|
Методическая разработка по патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста. Проект «Мы этой памяти верны»
АННОТАЦИЯ
В данной методической разработке представлен проект «Мы этой памяти верны», главная цель которого заключается в разработке и внедрении единой методической и развивающей предметно-пространственной среды, повышения качества образования воспитанников за счет эффективного использования инновационных технологий в работе с детьми, взаимодействия с семьями воспитанников и социальными партнёрами.
Методическая разработка рекомендована воспитателям детей старшего дошкольного возраста.
ВВЕДЕНИЕ
В настоящее время – в период обострения ситуации в мире — очень важно приобщать детей к культуре своего народа, поскольку обращение к своему отеческому наследию воспитывает уважение к тем местам и той земле, на которой живём, с умения видеть красоту родной природы начинается чувство Родины.
Скачать конспект
Особенно важно донести до детей мысль, что спустя много — много лет люди помнят об исторических событиях, о грозных военных годах, чтят память погибших, окружают вниманием и любовью людей, защищавших Родину.
Очень важно как можно раньше пробуждать в растущем человеке любовь к родной земле, с первых шагов формировать у детей черты характера, которые помогут ему стать человеком и гражданином общества. Необходимо воспитывать любовь и уважение к родному дому, детскому саду, родной улице, городу; чувство гордости за достижения страны, любовь и уважение к армии, гордость за мужество воинов; развивать интерес к доступным ребёнку явлениям общественной жизни.
ЦЕЛЬ:
разработка и внедрение единой методической и развивающей предметно-пространственной среды, повышение качества образования воспитанников за счет эффективного использования инновационных технологий в работе с детьми, взаимодействие с семьями воспитанников и социальными партнёрами.
ЗАДАЧИ:
- создать условия для ознакомления детей с героическим подвигом русского народа в ВОВ
- пополнять и расширять знания детей об истории Великой Отечественной войны: событиях того времени, героях войны
- формировать интерес к представителям старшего поколения, воспитывать уважение к ним, уметь оказать помощь людям старшего поколения
- дать представление о том, как народ чтит память героев войны: слагают стихи и песни, воздвигают памятники
- помочь понять детям связь времен, вызвать чувство гордости за своих предков, способствовать формированию мнения о недопустимости повторения войны
- воспитывать нравственно-патриотических чувства у дошкольников через совместные мероприятия детей и взрослых, через расширение общего кругозора
- знакомить с произведениями художественной литературы и музыки военных лет
- развивать познавательные и творческие способности детей в процессе практической деятельности
- формировать наглядно-образное мышление, самостоятельность, навыки взаимоотношений со взрослыми
- обогащать активный словарь новыми словами, поощрять пересказы детей о близких — участниках войны.
- привлекать родителей к участию в проектной деятельности.
Прогнозируемые результаты:
Основным результатом проекта будет являться разработка и внедрение единой методической и развивающей предметно-пространственной среды, повышение качества образования воспитанников за счет эффективного использования инновационных технологий в работе с детьми, взаимодействия с семьями воспитанников и социальными партнёрами.
- Повысится интерес детей старшего дошкольного возраста к событиям времен Великой Отечественной войны, истории своей семьи, к людям — участникам ВОВ, проживающих в селе Тростянка.
- Повысится уважение к ветеранам ВОВ, желание чтить память.
- Развитие творческих, интеллектуальных, коммуникативных способностей воспитанников, увеличение участников и призеров конкурсов, акций по патриотическому воспитанию среди детей;
- Пополнится развивающая предметно-пространственная среда, банк дидактических и методических материалов, разработок по патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста;
- Образуется единая система работы по взаимодействию с социальными партнерами в рамках ознакомления детей старшего дошкольного возраста по теме проекта;
- Повысится активность участия родителей воспитанников в воспитательно-образовательном процессе.
Участники проекта: дети старшего дошкольного возраста (5 — 7 лет), воспитатели, музыкальный руководитель, родители, социальные партнёры.
Срок проведения: 6 месяцев.
Тип проекта: интегрированный (поисковый, информационный, игровой, творческий).
Новизна проекта:
Применение в работе с детьми стершего дошкольного возраста новых форм в воспитательно — образовательном процессе: технология «Квест», «Музейная педагогика».
Используемые технологии:
- Системно — деятельностный подход (создание творческих продуктов детьми: книги, альбомы, поздравительные открытки, рисунки, макеты, и т.д.)
- Информационно-коммуникационные технологии (использование на занятиях, беседах с детьми презентаций, видеороликов, аудиозаписи.
- «Музейная педагогика» (организация занятий, бесед, в музеях г.Балашов музей «и ремёсел»);
- Квест-игра на тему «Зарница».
В основу работы легли следующие принципы:
- Принцип историзма: сохранение хронологического порядка, описываемых явлений и сведений.
- Принцип гуманизации: ориентация на высшие общечеловеческие понятия — любовь к близким, к родному селу, к Отечеству.
- Принцип дифференциации: создание оптимальных условий для самореализации каждого воспитанника в процессе освоения знаний о Великой Отечественной войне с учетом возраста, пола ребенка, накопленного им опыта, особенностей, эмоциональной и познавательной сферы.
- Принцип интегративности: сотрудничество с семьей, сельской библиотекой, музеями г. Балашов, сочетание разных видов детской деятельности (игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская, восприятие художественной литературы, музыкальная, двигательная).
- Принцип наглядности: изготовление макетов, ряда пособий и игр, мультимедийных презентаций, видеороликов на основе исторического материала.
