Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Семинар – практикум «Взаимодействие ДОУ и семьи по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников»
Патриотизм детям
Автор: Клянчина Оксана Александровна   
25.11.2024 18:07

Семинар – практикум «Взаимодействие ДОУ и семьи по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников»Семинар – практикум «Взаимодействие ДОУ и семьи по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников»

Первая школа воспитания растущего человека – семья. Здесь он учится любить, терпеть, радоваться, сочувствовать. В настоящее время задачи патриотического воспитания ориентированы на семью. Семья — источник и звено передачи ребенку социально-исторического опыта. И решение этих задач возможно лишь во взаимодействии с семьей.

Организацию взаимодействия с семьями воспитанников следует осуществлять в условиях партнерства и понимания приоритетной доли участия родителей в воспитании и социализации своих детей.

Цель взаимодействия педагогов с родителями: формирование обобщенного представления родителей в вопросах воспитания патриотизма у дошкольников.

Задачи:

  • привлечь родителей к обсуждению и решению вопросов патриотического воспитания дошкольников
  • раскрыть сущность и значение взаимодействия родителей и педагогов по патриотическому воспитанию детей
  • познакомить с формами и методами проведения мероприятий, направленных на решение задач патриотического воспитания
  • показать родителям роль семьи в нравственно — патриотическом воспитании
  • выработать согласованные действия педагогов и семьи по вопросам патриотического воспитания.

К современным подходам взаимодействия ДОУ и семьи относятся отношение к родителям, как партнерам и вовлечение их в жизнь детского сада. При организации работы с семьями по патриотическому воспитанию детей, рекомендуются вариативно использовать традиционные и нетрадиционные формы сотрудничества.

Семья и дошкольное учреждение – два главных института социализации детей. Их воспитательные функции различны, но для всестороннего развития личности ребенка необходимо их взаимодействие. В процессе воспитания детей возникают различные проблемы нравственного, духовного, патриотического, эмоционального, речевого, физического развития, которые эффективно решать всем вместе. Семья является традиционно главным институтом воспитания. То, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность семьи как института воспитания обусловлена тем, что в ней ребенок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьей. В ней закладываются основы личности ребенка, и к поступлению к школе он более чем на половину сформирован как личность. Известно, что основой духовно-нравственного воспитания является духовная культура общества, семьи и образовательного учреждения – той среды, в которой живет ребенок, в которой происходит его становление и развитие. Тот дух, который царит в семье и детском саду, которым живут родители и воспитатели – люди, составляющие ближайшее социальное окружение ребенка, оказывается определяющем в формировании внутреннего мира ребенка. Важным условием нравственно-патриотического воспитания детей является приобщение ребенка к культуре своего народа, поскольку раскрытие личности в ребенке полностью возможно только через включение его в культуру собственного народа. Приобщение детей к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь.

Таким образом, нравственно-патриотическое воспитание детей – одна из основных задач дошкольного образовательного учреждения, важным условием которой является тесная взаимосвязь с родителями, семьей, как ячейкой общества и хранительницей национальных традиций. Совместные формы работы детского сада и родителей по формированию нравственно – патриотических качеств Работа с семьей – важная и сложная сторона деятельности воспитателя и других работников дошкольного учреждения. Она направлена на решение следующих задач: — установление единства в воспитании детей; — педагогическое просвещение родителей; — изучение и распространение передового опыта семейного воспитания; — ознакомление родителей с жизнью и работой дошкольного учреждения. Привлекать родителей к мероприятиям, способствующим совместной деятельности родителей и детей.

Какие основные задачи стоят перед ДОУ по работе с родителями по нравственно – патриотическому воспитанию детей:

  • Изучение семей детей
  • Привлечение родителей к активному участию в деятельности дошкольного учреждения по воспитанию патриотических чувств
  • Изучение семейного опыта воспитания и обучения детей

- Просвещение родителей в вопросах нравственно – патриотического воспитания детей.

Формы работы с родителями:

1) Массовые:

  • Совместные мероприятия для педагогов, родителей и детей
  • Родительские собрания
  • Конференции и консультации
  • Вечера для родителей
  • Дни открытых дверей
  • КВН, викторины, праздники
  • Совместное творчество
  • Выпуск Газеты
  • Концерты

- Соревнования.

2) Индивидуальные:

  • Беседы
  • Посещения на дому

- Выполнение индивидуальных поручений.

3) Наглядно-информационные:

- Информационно-просветительская (ознакомление родителей с особенностью ДОУ)

- Информационно-аналитическая (опросы, срезы, анкетирование)

Работа с родителями в рамках практического блока строится по двум направлениям:

  1. Просвещение родителей, передача им необходимой информации по тому или иному вопросу (лекции, индивидуальное и подгрупповое консультирование, информационные листы и т. п.).
  2. Организация продуктивного общения всех участников образовательного пространства в ходе реализации каждого из тематических проектов.

Некоторые направления работы:

- Проведение родительских собраний ( «Нравственные отношения в семье и в детском саду» и др.)

