Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Программно-методическое обеспечение поддержки детской инициативы и самостоятельности в условиях реализации ФГОС
Педагогика
Автор: Жданова Ирина Николаевна   
12.10.2018 09:41

Программно-методическое обеспечение поддержки детской инициативы и самостоятельности в условиях реализации ФГОСПрограммно-методическое обеспечение поддержки детской инициативы и самостоятельности в условиях реализации ФГОС

В современном мире стремительных перемен и реформ для дошкольников характерно эмоциональное переутомление. Чтобы сохранилось их психическое здоровье, не утратилось чувство веры во взрослых, педагогам и специалистам ДОО необходимо оказывать педагогическую поддержку, создавать условия для проявления у дошкольников самостоятельности и инициативы. Об этом указывается в нормативных документах, регламентирующих деятельность дошкольных организаций.

К таким документам относятся: Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО), Примерная основная программа дошкольного образования, комплексные и парциальные образовательные программы дошкольного образования.

 

Примерная основная образовательная программа дошкольного образования раскрывает способы и направления поддержки детской инициативы. Здесь, в частности, акцентируется внимание на том, что для успешной реализации Программы должны быть обеспечены определенные психолого-педагогические условия, среди которых поддержка инициативы и самостоятельности детей в специфических для них видах детской деятельности.

Обязательным условием взаимодействия педагога с ребенком является создание развивающей предметно-пространственной среды. Эта среда должна быть насыщена социально значимыми образцами общения и деятельности, способствовать формированию таких качеств личности, как активность, инициативность, доброжелательность, самостоятельность и др. Большое значение имеет сезонность и событийность образования дошкольников. Чем ярче и насыщенней будут события, происходящие в детской жизни, тем больше вероятность того, что они найдут отражение в деятельности ребенка, его эмоциональном развитии.

В соответствии с ФГОС в Примерной образовательной программе дошкольного образования появляется такой раздел как «Поддержка детской инициативы», в котором прописаны приоритетная сфера проявления детской инициативы и самостоятельности в дошкольном возрасте, способы и условия взаимодействия детей и взрослых по данному направлению.

В содержании некоторых примерных образовательных программ уделяется внимание формированию, развитию самостоятельности и инициативы у дошкольников. Это программы «От рождения до школы» (под ред. Н. Е. Вераксы), «Детство» (под ред. В. И. Логиновой), «Тропинки» (под ред. В. Т. Кудрявцева), «Радуга» (под ред. Т. Н. Дороновой) и др.

Примерная образовательная программа «Тропинки» представляет основные подходы к формированию и поддержке детской самостоятельности дошкольников. Раздел программы называется «Развитие у дошкольника инициативности, самостоятельности, ответственности как основных характеристик субъекта деятельности».

Развитие детской инициативы и самостоятельности необходимо начинать с раннего возраста через вовлечение детей в самостоятельное выполнение доступных им задач. К концу старшего дошкольного возраста дети смогут достичь определенного уровня проявления детской самостоятельности в различных видах деятельности. Ребенок уже сам может ставить цели в практической деятельности, играх и выполнять необходимые действия. Далее авторы программы указывают, что детская самостоятельность должна обязательно находить поддержку со стороны взрослых, участвующих в воспитании детей. Важно научить ребенка делать определенный набор необходимых и важных для него действий самому, пусть неправильно, не идеально, но самостоятельно. Степень самостоятельности у ребенка все время изменяется и повышается. Это приводит к развитию инициативности в разных видах деятельности: в игре, общении, предметной деятельности.

Развитие детской самостоятельности предполагает работу и с не всегда адекватными формами ее проявления. К ним относятся: давление, излишняя напористость, навязчивость, отсутствие регуляции поведения и реакций. Работу с такими проявлениями у детей необходимо осуществлять, используя ограничение такой чрезмерной самостоятельности. Особую сложность вызывают действия, при которых ребенок настаивает на своем вопреки требованиям взрослых или других детей. С другой стороны, нельзя все время запрещать, нужно умело выводить ребенка из состояния противостояния через примеры и рассуждения, а не запреты или соглашательство.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 15 (331) выйдет
22 апреля 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 14 (330) за 2024 год
Скачать Номер 13 (329) за 2024 год
Скачать Номер 12 (328) за 2024 год
Скачать Номер 11 (327) за 2024 год
Скачать Номер 10 (326) за 2024 год
Скачать Номер 9 (325) за 2024 год
Скачать Номер 8 (324) за 2024 год
Скачать Номер 7 (323) за 2024 год
Скачать Номер 6 (322) за 2024 год
Скачать Номер 5 (321) за 2024 год
Скачать Номер 4 (320) за 2024 год
Скачать Номер 3 (319) за 2024 год