Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
 

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

«Воспитание маленького гражданина»
Патриотизм детям
Автор: Зайнуллина Илиза Рашитовна Шаймарданова Гульназ Минсагировна   
04.02.2022 08:09

«Воспитание маленького гражданина»«Воспитание маленького гражданина»

  • Зайнуллина Илиза Рашитовна
  • Шаймарданова Гульназ Минсагировна

МБДОУ №74 «Айсылу», г. Набережные Челны РТ

Гражданственность, как сложное личностное образование, в структуре отношений состоит из ряда свойств и качеств. Наиболее значимые из них: патриотизм, ориентация на гуманистическую идеологию, правовая и нравственная культура, культура межличностного и межнационального общения. Е.А. Казаева одним из компонентов гражданственности определяет патриотизм. Патриотизм рассматривает как преданность и любовь к своей Родине, своему народу, как привязанность к месту жительства.

 

Патриотическое воспитание состоит в формировании у ребенка активной социальной позиции участника и созидателя общественной жизни. Гражданское поведение предполагает сформированность определенных черт личности: активности, самостоятельности, способности принимать решения, инициативности. Основы патриотического воспитания закладываются в период дошкольного детства. Воспитание начинается у ребенка с отношения к самым близким людям: матери, отцу, дедушке, бабушке, сестре, брату. Ребенок впервые открывает Родину в семье, любви к родному дому.

Формирование гражданской культуры у детей дошкольного возраста осуществляется средствами сюжетно-ролевой игры.

Ведь игра является единственным видом деятельности ребенка – дошкольника, где он практически осуществляет вычленение правил общественного поведении того или иного взрослого человека. Беря на себя в игре роль летчика, врача, ребенок изображает носителя этой профессии вообще. Игра не только включает в себя знания детей об окружающей их социальной действительности, но, делая их предметом переживания ребенка, поднимает их на более высокий уровень зрелых социальных отношений.

Развитие сюжетно-ролевой игры предполагает и расширение социальной роли ребенка. Через организацию игры, игровых ситуаций каждый ребенок овладевает различными социальными ролями и игровыми действиями, а также обеспечивается воспитание гражданско-патриотических чувств через:

  • воспитание любви к семье, родным и близким
  • обогащение знаний о родном крае
  • расширение представлений о народном быте
  • формирование у детей понятий о своем “Я” и взаимодействии с окружающими.

Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что наиболее благоприятным средством воспитания гражданско-патриотических чувств в дошкольном возрасте является сюжетно-ролевая игра.

Учитывая возрастные периоды психического развития детей дошкольного возраста, можно определить три направления работы:

  1. Мир людей – раскрывающее вопросы о сообществах: семья, родственники, друзья, соседи, знакомые, в рамках которого актуализируется проявление заботы, уважения к ближайшему окружению.
  2. Малая родина — раскрывающее вопросы знакомства детей с родным городом, обеспечивающее проявление бережного заботливого отношения к достопримечательностям города.
  3. Истоки народной культуры – раскрывающее вопросы о народном быте, традициях, что способствует развитию интереса к культуре своего народа и результатам культурного творчества.

В рамках данных разделов формируются:

  • позитивные модели поведения в обществе
  • позитивное отношение к себе и окружающим
  • наличие знаний о жизни человека в сообществе
  • определенные личностные качества
  • коммуникативная компетентность.

Позитивная модель поведения предполагает, что ребенок способен:

  • разрешать конфликтные ситуации
  • учитывать желания, потребности других
  • произвольно контролировать свое поведение.

Позитивное отношение к себе и окружающим включает:

  • стимулировать проявление потребности в ориентации на социально одобряемые поступки взрослых как образцы своего поведения;
  • способность принимать других с особенностями их характера внешнего вида.

Под личностными качествами имеются в виду:

  • активность, инициативность, самостоятельность
  • способность свободно осуществлять выбор, принимать решения.

Коммуникативная компетентность предполагает:

  • умение использовать переговоры, излагать ясно свои предложения
  • владение элементарными правилами поведения в повседневном общении в детском саду и семье, во время игры;
  • проявляет сопереживание, сочувствие, стремление помочь, чувства любви и привязанности к близким людям, сверстникам, работникам детского сада, литературным персонажам.

Основной формой гражданского воспитания с детьми выступает совместная деятельность педагога с детьми. В работе с дошкольниками рекомендуется использовать игровые приемы:

  • разыгрывание.

Для осознания детьми моральной стороны своих поступков эффективным приемом выступает разыгрывание с помощью игрушек педагогом сценок, точно воспроизводящих нежелательные действия ребенка.

  • воображаемая постановка себя на место другого.

В основе педагогического приема лежит принятие ребенком роли того, кто страдает от действий и включение положительных форм поведения в представления детей о себе.

