Проект «ПАТРИОТЫ С ДОБРЫМ СЕРДЦЕМ»
Период реализации: январь-май. Возрастная категория: 6-7 лет.
Тип проекта: социально – значимый, практико – ориентированный.
Участники: детигруппы, педагогический коллектив группы, родители.
Продукт: «Дерево ценностей», викторина «Знатоки русской культуры», флешмоб «Моя Россия, моя страна».
Пояснительная записка
Актуальность и значимость темы:
В современном мире, где глобализация и информационный поток размывают границы культур, важно формировать у детей четкую гражданскую идентичность. В этом возрасте дети начинают осознавать свою принадлежность к стране и культуре. Патриотическое воспитание способствует укреплению чувства гордости за свою Родину, что является важным элементом формирования их личной идентичности. Духовно-нравственное воспитание помогает детям понять основы моральных норм, таких как честность, доброта, уважение к другим. Эти качества закладываются в раннем возрасте и влияют на дальнейшее поведение и отношения с окружающими. Важно, чтобы дети понимали свою роль в обществе и осознавали, как их поступки могут влиять на окружающих. Патриотическое воспитание формирует у них чувство ответственности за будущее своей страны. Темы патриотизма и духовности часто связаны с историей и культурой семьи. Дети узнают о своих корнях, традициях и обычаях, что способствует созданию прочных межпоколенческих связей, учатся взаимодействовать с окружающими, развивать эмпатию, понимать и уважать мнение других. Это важно для формирования гармоничного общества.
Особенность проекта:
В гости к детям приходит Дедушка-сказочник: хранитель народных сказок и преданий. Он рассказывает детям о героических подвигах, о силе духа, о нравственных ценностях. В ходе реализации проектадети создают «Дерево ценностей» (создать большое дерево (можно из картона), на котором будут размещены листья с написанными на них различными духовно-нравственными и патриотическими ценностями (доброта, дружба, толерантность, любовь к родине и т.д.)). Дети могут самостоятельно оформлять листья, рисовать картинки или писать свои мысли о каждой ценности.
Проблема:
Понятия "патриотизм", "духовность", "нравственность" являются абстрактными и сложными для понимания детьми 6-7 лет. Необходимо адаптировать эти понятия к возрасту детей, используя простые и понятные примеры, наглядные материалы и игровые формы. Дети могут сталкиваться с негативными примерами поведения в обществе и СМИ, которые противоречат духовно-нравственным ценностям. Необходимо предоставлять детям положительные образцы для подражания и учить их отличать добро от зла.
Цель и задачи:
Цель: формирование у детей 6-7 лет основы патриотического сознания, гражданской идентичности и духовно-нравственных ценностей, необходимых для полноценного становления личности, способной к любви и уважению к Родине, обществу и окружающему миру.
Задачи:
Обучающие:
- формировать у детей представление о России как о Родине, ее истории, культуре, традициях, географических особенностях;
- продолжать знакомить детей с обычаями и традициями своего народа через сказки, песни и танцы;
- расширять представления об основных моральных и нравственных ценностях: доброте, честности, справедливости, милосердии, сострадании, ответственности.
Развивающие:
- развивать у детей умение выражать свои чувства, мысли и впечатления, связанные с Родиной и её ценностями;
- развивать творческие способности детей через участие в различных видах деятельности;
- развивать коммуникативные навыки детей через взаимодействие в коллективе, совместные игры;
- развивать познавательную активность детей, умение задавать вопросы, искать ответы и делать выводы;
- развивать у детей эмоциональную отзывчивость, сопереживание и способность к рефлексии;
- развивать когнитивные процессы (внимание, память, мышление, воображение).
Воспитательные:
- воспитывать у детей чувство любви к своей Родине, гордости за свой народ и его достижений;
- воспитывать уважение к старшим, почитание традиций и культурного наследия своего народа;
- воспитывать честность, ответственность, справедливость и другие нравственные качества;
- воспитывать у детей активную гражданскую позицию, желание участвовать в жизни общества и своей страны.
Предполагаемые результаты:
- у детей сформируется представление о России как о Родине, ее истории, культуре, традициях, географических особенностях;
- дети познакомятся с обычаями и традициями своего народа через сказки, песни и танцы;
- у детей расширятся представления об основных моральных и нравственных ценностях: доброте, честности, справедливости, милосердии, сострадании, ответственности.
Предполагаемые риски проекта:
- нежелание родителей принимать участие в проекте;
- отсутствие интереса к проблемеу воспитанников;
- нехватка ресурсов.
Перспективный план проекта
1. Подготовительный этап:
- Выявление проблемы.
- Анализ информационных ресурсов, опыта коллег.
- Формулировка цели и задач.
- Планирование деятельности.
- Подготовка необходимого оборудования, оснащение РППС: государственная символика, иллюстрации или предметы русского быта, куклы в русских национальных костюмах, музыкальные и художественные произведения на тему проекта, материалы для художественной деятельности,
2. Основной этап:
РАЗДЕЛ: «Организация работы с детьми»
Вид деятельности
|
Срок
|
Беседа «7-я».
