Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Фейсбук

Подписаться на facebook.com
НОД детей подготовительной к школе группы.“Знакомство детей с русской народной культурой"
Патриотизм детям
Автор: Михайловская Светлана Владимировнайловская   
18.05.2014 22:45

НОД детей подготовительной к школе группы. Знакомство детей с русской народной культуройИнтегрируемые образовательные области: познание,  коммуникация,  труд,  социализация музыка.
Задачи: 1. Развивать знания детей об истоках русской народной культуры.
2. Познакомить детей с русским народным праздником’ Кузьминки”.
3. Дать понятия о ремёслах, их значении в жизни человека.
4 .Развивать сообразительность, умение мыслить логически, сравнивать, доказывать своё мнение.
5. Обогащение словарного запаса: бессеребренник,  труженик .
6. Совершенствовать умение фантазировать , используя в качестве основы праздничную игровую ситуацию.
Материалы и оборудование для презентации: Обстановка русской избы, лоскутное одеяло, русский платок , лоскутное одеяло куклы закрутки, атласные ленты, тесьма, столы, стулья, фонограмма с русской народной музыкой.
Ход занятия:
(Тихо звучит русская народная музыка, дети входят в зал, который украшен декорациями под русскую избу.)
Хозяйка (педагог) встречает детей в русском народном костюме
(дети проходят в зал)
Хозяйка: Здравствуйте гости дорогие, гости желанные!  Проходите!  Места всем хватит, рассаживайтесь, кому как удобно!
Хозяйка: Спасибо вам, что зашли ко мне в гости. Сегодня я пригласила вас, чтобы рассказать вам про русский народный праздник ‘’Кузьминки’’
(ребята садятся на стулья)
Хозяйка: У меня есть волшебная доска, которая умеет показывать. С помощью неё я вам покажу и расскажу про то, как русский народ праздновал праздник’’ Кузьминки’’
Презентация ’’Кузьминки’’
1. слайд    Хозяйка: Осень – это пора русских народных праздников. Один из осенних праздников – это’’ Кузьминки’’.  ‘’ Кузьминки’’  по народному календарю проводится в конце осени  14 ноября. Праздник Кузьминки – знаменует проводы осени и встречу зимы.
2. слайд   Хозяйка: Праздник Кузьминки назван в честь двух братьев  Кузьмы и Демьяна.  В старину жили два брата Кузьма и Демьян. Братья старательно учились кузнечному ремеслу и стали умелыми кузнецами. Братья много трудились – за это в старину их стали называть тружениками. А за то что Кузьма и Демьян помогали людям, а денег (серебро) за свою работу не брали, люди стали их называть бессеребренниками.  Слава о братьях прошла по всей округе.  За добрые дела Кузьму и Демьяна стали считать покровителями ремёсел – кузнечного дела  и  женского рукоделия. После осенних трудовых дней в доме собиралась вся семья.  Кузьма и Демьян охраняли дом от всякой беды,  от всякого лиха.
3. слайд Ремесло – это умение профессионально изготавливать какое – либо изделие.  В народе говорили  ‘’Кузнец’’ -  всем ремёслам отец.  Ведь изготовленные кузнецом предметы необходимы плотникам,  столярам, сапожникам, хлеборобам ,воинам .
Хозяйка: Ребята, как вы думаете, нужно ли обучатся ремеслу?
(рассуждение детей)
Хозяйка: А теперь давайте немного поиграем.  Я буду называть ремесленника,  а вы будете мне показывать, что же он делал.
Плотник – дети показывают имитацию топора в руках и имитируют рубку топором избы со звуком «Ух»
Столяр – дети показывают имитацию: молотком забивают гвозди в стол со звуком «Тук – тук»
Портной – дети показывают имитацию : рукой держат иголку и шьют со звуком «Вших – вжих»
Кузнец – дети имитируют как кузнец бьёт молотом по наковальне со звуком «Ком – гом»
(Хозяйка называет ремесленников,  дети имитируют движения каждого ремесленника с определёнными звуками и так продолжается несколько раз)
4. слайд   Хозяйка: Куй железо пока горячо! Не куёт железо молот, куёт кузнец.  Кузнец берёт железо из горла большими щипцами.  Кладёт его на железную наковальню и тяжёлым молотом начинает ковать,  например: подкову, гвоздь, топор, железную ось для колеса.
Хозяйка: Сейчас  я вам ребята загадаю загадки про инструменты, которые в основном сделаны из железа, а вы должны их отгадать.
Загадки
1. Сам худ – голова с пуд
На работу вышел, каждый услышал.
(молоток)
2.Бьют Ермилку по затылку,
Он не плачет, только носик прячет.
(гвоздь)
3.Всех на свете обшивает
Что сошьёт и надевает.
(игла)
4.Два кольца два конца
Посередине – гвоздик.
(ножницы)
5.Скоро ест, мало жуёт
Сама не ест, другим не даёт.
(пила)
6.Кланяется, кланяется

