Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

«Воспитание маленького гражданина»
Патриотизм детям
Автор: Зайнуллина Илиза Рашитовна Шаймарданова Гульназ Минсагировна   
04.02.2022 08:09

«Воспитание маленького гражданина»«Воспитание маленького гражданина»

  • Зайнуллина Илиза Рашитовна
  • Шаймарданова Гульназ Минсагировна

МБДОУ №74 «Айсылу», г. Набережные Челны РТ

Гражданственность, как сложное личностное образование, в структуре отношений состоит из ряда свойств и качеств. Наиболее значимые из них: патриотизм, ориентация на гуманистическую идеологию, правовая и нравственная культура, культура межличностного и межнационального общения. Е.А. Казаева одним из компонентов гражданственности определяет патриотизм. Патриотизм рассматривает как преданность и любовь к своей Родине, своему народу, как привязанность к месту жительства.

 

Патриотическое воспитание состоит в формировании у ребенка активной социальной позиции участника и созидателя общественной жизни. Гражданское поведение предполагает сформированность определенных черт личности: активности, самостоятельности, способности принимать решения, инициативности. Основы патриотического воспитания закладываются в период дошкольного детства. Воспитание начинается у ребенка с отношения к самым близким людям: матери, отцу, дедушке, бабушке, сестре, брату. Ребенок впервые открывает Родину в семье, любви к родному дому.

Формирование гражданской культуры у детей дошкольного возраста осуществляется средствами сюжетно-ролевой игры.

Ведь игра является единственным видом деятельности ребенка – дошкольника, где он практически осуществляет вычленение правил общественного поведении того или иного взрослого человека. Беря на себя в игре роль летчика, врача, ребенок изображает носителя этой профессии вообще. Игра не только включает в себя знания детей об окружающей их социальной действительности, но, делая их предметом переживания ребенка, поднимает их на более высокий уровень зрелых социальных отношений.

Развитие сюжетно-ролевой игры предполагает и расширение социальной роли ребенка. Через организацию игры, игровых ситуаций каждый ребенок овладевает различными социальными ролями и игровыми действиями, а также обеспечивается воспитание гражданско-патриотических чувств через:

  • воспитание любви к семье, родным и близким
  • обогащение знаний о родном крае
  • расширение представлений о народном быте
  • формирование у детей понятий о своем “Я” и взаимодействии с окружающими.

Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что наиболее благоприятным средством воспитания гражданско-патриотических чувств в дошкольном возрасте является сюжетно-ролевая игра.

Учитывая возрастные периоды психического развития детей дошкольного возраста, можно определить три направления работы:

  1. Мир людей – раскрывающее вопросы о сообществах: семья, родственники, друзья, соседи, знакомые, в рамках которого актуализируется проявление заботы, уважения к ближайшему окружению.
  2. Малая родина — раскрывающее вопросы знакомства детей с родным городом, обеспечивающее проявление бережного заботливого отношения к достопримечательностям города.
  3. Истоки народной культуры – раскрывающее вопросы о народном быте, традициях, что способствует развитию интереса к культуре своего народа и результатам культурного творчества.

В рамках данных разделов формируются:

  • позитивные модели поведения в обществе
  • позитивное отношение к себе и окружающим
  • наличие знаний о жизни человека в сообществе
  • определенные личностные качества
  • коммуникативная компетентность.

Позитивная модель поведения предполагает, что ребенок способен:

  • разрешать конфликтные ситуации
  • учитывать желания, потребности других
  • произвольно контролировать свое поведение.

Позитивное отношение к себе и окружающим включает:

  • стимулировать проявление потребности в ориентации на социально одобряемые поступки взрослых как образцы своего поведения;
  • способность принимать других с особенностями их характера внешнего вида.

Под личностными качествами имеются в виду:

  • активность, инициативность, самостоятельность
  • способность свободно осуществлять выбор, принимать решения.

Коммуникативная компетентность предполагает:

  • умение использовать переговоры, излагать ясно свои предложения
  • владение элементарными правилами поведения в повседневном общении в детском саду и семье, во время игры;
  • проявляет сопереживание, сочувствие, стремление помочь, чувства любви и привязанности к близким людям, сверстникам, работникам детского сада, литературным персонажам.

Основной формой гражданского воспитания с детьми выступает совместная деятельность педагога с детьми. В работе с дошкольниками рекомендуется использовать игровые приемы:

  • разыгрывание.

Для осознания детьми моральной стороны своих поступков эффективным приемом выступает разыгрывание с помощью игрушек педагогом сценок, точно воспроизводящих нежелательные действия ребенка.

  • воображаемая постановка себя на место другого.

В основе педагогического приема лежит принятие ребенком роли того, кто страдает от действий и включение положительных форм поведения в представления детей о себе.

  • включение положительных форм поведения в представление о себе.

