняют задание)

Вывод: Вот так же совершенно с разными эмоциями, воспринимают дети новые игрушки. Имеет ли значение игрушка в жизни ребёнка? На этот вопрос мы постараемся найти ответ на нашем семинаре. Приглашаю вас в «Зал обсуждения» /Родители проходят в 1 зону и садятся напротив экрана/

Соц. педагог: Уважаемые родители! В жизни ребенка-дошкольника ведущим видом деятельности является игра. Игра детей неотделима от игрушек.

Соц. педагог: Что такое игрушка? /ответы родителей/

Вывод: Игрушка — это специально изготовленный предмет, предназначенный для игр, она помогает ребенку осуществить свой замысел, приближает игру к действительности. В жизни ребенка игрушка имеет большое значение.

Известный педагог Е.А. Флерина справедливо отмечала, что игрушка «учит ребенка жить и действовать».

А.С. Макаренко считал игрушку «материальной основой» игры, необходимой для развития игровой деятельности. С ее помощью ребенок создает задуманный образ, выражает свои впечатления об окружающей жизни, разыгрывает ту или иную роль.

Соц. педагог: Игрушка является спутником детства, предметом развлечений, переживаний, забав, и способствует развитию…? Продолжите предложение /ответы родителей/

Вывод: Игрушка способствует физическому, умственному, эстетическому, нравственному развитию и трудолюбию

Соц. педагог: Правильно подобранные для игры игрушки способствуют всестороннему развитию личности ребенка и остаются в памяти на долгие годы, а вот все ли игрушки приносят пользу? На этот вопрос мы постараемся найти ответ. И не что так не располагает к беседе как вкусный, ароматный чай.

Соц. педагог: Уважаемые родители, приглашаю вас в кафе, в соответствии с цветом ваших билетов займите место за столиком /родители садятся за столы, наливают чай/

Соц. педагог: Уважаемые, родители, приятного чаепития. За столом выберите «хозяина стола» (ему прикрепляют бейджик «хозяин стола»). Каждой группе будет предложена тема для обсуждения. Приглашаю подойти «хозяев стола» и выбрать карточку /»хозяева стола» выбирают карточку, на которой написаны темы для обсуждения/

Задание: Обратите внимание, на столах лежит бумажная скатерть, которая разделена на три сектора в центре — нарисован круг. Карточку с вопросом положите в центр круга.

За каждым столом гости вместе с «хозяином стола» в течение 7 минут обсуждают тему, и свои высказывания записывают в один из секторов. По истечении 7 минут гости прощаются с «хозяином стола», берут свои чашки с чаем и по часовой стрелке переходят ко второму столу, и начинаю обсуждение по другому вопросу, свои высказывания записывают уже во второй сектор, далее к третьему и возвращаются к своему столу. Так на каждой скатерти, каждая группа участников, в своём секторе запишет свои высказывания на предложенный вопрос. Не стесняемся, дружно пьём чай, угощаемся и совместно ищем ответы на волнующие нас вопросы.

Родители начинают обсуждение за столами темы:

«Какие виды игрушек должны быть у ребенка, чтобы помочь ему развиваться, активно проявлять себя в игре?»

«На что необходимо опираться в подборе игрушки для ребёнка?»

«Участие взрослых в играх детей»

Социальный педагог подходит к каждому группе участников и наводящими вопросами помогает найти ответ.

Соц. педагог: Время для обсуждения истекло. Предлагаю вам немного отдохнуть и приглашаю вас в круг игра «Я положил в мешок…»

Цель: познакомить родителей с игрой, направленной на развитие памяти, обогащение словаря ребенка.

Участники образуют круг. Перед ними на столе разложены мелкие предметы (кубик, муляж яблока, машинка, мячик, пупс, пазлы, лото). Каждый берет предмет и опускает его в мешок, сопровождая словами: «Я положил в мешок…» и называет предмет, который у него в руках, передаёт мешочек следующему участнику. Следующий игрок говорит: «В мешке лежит (называет предмет, который положил предыдущий участник), а я кладу… (называет свой предмет)» с каждым участником игры цепочка слов удлиняется.

Вывод: Как вы видите можно объединить разные игрушки и играть с ними очень весело и не забывайте, что каждая предложенная игра ребёнка чему – то учит, что – то воспитывает.

Соц. педагог: Обсуждение за столами закончилось, прошу «хозяев столов» взять скатерти. Приглашаю всех участников перейти из «Кафе» в «Зал обсуждения»

Соц. педагог: предлагаю поочереди «хозяевам столов» представить презентацию своих тем обсуждения

/ «Хозяева стола» поочереди представляют презентации /

Первая тема для обсуждения: «Какие виды игрушек должны быть у ребенка, чтобы помочь ему развиваться, активно проявлять себя в игре?» Выступление «Хозяина стола»

Вывод: Самостоятельная игра ребенка — дошкольника во многом зависит от того, как взрослые организуют подбор игрушек и их расположение, т. е. предметно-игровую среду. Правильный подбор игрушек — серьезное дело. Какие же виды игрушек должны быть у ребенка, чтобы помочь ему развиваться, активно проявлять себя в игре?

