| «Система гражданско – патриотического воспитания детей и молодежи в образовательных организациях на современном этапе» |
| Патриотизм детям | |||
| Автор: Иванова Елена Николаевна | |||
| 18.12.2025 12:00 | |||
|
Иванова Елена Николаевна – старший воспитатель МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 12» г.Курска В настоящее время сложные международные отношения, непростая ситуация в стране и нашем приграничном крае предполагает переоценку гражданско — патриотического воспитания. Роль патриотического воспитания в современном дошкольном образовательном учреждении является одной из ключевых задач, поскольку она направлена на формирование гражданственности и любви к своей Родине с самого раннего детства. Дошкольный возраст – это важнейший период становления личности, когда закладываются предпосылки гражданских качеств, развиваются представления о человеке, обществе, культуре. Очень важно привить детям чувство любви и привязанности к природным и культурным ценностям родного края, так как именно на этой основе воспитывается патриотизм.
Для выполнения Федеральных государственных требований образовательной программы дошкольного образования и обеспечения равных возможностей каждому ребенку необходимо повышение эффективности гражданско-патриотического воспитания, поиск новых форм и приемов в формировании любви к Отечеству. Учитывая вышеизложенное, мы разработали и внедрили в образовательный процесс систему гражданско-патриотического воспитания, содержание которой создает в детском саду атмосферу нашей принадлежности к русской культуре, традициям родного народа:
В каждой группе нашего детского сада созданы центры патриотического воспитания: экспозиции: «Славные защитники Родины», «Не смолкнет слава тех великих лет», «Курск — город мужества и славы»; макеты военных действий и памятников победы; информационные стенды: "Моя страна — Россия", «Наш соловьиный край», "Мой город"; дидактические, настольные игры гражданско-патриотической направленности: «Военная техника», «Найди флаг России», «Защитники России», «Рода войск», «Собери флаг», «Назови достопримечательность», «Улицы моего города»; имеется подборка художественной и методической литературы, через которую дети получают информацию о подвигах нашего народа в годы Великой Отечественной войны. Тематические занятия — это способ погружения детей в культурный мир своего народа. Используя мультимедийные презентации, видеоматериалы и интерактивные игры мы облегчаем процесс изучения истории и культуры своей страны. Традиционно мы проводим государственные и народные праздники предусмотренные ФОП ДОО: «День России», «День государственного флага», «День неизвестного солдата», «День освобождения города Курска», «День защитника Отечества», «День Победы», «Осенины», «Рождество», «Масленница». В честь Международного Дня семьи с особым национальным колоритом проходит ярмарка. Воспитанники, выпускники и сотрудники детского сада готовят концерт, родители радуют участников ярмарки домашней выпечкой, дети представляют свои поделки и художественные работы. Активное участие в нашей ярмарке принимают социальные партнеры – МБОУ ДО «Детская школа искусств № 5 имени Д.Д. Шостаковича», инклюзивный центр «Дышим вместе». В ДОУ сложилась устойчивая система взаимодействия с семьями воспитанников путем посещения музеев, памятных мест города Курска, городских мероприятий, благотворительных акций, организации встреч с родителями – участниками СВО и представителями старшего поколения. Одним из способов повышения качества гражданско-патриотического воспитания считаем установление прочных связей с социальными партнерами. На постоянной основе проводятся различные акции: «Зажги синим» в поддержку детей с аутизмом, «Апельсиновая радость» в поддержку детей с синдромом Дауна, «Щедрый вторник». Уже традиционным стало проведение мастер — классов с инклюзивным центром «Дышим вместе», под руководством особых мастеров дети изготавливают свечи, изразцы, открытки, альбомы. Сотрудничество с МБУК «ЦСБ города Курска» библиотека — филиал № 14, акция «Подари книгу с любовью», тематические встречи с сотрудниками библиотек, курскими поэтами и писателями – Л.А. Коломиец, Н.Н. Винокуровой и Н.В. Подтуркиной – Хрусталевой помогает не только прививать любовь к книге, но и закладывает нравственное воспитание и любовь к Родине, уважение к старшим. Многолетнее взаимодействие с музеем «Юные защитники Родины», Курским областным краеведческим музеем, Выставочным центром «Курск – город воинской славы» посредством посещения выставок, демонстрацией экспонатов, проведения тематических занятий: «Дети – участники освобождения города Курска», «Дедушкины медали», «Старинная фотография», «Юные связисты», «Тайна солдатского вещмешка», «Юные партизаны» дети узнают историю и традиции курского края и интересные факты о Великой Отечественной войне. Участие во Всероссийской акции «Единый день фольклора» совместно с Курским литературным музеем позволяет привить воспитанникам чувство сопричастности со своей Родиной, историей, культурой. Мы поддерживаем связь с волонтерскими организациями по оказанию помощи участникам СВО. В преддверии Нового года воспитанники ДОУ писали письма и выпекали имбирные пряники и булочки для бойцов. Педагоги совместно с родителями шили памятные сувениры котиков ко Дню защитника Отечества. В ДОУ постоянно проходят уроки мужества с участниками СВО. В рамках реализации календарного плана воспитательной работы проводятся мероприятия, направленные на воспитание подрастающего поколения: ежегодный конкурс чтецов «Весна и Родина – прекрасны», смотр – конкурс «Смотр строя и песни», приуроченный ко Дню освобождения города Курска от немецко – фашистских захватчиков, Парад Победы в честь 9 Мая, военно-спортивная игра «Зарница», круглый стол «Я – гражданин России». В сентябре 2024 года в нашем саду стартовал проект «Разговоры о важном с дошкольниками», где в форме диалога воспитатели и дети обсуждают вопросы, связанные с культурой и историей России, традициями и особенностями своего региона. В настоящее время мы участвуем во Всероссийской акции «История семьи – история страны», которая формирует у ребят представление о культурном и национальном многообразии единых ценностей народов России. Наш опыт работы по гражданско — патриотическому воспитанию позволяет сделать вывод о том, что только взаимодействие семьи, детского сада, социальных партнеров, объединенное одной целью воспитывает у детей чувство гражданственности, патриотизма, любви к родному городу, родному краю, родной стране. Литература
|



«Система гражданско – патриотического воспитания детей и молодежи в образовательных организациях на современном этапе»








