Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
 

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Проект «Я гражданин России».
Патриотизм детям
Автор: Тимофеева Лариса Вячеславовна   
03.02.2022 23:27

Проект «Я гражданин России».Проект «Я гражданин России».

Я узнал, что у меня,
Есть огромная семья:
И тропинка, и «лесок,
В поле — каждый колосок,

Речка, небо голубое-
Это все мое, родное!
Это Родина моя!
Всех люблю на свете я!»

В. Орлов

Воспитатель высшей квалификационной категории МАДОУ №14 «Сказка» г. Дубны М.О. Тимофеева Лариса Вячеславовна

Как всё начиналось……

 

Скачать проект

Скачать презентаицию к проекту

Девизом своей работы слова Д.С. Лихачёва: «Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого- с любви к своей семье, к своему жилищу, к детскому саду. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к своей стране, её истории, прошлому и настоящему».

Постановка проблемы:

Дошкольное детство – уникальный период в жизни человека, в процессе которого формируется здоровье, осуществляется развитие личности.

Начинать патриотическое воспитание надо ещё в дошкольном возрасте. Ведь с воспитания чувства привязанности к своей семье, детскому саду, родной улице, городу в котором ты живёшь начинается формирование того фундамента, на котором будет вырастать более сложное чувство к своему Отечеству.

Проводя беседы с детьми, анализируя результаты социального и нравственного развития детей, представления о человеке в развитии истории и культуры выявили такие результаты:

Высокий уровень – 10%
Средний уровень – 60%
Низкий уровень – 30%.

Определила проблему отношения родителей к патриотическому воспитанию детей. Проведя анкету «Чувство патриотизма», анализ показал 40% положительного отношения и 60 % нейтрального. Родители рассказывают детям о родном городе, его достопримечательностях, но не посещают их, мало рассказывают о Великой Отечественной Войне. Такой анализ помог выявить проблему: у детей не сформирован интерес к познанию своего края, родины, нет насыщенного образа родного дома, детского сада, нет полного осознания себя членом своей семьи, частью малой родины и жителя планеты – Земля.

У наших детей материальные ценности доминируют над духовными. У них искажены представления о гражданственности и патриотизме.

Для целостного восприятия ребёнка, я и разработала проект:

«Я гражданин — России».

ЦЕЛЬ ПРОЕКТА:

  • Проект направлен на формирование нравственно- патриотического отношения и чувства сопричастности к семье, городу, стране, природе, культуре на основе историко-национальных и природных особенностей родного края и страны. Воспитание чувства собственного достоинства как представителя своего народа, уважение к прошлому, настоящему, будущему своего края и страны. Применение эффективных методов и требований в условиях детского сада.

ЗАДАЧИ ПРОЕКТА:

  • воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу через все виды детской деятельности;
  • расширение представлений о городах России;
  • знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн);
  • развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны;
  • развитие интереса к русским традициям, обычаям, промыслам;
  • формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям;
  • формирование нравственно-патриотических чувств посредством ознакомления детей с произведениями пейзажной живописи, народного декоративно-прикладного искусства и архитектуры;
  • формирование эмоционального отклика и тепла, бережного, заботливого отношения к природе и всему живому, к предметам и явлениям окружающей действительности.

Тип проекта: тематический.

Срок проекта: долгосрочный

Участники проекта: педагоги, дети, родители

Система и последовательность работы по нравственно-патриотическому воспитанию детей:

  • Семья.
  • Детский сад.
  • Родная улица, район.
  • Родной город.
  • Страна, ее столица, символика.
  • Права и обязанности (Конституция).
  • Права ребенка (конвенция).

Блоки:

Всю работу разделила на несколько блоков.

1. «Мой город».

Актуальность темы: воспитание любви и уважения к родному городу, является важнейшей и неотъемлемой частью. Чтобы воспитать патриотов своего города, надо его знать.

2. «Моя семья».

Актуальность темы заключается в том, что в настоящее время семья переживает не лучшие времена, стремясь заработать на хлеб, родители всё меньше внимания уделяют детям и их воспитанию. Ребёнку всё сложнее полюбить свой дом, семью и детский сад. Поэтому необходимо создавать условия для формирования у детей насыщенного образа дома, сада. составляющей нравственно – патриотического воспитания.

3. «Моя родина – Россия».

Актуальность темы: очень важно, чтобы дети как можно раньше поняли, что наша родина – Россия, каждому надо уметь быть ей полезным. А для этого надо много знать и уметь. Если человек заботится о родине, он является её сыном, значит Россия для него – Родина!