Вторая тема для обсуждения «На что необходимо опираться в подборе игрушки для ребёнка?» Выступление «Хозяина стола»

При подборе игрушек необходимо учитывать определенные требования

Вывод: Чтобы игрушки не только доставляли удовольствие, а и помогали развиваться, необходим педагогически грамотный подбор игрушек. Учите детей играть, использовать предметы- заместители, воображаемые предметы.

Третья тема для обсуждения «Участие взрослых в играх детей» Выступление «Хозяина стола»

Многие из вас сталкивались с тем, что подчас у ребенка имеются разные виды игрушек, но он не играет с ними?

Вывод: Чем больше времени уделяют взрослые своему малышу, тем лучше между ними взаимоотношения. Общие интересы сближают их, создают в семье дружественную атмосферу.

Соц. педагог: Уважаемые родители, я благодарю вас за активное обсуждение очень важной темы «Значение игрушки в жизни ребёнка»

Заключение:

Игрушка — способ детского развития, его атрибут и условие. Игрушке принадлежит важная роль в развитии дошкольника. От того, какие игры и игрушки окружают ребенка, во многом зависит его интеллектуальное и личностное развитие — способностей, воображения и творчества, эмоциональной сферы, нравственных ценностей, смыслов и установок. Одним словом, выбор игрушки — дело ответственное. Чем должна быть игрушка для ребенка? «Источником радости, мотивом для живой игры, объектом для проявления всех инстинктов развивающейся жизни». Пожалуй, этим критерием и стоит руководствоваться при выборе игрушек. А совместные игры родителей и детей не только обогащают игровой и нравственный опыт детей, но и повышают их эмоциональный настрой. Взрослым игры с ребенком помогают понять его духовные интересы, запросы, потребности, лучше изучить характер складывающейся личности дошкольника. Сплотить и объединить их в совместной игровой деятельности. А на память о нашей встрече я дарю вам памятку для родителей «Игрушка в жизни моего ребёнка»

Соц. педагог: Рефлексия «Мое участие в семинаре»

Цель: конкретизировать, уточнить и обобщить знания родителей, полученные в результате проведения семинара-практикума.

В конце нашей встречи приглашаем вас на выставку рисунков и игрушек «Моя любимая игрушка», при входе на выставку получите жетон и инструкцию к нему.

Обратите внимание, в центре стола стоит игрушка с игрушечными вёдрышками. Вам необходимо в соответствии с инструкцией положить свой жетон в одно из вёдрышек.

Благодарю за внимание! До свидания! До новых встреч!

Соц. педагог: По истечении двух недель было проведено анкетирование «Игрушка в жизни ребёнка», родителе — участников семинара.

Результаты анкетирования

Вывод: Работу необходимо продолжать и вести пропаганду «полезных игрушек», проводить индивидуальную и групповую работу с родителями, для формирования осознанного понимания значения игрушек и совместных игр родителей с детьми, способствующих развитии личности ребёнка.

Запланировано провести цикл мероприятий для родителей и детей «Игры для взрослых и детей»

Список использованной литературы:

  1. Педагогика взаимопонимания: занятия с родителями/ авт. сост. О.В. Москалюк, Л. В. Погонцева. — Волгоград: Учитель, 2010
  2. Нетрадиционные формы занятий с дошкольниками. / авт. сост. Н.В. Тимофеева. – Волгоград: Учитель, 2010
  3. Система сопровождения родителей: модель организации клуба «Молодая семья», план программа, занятия / авт. сост. М.Т. Тимофеева – Волгоград: Учитель, 2009
  4. Луговская А., Кравцова М.М., Шевнина О.В. Ребёнок без проблем! Решебник для родителей. – М.: Эксмо, 2008
  5. Шелопухо О.А., Какой у вас ребёнок? Популярная психология для родителей СПб.: Издательский Дом «Нева»; М.: ОЛМА – ПРСС Гронд, 2003

Упражнение «Фраза по кругу»

Участники встают в круг, они должны произнести фразу: «Мне купили игрушку» с интонацией указанной в билете (участники выполняю задание)

Работа за столами

Зал обсуждения

Родители — «хозяева столов» представляют презентацию по решению предложенного им вопроса

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 14 (330) выйдет
19 апреля 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 13 (329) за 2024 год
Скачать Номер 12 (328) за 2024 год
Скачать Номер 11 (327) за 2024 год
Скачать Номер 10 (326) за 2024 год
Скачать Номер 9 (325) за 2024 год
Скачать Номер 8 (324) за 2024 год
Скачать Номер 7 (323) за 2024 год
Скачать Номер 6 (322) за 2024 год
Скачать Номер 5 (321) за 2024 год
Скачать Номер 4 (320) за 2024 год
Скачать Номер 3 (319) за 2024 год
Скачать Номер 2 (318) за 2024 год
Скачать Номер 1 (317) за 2024 год