Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru
 

Размещаем статьи

Публикация статей от педагогов с выдачей сертификата для аттестации

ISSN и Лицензия СМИ

Условия выдачи Сертификата

Патриотическое воспитание дошкольников: проект «Этих дней не смолкнет слава» о Великой Отечественной войне"
Патриотизм детям
Автор: Капустина Наталья Анатольевна   
04.09.2025 05:38

Патриотическое воспитание дошкольников: проект «Этих дней не смолкнет слава» о Великой Отечественной войнеПатриотическое воспитание дошкольников: проект «Этих дней не смолкнет слава» о Великой Отечественной войне"

Аннотация:

«Этих дней не смолкнет слава» — опыт работы по ознакомлению старших дошкольников 5-7 лет с событиями Великой Отечественной войны. В статье представлена актуальность патриотического воспитания, определены цель и задачи работы, отображены формы и методы взаимодействия всех участников воспитательно-образовательного процесса, представлены интересные и разнообразные виды детской деятельности, современные познавательные технологии.

Актуальность.

В настоящее время в качестве приоритетной задачи государства выдвинута задача гражданского и патриотического воспитания подрастающего поколения на основе исторических ценностей, сохранения и развития чувства гордости за свою страну, воспитания личности гражданина — патриота Родины.

Дошкольные образовательные организации, являясь начальным звеном системы образования, призваны формировать у детей первое представление об окружающем мире, малой Родине, о своем Отечестве. Очень важно определить нравственные ориентиры, демонстрирующие стойкость, единение, самоотверженность русского народа. Ярким примером проявления героизма и патриотизма советского человека, солдата, труженика, несомненно, является Великая Отечественная война. Наша цель — сохранить память о бессмертном подвиге народов России для будущих поколений.

  • Представления о Великой Отечественной войне очень сложные для восприятия ребенка –дошкольника. Поэтому мы тщательно спланировали работу по ознакомлению наших воспитанников с историей Великой Отечественной войны, с использованием современных развивающих познавательных технологий, в разнообразных видах с деятельности.

Одной из наиболее эффективных инновационных педагогических технологий для решения задач патриотического воспитания является проектный метод обучения.

Целесообразность использования проектного метода заключается в том, что он стимулирует познавательную активность детей, расширяет их кругозор. Юные граждане вовлекаются в процесс исследования, планирования и реализации проекта. Это создает возможность для личного опыта, переживаний и открытий.

Проектная деятельность, посвященная событиям Великой Отечественной войны, предоставляет широкие возможности для интеграции образовательных областей и различных видов деятельности: познавательной, игровой, творческой, коммуникативной. Это делает процесс изучения истории более интересным и эмоционально насыщенным, способствуя глубокому усвоению знаний о войне и формированию позитивного отношения к патриотическим ценностям.

 

Особую роль в реализации таких проектов играют родители воспитанников, становясь не просто помощниками, а активными участниками и соавторами. Они делятся своими знаниями, семейными историями и уникальными ресурсами, такими как фотографии военных лет, письма с фронта, предметы быта военного времени, хранящиеся в семейных архивах. Использование этих материалов не только обогащает проект, делая его более наглядным и достоверным, но и способствует укреплению связи между поколениями, формированию у детей чувства гордости за своих предков и сопричастности к истории своей страны

Цель: Сформировать начальные представления старших дошкольников о Великой Отечественной войне.

Задачи:

  • Дать представление о Великой Победе, важных событиях ВОВ, познакомить с именами героев, памятниками, городами-героями.
  • Познакомить с символикой ВОВ, воинскими наградами; с оружием Победы; военными профессиями.
  • Развивать мышление, память, воображение, внимание, речь; развивать коммуникативные умения: договариваться, высказывать свое мнение, прислушиваться к другой точке зрения, объединяться в совместных играх со сверстниками.
  • Воспитывать чувство патриотизма, гордость за героическое прошлое русского народа, страны; вызвать интерес к истории России.

Определили принципы работы с детьми:

  • Говорить о войне простым, доступным языком, «погружая» в тему постепенно: от близкого – к далекому, от семьи – к поселку, к родному краю, к родной стране.
  • Не передавать знания в «готовом виде», а учить детей «добывать» их, осмысливать, эмоционально откликаться на события войны.
  • Организовать динамичную развивающую предметно-пространственную среду в группе, в создании которой активное участие принимают и дети и родители, позволяющую каждому ребенку самостоятельно знакомиться с материалами о ВОВ.
  • Формировать открытую образовательную среду для сотрудничества с родителями.

В рамках реализации проекта «Этих дней не смолкнет слава» провели познавательные тематические занятия: «Наша Армия», «День победы», занятия по художественному творчеству, на которых создавали поздравительные открытки «С Днем Победы» В организованной акции «Дари добро», приуроченной к 9 мая, вручали открытки детям войны, ветеранам, пожилым людям на улицах нашего поселка.