4. «Я имею права и обязанности».

«Этих дней не смолкнет слава!». О направлениях этого блока расскажу подробнее в приложении т.к. в этом году основная работа будет проводится по нему.

1 этап- сентябрь

Сентябрь.

Работа с родителями:

  • Оформление уголка для родителей: «Знаем ли мы права и

обязанности детей» (познакомить родителей с основными

направлениями Конвенции о правах ребенка).

  • Оформление выставки «Народная игрушка- матрёшка».
  • Оформление выставки русских народных промыслов (гжель, хохлома).
  • Оформление выставки «Русский народный костюм».
  • Оформление папки – передвижки «Ребенок и его права»,

«Искусство быть родителем».

  • Заполнение анкет – опросников, тестов с целью выявления нравственно — патриотической культуры родителей.
  • Оформление в группе гражданского патриотического уголка.

2 этап — октябрь – май.

  • Работа с детьми по данной теме, где родители активные участники: занятия, праздники, вечера встреч с интересными людьми с почётными людьми нашего города.

3 этап – июнь.

  • Заключительный праздник «Счастливое детство.

2 этап.

Перспективный план.

Сентябрь.

  1. Составление перспективного плана работы на год.
  2. Определение уровня знаний детей.
  3. Анкетирование родителей.

Октябрь

1. НОД по познавательному развитию в старшей группе на

тему: «Право ребенка на имя, отчество и фамилию.»

2. Беседа с детьми на тему: «Главные улицы нашего города».

(Проспект Боголюбова, Школьная улица, 9 мая, Попова).

3. Создание коллажа «Мой любимый город Дубна- осенью, зимой, весной, летом. И его маленькие жители (при помощи родителей).

4. Целевая прогулка по проспекту Боголюбова.

Ноябрь.

1. НОД по познавательному развитию в старшей группе на тему: «Право ребенка жить и

воспитываться в семье».

2. Презентация на тему: «Россия – Родина моя!».

3. Совместная работа родителей и детей по созданию книги «Папа, мама, я –наша дружная семья (сборник мини- проектов семей.

4. Посещение выставки осенних поделок в центре детского творчества в школе №2.

Декабрь

1. НОД по познавательному развитию в старшей группе на

тему: «Право ребенка на охрану физического здоровья».

2. Рассматривание альбомов «Москва- столица нашей Родины», «Санкт – Петербург –северная столица нашей Родины», «Дубна- город мой родной» (альбомы сделаны родителями).

3. Оформление папки – передвижки «Семейные реликвии».

4. Беседа на тему «Достопримечательности родного города». Дидактическая игра «Что покажем гостям Дубны».

Январь.

  1. Беседа на тему «Государственная символика России».
  2. Нод по познавательному развитию в старшей группе на тему: «Герб, флаг, гимн города Дубны».
  3. Совместная работа родителей и детей

по художественному творчеству: «Герб и флаг нашего города».

4. Рассматривание иллюстраций «Дубна много лет назад».

Февраль.

1. НОД по познавательному развитию в старшей группе на тему: «Право ребенка на

воспитание в образовательных учреждениях».

2. Спортивный праздник «Папы – Защитники Отечества» (родители и дети

  • активные участники, и где ребенок выступает как полноправная

полноценная личность).

3. Беседа с детьми на тему: «Государственные праздники России».

4. Экскурсия в школу №11, на территории которой находится город дорожных знаков.

5. Фотоколлаж «Кем работает мой папа?»

Февраль.

1. НОД по познавательному развитию в старшей группе на тему: «Право ребенка на

воспитание в образовательных учреждениях».

2. Спортивный праздник «Папы – Защитники Отечества» (родители и дети

  • активные участники, и где ребенок выступает как полноправная

полноценная личность).

3. Беседа с детьми на тему: «Государственные праздники России».

4. Экскурсия в школу №11, на территории которой находится город дорожных знаков.

5. Фотоколлаж «Кем работает мой папа?».

Март.

1. НОД по познавательному развитию в старшей группе на

тему: «Право ребенка на охрану физического здоровья».

2. Написание домашнего сочинения вместе с детьми на тему

«Права и обязанности ребенка в семье».

3. Экскурсия в пожарную часть в районе Большой Волги».

4. Презентация на тему: «Дубна, Дубна – голубая волна». (Водные просторы нашего города).

5. Фотоколлаж «Кем работает моя мама?»

