Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru
 

Размещаем статьи

Публикация статей от педагогов с выдачей сертификата для аттестации

ISSN и Лицензия СМИ

Условия выдачи Сертификата

«РЕГИОНАЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ В СОДЕРЖАНИИ РАЗВИВАЮЩЕЙ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ. КОМПЛЕКТ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР «МОЙ КУЗБАСС» В ПАТРИОТИЧЕСКОМ УГОЛКЕ ДОУ»
Патриотизм детям
Автор: Погорелова Ирина Сергеевна Поцелуйко Нина Викторовна   
17.12.2025 09:22

«РЕГИОНАЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ В СОДЕРЖАНИИ РАЗВИВАЮЩЕЙ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ. КОМПЛЕКТ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР «МОЙ КУЗБАСС» В ПАТРИОТИЧЕСКОМ УГОЛКЕ ДОУ»«РЕГИОНАЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ В СОДЕРЖАНИИ РАЗВИВАЮЩЕЙ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ. КОМПЛЕКТ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР «МОЙ КУЗБАСС» В ПАТРИОТИЧЕСКОМ УГОЛКЕ ДОУ»

Известно, что дошкольный возраст – важнейший период становления личности, когда закладываются предпосылки гражданских качеств, развиваются представления детей о человеке, обществе и культуре. В настоящее время региональный компонент стал острой и актуальной проблемой в образовании. Актуальность и значимость его в дошкольном образовании несомненна.

В век высоких технологий теряется нить, которая связывает нас с прошлым, настоящим и будущим. И поэтому мы считаем, что в силах педагога восстанавливать и сохранять тот хрупкий “мостик”, что и предполагает региональный компонент. Развитие ребенка в современном мире требует комплексного подхода, который учитывает не только образовательные стандарты, но и региональные особенности.

 

Значение регионального компонента в дошкольном возрасте заключается в следующем:

  1. Формирование гражданской идентичности: Ребенок, начиная с раннего возраста, учится понимать, что значит быть частью определенного сообщества, осознавая свою связь с родным краем.
  2. Воспитание патриотизма: Знакомство с историей и культурой региона способствует формированию патриотических чувств, уважения к предкам и гордости за достижения соотечественников.
  3. Развитие познавательного интереса: Изучение местной флоры и фауны, знакомство с народными промыслами и традициями стимулирует детское любопытство и желание больше узнать о своем регионе.
  4. Социальная адаптация: Понимание культурных норм и обычаев помогает ребенку легче интегрироваться в общество, развивая навыки общения и взаимодействия с окружающим миром.

Начиная работу по реализации любого направления развития личности дошкольника, педагог, прежде всего, как необходимое условие, должен создать развивающее пространство, наполненное воспитательным и тематическим смыслом.

Пространственные краеведческие представления у дошкольников формируются быстрее, чем временные. Поэтому необходима организация соответствующей предметно пространственной среды (изостудия, мини-музей, центры краеведения), специальный подбор художественно-дидактических пособий, материалов и технических средств обучения. Уголок краеведения является частью патриотического центра. Предметно-развивающая среда, должна включать элементы, способствующие уточнению, расширению и конкретизации представлений детей о родной области, приобщению детей к культурному наследию народов, населяющих область, историческому прошлому родного края, богатствам природы региона, о его народных традициях и промыслах, об устном народном творчестве, об исторических событиях и фактах; о природе, о символах (герб, флаг, гимн), межнациональной толерантности, нравственности, воспитанию семейных ценностей, традициям.

Предметно — пространственная среда в детских образовательных учреждениях должна отражать местные традиции, культурные ценности и специфику региона. Включение регионального компонента в содержание развивающей среды помогает ребенку осознать свою принадлежность к определенной территории, формирует чувство гордости за свою малую родину и прививает любовь к историческим корням.

При организации патриотического уголка необходимо руководствоваться некоторыми правилами:

  • Достаточная информативность представленного материала с учётом возраста дошкольников.
  • Постоянное наличие патриотического уголка в предметно развивающей среде.
  • Обновление представленного материала для поддержания интереса детей (в зависимости от возраста детей).
  • Использование этих материалов в образовательной деятельности.
  • Трансформируемость в зависимости от образовательной ситуации, интересов и возможностей детей;
  • Возможность использования различных игрушек, оборудования и прочих материалов в разных видах детской активности;
  • Вариативное использование различных пространств (помещений) и материалов (игрушек, оборудования и пр.) для стимулирования развития детей;
  • Наличие свободного доступа детей непосредственно в организованном пространстве к игрушкам, материалам, пособиям и техническим средствам среды.
  • Безопасность, надёжность и высокое качество используемых материалов.