  • Индивидуальных консультаций с родителями
  • Создание информационных уголков в группах
  • Участие в подготовке и проведении народных календарных праздников
  • Издание информационных стендов
  • Оформление выставок детских работ и совместного творчества
  • Создание фотовыставок
  • Разработаны информационные материалы для родителей по народным календарным праздникам
  • Создание мини-музея в каждой возрастной группе

Только эффективно организованное сотрудничество может дать импульс построению взаимодействия с семьей на качественно новой основе, предполагающей не просто совместное участие в воспитании ребенка, но осознание общих целей, доверительное отношение и стремление к взаимопониманию.

Новизна этих отношений определяется понятиями "сотрудничество" и "взаимодействие".

Сотрудничество — это общение "на равных", где никому не принадлежит привилегия указывать, контролировать, оценивать.

Взаимодействие представляет собой способ организации совместной деятельности, которая осуществляется на основании социальной перцепции и с помощью общения. В "Словаре русского языка" С. Ожегова значение слова "взаимодействие" объясняется так: 1) взаимная связь двух явлений; 2) взаимная поддержка.

Проанализируем значение слов «воспитание», «нравственность» и «патриот» изучив различные источники: словарь В. И. Даля, психолого-педагогический словарь, словарь Википедия. Можно сделать выводы, что:

  • «воспитание» — это создание благоприятных условий, для комплексного формирования личности с самого раннего возраста;
  • «нравственность» — это духовное воздействие на внутреннее миропонимание человека, через исторический опыт народа. От этого будет зависеть и третья составляющая – «патриотизм»
  • «патриотизм» — это любовь к Родине.

Эти три компонента могут применяться только в единстве.

Одним из новых направлений в системе работы семьи и дошкольного учреждения в современном образовательном процессе можно считать организацию клубной деятельности. Родительский клуб – это перспективная форма работы с родителями, учитывающая актуальные потребности семей и способствующая формированию активной жизненной позиции участников процесса, укреплению института семьи, передаче опыта в воспитании детей.

В отличие от родительских собраний, в основе которых назидательно-поучительная форма общения, клуб строит отношения с семьей на принципах добровольности, личной заинтересованности. Тематика встреч формулируется и запрашивается родителями. На сегодняшний день родители выступают не только в роли заказчика, но и имеют возможность объективно оценить уровень работы ДОУ. Поэтому для построения эффективного взаимодействия детского сада и семьи в нашей группе был создан родительский клуб «Гномики», в рамках которого были использованы как традиционные, так не традиционные формы сотрудничества, позволяющие определить степень удовлетворения индивидуальных запросов родителей.

Основной целью родительского клуба является развитие духовно-нравственных качеств личности у детей путем вовлечения родителей в воспитательно-образовательный процесс. Взаимодействие с семьями воспитанников (в рамках Клуба) реализуется через разнообразные формы: традиционные (родительские собрания, педагогические беседы, тематические консультации, выставки детских работ, папки-передвижки, информационные стенды и др.) и нетрадиционные (праздники, конкурсы, литературно-музыкальные гостиные, посиделки) формы общения.

В заключении хотелось сказать, не останавливаться на достигнутом, искать новые пути сотрудничества с родителями, ведь у нас одна цель – воспитывать будущих созидателей жизни. Каков человек – таков мир, который он создает вокруг себя. Хочется верить, что наши дети, когда вырастут, будут любить и оберегать своих родных и близких. Это осуществимо, если педагоги и родители станут союзниками и единомышленниками, заинтересованно будут решать проблемы нравственно – патриотического воспитания детей.

Есть много вариантов сотрудничества с родителями, которые известны педагогам и ими активно используются.

Предлагаю поиграть. Вы – педагоги. Сегодня есть возможность представить себя в роли родителей своих воспитанников. Эти игры можно использовать в работе с родителями для развития общения педагогов и родителей и обмена необходимой информацией для успешного пребывания ребенка в детском саду, например, на родительском собрании.

1. Игра «Цветы»

Вариант 1.

Ход игры:

(Звучит музыка). Предложить педагогам представить себя в образе одного из цветов и нарисовать этот цветок, вырезать и прикрепить на «поляне» (лист ватмана на доске). «Цветы» все разные, так и в жизни, у каждого человека свой неповторимый характер, увлечения, мнения..

Но сегодня нас здесь объединяет наша профессия-воспитатель.

И воспитатель, и родитель – взрослые люди, которые имеют свои психологические особенности, возрастные и индивидуальные черты, свой жизненный опыт и собственное видение проблем. Работа с родителями — это процесс общения разных людей, в котором очень важно помнить «Золотое правило нравственности»: «Относись к людям так, как хочешь, чтобы относились к тебе» Кант.

2. — Уважаемые педагоги, «родители», давайте сегодня поговорим о наших детях, о том, какую роль в их воспитании играет семья.

-Что такое «семья»? Каково Ваше мнение? (Ответы воспитателей)

-Да, семья – это, прежде всего, любовь.

Семья – это место приземления для старших, стартовая площадка для младших и маячок взаимоотношений для каждого.

Для чего человеку семья?

Думаю, каждый ответит по-своему, но наверняка прозвучит одна простая и верная мысль – для счастья.

