Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
 

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Консультация «Использование проектного метода в патриотическом воспитании дошкольников»
Патриотизм детям
Автор: Галицкая Надежда Валерьевна   
20.03.2025 13:52

Консультация «Использование проектного метода в патриотическом воспитании дошкольников»Консультация «Использование проектного метода в патриотическом воспитании дошкольников»

В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (ФГОС ДО) определяются цели патриотического воспитания, направленные на формирование основ патриотического сознания у детей. Это включает в себя создание условий для позитивной социализации ребенка, его всестороннего развития как личности, а также морально-нравственного и познавательного роста. Акцентируется внимание на развитии инициативы и творческих способностей через виды деятельности, соответствующие дошкольному возрасту.

В содержании ФГОС подчеркивается актуальность активизации воспитания патриотизма у дошкольников. Формировать у ребенка гражданскую позицию, любовь к Родине, к семье, отношение к истории, наследию своего народа необходимо начинать уже в дошкольном возрасте, так как это пора интенсивного становления личности ребенка. В этом возрасте закладываются основы мировоззрения человека, его отношения к окружающему миру, дети проявляют большую любознательность, отзывчивость и восприимчивость. Они охотно реагируют на различные инициативы и способны искренне сопереживать. [2]

 

скачать презентацию

Патриотизм – это любовь к Родине, преданность своему Отечеству, стремление служить его интересам и готовность, вплоть до самопожертвования, к его защите.

Воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста является важной задачей нравственного воспитания, которая охватывает формирование любви к близким, к детскому саду, а также к родному городу и стране. Наиболее сложной частью этого процесса является работа по развитию любви к родному городу и Родине. Как же проявляются патриотические чувства у детей дошкольного возраста? Как маленький ребенок может выразить эти чувства? К каким целям должен стремиться педагог?

Важно помнить, что дошкольник воспринимает мир через призму эмоций, поэтому их патриотические чувства к родному городу и стране проявляются в восхищении. Именно эти эмоции следует развивать в процессе знакомства детей с их родным городом и страной. Следовательно, развитие патриотического воспитания требует особого подхода. Важно, чтобы занятия были не только информативными, но и эмоционально насыщенными, чтобы у детей формировалось глубокое понимание любви к родине, её культуре и истории.

Ни для кого не секрет, что развитию патриотизма способствует освещение детям истории своего народа. Ведь, как говорит наш президент: «Без знания истории невозможно выстроить своё отношение к будущему». Однако следует помнить, что не весь исторический материал доступен для дошкольников, в силу их возрастных особенностей и незрелости аналитического мышления. А следовательно, важно говорить не только прошлом, но и о настоящем, о том, как каждый из нас может способствовать развитию страны сегодня. Привлекая детей к волонтерским движениям, всероссийским акциям и посещению различных выставок и музеев как в очном, так и в интерактивном формате.

Важно включать в детскую деятельность сюжетные игры, ведь игра — это ведущий вид деятельности дошкольника. А также организовывать различные музыкальные и спортивные мероприятия, привлекая родителей (законных представителей), тем самым повышая их педагогический потенциал, и тогда эмоциональный отклик ребенка будет ярким и запоминающимся.

Всё вышеперечисленное включает в себя метод, открывающий новые возможности обучения и воспитания дошкольников и наиболее подходящую для решения задач нравственно-патриотического воспитания, является метод проектного обучения.

Под проектом понимается самостоятельная и коллективная творческая завершенная работа, имеющая социально значимый результат. В основе проекта лежит проблема, для ее решения необходим исследовательский поиск в различных направлениях, результаты которого обобщаются и объединяются в одно целое.

Проектная деятельность обеспечивает развитие творческой инициативы, самостоятельности участников проекта и работе в команде открывает возможности для формирования собственного жизненного опыта общения с окружающим миром, даёт ребёнку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания. Поэтому метод проектирования можно использовать как один из наиболее эффективных способов развития нравственно-патриотической воспитательной работы в дошкольном образовательном учреждении. [8]

Образовательные проекты сводятся к основным трём этапам:

  1. Подготовительный (целеполагание). Этап постановки проблемы (цели). И разработка плана деятельности по достижению цели. На этом этапе, определяется: какими источниками информации воспользоваться, к кому обратиться за помощью.
  2. Выполнение проекта – практическая часть.
  3. Итоговый. Презентация продукта проектной деятельности и определение задач для новых проектов.

Для того чтобы приступить к работе над проектом, педагогу необходимо выполнить следующие условия:

  • составить тематическое планирование, в котором будут учитываться все виды детской деятельности: игровая, познавательно-исследовательская, трудовая, изобразительная, двигательная и т.д.;
  • разработать содержание занятий, игр, прогулок, различных мероприятий, связанных с темой проекта;
  • организовать предметно-пространственную среду с учетом тематики проекта.

Далее, начинается совместная деятельность участников проекта. Педагог выносит проблему и предлагает детям её обсудить. В результате обсуждения выдвигается гипотеза, которую воспитатель предлагает детям подтвердить в процессе поисковой деятельности.

На втором этапе работы над проектом педагог совместно с детьми отмечает, что уже известно детям по данному вопросу, а что они ещё хотели бы узнать, наконец, педагог спрашивает у детей: «Как нам ответить на интересующие нас вопросы?» Решением (планом действий) могут быть: чтение литературы, беседы со специалистами, тематические экскурсии и т.д. С учетом совместных предложений составляется окончательный план по достижению цели проекта.