ОД «Традиции русской семьи».
Развлечение «Зимние святки».
Дидактическая игра «Моя семья», «Помоги бабушке навести порядок», «Обязанности мои и членов семьи».
Конструирование из бумаги «Полезные коробочки».
Музыкальная деятельность «Опера М. Глинки «Руслан и Людмила».
|
Январь
|
Театрализованная викторина «На балу у сказок А.С. Пушкина».
Аппликация «Тридцать три богатыря».
Игра-путешествие «Масленица».
Рассматривание картины Б. Кустодиева «Масленица».
Образовательное событие-путешествие «Русские богатыри».
Подвижные игры на тему «Богатыри».
|
Февраль
|
ОД «Образ матери в народном творчестве».
Конструирование из бумаги «Тюльпан».
Развлечение «Весенние святки».
Праздник «Сороки».
Лепка по замыслу из теста «Жаворонки».
Подвижная игра «Проводы зимы».
|
Март
|
Ситуативный разговор «В единстве сила России».
ОД «Великая Россия».
Музыкальная гостиная «В гостях у Садко».
Спортивное развлечение «Путешествие в мир народных игр».
Дидактические игры «Подделись с товарищем», «Доброе сердце», «Дарим своё тепло».
Аппликация «Ковер дружбы» (коллективная работа).
|
Апрель
|
Беседа «Праздник Победы».
ОД «9 мая».
Игровая программа «Березовая карусель».
Пластилинография «Береза».
Рисование по замыслу «Моя Родина-Россия».
Викторина «Знатоки русской культуры».
Флешмоб «Моя Россия, моя страна».
|
Май
|
РАЗДЕЛ: «Организация работы с родителями»
Вид деятельности
|
Срок
|
Папка-передвижка «Роль семейных традиций в воспитании детей».
Буклет «Семейные ценности и традиции».
Выставка фотографий «Моя семья».
|
Январь
|
Спортивно-познавательный досуг «Оружие и доспехи защитников Отечества».
Консультация «Патриотическое воспитание в семье».
|
Февраль
|
Папка-передвижка «Азбука патриотизма».
Вечер народных игр и хороводов.
|
Март
|
Папка-передвижка «Что такое государственная символика».
Маршрутная игра «Русский сувенир».
|
Апрель
|
Папка-передвижка «День Победы».
Памятка «Запрещенные выражения».
Флешмоб «Моя Россия, моя страна».
|
Май
|
3. Заключительный этап:
- ·Презентация продуктов– «Дерево ценностей».
- Проведение итогового мероприятия – флешмоб «Моя Россия, моя страна», викторина «Знатоки русской культуры».
- Подведение итогов.
- Самоанализ результатов, составление планов на будущее.
Список информационных ресурсов
Научно – методическая литература:
- Ветохина А.Я, Дмитриенко З.С., Жигналь Е.Н. Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста / А.Я. Ветохина, З.С. Дмитриенко, Е.Н. Жигналь. – СПб: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2020.
- Ельцова О.М., Антонова Г.А., Николаева Н.А. Воспитание дошкольников в духе русских культурных традиций, ч.1 / О.М. Ельцова, Г.А. Антонова, Н.А. Николаева. - Москва: ТЦ СФЕРА, 2019.
- Ельцова О.М., Антонова Г.А., Николаева Н.А. Воспитание дошкольников в духе русских культурных традиций, ч.2 / О.М. Ельцова, Г.А. Антонова, Н.А. Николаева. - Москва: ТЦ СФЕРА, 2019.
- Коломийченко Л.В., Чугаева Г.И., Югова Л.И. Дорогою добра. Занятия для детей 6-7 лет по социально-коммуникативному развитию и социальному воспитанию / Л.В. Коломийченко, Г.И. Чугаева, Л.И. Югова. – Москва: ТЦ СФЕРА, 2023.
- Литвинова О.Э. Конспекты организованной деятельности по рисованию, лепке, аппликации и конструированию из бумаги. Для детей 6-7 лет / О.Э. Литвинова. - СПб: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2023.
- Нищева Н.В., Кириллова Ю.А. «Я люблю Россию!» Парциальная программа. Патриотическое и духовно-нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста (с 5 до 7 лет) в соответствии с ФОП / Н.В. Нищева, Ю.А. Кириллова. – СПб: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2023.
- Осипова Л.Е. Мы живем в России. Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников. Подготовительная группа / Л.Е. Осипова. - Москва: СКРИПТОРИЙ, 2023.
- Пантелеева Н.Г. Народная культура в эстетическом развитии дошкольников / Н.Г. Пантелеева. – СПб: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2021.
- Соломенникова О.А., Галенкова С.А. Старинные народные игры и забавы для детей / О.А. Соломенникова, С.А. Галенкова. – Москва: ТЦ СФЕРА, 2022.
- Федулова Ю.В., Рогожина О.А., Депутатова О.Ю. Люблю моё Отечество: Сборник проектов по патриотическому воспитанию дошкольников / Ю.В. Федулова, О.А. Рогожина, О.Ю. Депутатова. – Москва: ТЦ СФЕРА, 2024.
|