Семинар – практикум «Взаимодействие ДОУ и семьи по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников» |
Патриотизм детям | |||
Автор: Клянчина Оксана Александровна | |||
25.11.2024 18:07 | |||
Семинар – практикум «Взаимодействие ДОУ и семьи по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников» Первая школа воспитания растущего человека – семья. Здесь он учится любить, терпеть, радоваться, сочувствовать. В настоящее время задачи патриотического воспитания ориентированы на семью. Семья — источник и звено передачи ребенку социально-исторического опыта. И решение этих задач возможно лишь во взаимодействии с семьей. Организацию взаимодействия с семьями воспитанников следует осуществлять в условиях партнерства и понимания приоритетной доли участия родителей в воспитании и социализации своих детей. Цель взаимодействия педагогов с родителями: формирование обобщенного представления родителей в вопросах воспитания патриотизма у дошкольников. Задачи:
К современным подходам взаимодействия ДОУ и семьи относятся отношение к родителям, как партнерам и вовлечение их в жизнь детского сада. При организации работы с семьями по патриотическому воспитанию детей, рекомендуются вариативно использовать традиционные и нетрадиционные формы сотрудничества. Семья и дошкольное учреждение – два главных института социализации детей. Их воспитательные функции различны, но для всестороннего развития личности ребенка необходимо их взаимодействие. В процессе воспитания детей возникают различные проблемы нравственного, духовного, патриотического, эмоционального, речевого, физического развития, которые эффективно решать всем вместе. Семья является традиционно главным институтом воспитания. То, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность семьи как института воспитания обусловлена тем, что в ней ребенок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьей. В ней закладываются основы личности ребенка, и к поступлению к школе он более чем на половину сформирован как личность. Известно, что основой духовно-нравственного воспитания является духовная культура общества, семьи и образовательного учреждения – той среды, в которой живет ребенок, в которой происходит его становление и развитие. Тот дух, который царит в семье и детском саду, которым живут родители и воспитатели – люди, составляющие ближайшее социальное окружение ребенка, оказывается определяющем в формировании внутреннего мира ребенка. Важным условием нравственно-патриотического воспитания детей является приобщение ребенка к культуре своего народа, поскольку раскрытие личности в ребенке полностью возможно только через включение его в культуру собственного народа. Приобщение детей к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Таким образом, нравственно-патриотическое воспитание детей – одна из основных задач дошкольного образовательного учреждения, важным условием которой является тесная взаимосвязь с родителями, семьей, как ячейкой общества и хранительницей национальных традиций. Совместные формы работы детского сада и родителей по формированию нравственно – патриотических качеств Работа с семьей – важная и сложная сторона деятельности воспитателя и других работников дошкольного учреждения. Она направлена на решение следующих задач: — установление единства в воспитании детей; — педагогическое просвещение родителей; — изучение и распространение передового опыта семейного воспитания; — ознакомление родителей с жизнью и работой дошкольного учреждения. Привлекать родителей к мероприятиям, способствующим совместной деятельности родителей и детей. Какие основные задачи стоят перед ДОУ по работе с родителями по нравственно – патриотическому воспитанию детей:
- Просвещение родителей в вопросах нравственно – патриотического воспитания детей. Формы работы с родителями: 1) Массовые:
- Соревнования. 2) Индивидуальные:
- Выполнение индивидуальных поручений. 3) Наглядно-информационные: - Информационно-просветительская (ознакомление родителей с особенностью ДОУ) - Информационно-аналитическая (опросы, срезы, анкетирование) Работа с родителями в рамках практического блока строится по двум направлениям:
Некоторые направления работы: - Проведение родительских собраний ( «Нравственные отношения в семье и в детском саду» и др.)
