| Практика по формированию навыков безопасного поведения на улицах города у детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ |
| ПДД детям | |||
| Автор: Соколова Наталья Владимировна | |||
| 16.11.2025 18:40 | |||
|
«Уярский детский сад «Планета детства» Разработала и реализует: воспитатель Соколова Наталья Владимировна Предисловие Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования основан не только на технических аспектах педагогики для детей дошкольного возраста, но и на прочной идеологической основе. Это важный шаг к повышению значимости и выделению образования в детских садах как самостоятельного уровня общего образования. Ожидается, что внедрение ФГОС дошкольного образования существенно повлияет на работу и развитие дошкольных образовательных учреждений, включая меры по профилактике дорожно-транспортного травматизма среди детей. Одна из ключевых задач в обеспечении безопасности дорожного движения – это профилактика детского травматизма в детских садах. Воспитание безопасного поведения у детей – это одна из главных задач дошкольного учреждения. Ребёнок начинает быть пешеходом задолго до того, как он станет готов к этому с точки зрения знаний, умений и развития. С первых дней пребывания малыша в детском саду необходимо организовать его воспитание и обучение так, чтобы к моменту перехода в школу он уверенно ориентировался в своем окружении, умел наблюдать и адекватно оценивать дорожные ситуации, а также обладал навыками безопасного поведения в таких обстоятельствах. При планировании игровых образовательных ситуаций для детей с ОВЗ в дошкольном учреждении мы столкнулись с нехваткой материалов по этой теме. Подходя к решению проблемы с творческой стороны, было решено разработать методические материалы, направленные на формирование навыков безопасного поведения на улицах города у детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ. Эта практика поможет педагогам научить детей старшего дошкольного возраста навыкам безопасного поведения на улицах, учитывая городскую инфраструктуру. Она также развивает навыки сотрудничества, воспитывает умение работать как индивидуально, так и в группе, а также знакомит с основными правилами дорожного движения. Программные задачи, изложенные в сборнике конспектов, способствуют развитию различных психологических процессов, таких как слуховое и зрительное внимание, память, мелкая моторика рук, воображение и сообразительность. Введение Дети с ограниченными возможностями здоровья действительно подвержены большему риску возникновения дорожно-транспортных происшествий по сравнению с их нормально развивающимися сверстниками. Это действительно важная и настоятельная проблема. В то же время, вопросы транспортной культуры и безопасного поведения среди обучающихся детей с ОВЗ требуют более глубокого изучения. Недостаток исследований по особенностям формирования безопасного поведения у таких детей, а также факторов, способствующих возникновению опасных ситуаций, создает пробелы в данной области. Нам нужно обращать внимание на эти аспекты, чтобы разработать эффективные программы и методы обучения, которые помогут защитить детей и сформировать у них навыки безопасного поведения на дороге. Дошкольный возраст – это критически важный период, когда закладываются основы транспортной культуры и навыков безопасного поведения. К сожалению, именно в этом возрасте дети наиболее уязвимы и часто становятся участниками дорожно-транспортных происшествий. Наличие ограниченных возможностей здоровья, действительно, может затруднять реакцию и адекватную оценку дорожной ситуации, что еще больше подчеркивает необходимость целенаправленного обучения. Важно, чтобы дошкольные образовательные учреждения активно занимались вопросами формирования культуры безопасного поведения на дороге, особенно у детей с ОВЗ. Это не только поможет им быть более внимательными на улице, но и даст им уверенность, что они могут безопасно передвигаться в окружающем мире. Обзор педагогических исследований свидетельствует, что дети-дошкольники испытывают определённые трудности в освоении навыков дорожной безопасности, обусловленные особенностями восприятия окружающего мира. Так, дети младше восьми лет обращают внимание лишь на интересные им звуки, игнорируя важные сигналы окружающей среды, особенно на дороге. Это осложняется ограниченным полем зрения ребёнка по сравнению со взрослыми, слабостью развитых навыков пространственного ориентирования ( «право-лево»), низкой скоростью реакции и способностью быстро менять фокус внимания. К тому же малыши зачастую плохо знакомы с принципами движения транспортных средств разных типов и лишены опыта самостоятельного передвижения в сложных условиях дорожного движения. Такие индивидуальные характеристики влияют на формирование правильного понимания и поведения ребенка на улице. Из-за небольшого роста и повышенной подвижности число возможных рисков на дорогах среди дошкольников значительно превышает аналогичные показатели у старших возрастных групп. Задача образовательных мероприятий по правилам дорожного движения состоит в воспитании у дошкольников внимательного отношения к своему здоровью и приобретении ими необходимых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах. Тем не менее, многие организованные занятия недостаточны для полноценной защиты жизни и здоровья юных пешеходов и пассажиров. Именно поэтому предотвращение случаев детского травматизма на дорогах продолжает оставаться важной задачей современности. Обучение безопасным дорожным навыкам является неотъемлемой частью образовательной программы детских садов, соответствующей Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования. Работа над формированием безопасного поведения проводится через разнообразные формы активности дошкольников: игры, творчество, исследовательские задания и прочие образовательные подходы. Главная задача педагогов дошкольных учреждений в области профилактики детского дорожно-транспортного травматизма, заключается в формировании у воспитанников сознательного и осторожного поведения на городских улицах. Реализация этой цели достигается посредством последовательного выполнения ряда конкретных задач:
Особенно важно учитывать возрастные и личностные характеристики дошкольников с особенностями развития при организации обучения основам безопасного поведения на дорогах. Эти дети часто испытывают трудности в освоении необходимых навыков путем обычного подражания взрослым, что легко удается их здоровым ровесникам. Без систематизированного и целенаправленного педагогического воздействия данная группа воспитанников не способна самостоятельно овладеть необходимыми алгоритмами и моделями поведения в сложных дорожно-транспортных ситуациях. Дети с ограниченными возможностями здоровья сталкиваются с существенными проблемами при освоении навыков безопасного поведения на дорогах. Им требуется гораздо больше времени для понимания и запоминания правил дорожного движения. Переход от теоретических знаний к практике представляет значительные трудности, поскольку они испытывают сложности с адаптацией полученных сведений к новым ситуациям и контролем над обстановкой на дорогах. Многие дети с ОВЗ вынуждены многократно повторять одни и те же действия, чтобы закрепить необходимые умения, что создает дополнительные проблемы в быстро меняющейся реальной дорожной среде. Следовательно, подчеркнем важность того факта, что без целенаправленной педагогической поддержки у детей с ограниченными возможностями здоровья транспортная культура либо не формируется вовсе, либо приобретает неправильный характер. Это обязывает образовательные учреждения сосредоточенно заниматься развитием навыков безопасного поведения на дорогах среди детей с особыми образовательными потребностями. Ключевым аспектом профилактической работы должно стать создание специализированных игровых образовательных ситуаций, основанных на глубоком осознании специфических трудностей и потребностей детей с ОВЗ в освоении правил дорожного движения. Основная часть В ходе практической работы была разработана серия методических материалов, направленных на формирование у детей навыков безопасного поведения в городской среде. Были организованы специальные условия, позволяющие развивать у ребенка важные качества личности, такие как активность, самостоятельность, умение ориентироваться в пространстве, координация движений глаз и рук, внимательность, память, речь, мышление, а также способность применять полученные знания в повседневной жизни. Методическая разработка реализуется на базе Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Уярский детский сад «Планета детства» город Уяр по теме: «Организация работы по развитию навыков безопасного поведения у дошкольников с особыми потребностями в городском пространстве». Целью данной практики является выявление эффективных способов создания благоприятных психологических и педагогических условий в рамках образовательной среды детского сада, способствующих наилучшему освоению дошкольниками с ограниченными возможностями здоровья правил дорожного движения, формированию у них жизненно необходимых умений и навыков, а также выработки стабильных и надежных привычек безопасного поведения на городских улицах. Особенностью данной инновационной практики является удачное сочетание новейших образовательных технологий с классическими приемами работы, нацеленными на формирование прочных навыков безопасного поведения у детей с ограниченными возможностями здоровья в городской среде. Инновационные аспекты практики выражены следующим образом:
Сценарно-методические материалы представляют собой единый комплект документов, построенных вокруг игровых подходов, используемых педагогом в сотрудничестве с детьми. Игровой компонент служит мотивирующим началом и основой для всей последующей образовательной деятельности. Материалы структурированы логически и основаны на личном опыте ребёнка, его интересах, предпочтениях, стремлениях и ценностных ориентирах, что определяет уникальность восприятия и осмысления окружающего мира каждым ребёнком. При создании конспектов и проведении игровых ситуаций руководствовались следующими педагогическими принципами:
Реализация игровых ситуаций включает несколько ключевых направлений работы:
Цель данной разработки заключается в обучении детей умению распознавать и правильно оценивать различные ситуации, соблюдать установленные правила и общественные нормы, формировать навыки безопасного поведения на дорогах. Задачи разработки:
Конспекты уроков содержат продуманное использование необычных форм организации обучения и современных образовательных технологий, таких как палочки Кюизенера, блоки Дьенеша и технология ТРИЗ. Эти развивающие игровые техники превращают процесс познания в увлекательную игру для ребенка, устраняя возможные проблемы мотивации и пробуждая любопытство к неизведанным знаниям. Таким образом, педагоги создают оптимальные условия для полного и всестороннего развития каждого малыша. Логические блоки Дьенеша – это особая развивающая игра, предназначенная для детей дошкольного возраста. Их включение в представленные сценарно-методические материалы дало возможность наглядно демонстрировать важные концептуальные идеи, такие как алгоритмы, логические операции и процессы кодирования информации. Благодаря этому дети смогли легче усваивать абстрактные понятия, развивая логическое мышление и интеллектуальные способности. Разнообразные занятия с логическими блоками способствуют формированию у дошкольников целого ряда интеллектуальных навыков. Эти занятия позволяют развивать способности к анализу, абстрактному мышлению, сравнению, классификации, обобщению, а также обучению кодированию и декодированию информации. Специально созданные игры и задания помогают детям осваивать начальные навыки следования алгоритмам и совершать мысленные операции. Использование блоков улучшает внимание, память и восприятие, а благодаря своей форме – кругу, квадрату, прямоугольнику и треугольнику – служит отличным способом закрепить знания детей о разных видах транспортных средств. Цветные счетные палочки Кюизенера, применяемые в образовательной практике, представляют собой широко используемый инструмент для малышей от трех до семи лет, стимулирующий развитие когнитивных навыков. Это многофункциональный материал, позволяющий детям посредством практических занятий упорядочивать знания о различных видах транспорта, способствовать раскрытию творческих способностей, активизации фантазии, улучшению восприятия окружающего мира, повышению интереса к познанию, совершенствованию мелкой моторики рук, развитию мыслительной деятельности, внимательности, ориентации в пространстве, конструированию моделей и поддержанию дисциплины. Благодаря работе с палочками дети приобретают основы логического мышления, воспитывают терпение и трудолюбие, улучшают свою организованность и формируют навыки самоконтроля. Занятия с таким материалом увлекательны и полезны, оказывая положительное влияние на формирование креативности и творческого потенциала каждого ребенка. Эффективность работы по формированию навыков безопасного дорожного движения у дошкольников с особыми потребностями существенно повысилась благодаря внедрению методики ТРИЗ. Данная техника объединяет широкий спектр методов и подходов, позволяющих не только развивать детскую фантазию и логику, но и формировать системное мышление, понимание сути явлений и процессов. Применение методов ТРИЗ превращает обычное обучение в активно-развивающее, способствуя полноценному освоению материала и дальнейшей успешности его использования в повседневной жизни. Особенную значимость такая методика приобретает в раннем детстве, ведь именно в этот период важно пробудить у ребенка искреннюю заинтересованность и мотивацию к учебе. Через использование технологий ТРИЗ удается увлечь ребят, обеспечивая глубокое усвоение необходимых знаний и формирование устойчивых навыков безопасного поведения на дорогах. Таким образом, внедрение методики ТРИЗ создает надежную базу для успешного освоения базовых понятий дорожной грамотности и осознанного отношения к вопросам личной безопасности. Основой педагогического подхода в обучении детей выступает принцип исследовательского поиска. Взрослый не обязан преподносить готовую информацию или демонстрировать истины, напротив, задача педагога – направить воспитанников на самостоятельное обнаружение истины. Когда ребенок задает вопрос, важно не спешить с готовым ответом, а поинтересоваться мнением самого малыша, предложить поразмышлять вместе и с помощью подсказывающих вопросов подтолкнуть к самостоятельному открытию правильного ответа. Если же инициатива исходит не от ребенка, учитель выявляет проблему или несоответствие, ставя ученика перед необходимостью самостоятельно решить поставленную задачу. Такой подход позволяет малышу пройти аналогичный историческому процесс исследования и преобразования окружающей действительности. Грамотное применение методик и техник ТРИЗ стимулирует у дошкольников стремление творчески справляться с возникающими проблемами, что станет полезным навыком как в школьные годы, так и в последующей взрослой жизни. Образовательная деятельность становится интересной и эффективной благодаря применению бесед, созданию проблемных учебных ситуаций, проведению интеллектуально-развивающих игр. Все занятия строятся преимущественно в игровой форме, что соответствует возрастным особенностям детей и способствует наилучшему восприятию учебного материала. Игра в детском саду – особый вид взаимодействия взрослого и ребенка, наиболее соответствующий возрасту дошкольника. Она формирует моральные ценности, исправляет негативные поведенческие реакции, развивает необходимые компетенции, облегчающие социальную адаптацию детей. Игровые ситуации с соревновательным элементом, чтение литературных произведений, загадки активизируют детский мозг, направляя мысли детей на решение поставленных задач. Методика обучения строится не на прямом наставничестве, которое могло бы негативно сказаться на понимании и самостоятельной работе ребенка над заданиями, а на создании атмосферы сотрудничества, совместного участия взрослых и детей, гарантирующей каждому ребенку одинаковые возможности для достижения целей образовательного процесса. Структура конспектов учебной деятельности определена особенностями содержания и специфики игрового