  • включение положительных форм поведения в представление о себе.

Позволяет на основе представлений о себе, положительно влиять на поведение детей.

  • встреча с интересными людьми.

Данный приём позволяет расширить представление детей о социальной действительности, поупражняться в приемах общения с людьми разных профессий, установить простейшие связи между человеком и его отношением к труду.

  • решение проблем игрушек.

Данный прием позволяет в практической деятельности поупражнять детей оказании помощи окружающим, разрешении элементарных проблемных ситуаций.

  • беседа “Поговорим о хорошем”.

Способствует формированию позитивной модели поведения. Педагог хвалит каждого ребенка за незначительные достижения в области поведения, взаимоотношений, хороших поступков, приобретении новых знаний.

  • распределение маленьких подарков.

Данный прием используется не менее двух раз в неделю в вечерний отрезок времени. Педагог показывает равные права каждого ребенка, подчеркивает особенности каждого воспитанника. Его уникальность в чем-то малом.

  • оформление альбомов “Мы их знаем”.

Позволяет закрепить знания детей о людях разных профессий, атрибута, показать значимость труда для других.

Наряду с организацией сюжетно-ролевой игры большое внимание уделяется совместной деятельности, в которой и закладываются основы формирования гражданственности.

В рамках обогащения сюжетной игры с детьми проводятся экскурсии, обыгрываются игровые ситуации, анализируется содержание художественных произведений, народных сказок, организация народных праздников и развлечений, встречи с интересными людьми, что обеспечивает не только обогащение игровых представлений, но и расширяет представление детей о социальной сфере. Разучивание с детьми народных подвижных, хороводных игр, песенок, потешек позволяет обогатить знания о родном крае, “малой родине”, народным бытом, традициями, праздниками.

Важным направлением работы по воспитанию ребенка-гражданина выступают традиции группы. Сообщество в целом и каждый из его членов может спокойно и комфортно жить, если в нем существуют установленные традиции, такие как:

  • утро радостных встреч
  • сладкий вечер
  • празднование дней рождения детей.

Немаловажное значение играют и групповые нормы:

  • нельзя бить и обижать людей
  • нельзя ломать и портить результаты труда других
  • нельзя без разрешения брать чужие личные вещи.

Организацию работы по гражданскому воспитанию необходимо строить в тесном содружестве с семьей. Привлекать родителей к участию в праздниках, экскурсиях, изготовлению игрового оборудования.

В совместной деятельности идёт накопление и расширение знаний детей об окружающей действительности. Игровая деятельность организуется как по желанию детей, в зависимости от условий предметно-развивающей среды, так и по инициативе педагога. Обязательным условием при организации игр является проигрывание каждым ребенком всех социальных ролей.

В результате у детей будут сформированы следующие навыки гражданственности:

  • владеет представлениями об отдельных элементах народной культуры;
  • устанавливает простейшие связи между благополучием человека и его отношением к природе, к труду, к человеку;
  • проявляет сопереживание, сочувствие к героям народных сказок и к окружающим;
  • использует народные песни, танцы, водит хороводы;
  • владеет основами правовой культуры и культуры межличностного общения;
  • с интересом воспринимает информацию о родном городе;
  • использует полученную информацию в самостоятельной деятельности;
  • владеет разнообразными, адекватными приемами, согласованности своих действий с действиями своего партнера по игре;
  • имеет дифференцированное представление о членах семьи, о доминирующих интересах родственников разного пола, осознает право каждого на любимое занятие.

Литература

  1. Доронова Т.Н. Играют взрослые и дети (из опыта работы дошкольных образовательных учреждений России): учебно-методическое пособие. – М., 2006.
  2. Жариков А.Д. Растите детей патриотами: Книга для воспитателя детского сада. – М., 1986.
  3. Казаева Е.А Гражданственность как интегрированное качество личности. // Дошкольное воспитание. — 2005. — № 5. – С. 85.
  4. Козлова С.А Нравственное воспитание детей в современном мире. // Дошкольное воспитание. — 2001. — № 9. – С. 98.
  5. Комратова Н., Грибова Л. О гражданском воспитании дошкольников. // Дошкольное воспитание. — 2005. — № 10. – С. 10..
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 9 (371) выйдет
16 марта 2025

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 8 (370) за 2025 год
Скачать Номер 7 (369) за 2025 год
Скачать Номер 6 (368) за 2025 год
Скачать Номер 5 (367) за 2025 год
Скачать Номер 4 (366) за 2025 год
Скачать Номер 3 (365) за 2025 год
Скачать Номер 2 (364) за 2025 год
Скачать Номер 1 (363) за 2025 год
Скачать Номер 46 (362) за 2024 год
Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год