Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Методические рекомендации «Организация предметно – развивающей среды с учетом гендерных особенностей детей в группах»
Педагогика
Автор: Плаксина Елена Федоровна   
28.12.2016 05:19

Методические рекомендации «Организация предметно – развивающей среды с учетом гендерных особенностей детей в группах»Методические рекомендации «Организация предметно – развивающей среды с учетом гендерных особенностей детей в группах»

подготовила воспитатель Плаксина Елена Федоровна

«Нельзя считать один пол совершеннее другого, так и нельзя их уравнивать»

Ж. Руссо

Проблема воспитания и обучения ребенка в соответствии с его полом является актуальной задачей педагогической работы с детьми дошкольного возраста. Социальные изменения, происходящие в современном обществе, привели к разрушению традиционных стереотипов мужского и женского поведения. Демократизация отношений полов повлекла смешение половых ролей, феминизацию мужчин и омужествление женщин. Сейчас уже не считается из ряда вон выходящим курение и сквернословие представительниц прекрасного пола, многие из них стали занимать лидирующие положения среди мужчин, стираются границы между "женскими" и "мужскими" профессиями. Некоторые мужчины, в свою очередь, утрачивают способность играть правильную роль в браке, из "добытчиков" они постепенно превращаются в "потребителей", а все обязанности по воспитанию детей они перекладывают на женские плечи.

 

На фоне этих изменений меняются и внутренние психологические позиции детей, их сознание: девочки становятся агрессивными и грубыми, а мальчики перенимают женский тип поведения, пряча за этим страх перед окружающей действительностью. Наблюдая за детьми в детском саду, мы замечаем, что многие девочки лишены скромности, нежности, терпения, не умеют мирно разрешать конфликтные ситуации. Мальчики же, наоборот, не умеют постоять за себя, слабы физически, лишены выносливости и эмоциональной устойчивости, у них отсутствует культура поведения по отношению к девочкам.

Если в дошкольные годы не заложить у девочек – мягкость, нежность, аккуратность, стремление к красоте, а у мальчиков – смелость, твердость, выносливость, решительность, рыцарское отношение к представительницам противоположного пола, т. е. не развить предпосылки женственности и мужественности, то это может привести к тому, что став взрослыми мужчинами и женщинами, они будут плохо справляться со своими семейными, общественными и социальными ролями.

Большинство родителей сыновей в будущем хотят видеть: ответственными, смелыми, решительными, выносливыми, сильными. Дочерей хотят видеть: ласковыми, красивыми, изящными.

В настоящее время в детском саду многие девочки лишены скромности, нежности, терпения, не умеют мирно разрешать конфликтные ситуации. Мальчики же, наоборот, не умеют постоять за себя, слабы физически, лишены выносливости и эмоциональной устойчивости, у них отсутствует культура поведения по отношению к девочкам. Содержание игр детей также вызывает тревогу: дети демонстрируют модели поведения, не соответствующие полу ребёнка, не умеют договариваться в игре, распределять роли. Кроме того, в процессе трудовой деятельности, дети не умеют самостоятельно распределять обязанности с учётом пола партнёра. Мальчики не проявляют желания прийти на помощь девочкам, тогда, когда нужна физическая сила, а девочки не спешат помогать мальчикам там, где нужна тщательность и аккуратность.

Мальчика и девочку нельзя воспитывать и обучать одинаково. Они по-разному воспринимают мир, по-разному смотрят и видят, слушают и слышат, по-разному говорят и молчат, чувствуют и переживают. Значит, проблема воспитания и обучения ребенка в соответствии с его полом является актуальной задачей педагогической работы с детьми дошкольного возраста.

Цели, методы и подходы воспитания мальчиков и девочек должны быть различными. Биологические половые различия несут с собой различные эмоциональные, познавательные и личностные характеристики. Отсюда и возникает необходимость дифференцированного подхода в воспитании мальчиков и девочек с первых дней жизни.

В программе Вераксы «От рождения до школы» начиная с 1 младшей группы в образовательную область «Социализация» включена задача:

  • формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности, патриотических чувств, чувства принадлежности к мировому сообществу.

Для того чтобы в дошкольном образовательном учреждении воспитание детей осуществлялось с учетом их гендерных особенностей, у педагогов и специалистов должна быть сформирована гендерная компетентность, которая предполагает овладение педагогами организационными, психолого-педагогическими и дидактическими аспектами руководства детской деятельностью с акцентом на гендерную идентичность.

Всё это позволяет сделать вывод о необходимости создания в ДОУ условий для гендерной социализации дошкольников. Сложность такой работы заключается в том, что педагоги испытывают недостаточность теоретических знаний об особенностях физиологических функций и психологических процессов мальчиков и девочек.

