Современные подходы к организации нравственно-патриотического воспитания дошкольников в рамках реализации Рабочей программы воспитания и планов воспитательной работы в ГБДОУ (из опыта работы) |
Патриотизм детям | |||
Автор: Фидькова Анастасия Васильевна | |||
10.02.2022 21:21 | |||
«Войну выиграл прусский учитель» Отто фон Бисмарк На самом деле хвала прусскому учителю прозвучала не из уст Бисмарка. Эти слова принадлежат профессору географии из Лейпцига Оскару Пешелю. В редактируемой им газете «Заграница» он написал: «…Народное образование играет решающую роль в войне… когда пруссаки побили австрийцев, то это была победа прусского учителя над австрийским школьным учителем.»
Прусская гимназическая система тем и отличалась, что формировала у своих выпускников вполне определённые качества: дисциплинированность, аккуратность, почтительность к старшим, «патриотизм» (в смысле абсолютного доверия правительству и полного принятия его внешней и внутренней политики). В настоящее время мы не должны принимать буквально систему воспитания XIX века, а применять их теорию на нашу реальность, учитывая демократические идеи нашего государства. Но что касается воспитания, то в настоящее время воспитательная роль приобретает более важную функцию нежели познавательная. Работник дошкольного образования закладывает фундамент, на котором будущий человек выстраивает свои ценности. Героические примеры защитников нашей Родины в Великой Отечественной войне говорит нам о важности взращивания в школах и детских садах идей патриотизма, любви к Родине. Определение слова патриотизм по словарю С.И. Ожегова – это преданность и любовь к своему Отечеству, к своему народу. Духовный патриотизм надо прививать с раннего детства. В этом возрасте все знания, и о родной стране в том числе, усваиваются в большей степени на подсознательном уровне. Именно поэтому нужно очень бережно обращаться к детской душе, к чувствам каждого ребёнка. Необходимо воспитывать и любовь к родным местам, и гордость за свой народ и желание сохранять и приумножать богатство своей страны. Цели и задачи патриотического воспитания: Цель – воспитание духовно-нравственной личности, достойных граждан России, патриотов своего Отечества. Задачи:
Принципы реализации программы
Тематическое планирование материала
Рассмотрим значение некоторых из этих тем в воспитательном процессе ДОУ при формировании нравственно-патриотического чувства ребёнка: Моя семья. Чувство Родины начинается у ребёнка с отношения к семье, к самым близким людям – к матери, отцу, бабушке, дедушке. Необходимо поддерживать интерес детей к своей семье, воспитывать любовь к близким людям – родственникам. Здесь мы учимся изображать генеалогическое дерево семьи, где толстые ветки – это старшие члены семьи, а маленькие пока ещё тонкие веточки – это сами дети. Предварительно даём детям задание – вместе с родителями просмотреть семейные альбомы, узнать о ближайших родственниках, узнать профессии членов семьи. Мой город. Воспитание у детей любви к родному городу следует постепенно, как бы расширяющимися кругами: свой детский сад, двор, улица, где живёт ребёнок, другие улицы, по которым он ходит – чем они интересны? Какова природа вокруг, зелёное убранство вокруг и так далее. Рекомендую музыку для прослушивания к этой теме: «Наш край», слова Антона Пришельца, композитор Дмитрий Кабалевский, П.И. Чайковский «Времена года», гимн города Санкт-Петербурга. Хлеб – всему голова. Что знают дети о кусочке хлеба, который они едят ежедневно? Часто оказывается – ничего, кроме как его покупки в магазине! Начиная с беседы и рассматривания хлебных изделий в повседневной жизни, дети наблюдают, как и когда хлеб привозят в детский сад. Дети разглядывают картинки и иллюстрации, учат стихи, песни, отгадывают загадки. Это нужно для того, чтобы дети поняли значение хлеба для человека, и какой труд надо вложить, чтобы он оказался у нас на столе. День снятия Блокады Ленинграда. Участвуя в совместных поделках с родителями они знакомятся с прошлым своей семьи, своих бабушек и дедушек. Ребята должны помнить героев защиты Ленинграда. В своих рисунках и поделках они отражают весь ужас того военного времени. Музыка для прослушивания: «Седьмая симфония» Д.Д. Шостаковича, «Священная война» авторы В.