Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Фейсбук

Подписаться на facebook.com
«Формирования предпосылок коммуникативных универсальных учебных действий у старших дошкольников»
Педагогика
Автор: Султанова Лилия Вадимовна   
17.06.2018 13:37

«Формирования предпосылок коммуникативных универсальных учебных действий у старших дошкольников»«Формирования предпосылок коммуникативных универсальных учебных действий у старших дошкольников»

Изменения, происходящие в современном мире, а особенно связанные с социальным окружением ребёнка, в котором часто наблюдаются дефицит воспитанности, доброты, доброжелательности, речевой культуры во взаимоотношениях людей, требует от педагогов оптимизации образовательного пространства, с учётом государственных, социальных и личностных потребностей и интересов. Поэтому, одним из приоритетных направлений реализации ФГОС является социально — коммуникативное развитие дошкольников.

Социально — коммуникативная готовность детей к обучению в школе является одним из важнейших шагов психического развития в период дошкольного детства и залогом успешного обучения в образовательном учреждении. Такого мнения придерживаются И.Е. Валитова, Т.Г. Казакова, М.Маханева, А.А. Рояк, Е.В. Субботский, Д.Фитцпатрик, Л.М. Шипицынаи др.

Дошкольное образование призвано обеспечить создание фундамента развития ребенка, формирование базовой культуры его личности.

 

ФГОС ДО в качестве цели и основного результата образования выдвигают “развитие обучающихся на основе освоения ими универсальных учебных действий” (УУД).

Термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, т.е. способность ребёнка к саморазвитию путём активного усвоения и получения знаний через практическую деятельность.

Задача формирования УУД предполагает, что при поступлении в школу ребенок достигает определенного уровня развития общения. В состав базовых (т. е. абсолютно необходимых для начала обучения ребенка в школе) предпосылок входят следующие компоненты:

  • потребность ребенка в общении со взрослыми и сверстниками;
  • владение определенными вербальными и невербальными средствами общения;
  • приемлемое (т. е. не негативное, а желательно эмоционально позитивное) отношение к процессу сотрудничества;
  • ориентация на партнера по общению,
  • умение слушать собеседника

В дошкольном возрасте различают 4 блока УУД:

  1. личностный;
  2. регулятивный;
  3. познавательный;
  4. коммуникативный.

Предпосылками личностных УУД являются:

  • умение осознавать свои возможности, умения, качества, переживания;
  • умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами и моральными нормами;
  • умение ориентироваться в социальных ролях и межличностных отношениях;
  • формирование познавательной и социальной мотивации;
  • формирование адекватной самооценки;
  • формирование умения прийти на помощь другу, герою сказки и т.п.;
  • формирование способности учитывать чужую точку зрения;
  • воспитывать нравственные ориентиры (любовь к близким, малой родине, уважение к старшим, бережное отношение ко всему живому и т.п.)

Предпосылками регулятивных УУД являются:

  • умение осуществлять действие по образцу и заданному правилу;
  • умение сохранять заданную цель;
  • умение видеть указанную ошибку и исправлять ее по указанию взрослого;
  • умение планировать свое действие в соответствии с конкретной задачей;
  • умение контролировать свою деятельность по результату;
  • умение адекватно понимать оценку взрослого и сверстника;
  • умение работать по инструкции взрослого;
  • умение удерживать задачу на протяжении всего времени выполнения задания;
  • готовность выбирать для себя род занятий из предложенных на выбор;
  • умение удерживать внимание, слушая короткий текст, который читает взрослый, или рассматривая репродукцию;
  • умение правильно держать орудия письма и инструменты (карандаш, ручка, рамка, лупа и т.п.) – сформированность мелкой моторики рук.

