Проект «Город Щигры-частичка соловьиного края»
МКДОУ “Детский сад “Улыбка” г. Щигры ”
Долгосрочный, групповой, исследовательски -творческий.
Участники проекта: Педагоги, дети старшего возраста, родители.
Актуальность
Патриотические чувства закладываются в процессе жизни и бытия человека, находящегося в рамках конкретной социокультурной среды.
Патриотизм в современных условиях – это с одной стороны, преданность своему Отечеству, а с другой – сохранение культурной самобытности каждого народа, входящего в состав России.
Любовь маленького ребенка-дошкольника к Родине начинается с отношения к самым близким людям – отцу, матери, дедушке, бабушке, с любви к своему дому, улице на которой он живет, детскому саду, селу.
Воспитывая любовь ребенка к тому, что его окружает, к самому близкому и дорогому – мы воспитываем патриотизм.
Мы горим желанием воспитать любовь к Родине, а оказывается не в состоянии воспитать у ребенка любовь к самому близкому – к родному дому, детскому саду, селу, а ведь это основа из основ нравственно-патриотического воспитания, его первая и самая важная ступень. Дошкольник прежде должен осознать себя членом семьи, неотъемлемой частью своей малой родины, потом – гражданином России, и только потом – жителем планеты Земля.
Скачать конспект
В настоящее время семья переживает не лучшие времена. Стремясь заработать на хлеб насущный, родители все меньше внимания уделят детям и их воспитанию, растет число неполных, неблагоприятных семей. Ребенку все сложнее полюбить свой дом, семью.
Дети должны научиться не только брать, но и отдавать: заботиться о близких с детства, быть внимательными друг к другу, сострадать, словом и делом помогать.
Цель: создание комплекса организованных мероприятий по воспитанию у старших дошкольников любви к малой Родине, через ознакомление с историей, природными богатствами, литературным творчеством народа, его традициями, любви и уважения к близким людям.
Воспитание нравственно-патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста через систематизацию знаний о своей семье, о детском саде, об улице на которой ребенок живет, родном селе, о своей стране. Ориентировать родителей воспитанников на патриотическое воспитание детей в семье.
Задачи:
- Дать знания о малой родине: история, символика, достопримечательности, экологическая ситуация.
- Воспитывать любовь к малой родине, умение видеть прекрасное, гордиться им.
- Формировать экологическую культуру.
- Создать условия для развития любознательности у детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с родным городом.
- Организовать совместную деятельность с родителями.
- Побуждать детей к выполнению общественно значимых заданий, к добрым делам для семьи, родного дома, детского сада.
- Упражнять детей в проявлении сострадания, заботливости, внимательности к родным и близким, друзьям и сверстникам, к тем, кто о них заботится.
- Учить детей принимать участие в обсуждении программ, семейных праздников, некоторых проблем семьи и детского сада.
- Способствование активному вовлечению родителей в совместную деятельность с ребенком в условиях семьи и детского сада.
Гипотеза:
Воспитание патриотизма у детей будет более успешным если:
- Обеспечить организацию работы по воспитанию уважительного отношения к людям различных национальностей, проживающих на территории села Богдановское.
- Привлечь родителей к процессу воспитательно — образовательной работы.
- Регулярно обращать внимание детей на отношение к самым близким людям – отцу, матери, дедушке, бабушке, любви к своему дому, улице, на которой он живет, детскому саду, селу.
Реализация проекта.
Содержание деятельности.
|
Цели и задачи.
|
Сроки выполнения.
|
|
Подготовительный этап
|
|
|
|
Подбор методической и художественной литературы, наглядного материала;
|
|
сентябрь 2025г.
|
|
Создание предметно-развивающей среды
|
Оформить уголок с символами РФ, лепбук Курской области, семейных альбомов, фотографий с достопримечательностями родного города, изготовление макета “Улицы родного города”. Посещение Краеведческого Музея г. Щигры
|
октябрь 2025 г.
в течение года
|
|
Основной этап
|
|
|
|
- Образовательная область «Познавательное развитие»
«Моя Родина- г. Щигры»
«Путешествие по городу »
Создание видио и фото родного города.
«Люди труда родного города»
«Растения и животные Курской области»
«Крупные города»
«Народные приметы», «Легенды»
|
Познакомить дошкольников с историей возникновения г. Щигры.
Формировать знания истории, географии своего края в котором живет ребёнок. Формировать первичные представления о малой родине и Отечестве, гражданскую принадлежность, гордость за её достижения.
Познакомить дошкольников с сельскими профессиями: доярка, телятница, механизатор, фермер, птичница, комбайнёр. Воспитывать уважение к людям, работающим в сельском хозяйстве.
Рассказать детям о результатах их труда, о важности их труда для других людей.
Обогатить представления детей о диких животных Курской области, познакомить с их повадками и условиями жизни, об охране природы, помощи человека диким животным. Дать представление о богатстве растительного мира и природных ископаемых КМА.