Выстраивание модели образовательного пространства должно вестись по 4 направлениям:

  • Знакомство педагогов с теоретическими знаниями о психосоциальных различиях мальчиков и девочек, особенностями их воспитания и обучения;
  • пропаганда педагогических знаний по этому вопросу с родителями и привлечение их к участию в педпроцессе;
  • построение соответствующей развивающей среды;
  • построение модели педпроцесса.

Реализация первого направления в ДОУ: знакомство педагогов с теоретическими знаниями о психосоциальных различиях мальчиков и девочек, особенностями их воспитания и обучения

На начальном этапе главной целью выступает: заинтересовать членов педагогического коллектива данной работой и предоставить возможность для творческого отношения к воспитанию мальчиков и девочек. Подбирать и анализировать теоретический и практический материал по данной теме. Проведение анкетирования педагогов для выявления их отношения к проблеме гендерного воспитания. Изучение психолого-педагогической литературы по теме «Особенности гендерного воспитания детей дошкольного возраста». Для расширения представлений педагогов об особенностях полоролевого развития детей, уточнение представлений о современных методах работы по вопросам полоролевого воспитания, проведение тематического педсовета «Развитие личности ребенка в современных условиях, с учетом полоролевого воспитания», где раскрываются следующие вопросы: «Гендерный подход как одно из условий модернизации современного дошкольного образования, определяемого ФГТ» (старший воспитатель), «Особенности полоролевого развития детей дошкольного возраста. Воспитание детей с учетом их гендерных особенностей» (воспитатель), «Организация предметно-игровой среды в группе ДОУ на основе гендерного подхода» (воспитатель), «Формы и содержание взаимодействия ДОУ с родителями по вопросам полоролевого воспитания детей» (воспитатель). Проведение консультации: «Особенности гендерной социализации в игровой деятельности дошкольников» (воспитатель), «Народная культура в формировании гендерной толерантности дошкольников» (воспитатель). В подготовительной к школе группе старшим воспитателем целесообразно проведение обследования межличностных отношений детей в группе.

Реализация второго направления: пропаганда педагогических знаний по данной проблеме с родителями и привлечение их к участию в педпроцессе.

Работа с родителями носит информационно – практический характер. Для полноценного воспитания ребёнка важно, чтобы родители были грамотными в вопросе гендерного воспитания детей. С этой целью проводятся различные формы работы с родителями: встречи в родительском клубе «СемьЯ» по теме «Девочки и мальчики в детском саду», художественно-творческий проект «Мир в твоем окне»; родительское собрание «Влияние средств массовой информации на формирование полоролевого поведения в детском саду»; консультации с презентациями, беседы, наглядная информация по таким темам как: «Мальчики и девочки – любить по-разному, воспитывать по разному», «Мир движений мальчиков и девочек» «Как и во что играют мальчики и девочки» и др.; проектная деятельность. На родительских собраниях производился обмен опытом по воспитанию детей в семье. В группах оформляются фотогазеты «Наши замечательные мальчики», «Я и моя мама», «Моя дружная семейка», «Играют — мальчики, играют – девочки», «Один день из жизни группы». Проведение выставок творческих семейных работ среди родителей «Папины руки не знают скуки», «Золотые руки моей мамы».

Проведение совместно с родителями в ДОУ культурно-досуговых мероприятий: «Не страшны преграды, если мама рядом», «Папа может все, что угодно», «Рыцарский турнир», «Вперёд, мальчишки», спортивные праздники.

Реализация третьего направления: построение соответствующей развивающей среды

Реализация программы «От рождения до школы» требует организации в ДОУ своеобразной материальной развивающей среды. Образовательная среда в детском саду создается с учётом возрастных возможностей детей, зарождающихся половых склонностей и интересов и конструируется таким образом, чтобы ребёнок в течение дня мог найти для себя увлекательное дело, занятие.

Среда является одним из основных средств развития личности ребёнка, источником его индивидуальных знаний и социального опыта. Предметно-развивающая среда не только обеспечивает разные виды активности дошкольников (физической, игровой, умственной и т. п.), но и является основой для самостоятельной деятельности с учётом гендерных особенностей. Роль взрослого в данном случае состоит в том, чтобы открыть перед мальчиками и девочками весь спектр возможностей среды и направить их усилия на использование отдельных элементов её с учётом гендерных и индивидуальных особенностей и потребностей каждого ребёнка.