В рамках сотрудничества с детской библиотекой поселка Молочный, мы вместе с детьми и родителями приняли участие в памятных мероприятиях «История моей маленькой Родины» и «Оборона Заполярья».

Также при поддержке родителей посетили памятники «Скорбящая мать», на братской могиле воинов ВОВ, возложили цветы к мемориальной плите, установленной в честь героя ВОВ Л. Гальченко, побывали на экскурсии в Мурманском Краеведческом музее, посвященной памятной дате — Разгрому немецко-фашистских войск в Заполярье.

Подготовили и провели виртуальные мультимедийные экскурсиипо местам воинской славы России: к мемориальному комплексу Защитникам Заполярья «Долина Славы», к памятнику «Алеше» (Защитникам Советского Заполярья в годы Великой Отечественной войны), «Мамаев курган» в Волгограде, Пискаревское кладбище в Санкт-Петербурге и др.

Для ознакомления с событиями ВОВ, с именами героев –воинов подготовили и показали детям мультимедийные презентации: «Маленькие герои большой войны», «Блокада Ленинграда», "Заполярье: битва за Север".

В группе оформили «Стену памяти», на которой разместили фотографии родственников детей, принимавших участие в сражениях Великой отечественной войны.

Организовали путешествие во времени по «Реке времени» (Т. А. Короткова), оформили экспозиции: «История п.Молочного», «Мурманск — город-Герой»; «Военный мундир»; «Военная техника».

Собрали коллекции: «Оружие Победы», «Игрушечные солдатики – армия наших пап», «Открытки из прошлого».

Оформили в группе зоны «Знаменитые люди России» — знакомили наших воспитанников с именами героев войны: Л.А. Гальченко, М.И. Гаджиевым, Б.Ф. Сафоновым; А. Ф. Бредовым, Маршалами Победы: Г.К. Жуковым: И.С. Коневым.

Большой эмоциональный отклик у детей вызвали песни военных лет: «Прощание славянки»; «Священная война», «Синий платочек», «Катюша» и многие другие. Музыка позволяет создать атмосферу эпохи, передать чувства и переживания людей того времени, пробудить сострадание и гордость за подвиг народа, формируя тем самым ценностное отношение к истории и патриотические чувства.

Особое внимание уделяли истории семей наших воспитанников. Презентации детских сообщений на темы «Герои моей семьи», «Вещи войны», «Легендарная «Катюша», «Я живу на улице героя» имеют огромное значение, поскольку позволяют дошкольникам активно осваивать исторический материал, делиться личными открытиями и переживаниями, развивать навыки публичных выступлений и формировать чувство сопричастности к истории своей семьи и страны.

Полученные знания и впечатления ребята отражали в игровой деятельности:

  • в подвижных: «Часовой»; «Пройди по трапу», «Меткий стрелок» и т.д.
  • в сюжетно-ролевых: «Пограничники», «На подводной лодке», «Полевой госпиталь», «Полевая кухня», «Экскурсия в музей», позволяя детям в доступной и увлекательной форме моделировать события Великой Отечественной войны, прочувствовать атмосферу героизма и самоотверженности, примерить на себя роли защитников Родины, развивая тем самым эмпатию, чувство коллективизма и уважение к подвигу советского народа.

Показателями эффективности реализации познавательного проекта «Этих дней не смолкнет слава» по ознакомлению старших дошкольников 5-7 лет с событиями ВОВ является достижение планируемых результатов.

  • Дети имеют представление о значимых сражениях ВОВ: оборона Заполярья; Сталинградская битва; Курская дуга; блокада Ленинграда; знают и называют символику Советской армии: флаг, красная звезда; имеют представление о боевых наградах.
  • С гордостью рассказывают о своих родственниках, принимавших участие в боях за Родину, проявляют интерес к истории родного края, России, уважение к стойкости и героизму русского народа, понимают значимость Великой Победы в мировой истории.

Ознакомление дошкольников с ВОВ – это длительный процесс, результат систематичного и целенаправленного воспитательного воздействия на ребенка через разнообразные формы работы. На примерах мужества и героизма русских солдат маленькие дети учатся ценить мир, любить свою Родину, бережно хранить память о подвигах своей семьи, народа, страны. «Забыть прошлое – это потерять будущее»!

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 34 (396) выйдет
14 сентября 2025

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 33 (395) за 2025 год
Скачать Номер 32 (394) за 2025 год
Скачать Номер 31 (393) за 2025 год
Скачать Номер 30 (392) за 2025 год
Скачать Номер 29 (391) за 2025 год
Скачать Номер 28 (390) за 2025 год
Скачать Номер 27 (389) за 2025 год
Скачать Номер 26 (388) за 2025 год
Скачать Номер 25 (387) за 2025 год
Скачать Номер 24 (386) за 2025 год