Произведения Сухомлинского В.А. как средство воспитания духовно-нравственных, патриотических чувств детей старшего дошкольного возраста |
Патриотизм детям | |||
Автор: Слатина Мария Вячеславовна | |||
25.11.2024 20:34 | |||
Произведения Сухомлинского В.А. как средство воспитания духовно-нравственных, патриотических чувств детей старшего дошкольного возраста Слатина Мария Вячеславовна Воспитатель МКДОУ детский сад «Рябинка» г. Тайшета «Я хочу, чтобы мой сын стал выдающимся человеком, – говорила Белокосая мать. – Музыкантом или писателем, известным всему миру! — А я хочу, чтобы мой сын стал хорошим человеком, –сказала Чернокосая мать. – Чтобы никогда не забывал матери и родного дома, чтобы любил Родину и ненавидел врагов.» «Две матери» В.А. Сухомлинский Формирование и развитие нравственности, патриотизма, воспитания и ценностных ориентаций детей–одна из важнейших задачвоспитателя подготовительнойгруппы. Ценностные ориентиры детей старшего дошкольного возраста формируются и утверждаются как отношение кокружающему миру, предметному мируи, самоеглавное, кмирулюдейисебе в этом мире. Рассматривая литературу как искусство слова, В. А. Сухомлинский рекомендует, чтобы на занятиях по развитию речи, обучению грамоте старших воспитанников приучали чувствовать красоту слова, художественного образа, мысли и чувства писателя. Чтобы человек могиметь и выражать собственное мнение, его нужно учитьэтомусдетскогосада. Этосвязаностем, чтов будущем ему придетсяделатьвыборипринимать решения, которые повлияют на его жизнь, семьюиобщество вцеломВ. А. Сухомлинскийработалнадэтимвопросомвсюжизньи посвятил емумножество педагогических илитературныхработ.
По мнениюВ. А. Сухомлинского, самый глубокий след в душесвоеговоспитанникаоставляет тот, кто сумелразбудитьчувство человеческого достоинства, стремление к добру, правде, честиикрасоте, ктосумелпонятьсложнуюичастопротиворечивуюдетскуюдушуивзраститьв нейсеменадуховности. Большаяроль в этомпринадлежитмудромуслову, котороеисходитизнародныхуст, родномуслову, вчастности, сказке. К сказке В. А. Сухомлинский обратился еще в начале своего творческого пути. Воспитание старших дошкольников педагог называл «школой сердечности». Он советовал родителям, педагогам обучать детей добру, любви, милосердию, состраданию. Для этого важно, чтобы детивсегдапонимали гуманистическийсмысл поступков и поведенияокружающихихлюдей. Сэтой целью В.А. Сухомлинский помогает детям преодолевать маленькие трудностивсвоемдетскомрассказе «Лениваяподушка», вкоторомнапримереповседневнойжизнипоказанычеловеческиеотношения, чувства ответственности, трудолюбия, т.е. «тонкие, сердечные, человеческие взаимопонимания». В.А. Сухомлинскийговорит, чтосамоелучшеесредство, котороевсегдаработает, –этообращение взрослых к сердцуребенка, научить, рассказать, расположить, а не указывать малышу или поучать его. Если в семье ребенок приобретает опыт личностных демократических взаимоотношений, то в будущем, строя свою жизнь, участвуя во взрослой жизни, он будет жить как свободный человек, в согласии с нравственными ценностями. Произведения В.А. Сухомлинского убеждают в том, что необходимо помочь ребенку высказаться, одухотвориться красотой нравственности и твердо верить в то, что прекрасное и истинное побеждают и торжествуют. Моральные чувства и поступки пробуждаются и совершенствуются только тогда, когда благородство, величие идеи, на основе которой возникает это чувство, познаются на собственном опыте, на собственных поступках, в поведении, в труде. Так, на примере сказки «Не потерял, а нашел» В.А. Сухомлинский помогает дошкольникам осознать личностную и социальную значимость труда как необходимой обязанности и духовной потребности человека, формирует желание добросовестно и ответственно работать. Содержание сказки, кроме трудовой активности, трудолюбия как высокой нравственности, воспитывает у детей чувство совести, долга и ответственности как высшей общечеловеческой ценности. Процесс формирования чувства ответственности у детей рассматривается В.А. Сухомлинским на основе внутренних свойств ребенка, его сознательных и добровольных поступков, когда действия оцениваются личной совестью, осознанием долга и ответственности. Втворчестве В.