В работе использовать фотографии, видеоролики (Щигры, ГЕОМАШ, КХП)
Рассмотреть фотоиллюстрации городов Курской области: Курчатов, Железногорск,мСуджа и учить рассказывать о них. Воспитывать любовь к родному краю, уважение к людям разных национальностей.
Познакомить детей с народными приметами, дать объяснение.
Познакомить с легендами, почему нашему городу дали такое название
|
октябрь 2025 г.
ноябрь 2025 г.
декабрь 2025 г.
в течение года
В течение года
По сезонам
|
|
Образовательная область «Ознакомление с художественной литературой»
- Чтение сказок Бажова
- Чтение стихов уральского писателя С.М. Гершуни.
- Чтение рассказов С.К. Власовой (хрестоматия для детей «Южноуральские писатели детям»).
|
Познакомить детей с Курскими и Щигровскими авторами и их литературными произведениями. На литературных примерах продолжать знакомить детей с историей народа: бытом, обычаями, гостеприимством.
|
В течение года
|
|
Образовательная область «Развитие речи»
-Разучивание стихов о Родине.1. Составление рассказов на тему: «Где я живу», «Моя улица»,
2. «Профессии моих родителей», «Где я побывал в выходные дни».
3. Сочинение стихотворений о природе нашего края, животных, обитающих в
нашей местности.
4. Сочинение загадок о нашем селе.
5. Сотворчество с родителями «Сочини частушку о селе»
|
Знакомить детей с творчеством народов Курского края: пословицами, поговорками, прибаутками; активизировать и обогащать словарь. Познакомить детей с кожлянской игрушкой.
Развивать творческую активность
|
В течение года
|
|
Образовательная область: «Художественно –эстетическое развитие»
Рисование на тему:«На берегу реки Ильяски»
.Рисование на тему : «Я и моя семья», «Моя улица».
Оформление выставки семейного рисунка «Я и моя семья».
Изготовление поделок: «Мой дом»,
Лепка «Животные и птицы».
Создание коллажа «Достопримечательности села».
Создание альбома «Чудеса Урала».
Конкурс поделок из природного материала: «Чудо с грядки» Оформление фотовыставки «Семейный отдых».
«Мамин день», «Папа может всё!», Мая любимая бабушка»,
Разучивание песен про маму, папу, про бабушку, про детский сад.
|
Учить детей рисовать природу родного края.
Воспитывать у детей интерес к окружающему, развивать наблюдательность, передавать в рисунке особенности своего города.
Воспитывать любовь и уважение к близким людям.
Повышать интерес дошкольников к своему городу.
Развивать любознательность.
Развивать творческую фантазию
Формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых.
Упражнять детей в проявлении сострадания, заботливости, внимательности к родным и близким, друзьям и сверстникам, к тем, кто о них заботится и любит.
|
Январь 2020 г.
Февраль - март 2025 г.
В течение года
Октябрь 2025 г.
Февраль-март 2025 г.
|
|
Образовательная область «Физическое развитие»
Составление правил поведения на улице, дома, в детском саду, в общественных местах
Физкультурный досуг «Нынче Родины сыны прославляются!»
3. Экскурсия на стадион
|
Развивать ловкость и координацию движений, устойчивое равновесие, быстроту реакции.
Закрепить правила поведения дома и в общественных местах.
Формировать уважение и гордость к Российской армии.
|
В течение года
23 февраля
|
|
Организация работы с родителями
Анкетирование родителей: «Нужно ли патриотическое воспитание вашему ребенку?».
Предложить составить генеалогическое дерево своей семьи, рассказать детям о своем роде.
|
Привлечь к сотворчеству родителей:
- в оформлении творческих работ, в изготовлении поделок, в составлении рассказов, сочинительству частушек, к помощи в изготовлении костюмов к национальным праздникам, проводимых в детском саду. Предложить изготовить книжку-малышку “г.Щигры раньше и сейчас”, “Достопримечательности г.Щигры”, “Предприятия моего города” и т.д.
-к проведению совместных досугов,
- к участию в целевых прогулках и экскурсиях, акциях.
|
В течение года
Апрель-май
|
|
Заключительный этап
|
|
|
|
Проведение тематического занятия на тему: «Моя малая Родина – село Богдановское»
|
Обобщить знания детей о своей малой Родине.
|
май 2025г.
|
Ожидается, что разработанный и проведенный комплекс мероприятий проекта будет способствовать:
- повышению интереса дошкольников к своему городу, своей стране;
- овладению детьми информацией по истории, культуре и быту народа в соответствии со своим возрастом;
- формированию представлений о родной стране, желание быть патриотом своей Родины, чувствовать себя ответственным за все то, что в ней происходит.
- воспитанию нравственных качеств личности: доброты, уважения к старшим, любви к Отчизне.
|