Позволяет на основе представлений о себе, положительно влиять на поведение детей.

  • встреча с интересными людьми.

Данный приём позволяет расширить представление детей о социальной действительности, поупражняться в приемах общения с людьми разных профессий, установить простейшие связи между человеком и его отношением к труду.

  • решение проблем игрушек.

Данный прием позволяет в практической деятельности поупражнять детей оказании помощи окружающим, разрешении элементарных проблемных ситуаций.

  • беседа “Поговорим о хорошем”.

Способствует формированию позитивной модели поведения. Педагог хвалит каждого ребенка за незначительные достижения в области поведения, взаимоотношений, хороших поступков, приобретении новых знаний.

  • распределение маленьких подарков.

Данный прием используется не менее двух раз в неделю в вечерний отрезок времени. Педагог показывает равные права каждого ребенка, подчеркивает особенности каждого воспитанника. Его уникальность в чем-то малом.

  • оформление альбомов “Мы их знаем”.

Позволяет закрепить знания детей о людях разных профессий, атрибута, показать значимость труда для других.

Наряду с организацией сюжетно-ролевой игры большое внимание уделяется совместной деятельности, в которой и закладываются основы формирования гражданственности.

В рамках обогащения сюжетной игры с детьми проводятся экскурсии, обыгрываются игровые ситуации, анализируется содержание художественных произведений, народных сказок, организация народных праздников и развлечений, встречи с интересными людьми, что обеспечивает не только обогащение игровых представлений, но и расширяет представление детей о социальной сфере. Разучивание с детьми народных подвижных, хороводных игр, песенок, потешек позволяет обогатить знания о родном крае, “малой родине”, народным бытом, традициями, праздниками.

Важным направлением работы по воспитанию ребенка-гражданина выступают традиции группы. Сообщество в целом и каждый из его членов может спокойно и комфортно жить, если в нем существуют установленные традиции, такие как:

  • утро радостных встреч
  • сладкий вечер
  • празднование дней рождения детей.

Немаловажное значение играют и групповые нормы:

  • нельзя бить и обижать людей
  • нельзя ломать и портить результаты труда других
  • нельзя без разрешения брать чужие личные вещи.

Организацию работы по гражданскому воспитанию необходимо строить в тесном содружестве с семьей. Привлекать родителей к участию в праздниках, экскурсиях, изготовлению игрового оборудования.

В совместной деятельности идёт накопление и расширение знаний детей об окружающей действительности. Игровая деятельность организуется как по желанию детей, в зависимости от условий предметно-развивающей среды, так и по инициативе педагога. Обязательным условием при организации игр является проигрывание каждым ребенком всех социальных ролей.

В результате у детей будут сформированы следующие навыки гражданственности:

  • владеет представлениями об отдельных элементах народной культуры;
  • устанавливает простейшие связи между благополучием человека и его отношением к природе, к труду, к человеку;
  • проявляет сопереживание, сочувствие к героям народных сказок и к окружающим;
  • использует народные песни, танцы, водит хороводы;
  • владеет основами правовой культуры и культуры межличностного общения;
  • с интересом воспринимает информацию о родном городе;
  • использует полученную информацию в самостоятельной деятельности;
  • владеет разнообразными, адекватными приемами, согласованности своих действий с действиями своего партнера по игре;
  • имеет дифференцированное представление о членах семьи, о доминирующих интересах родственников разного пола, осознает право каждого на любимое занятие.

Литература

  1. Доронова Т.Н. Играют взрослые и дети (из опыта работы дошкольных образовательных учреждений России): учебно-методическое пособие. – М., 2006.
  2. Жариков А.Д. Растите детей патриотами: Книга для воспитателя детского сада. – М., 1986.
  3. Казаева Е.А Гражданственность как интегрированное качество личности. // Дошкольное воспитание. — 2005. — № 5. – С. 85.
  4. Козлова С.А Нравственное воспитание детей в современном мире. // Дошкольное воспитание. — 2001. — № 9. – С. 98.
  5. Комратова Н., Грибова Л. О гражданском воспитании дошкольников. // Дошкольное воспитание. — 2005. — № 10. – С. 10..
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 15 (331) выйдет
22 апреля 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 14 (330) за 2024 год
Скачать Номер 13 (329) за 2024 год
Скачать Номер 12 (328) за 2024 год
Скачать Номер 11 (327) за 2024 год
Скачать Номер 10 (326) за 2024 год
Скачать Номер 9 (325) за 2024 год
Скачать Номер 8 (324) за 2024 год
Скачать Номер 7 (323) за 2024 год
Скачать Номер 6 (322) за 2024 год
Скачать Номер 5 (321) за 2024 год
Скачать Номер 4 (320) за 2024 год
Скачать Номер 3 (319) за 2024 год