Придёт домой - растянется.

(топор)

5. слайд: Кузнецы большие мастера.  Они изготавливали не только подковы, гвозди, косы, серпы, мечи, наконечники для стрел, боевые топоры, но и плели, ветееватые узоры из железа, изготавливали колокольчики ,птичек.

6. слайд  Хозяйка: Кузьма с Демьяном большие работники.  Они и кузнецы,  и плотники.  Кузнецы выполнили всю свою работу и уже готовы веселиться на празднике.

7. слайд  Хозяйка: В народе Кузьму и Демьяна считали и покровителями кур.  В старину праздник ‘’Кузьминки’’ называли «Куриные именины», курочек и петушков раздаривали, как подарки. Петушок был главным олицетворением праздника, девушки на посиделки приносили петуха. Про кур и петухов родилось не мало пословиц и поговорок.

Хозяйка: А теперь ребятки давайте поиграем.

(физминутка «Петушок»)

Ох, ох, что за гром?

Ох, ох, что за гром?

(руки – к щекам, наклоны в сторону)

Муха строит новый дом

(движения, имитирующие работу с молотком)

Молоток тук – тук

(хлопки руками)

Помогать идёт петух

(шаги с наклонами в стороны)

(игра продолжается 2-3 раза)

8 слайд.  Хозяйка: Кузьма и Демьян были покровителями не только кузнечного дела, но и женского рукоделия.  Поэтому праздник’’ Кузьминки’’ считали и девичьим праздником. Девушки на праздник собирались в избе, приносили из дома необходимые предметы для рукоделия и принимались вышивать, вязать, шить, прясть пряжу.

9 слайд. Девушки на празднике занимались не только рукоделием, но и пели песни, танцевали и водили хороводы.

10 слайд. К вечеру девушки приглашали на свои посиделки парней.  С ними они играли, загадывали загадки, пели песни, заводили хороводы.

Хозяйка: Ребята я вас приглашаю завести хоровод.  Покажите – ка удаль молодецкую и красу девичью.

Дети выходят, становятся в хоровод.

(Играет приглушённо  русская  народная  музыка.  Дети ведут хоровод ,постепенно его закручивая)

Дети, закручивая хоровод, говорят такие слова:

Вейся, вейся, капуста

Заливайся белая

Да и как капусте не виться

Серой белой не ломиться

Вечерняя капуста,

Вечерняя, белая

Дождик льёт, поливает

Серую – белую ломает

Хоровод набирает.

(После исполнения хоровода дети садятся на стульчики)

Хозяйка: А теперь ребята присядьте – ка поудобние. Посмотрите – ка  сюда, на волшебную чудо доску.

11 слайд. Хозяйка: На празднике ‘’Кузьминки ‘’ устраивались игры, которые помогали выбрать жениха или невесту.

Хозяйка: Давайте поиграем в русскую народную игру «Яша».  Ребята вставайте в большой хоровод.

Хозяйка: Собирайся народ

Шире!  Шире!  Хоровод!

(Дети встают в хоровод, идут по кругу и поют)

Сиди, сиди, Яша,

Под ореховым кустом.

