«Система работы по формированию навыков безопасного поведения на дороге у детей дошкольного возраста» |
ПДД детям | |||
Автор: Щукина Антонина Михайловна | |||
25.11.2024 19:58 | |||
«Система работы по формированию навыков безопасного поведения на дороге у детей дошкольного возраста» Актуальность обучения детей правилам дорожного движения и безопасного поведения на догах города в наше время ни у кого не вызывает сомнения. Связано это с тем, что у детей отсутствует та защитная реакция на дорожную обстановку, которая свойственна нам, взрослым. Жажда знаний, желание открывать что – то новое, ставит наших почемучек перед реальной опасностью, в частности, и на улице. Вот почему уже в детском саду необходимо изучать с воспитанниками ПДД, формировать у них навыки осознанного безопасного поведения. Но учение ни в коем случае не должно ограничиваться или сводится к «это можно, а это нельзя». Это скучно и неинтересно детям, поэтому задача взрослых, педагогов – сделать обучение занимательным, интересным, игровым, увлекательным.
Вот уже на протяжении нескольких лет в практику организации воспитательно – образовательного процесса МДОУ ЦО № 9 строении 3 в рамках познавательно – речевого развития ребенка –дошкольника входят программы по основам безопасности жизнедеятельности детей, направленные на формирование у ребенка навыков правильного поведения в нестандартных, а порой опасных ситуациях на дорогах, в транспорте. Сегодня мы можем говорить о том, что обеспечение безопасности движения на дороге становится все более важной государственной задачей тем более, что сводки о дорожно – транспортных происшествиях с участием детей вызывают большую тревогу и озабоченность общества. Знакомить детей с правилами дорожного движения, формировать у них навыки правильного поведения на дорогах и улицах города мы начинаем с младшего дошкольного возраста, так как знания, полученные в детстве, наиболее прочнее, правила, усвоенные ребенком. Впоследствии становятся нормой поведения, а их соблюдение – потребностью человека. Организация всей нашей работы по воспитанию и формированию навыков безопасного поведения на дороге у ребенка-дошкольника строится с учетом принципов, которые взаимосвязаны между собой и реализуются в единстве.
Программные задачи предполагают обширную работу с воспитанниками и организацию различных видов деятельности. Знакомство с правилами дорожного движения. Культурой поведения на улице связано с развитием ориентировки в пространстве, формированием таких качеств личности, как внимание, ответственность за свое поведение, уверенность в своих действиях, передачу знаний из личного опыта в игровой, изобразительной, творческой деятельности. С целью координации воспитательно – образовательного процесса в МБОУЦО № 9 разрабатывается план работы педагогического коллектива по различным линиям и направления развития ребенка, в том числе и «Формирование навыков безопасного поведения на дорогах и улицах города», где предусматривается организационно – методическая работа с педагогами и специалистами, с воспитанникам ОУ, взаимодействие с родителями, с внешними организациями и учреждениями. В настоящее время мы успешно реализуем собственную рабочую программу «Дорожная азбука». Данная программа входит в вариативную часть общеобразовательной программы ОУ в соответствии с действующими Федеральным государственным стандартом дошкольного образования. Таким образом, мы можем говорить о том, что все мероприятия, направленные на формирование навыком безопасного поведения на дорогах и улицах города у наших воспитанников, условно можно разделить на: -Методическую работу с педагогами ОУ -Работу с воспитанниками ОУ -Взаимодействие с родителями -Взаимодействие со сторонним организациями ГИБДД Одно из ведущих направлений в работе по ПДД и соответственно предупреждения детского дорожно-транспортного травматизма является методическая работа с педагогическим коллективом. Основные направления и формы работы с педагогами по обучению детей правилам дорожного движения:
Методическая работа с педагогами предполагает такие организационные мероприятия, как оформление консультативного материала, подбор литературы и пособий по дорожной тематике, оказание практической помощи по созданию предметной среды. Работа с воспитанниками ДОУ направлена на достижение целей формирования основ безопасности жизнедеятельности предполагает следующие задачи: - Обучение детей безопасному поведению на автомобильных дорогах. - Формирование у детей навыков и умений наблюдения за дорожной обстановкой и предвидения опасных ситуаций, умение избегать их. - Воспитание дисциплинированности и сознательного выполнения правил дорожного движения, культуры поведения в дорожно — транспортном процессе. - Дать детям представление о том, что несоблюдение ПДД опасно для здоровья. При построении системы работы по изучению дошкольниками