Только эффективно организованное сотрудничество может дать импульс построению взаимодействия с семьей на качественно новой основе, предполагающей не просто совместное участие в воспитании ребенка, но осознание общих целей, доверительное отношение и стремление к взаимопониманию. Новизна этих отношений определяется понятиями "сотрудничество" и "взаимодействие". Сотрудничество — это общение "на равных", где никому не принадлежит привилегия указывать, контролировать, оценивать. Взаимодействие представляет собой способ организации совместной деятельности, которая осуществляется на основании социальной перцепции и с помощью общения. В "Словаре русского языка" С. Ожегова значение слова "взаимодействие" объясняется так: 1) взаимная связь двух явлений; 2) взаимная поддержка. Проанализируем значение слов «воспитание», «нравственность» и «патриот» изучив различные источники: словарь В. И. Даля, психолого-педагогический словарь, словарь Википедия. Можно сделать выводы, что:
Эти три компонента могут применяться только в единстве. Одним из новых направлений в системе работы семьи и дошкольного учреждения в современном образовательном процессе можно считать организацию клубной деятельности. Родительский клуб – это перспективная форма работы с родителями, учитывающая актуальные потребности семей и способствующая формированию активной жизненной позиции участников процесса, укреплению института семьи, передаче опыта в воспитании детей. В отличие от родительских собраний, в основе которых назидательно-поучительная форма общения, клуб строит отношения с семьей на принципах добровольности, личной заинтересованности. Тематика встреч формулируется и запрашивается родителями. На сегодняшний день родители выступают не только в роли заказчика, но и имеют возможность объективно оценить уровень работы ДОУ. Поэтому для построения эффективного взаимодействия детского сада и семьи в нашей группе был создан родительский клуб «Гномики», в рамках которого были использованы как традиционные, так не традиционные формы сотрудничества, позволяющие определить степень удовлетворения индивидуальных запросов родителей. Основной целью родительского клуба является развитие духовно-нравственных качеств личности у детей путем вовлечения родителей в воспитательно-образовательный процесс. Взаимодействие с семьями воспитанников (в рамках Клуба) реализуется через разнообразные формы: традиционные (родительские собрания, педагогические беседы, тематические консультации, выставки детских работ, папки-передвижки, информационные стенды и др.) и нетрадиционные (праздники, конкурсы, литературно-музыкальные гостиные, посиделки) формы общения. В заключении хотелось сказать, не останавливаться на достигнутом, искать новые пути сотрудничества с родителями, ведь у нас одна цель – воспитывать будущих созидателей жизни. Каков человек – таков мир, который он создает вокруг себя. Хочется верить, что наши дети, когда вырастут, будут любить и оберегать своих родных и близких. Это осуществимо, если педагоги и родители станут союзниками и единомышленниками, заинтересованно будут решать проблемы нравственно – патриотического воспитания детей. Есть много вариантов сотрудничества с родителями, которые известны педагогам и ими активно используются. Предлагаю поиграть. Вы – педагоги. Сегодня есть возможность представить себя в роли родителей своих воспитанников. Эти игры можно использовать в работе с родителями для развития общения педагогов и родителей и обмена необходимой информацией для успешного пребывания ребенка в детском саду, например, на родительском собрании. 1. Игра «Цветы» Вариант 1. Ход игры: (Звучит музыка). Предложить педагогам представить себя в образе одного из цветов и нарисовать этот цветок, вырезать и прикрепить на «поляне» (лист ватмана на доске). «Цветы» все разные, так и в жизни, у каждого человека свой неповторимый характер, увлечения, мнения.. Но сегодня нас здесь объединяет наша профессия-воспитатель. И воспитатель, и родитель – взрослые люди, которые имеют свои психологические особенности, возрастные и индивидуальные черты, свой жизненный опыт и собственное видение проблем. Работа с родителями — это процесс общения разных людей, в котором очень важно помнить «Золотое правило нравственности»: «Относись к людям так, как хочешь, чтобы относились к тебе» Кант. 2. — Уважаемые педагоги, «родители», давайте сегодня поговорим о наших детях, о том, какую роль в их воспитании играет семья. -Что такое «семья»? Каково Ваше мнение? (Ответы воспитателей) -Да, семья – это, прежде всего, любовь. Семья – это место приземления для старших, стартовая площадка для младших и маячок взаимоотношений для каждого. Для чего человеку семья? Думаю, каждый ответит по-своему, но наверняка прозвучит одна простая и верная мысль – для счастья. Да, человеческое счастье вряд ли возможно без семьи. Ни самая увлекательная работа, ни друзья — не могут дать то, что может дать семья. 