Грызи, грызи, Яша,

Орешки солёные

Ядра золочёные

Чок – чок -  пятачок

Вставай Яша – дурачок

Где твоя невеста?

В чём она одета?

Как её зовут?

И откуда привезут?

(Яша стоит в кругу с завязанными глазами.  Со словами «чок – чок пятачок» дети хлопают в ладоши. Яша идёт по кругу и выбирает ребёнка из хоровода, отгадывает его на ощупь, по одежде, кто это.  Если отгадает, то ведущим становится тот, кого узнали.  Игра продолжается несколько  раз )

Хозяйка: На ‘’Кузьминках’’ устраивали обязательно и поцелуйные игры . Предлагаю вам сыграть в игру ‘’Сахаринка’’. Я мальчику даю в руки платочек, и он должен выбрать себе девочку, и трижды с ней поцеловаться, и передать ей свой платочек.

(Водящий  мальчик  идёт  противоходом внутри круга и помахивает платочком над головой.  Дети образуют круг , берутся за руки, идут по кругу и поют)

Сахаринка, сахаринка, на полу

Я возьму и сахаринку подниму

Сахар съела, песню пела

Целовать дружка хотела

Целовать дружка хотела

Так целуй!

(По окончании песенки дети останавливаются, водящий выбирает девочку.  Если водящий девочка, то выбирает мальчика.  Водящий подходит к девочке, берёт за руку и ведёт в центр круга.  По - русскому обычаю трижды целует, передаёт ей платочек и встаёт в хоровод. В центре остаётся девочка. Игра продолжается несколько раз .После игры дети садятся на стулья.)

Хозяйка: Ребята, присаживайтесь, скажите, какие кулинарные блюда ваши мамы готовят к празднику?

(Дети перечисляют праздничные блюда)

12 слайд. Хозяйка: На ‘’Кузьминках’’ устраивался пир. Обязательными блюдами на праздничном столе были каша с кусочками курицы, куриная лапша и пирог из курицы, назывался он ‘’Курник’’. Все блюда готовили с добавлением куриного мяса. Ведь не даром говорили: ’’ На Кузьму Демьяна Курицу на стол.’’

13 слайд. Хозяйка:  А вот в старину считалось, что если на праздник  девушка или парень нашли себе пару,  то празднику конец.  Вот Кузьме нашли пару.

Хозяйка: Ребята, я предлагаю вам доделать ваших куколок, которых вы делали на прошлой нашей встрече, Мальчики делают -  Кузьму.  Девочки делают кукол – девушек.  И Кузьме будет пара. Подойдите к столам, возьмите своих кукол, сядьте на покрывало и доделайте своих кукол.

(Дети берут со стола кукол, садятся и доделывают куклам ноги и руки)

Хозяйка: Вот какая пара – Кузьма с Девушкой.

Ребята, на память о празднике, подарите своих кукол нашим гостям.

Хозяйка: Ребята ,давайте теперь поговорим о празднике ‘’Кузьминки''.

1. Почему в народе праздник  называют ‘’Кузьминки’’?

2. Как к нему готовились?

3. Что делали на этом празднике?

4. Зачем люди придумали праздник?

(Дети отвечают)

Хозяйка: Дети, наша встреча закончилась. Прощайте, гости дорогие! Гости желанные! До новых встреч.  До свидания.

(Дети уходят под русскую народную музыку)

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 27 (148) выйдет
19 июля 2020

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 26 (147) за 2020 год
Скачать Номер 25 (146) за 2020 год
Скачать Номер 24 (145) за 2020 год
Скачать Номер 23 (144) за 2020 год
Скачать Номер 22 (143) за 2020 год
Скачать Номер 21 (142) за 2020 год
Скачать Номер 20 (141) за 2020 год
Скачать Номер 19 (140) за 2020 год
Скачать Номер 18 (139) за 2020 год
Скачать Номер 17 (138) за 2020 год
Скачать Номер 16 (137) за 2020 год
Скачать Номер 15 (136) за 2020 год