Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Фейсбук

Подписаться на facebook.com
Сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях введения ФГОС ДО
Педагогика
Автор: Жолобова Оксана Сергеевна   
17.06.2018 12:50

Сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях введения ФГОС ДОСопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях введения ФГОС ДО

Жолобова Оксана Сергеевна учитель-логопед МБДОУ ДС №38 «Колобок» г. Туапсе МО Туапсинский район

По закону «Об образовании в РФ» и ФГОС ДО каждый ребенок имеет равные возможности в получении образования, возможности быть готовым к школьному обучению на своем уровне, соответственно своим личностным особенностям.

В связи с этим сопровождение дошкольников с ОВЗ и детей – инвалидов не может быть ограничено рамками задач преодоления трудностей в воспитании и обучении, а включает в себя обеспечение успешной социализации, сохранения здоровья, коррекцию нарушений.

В нашем ДОУ открыты группы компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи и группа комбинированной направленности, которую посещают дети — инвалиды с нарушением слуха.

 

Основная цель коррекционно-педагогической работы педагогов ДОУ — создание условий для всестороннего развития ребенка с ОВЗ и ребёнка – инвалида, выравнивание его речевого и психофизического развития и обеспечение его гармоничного включения в коллектив сверстников. В связи с этим рабочей группой нашего образовательного учреждения в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом, была разработана адаптированная основная образовательная программа дошкольного образования и индивидуальные образовательные маршруты, составленные с учетом индивидуальных особенностей развития каждой категории детей.

Развивающая предметно-пространственная среда в этих группах организована в соответствии с ФГОС ДО, т. е. содержательно — насыщенная, трансформируемая, полифункциональная, вариативная, доступная и безопасная, создана с учётом возрастных и психологических особенностей старших дошкольников.

Зонирование помещений продумано таким образом, чтобы материалы, стимулирующие развитие речевых и познавательных способностей, располагались в разных функциональных зонах. Для этого в группе сформированы небольшие субпространства – так называемые центры активности. В каждом Центре содержится достаточное количество материалов для исследования и игры. Материалы заменяются по мере того, как дети приобретают новые навыки, знания, как появляются новые интересы.

В групповой комнате у нас проходит как фронтальная, так и подгрупповая деятельность. Благодаря нашей администрации (приобретение «Мультимедийного оборудования», песочных столов с подсветкой) образовательный процесс стал более интересным, зрелищным, комфортным.

Сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья и детей – инвалидов в нашем детском саду строится на взаимодействии следующих специалистов: учитель – логопед (учитель – дефектолог), педагог — психолог, музыкальный руководитель, медицинские работники, воспитатели группы. Воспитатели группы осуществляют работу по развитию навыков общения детей с ОВЗ со сверстниками, выполняют и компенсаторную функцию, восстанавливая позитивную окрашенность отношений детей с окружающим миром.

Музыкальный руководитель осуществляет подбор и внедрение в повседневную жизнь ребёнка музукотерапевтических произведений, что сводит к минимуму поведенческие и организационные проблемы, повышает работоспособность детей, стимулирует их внимание, память, мышление.

Медицинский работник осуществляет изучение и оценку соматического здоровья и состояния нервной системы ребёнка с ОВЗ в соответствии со средневозрастными критериям.

Работа педагога — психолога включает следующие направления: коррекционно – развивающая работа по развитию высших психических функций; работа с детьми, имеющими отклонения в поведении; коррекция агрессивности; профилактическая работа по развитию эмоций.

Я, Жолобова Оксана Сергеевна, учитель – логопед (учитель – дефектолог), работаю над развитием связной речи, грамматическим строем речи, развитием слухового восприятия и коррекции произношения. В качестве основных технологий применяю: здоровьесберегающие технологии, игровые технологии, технологию развивающего обучения, информационно-коммуникативные технологии. Опыт работы с детьми с ОВЗ и детьми — инвалидами показывает, что такие воспитанники требуют к себе особого внимания, поэтому использую в своей работе «Песочную терапию». «Чудо – песочницы» с подсветкой позволяют сделать НОД увлекательнее, ведь занятия проходят в непринужденной и легкой для воспитанников форме игры, формируя полезные навыки и помогая развитию всех мыслительных процессов, развитию речи, разрядки агрессивных импульсов, снятию мышечного и эмоционального напряжения, тревоги. «Песочная терапия» способствует развитию творческого мышления, эстетических и художественных навыков и умений, креативности, развитию навыков взаимодействия друг с другом на групповой НОД.

Широко использую фонетическую ритмику, так как она включает в себя комплекс упражнений (по формированию речевого дыхания, дикции (артикуляционная гимнастика), на автоматизацию поставленных звуков, для развития речевой интонационной выразительности, логоритмические упражнения, на развитие выразительной мимики, жестов, элементы пантомимы; на разыгрывание мини – диалогов, потешек, песенок, стихов). Упражнения использую в организационных моментах или на физминутках. Применяемые технологиипозволяют дольше сохранить работоспособность дошкольников, а также повысить интерес к НОД.

В нашем ДОУ широко используется театрализованная деятельность – это прекрасная возможность раскрытия творческого потенциала ребёнка, воспитание творческой направленности личности, а фонетическая ритмика является неотъемлемым подспорьем в этом.

Таким образом, коррекционно – развивающая работа с детьми с ОВЗ и детьми — инвалидами строится на основе теории интеграции образования, личностно – ориентированного подхода, на принципах соблюдения интересов ребёнка, системности, непрерывности, носит рекомендательный характер оказания помощи. А правильно организованная предметно – развивающая среда способствует личностному, интеллектуальному и речевому развитию ребёнка с ОВЗ. Тесное взаимодействие педагогов и родителей на основе продуманной и налаженной сети интегрированных связей, комплексной диагностики помогает осуществить оптимальный выбор методов, адекватных возрасту и структуре дефекта детей с особыми образовательными потребностями, чем достигается эффективность и стабильность результатов.

 

Журнал

Дошкольник.РФ

Как попасть в журнал

Предлагаем педагогам, психологам, воспитателям, методистам, учителям и др. размещение творческого материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 7 (104) за 2018 год
Скачать Номер 6 (103) за 2018 год
Скачать Номер 5 (102) за 2018 год
Скачать Номер 4 (101) за 2018 год
Скачать Номер 3 (100) за 2018 год
Скачать Номер 2 (99) за 2018 год
Скачать Номер 1 (98) за 2018 год
Скачать Номер 12 (97) за 2017 год
Скачать Номер 11 (96) за 2017 год
Скачать Номер 10 (95) за 2017 год
Скачать Номер 9 (94) за 2017 год
Скачать Номер 8 (93) за 2017 год
Скачать Номер 7 (92) за 2017 год