Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Фейсбук

Подписаться на facebook.com
Программно-методическое обеспечение поддержки детской инициативы и самостоятельности в условиях реализации ФГОС
Педагогика
Автор: Жданова Ирина Николаевна   
12.10.2018 09:41

Программно-методическое обеспечение поддержки детской инициативы и самостоятельности в условиях реализации ФГОСПрограммно-методическое обеспечение поддержки детской инициативы и самостоятельности в условиях реализации ФГОС

В современном мире стремительных перемен и реформ для дошкольников характерно эмоциональное переутомление. Чтобы сохранилось их психическое здоровье, не утратилось чувство веры во взрослых, педагогам и специалистам ДОО необходимо оказывать педагогическую поддержку, создавать условия для проявления у дошкольников самостоятельности и инициативы. Об этом указывается в нормативных документах, регламентирующих деятельность дошкольных организаций.

К таким документам относятся: Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО), Примерная основная программа дошкольного образования, комплексные и парциальные образовательные программы дошкольного образования.

 

Примерная основная образовательная программа дошкольного образования раскрывает способы и направления поддержки детской инициативы. Здесь, в частности, акцентируется внимание на том, что для успешной реализации Программы должны быть обеспечены определенные психолого-педагогические условия, среди которых поддержка инициативы и самостоятельности детей в специфических для них видах детской деятельности.

Обязательным условием взаимодействия педагога с ребенком является создание развивающей предметно-пространственной среды. Эта среда должна быть насыщена социально значимыми образцами общения и деятельности, способствовать формированию таких качеств личности, как активность, инициативность, доброжелательность, самостоятельность и др. Большое значение имеет сезонность и событийность образования дошкольников. Чем ярче и насыщенней будут события, происходящие в детской жизни, тем больше вероятность того, что они найдут отражение в деятельности ребенка, его эмоциональном развитии.

В соответствии с ФГОС в Примерной образовательной программе дошкольного образования появляется такой раздел как «Поддержка детской инициативы», в котором прописаны приоритетная сфера проявления детской инициативы и самостоятельности в дошкольном возрасте, способы и условия взаимодействия детей и взрослых по данному направлению.

В содержании некоторых примерных образовательных программ уделяется внимание формированию, развитию самостоятельности и инициативы у дошкольников. Это программы «От рождения до школы» (под ред. Н. Е. Вераксы), «Детство» (под ред. В. И. Логиновой), «Тропинки» (под ред. В. Т. Кудрявцева), «Радуга» (под ред. Т. Н. Дороновой) и др.

Примерная образовательная программа «Тропинки» представляет основные подходы к формированию и поддержке детской самостоятельности дошкольников. Раздел программы называется «Развитие у дошкольника инициативности, самостоятельности, ответственности как основных характеристик субъекта деятельности».

Развитие детской инициативы и самостоятельности необходимо начинать с раннего возраста через вовлечение детей в самостоятельное выполнение доступных им задач. К концу старшего дошкольного возраста дети смогут достичь определенного уровня проявления детской самостоятельности в различных видах деятельности. Ребенок уже сам может ставить цели в практической деятельности, играх и выполнять необходимые действия. Далее авторы программы указывают, что детская самостоятельность должна обязательно находить поддержку со стороны взрослых, участвующих в воспитании детей. Важно научить ребенка делать определенный набор необходимых и важных для него действий самому, пусть неправильно, не идеально, но самостоятельно. Степень самостоятельности у ребенка все время изменяется и повышается. Это приводит к развитию инициативности в разных видах деятельности: в игре, общении, предметной деятельности.

Развитие детской самостоятельности предполагает работу и с не всегда адекватными формами ее проявления. К ним относятся: давление, излишняя напористость, навязчивость, отсутствие регуляции поведения и реакций. Работу с такими проявлениями у детей необходимо осуществлять, используя ограничение такой чрезмерной самостоятельности. Особую сложность вызывают действия, при которых ребенок настаивает на своем вопреки требованиям взрослых или других детей. С другой стороны, нельзя все время запрещать, нужно умело выводить ребенка из состояния противостояния через примеры и рассуждения, а не запреты или соглашательство.

 

Журнал

Дошкольник.РФ

Как попасть в журнал

Предлагаем педагогам, психологам, воспитателям, методистам, учителям и др. размещение творческого материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер выходит 31 декабря

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 12 (109) за 2018 год
Скачать Номер 11 (108) за 2018 год
Скачать Номер 10 (107) за 2018 год
Скачать Номер 9 (106) за 2018 год
Скачать Номер 8 (105) за 2018 год
Скачать Номер 7 (104) за 2018 год
Скачать Номер 6 (103) за 2018 год
Скачать Номер 5 (102) за 2018 год
Скачать Номер 4 (101) за 2018 год
Скачать Номер 3 (100) за 2018 год
Скачать Номер 2 (99) за 2018 год
Скачать Номер 1 (98) за 2018 год
Скачать Номер 12 (97) за 2017 год