Да, человеческое счастье вряд ли возможно без семьи. Ни самая увлекательная работа, ни друзья — не могут дать то, что может дать семья.

2. Сейчас я предлагаю Вам сыграть в одну игру «Ассоциации».

Итак, все, что для этого нужно, — услышать задание и постараться дать ответ, первые же образы, связанные с ним, которые пришли вам в голову.

- Если семья — это постройка, то она…

- Если семья — это цвет, то она…

- Если семья — это музыка, то она…

- Если семья — это геометрическая фигура, то она…

- Если семья — это название фильма, то она…

- Если семья — это настроение, то она…

-Если семья – это страна, то она называется…

-Если семья – это фрукт, то это…

-Если семья – это известный литературный персонаж, то это…

-Если семья – это животное, то это…

Я: -В ходе этого упражнения мы с вами увидели, что у каждого свои ассоциации связанные с таким понятием как Семья!

У каждого свое видение и свое представление о семье.

3. Упражнение «Закончи предложение»

Воспитатель начинает предложение и передаёт эстафету следующему воспитателю, который его продолжает или раздает предложения желающим воспитателям..

«Моя любовь к ребёнку заключается…»

«Когда ребёнок выводит меня из себя, я

«Я очень быстро прощаю своего ребёнка, потому что…»

«Если ребенок провинился…»

«Когда моему ребёнку посторонние люди делают замечания…

«Общение с ребенком – это…»

4. Задание. «Доскажи пословицу»

Ведущая. Долгие века из поколения в поколение передавалась народная мудрость. Много разных пословиц и поговорок есть о семье, часто и мы их употребляем в речи, давайте сейчас мы их попробуем вспомнить. А помогут нам в этом подсказки. Начало пословицы или поговорки будет предложено, вам надо будет вспомнить ее окончание.

- Где любовь и совет. (там и горя нет).

- В родной семье и. (каша гуще).

- В семье согласно. (так идет дело прекрасно).

- В своем доме и. (стены помогают).

- В прилежном доме густо. (а в ленивом доме пусто).

- В каждой избушке. (свои погремушки).

- В гостях хорошо. (а дома лучше).

- В дружной семье. (даже в холод тепло).

5. Задание «Кто кому сват»

Ведущая. Но ведь семья – это не только муж и жена. Это и дети, и внуки, и многочисленная родня с обеих сторон. Когда мужчина и женщина соединяют свои судьбы, все их родственники так же роднятся между собой, но иногда люди даже не знают, как друг друга называть. Давайте мы с вами сейчас попытаемся определить, кто кому сват!

Брат отца (матери) – дядя.

Сестра отца (матери) – тетя.

Отец жены – тесть.

Мать жены – теща.

Брат жены – шурин.

Брат мужа – деверь.

Сестра мужа – золовка.

Сестра жены – свояченица.

Отец мужа – свекор.

Мать мужа – свекровь.

Дочь (сын) брата, сестры – племянница, племянник.

Матери жены и мужа друг другу – сватьи.

6. Большую часть времени ребенок проводит в детском саду и дома, поэтому важно, чтобы взаимодействие педагогов и родителей не противоречили друг другу, а положительно и активно воспринимались ребёнком. Это осуществимо, если педагоги и родители станут союзниками и единомышленниками, заинтересованно и согласовано будут решать проблемы воспитания.

Игра «Дерево»: у вас на столах цветная бумага и ножницы. Я предлагаю вырезать сердечки и написать на них пожелание нашему коллективу, и потом наклеить на дерево. Ведь мы – коллектив, мы- семья. И перед нами одни и те же задачи- растить наших детей здоровыми, счастливыми, активными.

7. А в конце нашего семинара хотелось бы рассказать вам притчу:

«В древности жил-был один мудрец, к которому люди приходили за советом. Всем он помогал, люди ему доверяли и очень уважали его возраст, жизненный опыт и мудрость. И вот однажды один завистливый человек решил опозорить мудреца в присутствии многих людей. Завистник и хитрец придумал целый план, как это сделать: «Я поймаю бабочку и в закрытых ладонях принесу мудрецу, потом спрошу его, как он думает, живая у меня в руках бабочка или мертвая. Если мудрец скажет, что живая, я сомкну плотно ладони, раздавлю бабочку и, раскрыв руки, скажу, что наш великий мудрец ошибся. Если мудрец скажет, что бабочка мертвая, я распахну ладони, бабочка вылетит живая и невредимая и скажу, что наш великий мудрец ошибся». Так и сделал завистник, поймал бабочку и пошел к мудрецу. Когда он спросил мудреца, какая у него в ладонях бабочка, мудрец ответил: «Все в твоих руках».

Так каждый человек, сделав свой выбор, сам определяет свою судьбу.

В наших руках Судьба ребенка, уважаемые взрослые!

-На этом наша встреча подходит к концу, большое спасибо за активное участие. Взаимодействие родителей и детского сада — это длительный процесс, долгий кропотливый труд, требующий терпеливого неуклонного следования выбранной цели, и постоянный поиск новых путей сотрудничества с родителями. Желаю всем творческих успехов, мира и здоровья!

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 46 (362) выйдет
29 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год