Какого типа материалы можно использовать в оформлении:

  • Наглядные дидактические материалы (иллюстрации, флажки, красочные буклеты, предметы народной культуры, фотографии).
  • Папки и материалы с дидактическими играми (настольные игры, мозаики и складные картинки и т.д.).
  • Разнообразные творческие задания с примерами выполнения
  • Куклы, одетые в народные костюмы; игрушки, подходящие по тематике, объёмные модели.
  • Художественная литература (книги с иллюстрациями, распечатки сказок, стихов, баллад и т.д.). информационная база для патриотического уголка подготавливается по следующим направлениям:
  1. Социально-нравственное воспитание (семья, семейные традиции и праздники, ближайшее окружение, генеалогическое древо, взаимодействие со сверстниками, родной дом, детский сад).
  2. Ознакомление с малой Родиной (родной город и его улицы, природа, транспорт, архитектура, достопримечательности родного города, символика и гимн, люди города, стихи и рассказы о городе).
  3. Приобщение к народной культуре (русские игрушки, предметы старины, изделия декоративно-прикладного искусства, русская народная изба, национальные костюмы, народные праздники, древняя Русь, фольклор).
  4. Ознакомление с Родным краем (символика, животный и растительный мир, достопримечательности, исторические особенности).
  5. Ознакомление с Родной страной (символика, гимн, карта страны, животный и растительный мир, промышленность и сельское хозяйство, достопримечательности, Великая Отечественная война, национальные праздники и обычаи).
  6. Наша планета Земля (модель земного шара, национальности).

Название, несомненно, должно быть звучным и привлекательным для детей, в то же время отражать суть и назначение этой части оформления помещения группы. Например, можно использовать такие названия:

  • Моя Родина.
  • Родной край.
  • Уголок России.
  • Вперёд, Россия!
  • С чего начинается Родина.
  • Наша Родина — Россия.
  • Любимый край.
  • Люби и знай свой край.
  • Мы живём в России.

Региональный компонент в содержании развивающей предметно-пространственной среды играет важную роль в воспитании детей дошкольного возраста. Он помогает формировать у малышей чувство привязанности к своей малой родине, уважение к культурному наследию региона и гордость за его достижения.

Игра — естественный спутник жизни ребенка, источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой. Поэтому в своей работемы, воспитатели, всегда обращаемся к дидактической игре.

Дидактическая игра — это многоплановое, сложное педагогическое явление: оно является и игровым методом обучения детей, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания личности ребенка.

Воспитатель, как наставник, должен обеспечить атмосферу доброжелательности, поддержки ребёнка. Дети не только познают какой — либо предмет, но и осваивают навыки учебной деятельности: определяют задачу, направление поисков, оценивают результат. Ребенка привлекает в игре не обучающая задача, которая в ней заложена, а возможность проявить активность, выполнить игровые действия, добиться результата, выиграть. Но, если участник дидактической игры не овладевает знаниями, он не сможет успешно выполнить игровые действия, добиться результата.

Дидактические игры способствуют формированию у детей психических качеств: внимания, памяти, наблюдательности, сообразительности. Они учат применять имеющиеся знания в различных игровых условиях, активизируют разнообразные умственные процессы и доставляют эмоциональную радость детям.

Оценивая роль дидактической игры, Александр Владимирович Запорожец писал: «Дидактическая игра является не только формой усвоения отдельных знаний и умений, но и способствует общему развитию ребенка, служит формированию его способностей».

Создание дидактических игр своими руками – это важный аспект образовательного процесса, который позволяет педагогам максимально эффективно использовать свои знания и опыт для достижения наилучших результатов в обучении и развитии детей.

Сегодня в магазинах широко представлен ассортимент игр для дошкольников. Однако не всегда родителю или педагогу можно найти именно то, что необходимо для изучения и формирования того или иного вида функциональной грамотности, к тому же зачастую стоимость детских игр и игрушек неоправданно высока. 

Поэтому педагоги самостоятельно разрабатывают разноплановые оригинальные, авторские дидактические игры и пособия для дошкольников учитывая возраст воспитанников и их интересы.