2. Сейчас я предлагаю Вам сыграть в одну игру «Ассоциации». Итак, все, что для этого нужно, — услышать задание и постараться дать ответ, первые же образы, связанные с ним, которые пришли вам в голову. - Если семья — это постройка, то она… - Если семья — это цвет, то она… - Если семья — это музыка, то она… - Если семья — это геометрическая фигура, то она… - Если семья — это название фильма, то она… - Если семья — это настроение, то она… -Если семья – это страна, то она называется… -Если семья – это фрукт, то это… -Если семья – это известный литературный персонаж, то это… -Если семья – это животное, то это… Я: -В ходе этого упражнения мы с вами увидели, что у каждого свои ассоциации связанные с таким понятием как Семья! У каждого свое видение и свое представление о семье. 3. Упражнение «Закончи предложение» Воспитатель начинает предложение и передаёт эстафету следующему воспитателю, который его продолжает или раздает предложения желающим воспитателям.. «Моя любовь к ребёнку заключается…» «Когда ребёнок выводит меня из себя, я «Я очень быстро прощаю своего ребёнка, потому что…» «Если ребенок провинился…» «Когда моему ребёнку посторонние люди делают замечания… «Общение с ребенком – это…» 4. Задание. «Доскажи пословицу» Ведущая. Долгие века из поколения в поколение передавалась народная мудрость. Много разных пословиц и поговорок есть о семье, часто и мы их употребляем в речи, давайте сейчас мы их попробуем вспомнить. А помогут нам в этом подсказки. Начало пословицы или поговорки будет предложено, вам надо будет вспомнить ее окончание. - Где любовь и совет. (там и горя нет). - В родной семье и. (каша гуще). - В семье согласно. (так идет дело прекрасно). - В своем доме и. (стены помогают). - В прилежном доме густо. (а в ленивом доме пусто). - В каждой избушке. (свои погремушки). - В гостях хорошо. (а дома лучше). - В дружной семье. (даже в холод тепло). 5. Задание «Кто кому сват» Ведущая. Но ведь семья – это не только муж и жена. Это и дети, и внуки, и многочисленная родня с обеих сторон. Когда мужчина и женщина соединяют свои судьбы, все их родственники так же роднятся между собой, но иногда люди даже не знают, как друг друга называть. Давайте мы с вами сейчас попытаемся определить, кто кому сват! Брат отца (матери) – дядя. Сестра отца (матери) – тетя. Отец жены – тесть. Мать жены – теща. Брат жены – шурин. Брат мужа – деверь. Сестра мужа – золовка. Сестра жены – свояченица. Отец мужа – свекор. Мать мужа – свекровь. Дочь (сын) брата, сестры – племянница, племянник. Матери жены и мужа друг другу – сватьи. 6. Большую часть времени ребенок проводит в детском саду и дома, поэтому важно, чтобы взаимодействие педагогов и родителей не противоречили друг другу, а положительно и активно воспринимались ребёнком. Это осуществимо, если педагоги и родители станут союзниками и единомышленниками, заинтересованно и согласовано будут решать проблемы воспитания. Игра «Дерево»: у вас на столах цветная бумага и ножницы. Я предлагаю вырезать сердечки и написать на них пожелание нашему коллективу, и потом наклеить на дерево. Ведь мы – коллектив, мы- семья. И перед нами одни и те же задачи- растить наших детей здоровыми, счастливыми, активными. 7. А в конце нашего семинара хотелось бы рассказать вам притчу: «В древности жил-был один мудрец, к которому люди приходили за советом. Всем он помогал, люди ему доверяли и очень уважали его возраст, жизненный опыт и мудрость. И вот однажды один завистливый человек решил опозорить мудреца в присутствии многих людей. Завистник и хитрец придумал целый план, как это сделать: «Я поймаю бабочку и в закрытых ладонях принесу мудрецу, потом спрошу его, как он думает, живая у меня в руках бабочка или мертвая. Если мудрец скажет, что живая, я сомкну плотно ладони, раздавлю бабочку и, раскрыв руки, скажу, что наш великий мудрец ошибся. Если мудрец скажет, что бабочка мертвая, я распахну ладони, бабочка вылетит живая и невредимая и скажу, что наш великий мудрец ошибся». Так и сделал завистник, поймал бабочку и пошел к мудрецу. Когда он спросил мудреца, какая у него в ладонях бабочка, мудрец ответил: «Все в твоих руках». Так каждый человек, сделав свой выбор, сам определяет свою судьбу. В наших руках Судьба ребенка, уважаемые взрослые! -На этом наша встреча подходит к концу, большое спасибо за активное участие. Взаимодействие родителей и детского сада — это длительный процесс, долгий кропотливый труд, требующий терпеливого неуклонного следования выбранной цели, и постоянный поиск новых путей сотрудничества с родителями. Желаю всем творческих успехов, мира и здоровья!
|