Предпосылками познавательных УУД являются:

  • навыки сформированности сенсорных эталонов;
  • ориентировка в пространстве и времени;
  • умение применять правила и пользоваться инструкциями;
  • умение (при помощи взрослого) создавать алгоритмы действий при решении поставленных задач;
  • умение узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей действительности.
  • умение осуществлять классификацию и сериацию на конкретном предметном материале;
  • умение выделять существенные признаки объектов;
  • умение устанавливать аналогии на предметном материале;
  • умение моделировать (выделять и обобщенно фиксировать существенные признаки объектов с целью решения конкретных задач.);
  • умение производить знаково-символические действия, кодирование, декодирование предметов;
  • умение производить анализ и синтез объектов;
  • умение устанавливать причинно-следственные связи.
  • ориентировка в пространстве и времени;
  • умение применять правила и пользоваться инструкциями;
  • умение ориентироваться в книге;
  • умение листать книгу вперёд-назад с определённой целью;
  • умение находить нужную страницу;
  • умение ориентироваться по условным обозначениям в книге;
  • умение работать по иллюстрации (рассмотрение иллюстрации с разными задачами: оценка смысла всей иллюстрации или её части, поиск нужных частей иллюстрации, нужных героев, предметов и т.п.);
  • умение пользоваться простейшими инструментами.

Предпосылками коммуникативных УУД являются:

  • потребность ребенка в общении с взрослыми и сверстниками;
  • владение определенными вербальными и невербальными средствами общения;
  • строить монологичное высказывание и диалоговую речь;
  • желательно эмоционально позитивное отношение к процессу сотрудничества;
  • ориентация на партнера по общению;
  • умение слушать собеседника.
  • умение ставить вопросы; обращаться за помощью;
  • предлагать помощь и сотрудничество;
  • договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности.
  • формулировать собственное мнение и позицию;
  • строить понятные для партнёра высказывания;

О значимости игры в формировании произвольности поведения говорил ещё Д.Б. Эльконин, он считал, что в ролевой коллективной игре, ребенок может подняться на более высокую ступень развития, так как коллектив корректирует нарушения в подражании предполагаемому образцу, тогда как самостоятельно осуществить такой контроль ребенку бывает еще очень трудно.

В связи с этим мной был разработан комплекс коллективных игр и игровых упражнений по формированию коммуникативных предпосылок УУД (Приложение 1)

Игры и упражнения учат детей, навыкам этикета, устанавливать контакт со сверстниками и взрослыми, формируют уверенность, инициативность, умение слушать и понимать речь окружающих, грамматически правильно оформлять свою мысль, что приводит к появлению произвольных форм общения со сверстниками и взрослыми. Умению выражать свои чувства и понимать чувства другого, владеть элементарными способами эмоциональной поддержки. Рекомендую использовать такие совместные подвижные игры с детьми, которые позволяют развивать способность точно давать указания и принимать команды партнера, следовать им, проявлять внимательность, терпеливое отношение к сверстнику. На их основе у ребенка постепенно складывается более объективное, опосредствованное отношение к себе.

Приложение 1

Игра «Сиамские близнецы»

Цель: Развивать умение работать совместно в паре, координировать свои действия.

Ход:

Дети разбиваются на пары. В 1 раунде желательно, чтобы работали дети, которые могут стать хорошим примером для остальных.

Участникам пары необходимо сесть за стол напротив друг друга, вместе на листе бумаги нарисовать картину, при этом их руки привязаны лентой или шарфом друг к другу. Когда дети начнут рисовать, необходимо помнить правило, — рисовать можно только привязанной рукой. В процессе работы можно разговаривать между собой, обсуждать, что будут рисовать, в какой очередности, какой цвет будут выбирать и т.д.

После проведения игры, задайте детям вопросы:

- Удалось ли вам сотрудничать между собой (дружно, слаженно выполнять задание вместе)?

- Обсуждали ли вы, что будете рисовать? Что говорили друг другу?

- Все ли было понятно? А что нужно было сказать?

-Как вы распределяли между собой, кто, что будет рисовать?

- Понравился ли вам совместный рисунок?

- Что в этом задании было труднее всего?

- Что понравилось больше всего при выполнении задания?

- Нравится ли тебе (вам) выполнять задание вместе, сотрудничать?

Игра «Доброе животное»

Цель: способствовать сплочению детского коллектива, научить детей понимать чувства других, оказывать поддержку и сопереживать.

Ход:

Воспитатель (говорит тихим, таинственным голосом): «Встаньте, пожалуйста, в круг и возьмитесь за руки. Мы – одно большое доброе животное. Давайте послушаем, как оно дышит! А теперь подышим вместе! На вдох – делаем шаг вперед, на выдох – шаг назад. А теперь на вдох делаем 2 шага вперед, на выдох делаем 2 шага назад. Вдох — 2 шага вперед. Выдох- 2 шага назад. Так животное не только дышит, но так же четко и ровно бьется его большое доброе сердце. Стук – шаг вперед, стук – шаг назад и т. д. Давайте возьмем себе дыхание и стук сердца этого животного.