Создание дидактических игр педагогами своими руками имеет несколько важных преимуществ:

  1. Индивидуальный подход: педагог может адаптировать игру под конкретные потребности группы детей, учитывая их возраст, уровень развития, интересы и цели обучения. В магазине сложно найти игру, которая идеально подойдет для всех детей сразу.
  2. Экономия средств: создание игры своими руками часто обходится дешевле, чем покупка готовой продукции. Это особенно актуально для небольших детских садов или групп с ограниченным бюджетом.
  3. Творческий процесс: процесс создания игры сам по себе является творческим актом, который развивает у педагогов креативность и позволяет им лучше понять принципы работы с детьми. Кроме того, участие в создании игры может вовлечь родителей и самих детей, что способствует укреплению связи между ними и педагогом.
  4. Гибкость и вариативность: самодельные игры могут легко изменяться и дополняться в зависимости от потребностей детей. Например, можно добавить новые элементы или изменить правила игры, чтобы сделать ее более интересной и полезной.
  5. Уникальность: игры, созданные педагогами, уникальны и неповторимы. Они отражают индивидуальный стиль и подход каждого конкретного воспитателя, что делает образовательный процесс более личным и интересным для детей.
  6. Развитие навыков: работа над созданием игры помогает педагогам развивать свои профессиональные навыки, такие как планирование, организация и управление образовательным процессом.
  7. Взаимодействие с родителями: родители могут участвовать в процессе создания игры вместе с педагогом, что укрепляет связь между семьей и детским садом. Это также помогает родителям лучше понимать образовательные задачи и методы воспитания своих детей.

Дошкольники испытывают особый интерес к дидактическим играм, созданным руками воспитателей, по нескольким причинам:

  • Эмоциональный контакт.

Когда дети видят, что игра создана специально для них человеком, которого они знают и уважают, это вызывает у них эмоциональную привязанность. Воспитатель становится ближе, а сама игра приобретает особую значимость.

2. Уникальность и индивидуальность

Каждая игра уникальна и сделана с учетом интересов конкретной группы детей. Дети чувствуют себя особенными, когда понимают, что эта игра была создана именно для них.

  • Ощущение причастности

Если дети участвуют в создании игры (например, помогают раскрашивать или клеить), то они ощущают свою причастность к процессу. Это повышает мотивацию и желание играть в эту игру.

4. Простота и доступность

Дидактические игры, сделанные воспитателями, обычно просты в использовании и понятны детям. Они не перегружены сложными правилами или элементами, что делает их доступными даже для самых маленьких.

5. Возможность адаптации

Воспитатели могут быстро изменять и адаптировать игру под текущие нужды и интересы детей. Это позволяет поддерживать интерес и актуальность игры на протяжении длительного времени.

6. Интерактивность

Такие игры часто предполагают активное взаимодействие между детьми и воспитателем. Это создает атмосферу сотрудничества и общения, что очень важно для социального развития ребенка.

7. Креативный элемент

Дети любят творчество и новизну. Игра, сделанная вручную, всегда несет в себе элемент неожиданности и оригинальности, что привлекает внимание и стимулирует воображение.

8. Воспитание уважения к труду

Видя, сколько усилий вложено в создание игры, дети учатся уважать труд других людей. Это важный социальный навык, который пригодится им в будущем.

В рамках этой концепции педагогами нашего учреждения был создан комплект дидактических игр "Мой Кузбасс", который стал отличным дополнением к патриотическому уголку детского сада. Каждая из представленных в комплекте игр имеет авторский аспект, развивающую направленность, многофункциональность в использовании, выполнена из экологически чистого материала и эстетично оформлена, безопасна в использовании. Каждая игра помещена в коробку, удобную для использования педагогом и детьми. В каждой коробке есть описание игры, которая включает в себя:

  • адресность
  • многофункциональность
  • правила игры
  • практическую направленность
  • вариативность
  • результативность.

Цель комплекта дидактических игр "Мой Кузбасс" — формирование у детей представлений о родном крае — Кемеровской области, её природе, культуре, традициях и известных людях. Это способствует развитию патриотизма, любви к родному краю и уважению к его истории.

Рассмотрим подробнее некоторые из них:

1. «Растительный и животный мир Кузбасса»

Цель: закрепление представлений детей о животном и растительном мире Кузбасса, формирование грамматически правильной речи, развитие мелкой моторики и координации движений рук.

Состав игры: игровое поле в виде карты Кемеровской области, карточки с изображением растений, птиц и животных.

Описание игры: детям раздают карточки с изображением животных, птиц или растений. Ребенок должен правильно назвать что или кто изображен и разместить на карте Кемеровской области.

Вариативность игры: могут играть группы детей, распределившись на команды, чья команда правильно назовет все изображения на своих карточках и распределит их на карте, та команда побеждает.