В дошкольном возрасте основной вид деятельности – игра. В сюжетно-ролевой игре происходит усвоение детьми гендерного поведения, ребёнок принимает на себя роль и действует в соответствии с принятой ролью. В игре можно увидеть, как заметно различаются мальчики и девочки. Девочки предпочитают игры на семейно-бытовые темы, а мальчики шумные, наполненные движениями. Например, в детском саду для мальчиков целесообразно создать условия для игр «Пожарные», «Моряки» и др. Для девочек – «Салон красоты», «Кукольный уголок» со всеми необходимыми аксессуарами. При совместном воспитании мальчиков и девочек очень важной педагогической задачей является преодоление разобщённости между ними и организация совместных игр, в процессе которых дети могли бы действовать сообща, но в соответствии с гендерными особенностями. Мальчики принимают на себя мужские роли, а девочки — женские.

Оснащение для реализации гендерного подхода в приобщении старших дошкольников к азам трудовой деятельности взрослых необходимым оборудованием инструментами и материалами, например, Детскую кухню и Мастерскую Умелкина.

Конструктивная деятельность одно из любимых занятий, как мальчиков, так и девочек. А особенно любят заниматься с конструкторами мальчики.

Реализация четвертого направления: построение модели педпроцесса.

Модель педагогического процесса выстраивается таким образом, что при обучении и воспитании мальчиков и девочек в разных видах деятельности педагоги используют дифференцированный подход. При организации и проведении НОД педагогам необходимо учитывать психологические особенности мальчиков и девочек: девочкам предлагать типовые и шаблонные задания, мальчикам – ориентированные на поисковую деятельность, при анализе НОД оценивать их знания, а не поведение.

Интеграция позволяет объединить усилия разных специалистов для решения поставленной цели и взаимопроникновение их в деятельность друг друга. Решением задач гендерного воспитания занимаются не только воспитатели, но и другие специалисты: музыкальный руководитель, учитель- логопед и др. Каждый решает свою часть задач, использует свои методы.

Механизмом гендерного воспитания детей дошкольного возраста выступают личностно-ориентированные технологии:

  1. Средства
  2. Методы
  3. Формы

Средства

  • игры
  • народные сказки
  • пословицы
  • колыбельные песни

Методы:

  • игры
  • познавательно-развивающие этические беседы
  • проблемные ситуации
  • схемы-действия

Форма

  • игровая деятельность
  • экспериментальная
  • проблемно — поисковая

Внедрение гендерных технологий в ДОУ происходит:

  • посредством народных игр, сказок, пословиц, поговорок, материнского фольклора

Сказки – сильное средство воспитания любви к ближнему. В них отражены не только требования народной морали, но ещё даны образцы нравственного поведения. Доступны и близки детям старшего возраста русские народные сказки: «Крошечка – Хаврошечка», «Морозко», «Рукодельница и Ленивица», «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Иван – царевич», «Царевна – лягушка», «Кощей бессмертный», «Финист – ясный сокол», «Каша из топора», «Илья Муромец» и др.

Мальчиков и девочек сказки учат послушанию, любви к земле родной, народу, почитать родителей, быть добрым, справедливым.

Пословицы и поговорки – это своеобразный моральный кодекс, свод правил поведения. Используются в течение всего дня (картотека). Например: «Вся семья вместе, так и душа на месте», «Сын мой, а ум у него свой», «Хорошему хозяину и день мал», «Коса – девичья краса», «Без смелости, не возьмёшь крепости», «На смелого собака лает, а трусливого кусает» и др.

Народные игры носят опережающий характер в плане проигрывания самых разнообразных сторон жизни. Например: «Во кузнице», «Посмотрите-ка, у нас-то в мастерской», «В тёмном лесе», «Царевна-королевна», «Было у матушки двенадцать дочерей», «В хороводе были мы!», «Золотые ворота», «Ласточки и ястребы».

- Использование в образовательном процессе игрового моделирования и прогнозирования ситуаций.

Прогнозирование – детям предлагаются ситуации, в которых необходимо спрогнозировать свои действия. Используется метод проблемной ситуации «Прежде чем что – то делать, подумай: кто ты – мальчик или девочка? Как необходимо вести себя мальчику (девочке), чтобы не случилось неприятностей?»

Например:

-Таня и Катя не поделили коляску.

- Что может произойти, если никто не уступит?

- Как исправить такое положение?

Моделирование – каждая ситуация включает проблему и ряд действий, где ребёнку предоставляется право выбора.

Например:

- У Кристины день рождения. Ты:

  • даришь ей свой рисунок
  • поздравляешь её

- не обращаешь внимания.

- Внедрение игровых методов: сюжетно – ролевые игры, игры – драматизации, игры – состязания и др.