Игровое упражнение «Проведи слепого»

Цель: Развивать умение доверять партнеру по паре, координировать свои действия

Ход:

Детей разделите на пары (по желанию, по росту, по алфавиту имен, по цвету волос, глаз). В ларе дети, договорившись между собой, выбирают, кто будет играть роль слепого; ему завязывают глаза. Цель игры в том, чтобы с помощью словесных команд довести игрока с завязанными глазами от одного конца комнаты до другого так, чтобы он ни разу не споткнулся и не коснулся руками или телом ни одного препятствия (это могут быть игрушки, спортивные атрибуты). Для этого словесные команды партнера должны быть очень точными и продуманными. За каждое касание пара получает штрафное очко. Побеждает та пара, которая проведет своего игрока более точно, быстро и получит меньше штрафных очков.

Игра «Гусеница»

Цель: Развивать умение доверять друг другу, формировать умению скоординировать свои усилия с действиями остальных участников.

Ход:

Для проведения игры необходимо подготовить воздушные шарики — по одному на каждого участника.

Детям необходимо построиться в цепочку, соблюдая следующие условия:

  • руки каждого лежат на плечах впереди стоящего
  • воздушный шар зажат между животом одного и спиной другого
  • дотрагиваться до воздушного шара (поправлять, придерживать и пр.)

запрещается;

  • первый участник в цепочке держит свой шар на вытянутых руках.

Таким образом, в единой цепи, но без помощи рук, необходимо пройти по определенному маршруту. В ходе движения по маршруту участников ожидают различные препятствия: натянутые веревки, перевернутые стулья, повороты в самых неожиданных местах... Основная задача: пройти через все это и вернуться на исходные позиции, не выпустив ни одного шар.

Игровое упражнение «Ассоциации»

Цель: Развивать умение лучше узнать себя, увидев глазами других детей.

Ход:

Для этого упражнения понадобятся картинки или игрушки известных литературных героев, персонажей мультфильмов, фотопортреты самих детей в разном эмоциональном состоянии. Дети составляют рассказы о том, кто изображен на фото или иллюстрации. Особое внимание следует обратить на то, что в данный момент чувствует, переживает этот человек, и каковы возможные причины этих переживаний.

Детей просят по сигналу ведущего поднять карточку, на которой персонаж удивлен, обижен, радуется и т.д., можно также попросить детей рассказать случай из своей жизни, когда они испытывали такие же чувства.

Игровое упражнение «Волшебные очки»

Цель: Развивать умение адекватно воспринимать эмоциональное состояние другого ребенка.

Ход: Дети садятся по кругу и передают друг другу воображаемые волшебные очки, надевая которые, можно увидеть и интересно назвать по имени, вспомнить или придумать еще больше позитивных особенностей сверстника.

Литература

  1. Асмолов А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия. – М.: Просвещение, 2008.
  2. Арефьева О.М. Формирование коммуникативных универсальных учебных умений младших школьников: автореферат диссертации. М., 2012.
  3. Формирование универсальных учебных действий в предшкольном образовании: Учебное пособие / Под общей редакцией Р.Р. Магомедова. – Ставрополь: Изд-во СГПИ, 2012.
  4. Чернецкая Л. В. Развитие коммуникативных способностей у дошкольников: практическое руководство для педагогов и психологов ДОУ / Л. В. Чернецкая. – Ростов н/Д.: Феникс, 2009 – 256 с.
 

Журнал

Дошкольник.РФ

Как попасть в журнал

Предлагаем педагогам, психологам, воспитателям, методистам, учителям и др. размещение творческого материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 7 (104) за 2018 год
Скачать Номер 6 (103) за 2018 год
Скачать Номер 5 (102) за 2018 год
Скачать Номер 4 (101) за 2018 год
Скачать Номер 3 (100) за 2018 год
Скачать Номер 2 (99) за 2018 год
Скачать Номер 1 (98) за 2018 год
Скачать Номер 12 (97) за 2017 год
Скачать Номер 11 (96) за 2017 год
Скачать Номер 10 (95) за 2017 год
Скачать Номер 9 (94) за 2017 год
Скачать Номер 8 (93) за 2017 год
Скачать Номер 7 (92) за 2017 год