Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников
Патриотизм детям
Автор: Рудаева Юлия Николаевна Сало Анна Михайловна   
24.09.2024 05:56

Нравственно-патриотическое воспитание дошкольниковНравственно-патриотическое воспитание дошкольников

Авторы: воспитатель ГБОУ № 1500 (г. Москва) Рудаева Юлия Николаевна, воспитатель ГБОУ № 1500 (г. Москва) Сало Анна Михайловна

Сегодня в Российской Федерации вопросам нравственно-патриотического воспитанияграждан уделяется большое внимание. Так, при реализации образовательных программ дошкольного образования образовательная область «Социально-коммуникативное развитие» должна быть направлена на «…формирование у ребенка основ гражданственности и патриотизма, уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье, сообществу детей и взрослыхв Организации, региону проживания и стране в целом…» [2].

Начиная с работ Сухомлинского В.А. [3] иУшинского К.Д. [1], которые излагали, по сути, не только цели и задачи, но и определяли средства, формы и методы нравственно-патриотического воспитания, педагогическийарсенал современного воспитателя дошкольного образовательного учреждения существенно расширился.

 

При этом, каждый педагог в отдельности, исходя из конкретной ситуации, подбирает для своей работы индивидуальные психолого-педагогические методы и приемы в вопросах нравственно-патриотического воспитания детей-дошкольников, решая, таким образом, стоящие перед ним образовательные задачи.

Например, проведение музыкальных тематических вечеров способствует развитию у детей патриотических чувств, положительных эмоций, вызывает интерес к образовательным учреждениям, занимающихся вопросами нравственно-патриотического воспитания.

Важной формой нравственно-патриотического воспитания является краеведение, так как базовым этапом формирования у детей любви к Родине следует считать накопление ими социального опыта жизни в своем городе, усвоение принятых в нем норм поведения, взаимоотношений, приобщение к миру ею культуры. Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой родине и месту, где родился человек.

В настоящее время в период нестабильности в обществе, возникла необходимость вернуться к лучшим традициям народа, к его вековым корням. В одном из основных актуальных нормативно-правовых документов указано, что «…к традиционным ценностям относятся жизнь, достоинство, права и свободы человека, патриотизм, гражданственность, служение Отечеству и ответственность за его судьбу, высокие нравственные идеалы, крепкая семья...» [4].

В связи с этим, начиная с дошкольного возраста, необходимо формировать у детей высокие нравственные и морально-психологические качества, среди которых важное значение имеют нравственность и патриотизм. Понятие «патриотизм» это чувство любви к Отечеству. Понятие «Отечество» включает в себя все условия жизни: территорию, климат, природу, организацию общественной жизни, особенности языка и быта. В доступной форме можно знакомить дошкольников с историей создания государства.

Поощряя любознательность, сообщая знания, вовлекая детей в различные виды деятельности, взрослые способствуют расширению детского опыта, а накопление опыта и знаний необходимая предпосылка для будущей творческой деятельности. Ни кругозор, ни эстетический вкус не являются врожденными качествами человека, они складываются и развиваются в процессе воспитания, под влиянием той среды, в которой растет ребенок, а также целенаправленной работы педагогов и родителей. Эти задачи можно успешно решать в рамках музейной педагогики. Мировая художественная культура предоставила педагогом богатейшие возможности для проведения подобной работы.

Сегодня мини-музеи, организованные на базе детского сада, в отличие от «взрослых» музеев, имеют ряд своих особенностей для дошкольников: в обычном музее ребенок лишь пассивный созерцатель, а здесь он — соавтор, творец композиции, при создании которой приходится использовать собственную фантазию и домашние запасы. В настоящем музее трогать ничего нельзя, а здесь — можно. Например, в ГБОУ № 1500для этого созданы широкие возможности дошкольники на регулярной основе посещают музеи 4 Дивизии народного ополчения и Боевой славы 129 Орловской стрелковой дивизии, где есть широкие возможности по нравственно-патриотическому воспитанию детей на примере подвигов военнослужащих.

Музейные экспонаты в детском саду, за исключением наиболее ценных, используются в качестве методического материала в различных видах деятельности (речевой, игровой, изобразительной, музыкальной). Кроме того, и родители активно включены всоциокультурную деятельность черезсемейное посещение других музеев г. Москвы.

Перенимая особенности поведения взрослых, дети усваивают тон, манеру, представления, которые бытуют в семье. Дети чутко понимают особенности, характер отношений между людьми. Игры детей в дочки-матери дают воспитателю богатый материал для понимания характера отношений между взрослыми в семьях. Задача заключается в том, чтобы сделать чувство любви и привязанности к людям более осмысленными действительным.

Педагог рассказывает дошкольникам о значимости труда родителей, подчеркивая их заботу о детях. Для этой цели он использует беседы, художественную литературу, показывает картины.

Важно учитывать особенности ребенка, предусматривать возможность противоречия между его нравственными представлениями и конкретными поступками. Поэтому особое внимание следует уделять воспитанию действенной любви к людям, желанию помогать им (накрыть на стол, вымыть посуду и т.д.) т.е. разнообразную посильную помощь.

Детский сад вторая семья ребенка, где он окружен вниманием, любовью и заботой работников дошкольною учреждения. У детей воспитывается уважение к труду тех, кто их воспитывает, лечит, кормит, заботится о чистоте помещений.

Воспитание у детей любви к родной природе, способности чувствовать ее красоту, стремление сохранять, беречь и приумножать ее богатства — такова другая сложная задача воспитателя. Исследователи подчеркивают, чточувство любви к природе будет устойчивым, если воспитатель осуществляет эту работу, начиная с младшей группы, учит детей воспринимать красоту родной природы, испытывать радость общения с нею. Представления и впечатления о родной природе осмысливаются и углубляются при использовании в работе с детьми произведений художественной литературы и искусства. На прогулке дети любуются красотой природы, учатся бережно относиться к ней.

Таким образом, нравственно-патриотические качества не возникают у детей сами по себе. Это результат длительного, целенаправленного воспитания. Дошкольные образовательные учреждения призваны формировать у детей первые представления об окружающем мире, отношение к действительности и дать возможность почувствовать себя с ранних лет гражданином своего Отечества. При этом важнейшая роль в этом процессе принадлежит выбраннымсредствам, формам и методам нравственно-патриотического воспитания, которые воспитатель будет использовать для достижения педагогических целей, исходя из конкретных условий.

Список литературы:

  1. Воспитать ребёнка как? / Константин Ушинский: составитель Елена Филиппова. — Москва: ACT, 2014. — 380 с.
  2. Приказ Минобрнауки России от 17. 10. 2013 № 1155 (в редакции от 17. 02. 2023 г.) «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»
  3. Сухомлинский В.А. Рождение гражданина. — М.: Издательский дом «Тион», 2024. – 464 с.
  4. Указ Президента РФ от 9.11. 2022 г. № 809 «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей».
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 46 (362) выйдет
29 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год