Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru
 

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

«Музыка – как средство патриотического воспитания дошкольников»
Патриотизм детям
Автор: Пичугова Евгения Николаевна   
03.06.2025 16:31

«Музыка – как средство патриотического воспитания дошкольников»«Музыка – как средство патриотического воспитания дошкольников»

Патриотическое воспитание – это длительныйпроцесс, в котором детский сад играет важную роль. Цель его — воспитание в детях любви к Родине, своему народу и родной природе с самых ранних лет, а роль музыки в воспитании личности неоценима. Музыка обладает большим влиянием на ребенка, воздействуя на его эмоциональную сферу и творческий потенциал. Она способствует развитию мышления, учит сочувствию и помогает выражать широкий спектр чувств – от радости до гордости, обогащая не только ум, но и внутренний мир ребенка.

Нравственное, патриотическое и культурное воспитание тесно связаны между собой. Все эти аспекты присутствуют в моей работе с детьми.

 

Дошкольныйвозраст – это важный этап в формировании личности. Нравственное воспитание дошкольников я реализую через целенаправленную педагогическую работу по музыкально-художественной деятельности, стремясь пробудить у детей желание совершать добрые дела, чувство сопричастности к окружающему миру и развивая такие качества, как любознательность, сострадание, сочувствие и готовность прийти на помощь.

Актуальность проблемы духовного и нравственного воспитания детей дошкольного возраста обусловлена тем, что некоторые из них недостаточно знают о своем родном городе и крае, об истории своей страны, об уникальных народных традициях, проявляют безразличие к пожилым людям, сверстникам, не умеют сопереживать чужим бедам. Поэтому в своей работе я стараюсь пробудить интерес и вовлеченность детей.

На музыкальных занятиях впроцессе различной музыкальной деятельности происходит обогащение духовного мира ребенка, который незримо связывает его со своим народом. Моя педагогическая деятельность основывается на бесценном наследии русской народной культуры, фольклоре и произведениях выдающихся композиторов. Я уверена, что народная музыка обладает огромным потенциалом для воспитания нравственности и патриотизма. Именно через нее, зачастую в легкой и увлекательной форме, я знакомлю ребят с традициями, укладом жизни и богатым творчеством русского народа.

В моей музыкальной коллекции собраны записи народных песен, сказок, звучание народного оркестра. Таким образом, на музыкальных занятиях я учу детей играть на детских музыкальных инструментах и разучиваю с ними русские народные песни, танцы, игры и хороводы, которые пользуются неизменной любовью и энтузиазмом ребят. Народная музыка вызывает у них интерес, дарит радость, создает позитивный настрой и способствует их эмоциональному комфорту.

На основе изученного материала организую фольклорные развлечения: Осенины, Ярмарки, Колядки, Масленицу, Праздник Ивана Купалы, Яблочный спас и др. В народных развлечениях, обрядах, играх, благодаря разнообразию ролей, каждый ребенок может проявить себя и почувствовать себя частью общего действа.

Не менее важную роль в музыкальном развитии детей играет и классическая музыка. Этому направлению посвящены мои проекты: «П. И. Чайковский – детям» и «Встреча с прекрасным. Цикл бесед «5 минут с искусством», в рамках которых дети знакомятся с великими русскими композиторами и их произведениями.

Еще один важный аспект моей работы – организация кружковой деятельности. Она позволяет наполнить духовно-нравственные понятия особым эмоциональным содержанием при подготовке танцевальных и вокальных номеров патриотической направленности. Результатом нашей совместной работы становятся выступления детей на городских фестивалях, концертах и конкурсах, где они регулярно занимают призовые места.

Вместе с творческим коллективом педагогов, которым я руковожу, мы активно участвуем в различных мероприятиях, как в детском саду, так и на городском уровне, представляя номера, посвященные патриотической тематике.

Формирование чувства любви к своей Родине и умение выражать свои чувства у детей наиболее эффективно происходит в атмосфере праздничных мероприятий. В дошкольном учреждении организуется множество различных праздников и развлечений, однако я хочу обратить внимание на те, которые направлены на патриотическое воспитание. Это 1 мая, День Победы, День народного единства, День российского флага, День независимости России, День памяти и скорби, а также День защитников Отечества. В рамках этих мероприятий организуются встречи с ветеранами Великой Отечественной войны, участниками специальной военной операции и членами военно-патриотического клуба. Благодаря этим встречам дети получают представление о тяготах военной службы, условиях жизни на передовой, а также о военной технике и снаряжении. Они узнают о героизме своих прабабушек и прадедушек, о том, как они сражались на фронте и трудились в тылу, преодолевая все трудности военного времени.

В результате этого развивается культура общения с пожилыми людьми, воспитывается уважение к старшему поколению, а это является основой для формирования у детей чувства преемственности поколений, понимания важности сохранения исторической памяти и традиций своего народа.

Организация тематических праздничных мероприятий даёт отличную возможность познакомить детейспатриотическими песнями, танцамии театральными постановками, пробудить интерес к истории России, способствовать воспитанию сознательных патриотических чувств, сформировать представление о значимости государственных праздников. Особое внимание уделяю теме Великой Победы, стремясь через песни, инсценировки и танцы того времени показать детям величие подвига советских солдат. Это помогает им глубже понять и прочувствовать события тех лет, а также усвоить важные моральные принципы: доброту, сострадание, мужество и героизм. Использование звуковых и музыкальных эффектов помогает создать атмосферу той эпохи и лучше усвоить материал. Поэтому дети на празднике повествуют о прошедших событиях с пониманием и искренним чувством.

Таким образом, музыкальная деятельность создает благоприятную среду для развития нравственных качеств, закладывает фундамент общей культуры и, наряду с эстетическим развитием, способствует воспитанию патриотизма.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 20 (382) выйдет
7 июня 2025

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 19 (381) за 2025 год
Скачать Номер 18 (380) за 2025 год
Скачать Номер 17 (379) за 2025 год
Скачать Номер 16 (378) за 2025 год
Скачать Номер 15 (377) за 2025 год
Скачать Номер 14 (376) за 2025 год
Скачать Номер 13 (375) за 2025 год
Скачать Номер 12 (374) за 2025 год
Скачать Номер 11 (373) за 2025 год
Скачать Номер 10 (372) за 2025 год
Скачать Номер 9 (371) за 2025 год
Скачать Номер 8 (370) за 2025 год
Скачать Номер 7 (369) за 2025 год
Скачать Номер 6 (368) за 2025 год