формата занятий с детьми, включая три взаимосвязанные части: вступительная часть, основной этап (ход занятия) и завершение. Такая структура позволяет гармонично интегрировать и последовательно реализовывать задачи из различных областей образовательной программы учреждения. Разработанная система работы, состоящая из комплекса разнообразных заданий, упражнений и педагогических приемов (наглядно-практических, игровых, словесных), направлена на помощь детям в освоении эффективных способов познания и применении полученных знаний в собственной практической деятельности. Используемые в ходе образовательной деятельности методы и приемы способствуют развитию у детей интеллектуального, исследовательского и коммуникативного потенциалов, формируя новые личностные качества. Всё это создаёт благоприятные условия для полноценного становления целостного мировоззрения и гарантирует эффективную реализацию развивающих целей игровой образовательной деятельности, интегрируя ее с умственным, речевым развитием и другими важными аспектами воспитания. Занятия с детьми дошкольного возраста строятся с учётом их текущих знаний и представлений, поддерживая постоянный интерес малышей на протяжении всего образовательного процесса. Применяются разнообразные игровые методики и наглядные пособия, которые помогают привлекать внимание ребят, стимулируют их к активным размышлениям и формируют умение самостоятельно приходить к правильным выводам, доказывая свою точку зрения. Начало каждого занятия предусматривает подготовку детей к предстоящей игре-обучению: педагог привлекает внимание воспитанников, вызывает интерес и создаёт радостный эмоциональный настрой перед началом занятия. Процесс каждой игровой ситуации в рамках конспекта представляет собой активную интеллектуальную и практическую работу детей, направленную на освоение, закрепление и повторение необходимых знаний и навыков, соответствующих поставленным образовательным, развивающим и воспитательным целям. Завершается каждая игровая ситуация подведением итогов и оцениванием полученных результатов. Вместе с педагогом дети анализируют эффективность проведённой игры, оценивают степень освоения поставленных учебных задач. Продолжительность игровых моментов оптимальна и полностью задействована, обеспечивая достижение положительного результата благодаря грамотной организации педагогического процесса. Конспекты составлены так, чтобы привлечь к активному участию всех детей, учитывая индивидуальные особенности каждого ребёнка, способствуя формированию способности самоконтроля и самооценки своей деятельности. Организация образовательной деятельности строится на уважительном подходе педагога ко всем высказываниям детей относительно обсуждаемой темы. Формы организации детей могут варьироваться: малыши могут сидеть за столами, стоять на ковре или свободно перемещаться по группе. Такие подходы позволяют сочетать разные способы объединения детей: работа парами, небольшими группами или всей группой сразу. Это способствует развитию у дошкольников навыков сотрудничества и совместной деятельности со сверстниками. Заключение Данная практика направлена на формирование навыков безопасного поведения на дороге у старших дошкольников с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Основной упор делается на развитие у детей ориентировочных и познавательных действий, которые можно развивать посредством специально подобранных упражнений и закреплять в ходе различных видов деятельности. Обучение организовано в игровой форме, что соответствует интересам детей и создает комфортные условия для диагностики уровня сформированности навыков. Несмотря на свободу выбора игровых форм, процесс контролируется педагогом, обеспечивающим эффективное обучение и профилактику опасных ситуаций на дорогах. Основное назначение пособия – способствовать формированию четкой структуры мыслительных процессов у детей, помогая им выявлять связи между разными ситуациями, учиться рассуждать, делать правильные выводы и умозаключения. Материал пособия подготовлен с учетом требований основной образовательной программы, действующей в образовательных учреждениях, и может использоваться как в учебном процессе и диагностике, проводимой педагогами, так и в домашней среде родителями. Реализация предложенных методических разработок к практике подтвердила их высокую эффективность в обучении старших дошкольников с ограниченными возможностями здоровья безопасным действиям в условиях городского транспорта. Игровые формы занятий способствуют углублению представлений детей о разных видах наземного транспорта, особенностях дорожного пространства и правилах поведения на дорогах. Они формируют у ребят умения спокойно ориентироваться, уверенно вести себя и соблюдать нормы культуры и безопасности в транспортно-дорожной среде. Сборник сценариев и методических рекомендаций по данной практике актуален для педагогов дошкольных образовательных организаций, так как направлен на развитие необходимых знаний, навыков и привычек безопасного поведения на улицах городов. Материал ценен своей информативностью и интересным содержанием, благодаря чему его целесообразно применять в работе воспитателей, стремящихся обеспечить воспитанникам понимание важности соблюдения ПДД и повысить уровень детской безопасности в повседневной жизни.
|



Практика по формированию навыков безопасного поведения на улицах города у детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ








