Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

СОЗДАНИЕ СОВРЕМЕННОЙ РАЗВИВАЮЩЕЙ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ КАК ОДНО ИЗ ГЛАВНЫХ УСЛОВИЙ КАЧЕСТВА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Педагогика
Автор: Кашкарёва Татьяна Павловна   
28.03.2018 20:47

СОЗДАНИЕ СОВРЕМЕННОЙ РАЗВИВАЮЩЕЙ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ КАК ОДНО ИЗ ГЛАВНЫХ УСЛОВИЙ КАЧЕСТВА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯСОЗДАНИЕ СОВРЕМЕННОЙ РАЗВИВАЮЩЕЙ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ КАК ОДНО ИЗ ГЛАВНЫХ УСЛОВИЙ КАЧЕСТВА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Кашкарёва Т.П. воспитатель

Дошкольное образование является первым звеном в системе образования России. Эта идея была записана еще в 1918 году в «Положении о единой трудовой школе». С раннего возраста ребенку гарантировано право на образование. Система Дошкольного образования постоянно изменяется, совершенствуется, обновляется. Она выполняла и выполняет важнейший социальный заказ общества, является одним из факторов его развития. В Законе РФ «Об образовании» (статья 18) поддерживается роль родителей, которые являются первыми педагогами. В их обязанность входит развитие основ физического, Нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в младенческом возрасте.

 

Качество образования в современных условиях жизни нашего общества является приоритетной задачей воспитания подрастающего поколения. Развитие современного общества предъявляет новые требования ко всем образовательным учреждениям, в том числе и к дошкольным организациям, т. к. именно дошкольное образование является первой ступенью в системе образования. С 1 января вступил в силу закон Российской Федерации «Об образовании» № 273-ФЗ (3) и вступивший в силу с 1 января 2014 г. ФГОС ДО от 14. 11. 2013г. (2), в котором говорится о «…создании социальной ситуации развития для участников образовательных отношений, включая создание образовательной среды».

Дошкольное образование остро нуждается в решении проблемы, касающейся качества образования, в изменении профессиональной позиции работников образовательных организаций. В современном мире существует немного эффективных способов для комплексной оценки качества дошкольного образования. Одним из способов являются шкалы для комплексной оценки качества образования в дошкольных образовательных организациях (ECERS). Шкалы ECERS- Rпредставляют собой шкалы наблюдений, которые позволяют оценивать одну конкретную образовательную группу дошкольного образовательного учреждения. В основе процедуры оценивания, лежит наблюдение, и занесение результатов этого наблюдения в оценочные листы с пояснениями, почему дана та или иная оценка по каждому индикатору.

Вначале шкалы ECERS даётся содержание, инструкция по использованию, система оценки и оценочный лист, профиль.

В состав ECERS входят 7 подшкал:

  1. «Пространство и оборудование»,
  2. «Уход за детьми»,
  3. «Виды активности»,
  4. «Занятия»,
  5. «Взаимодействие»,
  6. «Структурирование педагогической работы»,
  7. «Родители и воспитатели».

Каждая подшкала имеет отдельные индикаторы. Количество показателей варьируются от 4 (речь и мышление) до 10 показателей (виды активности) в зависимости от подшкал. Всего для наблюдения оценивания предлагается 43 показателя, которые охватывают всю образовательную среду.

В процессе заполнения оценочных листов формируется общая оценка качества образования. Результаты, полученные во время проведения экспертизы, оказываются качественными и убедительными, потому что показывают наиболее сильные и слабые стороны качества образования конкретной группы в данный период времени.

Шкалы ECERS –Rмогут быть использованы на разных уровнях:

  • Дошкольным образовательным учреждением для рефлексии и постановки дальнейших целей по улучшению качества образования
  • Руководителями для проведения исследований и принятия управленческих решений
  • Институтами независимой оценки качества образования для экспертизы качества образования дошкольной образовательной организации.

Предоставляемые образовательной организацией условия следует оценивать не в принципе (что есть в наличии), а на момент наблюдения (что может быть использовано в этот день, в это время года, в такую погоду).

Комплексная оценка качества дошкольного образования на основе шкал ECERS – R проводилась на базе нашего муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад №12 г. Черемхово», в группе детей 4-5 лет (средняя возрастная группа).

Цельюэкспертизы являласьапробация инструментов комплексной оценки качества дошкольного образования на основе шкал ECERS – R.

Наблюдение было организовано по стандартизированному оценочному листу. Дополнительно по предусмотренным оценочным показателям проводилось интервью с воспитателем данной группы и администрацией дошкольной образовательной организации.

На первом этапе нами была проведена средовая диагностика, которая включала специфический набор действий, дающих возможность судить о состоянии среды и личностном развитии ребенка, обследование реальной предметно-пространственной среды, оценивание ее возможностей, определение у детей значений среды, ее позитивных и негативных элементов.

На втором этапе первым шагом было ознакомление с результатами экспертизы образовательной среды по шкалам ECERS.

Вторым нашим шагом было проведение мини-интервью в игровой форме, которое помогло нам в дальнейшем выявить предпочитаемые виды деятельности детей в группе (игра, продуктивная деятельность, общение и др.), потребности в изменении развивающей предметно-пространственной среды. Воспитатель здесь выступал в роли репортера и задавалдетям вопросытипа: «Что ты больше всего любишь делать?», «Из чего любишь лепить больше всего?», «Хочется ли что-то поменять в группе — мебель, игрушки и т. п.?», «Что тебе нравиться в группе?», «Что бы ты убрал из группы?», «Чтобы ты хотел, еще в группе?», «Чего не хватает?», «Каких цветов должно быть больше?» и т. д.