А. Сухомлинского проблемаформирования нравственных основ человеческой личностирассматриваетсячерезпризму человеческих чувств, эмоцийипереживаний. Так, содержаниепроизведения «О чемдумала Марийка» помогает детям понятьприродудружескихичеловеческихотношений; величайшуюособенностьнравственностидетейВ. А. Сухомлинскийвиделвихспособности «чувствоватьдушу» другогочеловека, пониматьегодушевноесостояние: «Умей почувствовать рядом с собой человека, умей понять его душу, видеть в его глазах сложный духовный мир... Думай и чувствуй, как твои поступки могут отразиться на душевном состоянии другого человека». Существует мир, где правит совесть. Сердца великих педагогов, мыслителей создали тот мир. Вчасти 1 «Книга о совести» Василия Александровича Сухомлинского взрослый передает детям красоту природы и человеческих поступков, о важности героизма и подвига. Во второй части этого произведения дошкольники определяют понятия как долг перед людьми, доброе и внимательное отношение к близким, почитание старших. Углубляясь в «Книгу о совести», у ребят раскрывается понимание взрослости, ответственности перед ребенком, о смысле жизни в борьбе за лучшее и в преодолении трудностей. И, конечно же, невозможно оставить в стороне красоту труда. Значительное место в педагогическом наследии В.А. Сухомлинского занимает проблема воспитания у детей уважения, любви к матери — хранительнице домашнего тепла и очага. Любовь к матери – основа и источник воспитания, от которого все зависит и с которого все начинается. Проявление настоящей любви к матери педагог показал в оглавлении рассказ «Седьмая дочь». В этом произведении В. А. Сухомлинский поднимает такую морально-этическую и вечную проблему, как любовь к матери. Внем говоритсяо том, какдочерикрасивыми словамивыразилисвою любовь к матери, которойнебылос нимицелый месяц. Нодажеэтикрасивые словамерклипосравнениюсистиннойлюбовьюседьмойдочерикматери, котораявыражаласьне в словах, а в простыхпоступках: она сняла с ног мамочки обувь и поднесла ей воды в миске – помыть с дороги ноги. Уже в маленькой девочке В.А. Сухомлинский видел будущую мать, у которой формировалось представление о семье, о жизни ради других, во имя счастья ближнего, трудолюбие. Педагогические сказки В.А. Сухомлинского якобы косвенно, незаметно внешне, но активно и эффективно воспитывают в детях лучшие чувства душевности и любви ко всему прекрасному, формируют первые навыки человечности во взаимоотношениях между дошкольниками. В художественных произведениях содержится значительный образовательный и воспитательный потенциал. Существенная особенность заключается в том, что назидательность выражена не навязчиво, не прямолинейно. Детей привлекают захватывающая фабула, ярко нарисованные образы, остроумные характеристики. Старшие дошкольники эмоционально воспринимают текст, в котором добро побеждает зло. Дети искренне переживают горе, несчастье оскорбленных. Следует не развеивать у детей сочувствие обиженным, а направлять их на осознание того, в чем заключается ошибка, совершенная действующими лицами. Педагогическая ценность сказки заключается в том, что в ней побеждает справедливость. Радость детей нужно поддерживать, ибо в ней — воспитательный момент. Воспитателю остается только подвести своих воспитанников к нахождению причин для радости в этой победе. Возможны также случаи неоднозначного реагирования детей на результат действий сказочных героев. Одни ребята сочувствуют, другие болезненно воспринимают события, третьи признают неизбежность такого конца. Роль взрослых, педагога заключается в том, чтобы, не умаляя ни одного из перечисленных отношений, подчеркнуть существующую реальность. Говоряодетскомвосприятиисказок, важноотметить, что дети старшего дошкольноговозрастапонимаютусловность сказок, ипроводятчеткоеразличиемеждуфантазиейиреальностью. Ониотносятсяк фантазиикак к игре. Другимисловами, они воспринимаютситуации в сказкахкакигры (возможныежизненныеситуации). Поэтому нетнеобходимостиповторятьто, чтоонизнают, илиподчеркивать, что сказочный сюжетвымышлен. Всказкахговорится о добре и зле, злеидобре, совершенном и несовершенном. Вниманиедетейдолжно быть сосредоточено на этихнравственныхи человеческих категориях, а не на развенчании необычности сказочныхситуаций. В. А. Сухомлинский составление сказок превращал в живой творческий процесс на занятиях. Он учил детей не только слушать сказки, но и самостоятельно составлять их, записывать, рассказывать. На таких уроках под влиянием чувств и мыслей, вызванных чтением, слушанием и созданием сказок дети учатся образно и творчески мыслить. Таким образом, сюжеты произведений В. А. Сухомлинского волнуют современных детей. Они приобщают старших дошкольников к нравственно-духовным, патриотическим достижениям нашего народа, сокровищнице его культуры, способствуют нравственному и этическому развитию дошкольников. Читая, размышляя над текстами сказок, рассказов, миниатюр и легенд В.А. Сухомлинского, воспитанники развиваются, у них активизируются нравственно-ценностные, мировоззренческие представления, понятия, обогащается словарь. Содержание и идеи детских произведений В.А. Сухомлинского подчеркивают, что искусство воспитания заключается не только в умении видеть и предвидеть сложные ситуации, которые возникают в жизни людей, но и в том, чтобы научить ребенка самостоятельно ориентироваться в жизненных обстоятельствах и уже с детства приучать к самым простым, но самостоятельным решениям.
|