Правил дорожного движения соблюдаются три аспекта взаимодействия с транспортной системой города: Ребенок – пешеход; Ребенок – пассажир городского транспорта; Ребенок – водитель детских транспортных средств (велосипед, снегокат, санки, ролики и др.). Работа по воспитанию навыков безопасного поведения детей на улицах проводится планово, систематически, постоянно. Она охватывает все виды детской деятельности с тем, чтобы полученные знания ребенок смог реализовать в играх и повседневной жизни за пределами детского сада. Обучение ПДД не выделятся в самостоятельный раздел, а включено в направления основной образовательной программы дошкольного образования и реализуется через: 1. организованные формы обучения на занятиях: - ознакомление с окружающим - развитие речи -чтение художественной литературы - конструирование - изодеятельность 2. совместную деятельность взрослого и ребенка, 3. самостоятельную деятельность ребенка. Обучение ребенка дорожной грамоте проводится в различных формах. Причём большая часть из них должна быть наглядной, театрализованной, музыкальной, игровой. Ведь игровая деятельность — ведущая в жизни дошкольника. У детей очень хорошо развито воображение и только яркие моменты оставляют в сознании детей нужные знания, так необходимые ему. Любой ребёнок быстрее поймёт и усвоит ПДД, преподнесённые не только в обыкновенной беседе, но и в сказке, викторине, игре. Основные направления и формы работы с детьми по обучению правилам дорожного движения:
Работа с детьми осуществляется в этом направлении на познавательных занятиях, беседах, рассказах из личного опыта, эти полученные знания закрепляются и в детской художественно-продуктивной деятельности, на музыкальных и физкультурных занятиях. В течение учебного года одну неделю в квартал проводятся тематические акции: «Внимание дети», «Дорожная азбука», «Зимние каникулы», «Летние каникулы» посвящая работе по изучению ПДД целиком, с целью «погружения» ребёнка в данную проблему. Планирование всех видов деятельности не только ребёнка, но и всего коллектива учреждения. Мы понимаем, что без активного сотрудничества и поддержки со стороны родителей работа по формированию навыков безопасного поведения на дороге вряд ли будет успешной; ведь роль семьи (в первую очередь мамы и папы) в воспитании детей трудно переоценить. Родители для ребенка – образец поведения и эталон для подражания. Именно об этом должны помнить родители, когда вместе с ребенком делают первый шаг на проезжую часть дороги. Мы стараемся донести до понимания родителей ответственность за неправильное поведение на дороге, несоблюдение ПДД, — все это может обернуться трагедией. Вот почему для нас так важно неформальное участие родителей в работе по воспитанию безопасного поведения на дорогах и улицах города. А работа эта реализуется в разных формах: это информация на консультационных стендах, памятки, буклеты, разработка «безопасного маршрута Дом – детский сад» для собственного ребенка, участие родителей во встречах с сотрудниками ГИБДД, просмотр познавательных занятий по дорожной тематике в группах и, конечно, непосредственное участие в играх «Клуб знатоков ПДД». Ребенок радуется и гордится, что его папа (мама) лучше всех знает Правила дорожного движения, как поступить в опасных дорожных ситуациях. Мы стремимся к постижению родителями простой истины: «Переходить дорогу можно только держась за руку взрослого; помнить, что безопасность ребенка, в конце-концов, в руках мамы (папы); все навыки и привычки, связанные с дошкольником и его поведением на дороге, формируются под влиянием взрослого». Наши родители всегда участвуют вместе со своими детьми в творческих конкурсах рисунков и поделок «Дорожные знаки», «Светофор». Но решение любых воспитательных задач невозможно без создания соответствующей пространственной и предметно-развивающей среды. На территории ОУ имеется дорожная разметка, где дети обыгрывают и используют на практике полученные знания, умения и навыки. У нас собрана «методическая копилка» — конспекты занятий педагогов по данному направлению, имеются методические рекомендации, консультативный материал, различная специализированная атрибутика ПДД (дорожные знаки, костюмы, плоскостные изображения автотранспорта). Все материалы находятся в специально оборудованном кабинете по безопасности жизнедеятельности дорожного движения «Светофор». Необходимым условием успешности нашей работы по формированию навыков безопасного поведения на дороге является сотрудничество детского сада с ГИБДД. Встречи с инспекторами стали традиционными. Вообще, рассказывать о нашей работе можно бесконечно много, лучше всего о ее успешности свидетельствует опыт самого учреждения, навыки и знания наших воспитанников. Сегодня мы можем говорить о том, что достигли. Но самое главное, пожалуй, то, что наши воспитанники – примерные пешеходы и им нравится быть такими.
|