2. «Гербы Кузбасса»

Цель: формирование знаний у детей о гербах, развитие у детей интереса к

символике городов Кузбасса, зрительной памяти, логического мышления, формирование способности эффективно взаимодействовать с окружающими.

Состав игры: Большие и маленькие карточки с изображениями гербов разных городов Кемеровской области.

Описание игры: выберается ведущего игры. Он также может принимать в ней участие. Ведущий раздает карточки лото каждому игроку. Ведущий берет по одной карточке с рисунком, показывает карточку игрокам и называет вслух то, что на ней изображено. Игроки проверяют свои карточки лото. Если изображение на карточке лото у одного из игроков совпадает с изображением на карточке ведущего, то игрок накрывает ею соответствующую область в карточке лото. Если у игроков совпадают изображения. Игра продолжается до тех пор, пока все рисунки на карточке лото не будут закрыты. Первый, кто справится с этим заданием, становится победителем.

3. «Мой родной Кузбасс»

Цель: обобщение представлений о родном крае, расширение кругозора, воспитание интереса к культуре, истории, животном и растительном мире Кузбасса, развитие коммуникативных навыков и сотрудничества между игроками.

Состав игры: крутящийся барабан из картона с стрелкой, карточки с вопросами по темам: «Удивительные места Кузбасса», «Животные, растения нашего края», «Знаменитые люди Кузбасса», «Интересные факты о Кузбассе», «Родной город Киселевск», «Рабочие профессии Кузбасса», «Полезные ископаемые Кузбасса», 40 картонных фишек.

Описание игры: в ходе игры дети крутят стрелку на барабане, где стрелка останавливается по той теме (блоку) задается вопрос. Если ребенок отвечает на вопрос, то получает фишку. У кого большее количество фишек тот и становится победителем.

4. «Профессии жителей Кузбасса»

Цель: развитие логического мышления, улучшение концентрации внимания, знакомство с профессиями региона, развитие коммуникативных навыков и сотрудничества между игроками.

Состав игры: игровое поле, карточки с изображением профессий Кузбасса: шахтер, строитель, врач, пожарный, учитель, шофер,

Описание игры: перед детьми поле судоку с несколькими карточками профессий на поле и отдельные карточки с профессиями. Поочередно дети должны ставить карточки с профессиями на поле так, чтобы соблюдались правила: в каждой строке и колонне не должно быть дублирующийся профессий. Если команда столкнется с затруднением, они могут обсудить и помочь друг другу. Игра заканчивается, когда все поля заполнены правильно. После завершения игры проведите обсуждение: какие профессии были представлены, что интересного дети узнали о каждой из них, какие профессии они хотели бы попробовать.

5. «Карта Кемеровской области»

Цель: закрепление у детей знаний о родном крае, изучение границ Кемеровской области.

Состав игры: 1 картинка – пазл карты Кемеровской области из 17 частей на липучках.

Описание игры: ребенку необходимо собрать карту из частей, опираясь на образец и цвет границ районов.

6. «Города Кемеровской области»

Цель: закрепление знаний о памятниках и достопримечательностях городов Кемеровской области, развитию коммуникативных навыков и сотрудничества между игроками.

Состав игры: 6 карт А4 с изображением разных городов Кемеровской области, 37 маленьких карточек с изображением памятников и достопримечательностей городов.

Описание игры: в игре принимают участие от двух и более детей. Каждый

участник берет по 1 или 2 больших карт, а маленькие перемешиваются в

центре стола. Затем ведущий, вынимая по одной маленькой карточке,

спрашивает, к какому городу относится изображение и кому нужна такая

карточка. Выигрывает тот, кто первым закроет все пустые элементы на одной

или более карт.

7. «Одень куклу в национальный костюм»

Цель: развитие мелкой моторики, формирование представлений о культурных особенностях различных народов, воспитание толерантности и уважения к другим культурам.

Состав игры: 2 магнитные куклы, национальные костюмы народов Кузбасса (головной убор, одежда, обувь): шорцы, татары, телеуты, русские.

Описание игры: ребенку необходимо правильно подобрать национальный костюм (головной убор, одежда, обувь) кукле народов и народностей, проживающих на территории Кузбасса.

8. «Семь чудес Кузбасса»

Цель: знакомство детей с культурным наследием и природными достопримечательностями Кемеровской области, развитие коммуникативных навыков, расширение словарного запаса.

Состав игры: 72 квадратных элемента картинок, изображающих одно из семи чудес Кузбасса, например «Поднебесные зубья», «Азасская пещера», и т.д., карточки с изображением и описанием семи чудес Кузбасса.

