Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Педагогическая статья «Особенности речевых механизмов и мыслительных операций у детей младшего дошкольного возраста»
Педагогика
Автор: Ковальчук Екатерина Михайловна   
30.09.2018 18:31

Педагогическая статья «Особенности речевых механизмов и мыслительных операций у детей младшего дошкольного возраста»Педагогическая статья «Особенности речевых механизмов и мыслительных операций у детей младшего дошкольного возраста»

В статье дается обоснование значимости речевых и мыслительных процессов детей дошкольного возраста. Представлена краткая характеристика особенностей речевых механизмов и мыслительных операций у детей младшего дошкольного возраста. Приведены меры по профилактике нарушений речи у детей дошкольного возраста в рамках службы ранней помощи.

Принято считать, что дошкольный возраст является особым периодом жизни маленького малыша. Объясняется тем, что в данный возрастной период происходит активное психическое и физическое развитие, которое является основой и потенциалом дальнейшего формирования и становления дошкольника как индивидуума [3].

 

Ученые Л. С. Выготский, А. В. Запорожец, А. М. Жукова, Т. Б. Филичева занимались исследованиями детской речи. Авторы в своих работах доказали, что любое нарушение отражается на поведении детей в ходе развития речевой деятельности. Актуальной проблемой является наиболее раннее выявление факторов риска в развитии речи ребенка, которые могут стать предпосылками к развитию речевых нарушений в дальнейшем.

Развитие мышления и речи ребенка младшего дошкольного возраста происходит параллельно ознакомлению с окружающей действительностью. На ранних этапах ребенок усваивает родной язык со значительными индивидуальными расхождениями, которые проявляются в разном темпе накопления детьми первых слов, переходе от первых фраз к развернутой самостоятельной речи. С одной стороны развитие словаря дошкольника тесно связано с формированием мышления, а с другой стороны – с развитием всех компонентов речевой системы: фонетико – фонематического и грамматического оформления. Освоение окружающего мира ребёнком происходит в процессе речевой и неречевой деятельности при непосредственном взаимодействии с реальными объектами и явлениями, а также через общение со взрослыми [2].

В условиях дошкольного учреждения планируются и открываются службы ранней помощи детям и семьям воспитанников. Разрабатываются положения об оказании ранней помощи всеми специалистами детского сада. В службе ранней помощи состоят специалисты разного профиля: учитель – логопед, учитель – дефектолог, педагог – психолог, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре. Обработав запросы от родителей, специалисты начинают работу с диагностики, целью которой является выявление особенностей физического, психического и речевого развития ребенка. Проведённый диагностический срез с целью исследования речевой деятельности и мыслительных операций детей младшего дошкольного возраста и обработка результатов позволяют сформулировать следующие направления специальной работы. Логопедическая помощь носит консультативный характер по профилактике нарушений речи. Направления работы ведутся по развитию всех сторон речи: развитию слуховых ориентировочных реакций, обогащение словаря, развитие активной речи, формирование грамматического строя речи.

Для увеличения активного и пассивного словаря предлагаются лексические темы для работы с детьми: «Игрушки», «Овощи», «Транспорт», «Люди», «Звери», «Птицы», «Одежда», «Обувь», «Головные уборы», «Посуда», «Мебель», «Домашние животные», «Растения», «Времена года», «Профессии», «Части суток». Формировать грамматический строй речи играми: «Один – много», «Мой, моя, мои, моё» (учить ребенка правильно использовать род притяжательных местоимений), «Какой, какая, какое, какие» (учить ребенка согласовывать прилагательные со словами существительными), «Назови ласково» (учить ребенка образовывать слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами), «Что сделал?» (учить ребенка использовать глаголы с различными приставками), «Что с чем? Кто с кем?» (практическое усвоение предлога «С»), практическое усвоение предлогов «ЗА», «К», «БЕЗ», «ОКОЛО».

В работе с детьми над правильным речевым высказыванием, можно и нужно применять театрализованные логопедические сказки, именно сказки способствуют развитию слухового внимания, памяти, воображения, логического мышления [1].

Таким образом, механизм речевой деятельности неразрывно связан и функционирует с процессами мыслительной операции. Профилактика речевых отклонений и мышления имеет важную роль, с помощью которой ребенку передают необходимые сведения об окружающем, формируют соответствующий словарь, а также важнейшие речевые умения и навыки.

Библиографический список

  1. Ильина О. В., Дудка И. С., Гальцова П. С.Логопедические сказки для самых маленький. – М.: Тц Сфера, 22018.
  2. Стребелева Е. А. Формирование мышления у детей с отклонениями в развитии. – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2005.
  3. Хомякова Е. Е. Комплексные развивающие занятия с детьми раннего возраста. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСВО-ПРЕСС», 2016.
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru Журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 43 (359) выйдет
26 ноября 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год
Скачать Номер 32 (348) за 2024 год
Скачать Номер 31 (347) за 2024 год
Скачать Номер 30 (346) за 2024 год
Скачать Номер 29 (345) за 2024 год