Лебедев-Кумач, А Александров. Литература Н. Ходза «Дорога жизни», рекомендации для родителей – посетить музей обороны и блокады Ленинграда. День Защитника Отечества. Мужчина, семья и Родина – те столпы, на которых стоял, стоит и будет стоять патриотизм. Однако защитить страну способен только порядочный мужчина – тот, у которого есть порядок и нет беспорядочности, к которой нас призывает западный мир. Только порядочный мужчина, живущий по совести, способен защитить свою семью, и только такой мужчина, если придет время, защитит и свою Родину. А начинается знакомство с русскими воинами с чтения русских былин о русских богатырях, защищавших рубежи Древней Руси. Можно провести беседу с репродукцией картины В.М. Васнецова «Три богатыря» под музыку симфонии А.П. Бородина «Богатырская». Чувство уважения к воинам Российской армии, а также чувство гордости за свою страну подтверждается детскими играми на военную тематику: «Стой, кто идёт!», «Самолёты» и многие другие. Музыка к данной тематической неделе очень нравится детям «Волшебники двора», композиция «А закаты алые…», авторы Н.Осошник, В.Осошник. Литература к прочтению — былины о богатырях. Народный фольклор и народное творчество. Сейчас к нам постепенно возвращается национальная память, и мы по-новому начинаем относиться к старинным праздникам, традициям, фольклору, художественным промыслам, декоративно-прикладному искусству, в которых народ оставил нам самое ценное. Необходимо широко использовать все виды фольклора (сказки, песенки, пословицы, поговорки, хороводы и т.д.). В устном народном творчестве сохранялись и передавались из поколения в поколение представления о добре, красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности. В русском фольклоре сочетаются слово, музыкальный ритм, напевность. Отдельно необходимо сказать о влиянии русских сказок на формирование внутреннего мира ребёнка на всех этапах его роста. Борьба добра и зла – лейтмотив всех сказок! Чтобы закалить душевные силы ребёнка, вселить уверенность в неизбежность торжества добра над злом, обязательно рассказывают сказки: в этом возрасте только сказочная форма позволяет донести до ребёнка стойкость, мужество и преданность былинного героя в его трудной борьбе со злом, которое он обязательно победит, каким бы страшным оно не было. Большое место в приобщении детей к народной культуре должны занимать народные праздники и традиции. В них фокусируются тончайшие наблюдения за характерными особенностями времён года, погодными изменениями, поведением птиц, насекомых, растений. Причём эти наблюдения связаны с трудом и различными сторонами общественной жизни человека. Очень важно ознакомить детей с народной декоративной росписью. Русская роспись передаёт в себе отражение русской природы, которая была неразрывно связана с человеком. Это и солнышко, и деревья, кусты, листики и цветы, животные и птицы. Самое ценное – это мощный импульс добра и радости, который получает каждый человек, который соприкасается с прикладным творчеством как зритель и как создатель. Детям очень нравится слушать русскую народную музыку, читать русские народные сказки, играть в хороводные игры. Космос. О космонавтике, о нашем самом первом космонавте Ю.А. Гагарине дети знают ещё со средней группы детского сада. В старшей группе тема космоса расширяется: дети знакомятся с космонавтами других стран, полётами на Луну, с международными экипажами, играют «в космос». Музыка для прослушивания рекомендуется: группа «Space», группа «Земляне». Город наш – Санкт-Петербург. Продолжая тему знакомства с родным городом продолжаем изучение следующих вопросов. Какие в нашем городе есть достопримечательности, чем или кем можно гордиться? Для этого необходима работа не только с детьми, но и с их родителями. Музыка: Эдвард Григ «Утро» из музыки к пьесе Ибсена «Пер Гюнт», гимн города Санкт-Петербурга. Наша Родина – Россия. В уголке патриотического воспитания ребята знакомятся с символами нашей страны: флагом, гербом, территорией, президентом РФ, словами российского гимна. Игра мемо с темами «Достопримечательности Санкт-Петербурга», «Природные чудеса России» способствует запоминанию различных понятий и знаний о России. И, конечно, разучиваем и поём Гимн Российской Федерации. Столица Москва. Даже в самых удалённых районах дети должны знать о столице нашей Родины – городе-герое Москве. Чтение рассказов, рассматривание иллюстраций, заучивание стихов и песен о Москве поможет детям получить о ней представление. На стене может висеть карта России, где большим красным кружком отмечена Москва, а маленьким свой город. Воспитать патриота своей Родины — ответственная и сложная задача, решение которой в дошкольном детстве только начинается. Необходима планомерная, систематическая работа, использование разнообразных средств воспитания. Общие усилия детского сада и семьи, ответственность взрослых за свои слова и поступки могут дать положительные результаты.
|