Описание игры: это увлекательная настольная игра, в которой игроки будут собирать из квадратных элементов картинку, изображающую одно из семи чудес Кузбасса Задача игроков заключается в том, чтобы собрать все семь чудес Кузбасса из предложенных квадратов по соответствующим картинкам. Во время игры участники могут обсуждать достопримечательности, делая акцент на их значимости и истории. Можно предложить разделить детей на группы или позволить работать индивидуально.

МАКЕТ «Жизнь и быт коренных народов Кузбасса»

С целью формирования представлений у детей о малых народах Кузбасса, об укладе их жизни, включающей в себя знакомство с жилищем, предметами быта, одеждой, национальными блюдами, расширения кругозора, словарного запаса, развития коммуникативных качеств, умения налаживать дружеские отношения в коллективе сверстников нами был создан макет «Жизнь и быт коренных народов Кузбасса». макет выполнен из дерева, разделен на три части:

  1. Интерьер в шорском Одаг — стены обклеены деревянными палочками, пол проклеен тканью, мебель выполнена из деревянных дощечек, посуда сделана из пробок и дерева. Кукла в национальном шорском костюме.
  2. Интерьер в телеутском Аланчык — стены обклеены обоями, пол проклеен тканью, мебель выполнена из деревянных дощечек, посуда из дерева, постель сшита из ткани. Кукла в национальном телеутском костюме.
  3. Интерьер в татарском Кашлау — стены обклеены обоями, мебель изготовлена из деревянных дощечек, посуда и дерева. Кукла в национальном татарском костюме.

На основе макета дети могут играть в различные игры, например, такие, как:

1) «Путешествие в прошлое»

Воспитатель предлагает детям отправиться в путешествие во времени и посетить жилище коренных народов. Дети рассматривают макет, узнают о различных аспектах жизни (одежда, еда, жилье), задают вопросы и делятся своими наблюдениями.

2) «Что изменилось?»

Воспитатель показывает детям макет, дает им время рассмотреть его, а затем меняет некоторые детали (например, добавляет новый предмет или убирает старый). Затем дети пытаются заметить, что именно изменилось.

3) «Как жили наши предки?»

Воспитатель рассказывает детям о том, как жили коренные народы Кузбасса, показывая соответствующие элементы на макете. Затем дети отвечают на вопросы, например, «Где спали?», «Чем питались?», "Какие орудия труда использовали?"

4) «Создай свой макет»

Дети получают задание создать свою версию макета, используя доступные материалы (пластилин, картон, краски и т.п.). Это может быть, как копия существующего макета, так и собственное видение жизни коренных народов.

5) «Расскажи историю»

Каждый ребенок выбирает элемент на макете и придумывает короткую историю, связанную с ним. Остальные дети слушают и задают вопросы, чтобы уточнить детали.

6) «Найти пару»

Воспитатель готовит карточки с изображением различных предметов, встречающихся на макете. Дети должны найти соответствующую карточку и показать ее на макете, объяснив, зачем нужен данный предмет.

Комплект дидактических игр "Мой Кузбасс" является важным инструментом в формировании регионального компонента в содержании развивающей предметно-пространственной среды дошкольных учреждений. Он помогает детям лучше узнать и полюбить свой регион, что закладывает основы патриотического воспитания и уважения к культурному наследию Кузбасса. И для эффективного использования дидактических игр педагоги должны учитывать возрастные особенности детей и адаптировать игры под конкретные группы.

Таким образом, для организации работы по созданию развивающей предметно – пространственной развивающей среды, направленной на реализацию регионального компонента в нашем учреждении проводится большая работа. Вкладывая в детей знания, прививая любовь к малой родине, мы стремимся воспитать в них маленьких патриотов. Мы надеемся, что наши воспитанники будут любить свой край, охранять и преумножать богатства нашей земли.

И закончить свое выступление хотелось бы словами выдающегося советского педагога Василия Александровича Сухомлинского: «Заботливый садовник укрепляет корень, от мощности которого зависит жизнь растения на протяжении нескольких десятилетий. Так педагог должен заботиться о воспитании у своих детей чувства безграничной любви к Родине».

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 46 (408) выйдет
21 декабря 2025

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 45 (407) за 2025 год
Скачать Номер 44 (406) за 2025 год
Скачать Номер 43 (405) за 2025 год
Скачать Номер 42 (404) за 2025 год
Скачать Номер 41 (403) за 2025 год
Скачать Номер 40 (402) за 2025 год
Скачать Номер 39 (401) за 2025 год
Скачать Номер 38 (300) за 2025 год
Скачать Номер 37 (399) за 2025 год