Апрель

  1. Посещение выставки в центре детского творчества, посвящённая 60-летию города Дубны»
  2. Конкурс детских и родительских рисунков «Я люблю свой город Дубну».
  3. Экскурсия в музей боевой и трудовой славы в доме культуры «Мир».
  4. Праздник, посвящённый Дню космонавтики «Знаете, каким он парнем был?».
  5. Создание в группе мини- музея «Народная кукла» (куклы в народных, исторических, национальных костюмах).

Экспонаты собирались в течении года родителями группы.

Май

1. НОД по познавательному развитию в старшей группе на тему: «Права и обязанности

гражданина России».

2. Конкурс стихов «Бери шинель, пошли домой» (в конкурсе участвуют, родители, дети, воспитатели).

3. Экскурсия к братским могилам, возложение цветов к памятнику павших героев в дни ВОВ.

4. Фотовыставка «Бессмертный полк».

5. КВН детей и родителей «Путешествие по родному городу», или «Узнай, где я нахожусь».

3 этап.

Июнь.

Праздник «Счастливое детство».

5 блок. Приложение.

Формирование представлений о годах Великой отечественной войны занимает значительное место в системе патриотического воспитания.

Проводились и намечены такие формы работы:

  1. Познавательные занятия на темы: «Чтобы помнили», «Вечный огонь», «Мир — это главное слово на свете».
  2. Беседы на темы: «Герои-защитники Отечества», «Русские богатыри», «Памятники героям».
  3. Дидактические игры: «Из каких войск солдаты», «Подбери оружие».
  4. Чтение художественных произведений, стихов.
  5. Слушание записей песен военных лет.
  6. Выставки рисунков: «Война глазами детей», «Военная техника».
  7. Знакомство о прошедшей войне, её героях через рассматривание иллюстраций, фотографий, открыток, альбомов.
  8. Сделана подборка художественной литературы, загадок, пословиц о войне.
  9. Изготовление макета «Вечный огонь».
  10. Изготовление поздравительных открыток к Дню защитника Отечества, Дню Победы.
  11. Оформление газеты к Дню защитника Отечества «Мы Вами гордимся»
  12. Игры-соревнования к Дню защитника Отечества.
  13. Предстоит конкурс чтецов «Почему ты шинель бережёшь».
  14. Экскурсии.

Ожидаемые результаты:

  1. Повышение авторитета родителей в глазах ребенка.
  2. Дети имеют представление о правах и обязанностях и осознают свои

права.

3. Умеют уважать достоинство и личные права других людей.

4. У детей будет сформировано чувство привязанности к своему дому, своим близким, д/саду; чувство любви к своему родному краю на основе приобщения к родной природе, культуре и традициям.

5. У детей расширятся представления о России, как о родной стране через изучение государственной символике, музыкальную и продуктивную деятельность.

6. Возникнет детско-взрослое сообщество (Дети-педагоги-родители). Прежде, чем ребёнок начнёт воспринимать себя как гражданина, ему нужно помочь в осознании своего собственного «я», своей семьи, своих корней – того что близко и понятно. Для этого нужно время.

Литература:

  • О. Борисова. Журнал «Ребенок в детском саду»: Правовое воспитание дошкольников, №5. 2002. саду», №3, №5
  • Блинова Г.М. «Познавательное развитие детей». Творческий центр «Сфера». Москва. 2006.
  • Гризик Т.И. «Познаю мир». Издательский дом «Воспитание дошкольника», 2004.
  • «Дошкольное воспитание»; 2005 № 6, № 8.
  • Зеленова Н.Г., Л.Е. Осипова. «Мы живем в России». Москва. 2007
  • Конвенция о правах ребенка. – Екатеринбург, 1995.
  • Куцакова Л.В. «Как обеспечить безопасность дошкольников»
  • Ковалева Г.А. «Воспитывая маленького гражданина» М., 2003
  • Пыжьянова Л. Права ребенка. Журнал «Ребенок в детском саду», №3, №4, №5.
  • Шорыгина Т.А. «Беседы о правах ребенка» Творческий центр
  • Юдин Г. «Главное чудо света». — М.: «Педагогика», 1991.

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 9 (371) выйдет
16 марта 2025

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 8 (370) за 2025 год
Скачать Номер 7 (369) за 2025 год
Скачать Номер 6 (368) за 2025 год
Скачать Номер 5 (367) за 2025 год
Скачать Номер 4 (366) за 2025 год
Скачать Номер 3 (365) за 2025 год
Скачать Номер 2 (364) за 2025 год
Скачать Номер 1 (363) за 2025 год
Скачать Номер 46 (362) за 2024 год
Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год