Этапы работы по проекту
1 этап. Предварительный этап (погружение в проект 1-2 неделя декабря)
- Уточнение представлений детей о Великой Отечественной войне, об участии членов семьи старшего поколения в войне.
- Постановка проблемы: «Кто такие ветераны Великой отечественной войны? Что мы знаем о героях войны в своей семье?»
- Выявить мнение родителей по вопросу патриотического воспитания детей на основе ознакомления с Великой Отечественной войной, об участии членов семьи старшего поколения в войне.
- Определение участников проекта: воспитатели, дети, родители, музыкальный руководитель, социальные партнёры.
2 этап. Планирование деятельности (3-4 неделя декабря)
- Определить направления работы с учетом возрастных, индивидуальных особенностей детей, разработать план реализации проекта;
- Подобрать необходимый материал для организации продуктивной, игровой, художественно творческой, познавательной деятельности детей;
- Составить совместный план мероприятий с социальными партнёрами по проекту;
- Организация работы с родителями в создании выставки фотографий, наград (медали, ордена), писем с фронта (из семейного архива), «Бессмертный полк».
3 этап. Основной этап (осуществление деятельности по реализации проекта) (январь-май)
- Методическое направление:
- Разработка конспектов бесед, занятий, экскурсий, праздников, викторин, сценариев
- Создание альбомов на темы:, «Мемориалы, памятники», «Плакаты и картины о войне», «Художественное слово» и другие
- Создание медиатеки (презентации, видеоролики по темам альбомов, макетов)
- Создание формы времён Великой Отечественной войны (куклы в костюмах)
Изготовление макетов: «Символы ПОБЕДЫ», «Дети войны» «Наши ветераны», «Города — герои», «Блокада Ленинграда»
- Создание музейной экспозиции «Мы этой памяти верны»
- Поисковое направление:
- Изучение истории семьи, подбор материалов «Бессмертный полк» (работа с архивами, сайтами Министерства обороны РФ: «Память народа», «Подвиг народа»)
- Сбор документов (наградные листы, письма, извещения, удостоверения, фотографии)
- Сбор предметов времён Великой Отечественной войны.
- Воспитательно-образовательное направление:
- Беседы с детьми
- Просмотр презентаций, видеороликов
- Экскурсии в музеи города (занятия, беседы, встречи с ветеранами)
- Слушание, разучивание песен военных лет
- Рассматривание тематических альбомов
- Рассматривание фотографий военных лет, наград (медалей, орденов), документов, писем и т.д.
- Выставка и чтение детской художественной литературы о войне
- Рассматривание картин, плакатов
- Изготовление лэпбука «День Победы»
- Игровая деятельность (макеты, подвижные игры, дидактические игры)
- Художественно-эстетическая деятельность (создание рисунков, изготовление открыток и подарков ветеранам и другое)
- Подготовка к праздничным мероприятиям, посвящённым Дню Победы (разучивание песен, танцев, инсценировки, репетиция парада, создание выставки детского творчества и т.д.)
Направление по взаимодействию с семьями воспитанников:
- Анкетирование родителей
- Проведение родительского собрания, индивидуальных бесед по подготовке к Акции «Бессмертный полк»
- Проведение консультаций на тему: «Растите детей патриотами», «Изучение истории моей семьи»
- Активное включение родителей в воспитательно-образовательный процесс ДОУ через различные формы (игровая деятельность, праздники, НОД, альбомов, разучивание с детьми стихотворений, участие в акциях, экскурсиях и т.д.)
- Работа с архивами, сайтами по изучению истории семьи, города, страны
- Помощь педагогам в сборе информации, создании экспозиции «Мы этой памяти верны»
- Создание семейных мини-альбомов «Этих дней не смолкнет слава! Прадедушкам и прабабушкам посвящается…»
- Оформление Книги Памяти, содержащей рассказы детей и их родителей, о членах семей – участниках войны, их героических судьбах
- Участие во Всероссийской акции «Сад памяти».
Направление по взаимодействию с социальными партнёрами:
- Экскурсии в музей
- Встречи с интересными людьми
- Познавательные, игровые программы (викторина, соревнования)
- Беседы
- Конкурсы и др.
4 Этап. Презентация проекта.
- Оформление экспозиции «Мы этой памяти верны» совместно с детьми и родителями, педагогами, с использованием исторических материалов из семейных архивов
- Участие воспитанников МДОУ д/с «Сказка» с. Тростянка в Параде Победы, праздничных мероприятиях с.Тростянка
- Участие в акции «Бессмертный полк» в колонне Парада Победы в с.Тростянка
- Участие в концерте для ветеранов и тружеников тыла в СДК с.Тростянка.
Обеспечение проекта
Материально — техническое:
- Аудио, видео системы, фотоаппаратура, компьютер.
- Материалы для продуктивной деятельности
Учебно-методическое:
- Детская художественная литература;
- Методическая литература;
- Дидактические игры;
- Конспекты занятий и бесед о Великой Отечественной войне;
- Альбомы: «Медали, ордена», «Военная техника, рода войск»,, «Мемориалы, памятники», «Плакаты и картины о войне», «Художественное слово»
- Макеты: мемориал «Ни кто не забыт, ни что не забыто», «Блокада Ленинграда, «Города-герои», «Дети-герои войны», «Символы ПОБЕДЫ», «Наши Ветераны».
- Мультимедийные презентации, видеоролики к занятиям и беседам о Великой Отечественной войне;
- Материалы музейной экспозиции (куклы в военной одежде, фотографии семейных архивов, медали и ордена, письма с фронта из семейных архивов, и другое)
|