Следующий этап – средовое проектирование, предполагающее прогнозирование разрешающих возможностей предметно-пространственной среды, конструирование надлежащих значений среды, моделирование.

На данном этапе, совместно c детьми был создандетско-взрослый проект по изменению развивающей предметно-пространственной среды группы на формате листа А1: 841х594 мм (ватмане). Генераторами идей детско-взрослого проекта сталидети.

Надо отметить, что метод моделирования отлично подходит для выявления предпочитаемых игровых зон группы и определения предпочтений в организации развивающей предметно-пространственной среды. Дети с помощью бумажных (или других) геометрических фигур могут создать на листе бумаги формата А1 интересные для них игровые зоны (центры) группы и др. В нашем случае детям были предложены картинки с изображением разнообразной мебели для групповой комнаты. Ребята обсуждали и выбирали какую мебель они хотели бы видеть в группе и её расстановка. Так же, исходя из предпочтений детей, которые они высказывали в интервью, нами были заранее подготовлены картинки (н-р: черепашка в живом уголке, цветы, игрушки), а детям предлагалось лишь расположить их на бумаге там, где они желают.

После проведённой работы, мы обсудили готовый совместный с детьми проект по изменению развивающей предметно-пространственной среды группы с заместителем заведующего по ВМР. Определили в детско-взрослом проекте недостающие элементы в соответствии с подшкалами ECERS, их показателями и индикаторами.

Следующим нашим шагом стало создание своего (взрослого) итогового проекта по изменению развивающей предметно-пространственной среды группы с учётом детско-взрослого проекта, интересов и предпочтений детей, выявленных в ходе мини-интервью с детьми, а также подшкал ECERS, их показателей и индикаторов.

Далее, мыпознакомилиродителей воспитанников на родительском собрании с двумя проектами: детско-взрослым и нашим (взрослым) итоговым проектом по изменению развивающей предметно-пространственной среды группы. Мы акцентировали внимание родителей на то, что хотят иметь дети в среде группы, что ими на данный момент более востребовано: игры, игрушки и иное оборудование. Привлеклик представлению детско-взрослого проекта на родительском собрании нескольких детей. Это способствовало налаживанию эмоционального контакта с родителями, а также улучшению детско-взрослых отношений на основе осознанного отношения родителей к организации интересного образа жизни ребенка в ДОО в котором он проводит большую часть дня.

Следующий этап: средовое продуцирование — создание психолого-педагогических условий по освоению детьми педагогически целесообразной развивающей предметно-пространственной среды и конкретные изменения в ней для детей и взрослых. На данном завершающем этапе мы реализовалисовместно с родителями, детьми и персоналом ДООсвой (взрослый) итоговый проект по изменению развивающей предметно-пространственной среды группы, составленный с учётом детско-взрослого проекта, интересов и предпочтений детей, а также с учётом подшкал ECERS.

На этапе рефлексии мы провели мини-интервью с детьми, педагогами и родителями «Новая группа — новые впечатления!». Дети отразили свои новые впечатления, ощущения и настроения в рисунках. Позже познакомилиродителей на родительском собрании с небольшими видео фрагментами из жизни детей в измененной предметно-пространственной среде группы.

Качество не появляется внезапно, его необходимо планировать. Проектирование и создание развивающей предметно-пространственной среды группы является одним из главных факторов успеха.

Литература:

  1. Аверин, С.А. Реализуем ФГОС ДО: моделирование развивающей предметно — пространственной среды современной дошкольной образовательной организации: методическое пособие для специалистов дошкольного образования / С.А. Аверин, Т.Г. Коновалова, В.А. Маркова. – М.: ЗАО «ЭЛТИ-КУДИЦ», 2014. – 114 с.
  2. Пятница, Т. В. Развивающая среда дошкольного учреждения: пособие для педагогов дошкольных учреждений, обеспечивающих получение дошкольного образования / Т.В. Пятница. — 2 изд. Мозырь ООО ИД «Белый ветер». — 2009. – 291 с.
  3. Хармс, Т. Шкалы для комплексной оценки качества образования в дошкольных образовательных организациях. ECERS-R: переработанное издание / Тельма Хармс, Ричард М. Клиффорд, Дебби Крайер. — М.: Издательство Национальное образование, 2017. — 136 с.
  4. Шия О.А., Воробьёва Е.В. Новыевозможностиоценки качества образования: шкалы ECERS-Rапробированы в России // Современное дошкольное образование. Теория и практика, 2015 №7 (59) С. 38-49.
  5. Юдина Е.Г. Шкалы ECERS-R как метод оценки качества и развития российской системы дошкольного образования // Современное дошкольное образование. Теория и практика. 2015. №7 (59) С. 22-26.
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 14 (330) выйдет
19 апреля 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 13 (329) за 2024 год
Скачать Номер 12 (328) за 2024 год
Скачать Номер 11 (327) за 2024 год
Скачать Номер 10 (326) за 2024 год
Скачать Номер 9 (325) за 2024 год
Скачать Номер 8 (324) за 2024 год
Скачать Номер 7 (323) за 2024 год
Скачать Номер 6 (322) за 2024 год
Скачать Номер 5 (321) за 2024 год
Скачать Номер 4 (320) за 2024 год
Скачать Номер 3 (319) за 2024 год
Скачать Номер 2 (318) за 2024 год
Скачать Номер 1 (317) за 2024 год