Сюжетно – ролевые игры – «Дочки – матери», «Ожидаем гостей», «Дети заболели», «У меня день рождение», «Поездка на автобусе», «Больница», «Кафе», «Родился малыш». Создание книги ДОУ «Как мы играем».

Игры – драматизации – «Гуси – лебеди», «Спящая красавица», «Сказка на новый лад»

Настольный театр – проигрывание русских народных сказок, показ сказок детям младшего возраста.

Игры – состязания – «Назови смелую профессию», «Напиши словесный портрет мальчика (девочки)»

Дидактические игры: «Сундучок хозяюшки», «Действия – мужчина, действия – женщина», «Кто кем был?», «Одень куклу», «Кто что делает», «Благородные поступки», «Кем я буду и каким?».

- Двигательно – образных методов: подвижные игры, игры – состязания, игры-модели и др.

Учитывая различия в развитии двигательных функций мальчиков и девочек, необходимо осуществлять дифференцированный подход к ним в процессе физического воспитания. Особенность такой дифференциации в том, что девочки и мальчики не изолированы друг от друга, а в процессе специально организованной деятельности развиваются физические качества, которые принято считать сугубо женскими или мужскими. На физкультурных занятиях используются следующие методические приёмы для учёта половых особенностей дошкольников:

  • Различия в подборе упражнений только для мальчиков или только для девочек (мальчики работают на канате или отжимаются, а девочки с лентами, обручем)
  • Различия в дозировке (мальчики отжимаются 10 раз, а девочки -5)
  • Различия в обучении сложным двигательным движениям (метание на дальность легче даётся мальчикам и наоборот, прыжки на скакалке — девочкам)
  • Распределение ролей в подвижных играх (мальчики – медведи, а девочки-пчёлки)
  • Различия в оценке деятельности (для мальчиков важно. Что оценивается в их деятельности, а для девочек – кто их оценивает и как).
  • Акцентрирование внимания детей на мужские и женские виды спорта.

Музыка – одно из средств формирования полоролевого поведения детей. При разучивании танцев (вальс, полька, кадриль) мальчики овладевают навыками ведущего партнёра, у девочек делаем акцент на грациозности, изяществе, мягкости движений. В музыкально-ритмических движениях используется дифференцированный подход: мальчики разучивают движения, требующие мужской силы, ловкости, (наездники, бравые солдаты), у девочек преобладает плавность, мягкость движений (хороводы, упражнения с цветами, лентами, шарами). Песни и игры о мальчиках и девочках способствуют развитию представлений ребёнка о своём поле. Неоценимую помощь в решении задач воспитания детей с учётом их гендерных особенностей оказывает народный фольклор (потешки, пестушки, дразнилки поговорки, народные игры).

Овладению традиционными свойствами личности: мужественности – у мальчиков и женственности у девочек помогают и такие средства воздействия, как художественное слово (сказки, былины, стихи, рассказы), и элементы мужских и женских костюмов. Наиболее полно всё это используется при театрализации.

Гендерный подход находит своё отражение и в организации трудового воспитания дошкольников.

При проведении работы по воспитанию детей с учётом их гендерных особенностей, следует обратить внимание на следующее:

  • На привлекательность игрового материала и ролевой атрибутики с целью привлечения детей к отражению в игре социально одобряемых образов женского и мужского поведения;
  • На достаточность и полноту материала для игр, в процессе которой девочки воспроизводят модель социального поведения женщины – матери;
  • На наличие атрибутики и маркеров игрового пространства для игр – «путешествий», в которых для мальчиков предоставляется возможность проиграть мужскую модель поведения.

Сформировать представления, какими должны быть мужчины и женщины, очень важно, но ограничиваться этим нельзя. Надо помочь ребенку реализовать эти представления. Для этого, прежде всего, используются естественные и создаются проблемные ситуации, близкие жизненному опыту детей. Немалую роль играет и личный пример поведения взрослого, который воспитывает ребенка.

Мальчик и девочка – два разных мира. Если воспитатели и родители заинтересованы в воспитании детей с учетом их гендерных особенностей, то они могут с успехом решить эти задачи.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 15 (331) выйдет
22 апреля 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 14 (330) за 2024 год
Скачать Номер 13 (329) за 2024 год
Скачать Номер 12 (328) за 2024 год
Скачать Номер 11 (327) за 2024 год
Скачать Номер 10 (326) за 2024 год
Скачать Номер 9 (325) за 2024 год
Скачать Номер 8 (324) за 2024 год
Скачать Номер 7 (323) за 2024 год
Скачать Номер 6 (322) за 2024 год
Скачать Номер 5 (321) за 2024 год
Скачать Номер 4 (320) за 2024 год
Скачать Номер 3 (319) за 2024 год