Практическая часть проекта должна способствовать активизации мышления, познавательного интереса, детской любознательности. На этом этапе проекта дошкольники ищут, исследуют, творят. Воспитателю необходимо создавать ситуации незавершенности, незаконченности с целью побудить ребенка учиться самостоятельно – доделать, додумать, догадаться.

Заключительный этап проекта – это его презентация: итоговые занятия, оформление стенгазет, фотовыставки, мероприятия и т.д. Важно отметить социальную значимость проекта, «форма защиты проекта должна быть яркой, интересной и продумана так, чтобы высветить и продемонстрировать вклад каждого ребенка, родителя, педагога».

Организовывать работу по нравственно-патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста целесообразно по принципу «От простого к сложному». Формирование нравственно-патриотических качеств у детей дошкольного возраста можно с помощью следующих тем: «Моя семья. Мой дом», «Детский сад», «Моя малая родина», «Мой родной край», «Родная страна», «Наша Армия», «Космос».

Так же актуальны для реализации в детском саду проекты, относящиеся к государственно-гражданским и международным праздникам, преимущественно для младших дошкольников: «Новый год», «Елочные украшения», «Широкая масленица», «Мамы всякие нужны, мамы всякие важны».

Большое значение для развития познавательных интересов ребенка имеет работа над проектом, в ходе которой происходит интеграция общих способов решения педагогических и творческих задач, общих способов мыслительной, языковой, художественной и других видов деятельности.

Через объединение различных областей знаний формируется целостное видение картины окружающего мира. Совместная творческая работа детей дает им возможность проявить себя в различных ролевых играх, развивая коммуникативные и нравственные качества.

В реализации проектов большую роль играет привлечение родителей (законных представителей). Благодаря их участию в проектах у детей формируется чувство гордости, повышается самооценка, наблюдается значительное продвижение в развитии и формировании нравственно-патриотического сознания, морально-нравственных качеств и социализации ребенка. Вовлекая родителей (законных представителей) в работу над проектом, педагоги создают дополнительные возможности для раскрытия индивидуальных способностей детей, выявления творческий потенциал каждого участника проекта и расширения возможности реализации проекта. [4]

Развивая чувство патриотизма у детей, важно помнить, что, несмотря на наши усилия как педагогов, многое зависит от атмосферы у ребёнка дома и от того, насколько это чувство развито у родителей (законных представителей). Атмосфера в семье играет ключевую роль в формировании патриотизма у детей. Если родители активно проявляют любовь к своей стране, рассказывают о её истории, культуре и достижениях, процесс формирования патриотизма у детей проходит быстрее.

Однако бывают случаи, когда родители не демонстрируют патриотические чувства, и тогда ребенку сложнее воспринимать материал, получаемый исключительно в стенах образовательного учреждения. Именно вовлечение таких родителей в педагогический процесс может приносить значимые результаты. Изготавливая домаподелки своими руками вместе с ребёнком, разучивая с ним стихи и песни, а также участвуя в спортивных праздниках, дух патриотизма проникает не только в детей, но и в их родителей.

Таким образом, использование технологии проектирования является эффективным средством в патриотическом воспитании детей дошкольного возраста, так как проектная деятельность влияет и на содержание игровой деятельности детей – она становится более разнообразной, сложно структуированной, а сами дошкольники становятся интересны друг другу.

Придет время, и именно сегодняшний дошкольник будет ответственен за будущее страны. И очень важно именно сейчас обратить внимание на воспитание у подрастающего поколения патриотических чувств, воспитание личности с активной жизненной позицией, в центре которой будет осознание собственной ответственности за судьбу Родины.

Литература:

  1. Алёшина Н.В. Патриотическое воспитание дошкольников. Конспекты занятий. -М: УЦ «Перспектива», 2008-248с.
  2. Быков, А. К. Проблемы патриотического воспитания [Текст] / А. К. Быков // Педагогика. –2006. –№ 2. –С. 37–42;
  3. Веракса Н. Е., Веракса А. Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. — М.: Мозаика — Синтез, 2008. — 112 с. Образовательные проекты в детском саду. Пособие для воспитателей
  4. Гинецинский В. И. Современные образовательные технологии: учебное пособие /В. И Гинецинский. — М.: Изд-во КноРус, 2009. — 432 с.
  5. Зеленова Н.Г., Осипова Л.Е. Мы живём в России. Гражданско – патриотическое воспитание дошкольников. Подготовительная группа. -М.: Издательство «Скрипторий 2003, 2016.
  6. Маханева М.Д. Нравственно – патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста. – 2-е изд., испр. и доп. -М.: АРКТИ, 2005. -72 с.
  7. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Приказ Минобрнауки России от 17. 10. 2013 1155)
  8. Черных, И. А. Проектная деятельность как средство патриотического воспитания детей дошкольного возраста / И. А. Черных, Т. Г. Златокрылец, Е. Н. Архипова. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 13 (460). — С. Т.2. 94-97.
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 11 (373) выйдет
31 марта 2025

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 10 (372) за 2025 год
Скачать Номер 9 (371) за 2025 год
Скачать Номер 8 (370) за 2025 год
Скачать Номер 7 (369) за 2025 год
Скачать Номер 6 (368) за 2025 год
Скачать Номер 5 (367) за 2025 год
Скачать Номер 4 (366) за 2025 год
Скачать Номер 3 (365) за 2025 год
Скачать Номер 2 (364) за 2025 год
Скачать Номер 1 (363) за 2025 год
Скачать Номер 46 (362) за 2024 год
Скачать Номер 45 (361) за 2024 год