| 
  Педагогический проект «Моя малая родина» 
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад Комбинированного вида №411 городского округа Самара 
Выполнил: Богомолова Наталья Александровна Воспитатель МБДОУ детский сад № 411 Самара, 2021 г. 
Для России наш город частица, А для нас он – родительский дом. И мы рады, что можем гордиться Малой родиной, где мы живем. 
Гражданское патриотическое воспитание сегодня — одно из важнейших звеньев системы воспитательной работы. Большое значение для познавательного, социально-личностного и нравственного развития детей дошкольного возраста имеет знакомство с родной страной, родным городом, с историей родного края, его достопримечательностями. 
  
Родители имеют недостаточно знаний о своем крае, не уделяют внимания данной проблем, считают ее неважной, дети не владеют достаточной информацией о родном городе. 
Участники проекта: дети старшего дошкольного возраста, педагоги ДОУ, родители. 
Срок реализации: сентябрь – май 
Тип проекта: долгосрочный 
Особенности проекта: 
- по характеру продукта: познавательно-исследовательский, информационный
 
- по количеству детей: групповой
 
- по характеру контакта: открытый
 
- по профилю знаний: межпредметный
 
 
Условия реализации: интерес детей и родителей 
Актуальность проекта. 
Огромные изменения произошли в нашей стране за последние годы. Это касается нравственных ценностей, отношения к событиям нашей истории. Изменилось и отношение людей к Родине: сейчас о ней говорят, в основном, негативно. Однако трудности переходного периода не являются причиной приостановки патриотического воспитания. 
Как бы не менялось общество, воспитание у подрастающего поколения любви к своей стране, к своей малой родине, гордости за нее необходимо при любом строе. 
«Малая родина» — это прежде всего семья ребенка, дом, детский сад, природа, которая его окружает, памятные места родного города и поселка, известные люди. 
Дошкольник прежде всего должен осознать себя членом семьи, неотъемлемой частью своей малой родины, потом – гражданином России, и только потом – жителем планеты Земля. 
В рамках ФГОС ДО у детей старшего дошкольного возраста направление гражданско-патриотическое воспитание входит в образовательную область «Познавательное развитие». Старший дошкольник должен быть сориентирован на: патриотизм, социальную солидарность. 
Новизна проекта. 
Проект окажет помощь педагогам ДОУ: 
- в осознании наиболее приоритетного направления в воспитательно-образовательном процессе ДОУ – естественное «вхождение» детей в окружающий социум, доступный их возрастным особенностям
 
- в определении целей и задач гармоничного введения ребенка в окружающий его мир, прежде всего через призму национальной культуры, быта и традиции своего народа
 
- в понимании важности дошкольного периода жизни, так как воспитание лучших нравственно-духовных качеств личности ребенка (любви к семье, детскому саду, родному краю) начинается с того времени, когда он только учится видеть, слышать и познавать окружающий мир.
 
 
Гипотеза. 
Воспитывать у ребенка любовь к родному дому, семье, детскому саду нужно с первых лет жизни. Малыш должен понимать, что иметь свой дом – большое благо. Все хорошее начинается с родного дома и матери – хранительницы очага. 
Предполагаемые результаты: 
- дети могут знать и называть место проживания, некоторые предприятия родного города и поселка, символику города, достопримечательности, флору и фауну
 
- дети могут называть свой домашний адрес, испытывать любовь и привязанность к родному дому, семье, детскому саду, с удовольствием идти в детский сад
 
- дети могут знать и называть место работы родителей, бабушек и дедушек, значимость их труда, испытывать гордость и уважение к труду взрослых, проявлять внимание и уважение к ветеранам ВОВ, пожилым людям, оказывать посильную помощь им.
 
 
Цель проекта: расширять знания детей о родном крае, продолжать знакомить с родным городом, его историческим прошлым и настоящим, воспитание любви к своей малой родине. 
Задачи проекта: 
- познакомить детей с историческим прошлым Самары, родного поселка
 
- расширять представления детей о разнообразии и уникальности природы Самарского региона
 
- углубить знания об особенностях архитектуры города, о принадлежности Самары к космической отрасли, возможностях Самары как крупного промышленного города
 
- познакомить с предприятиями, которые есть в поселке и где трудятся их родители
 
- воспитывать любовь к родному дому, семье, детскому саду, городу
 
- способствовать активному вовлечению родителей в совместную деятельность с ребенком в условиях семьи и детского сада.
 
 
Этапы работы над проектом 
1 этап – подготовительный 
- диагностирование детей, анкетирование родителей
 
- создание предметно-развивающей среды
 
- подбор дидактического и иллюстративного материала, дидактических игр, методической литературы
 
- 
2 этап – основной 
| 
 Разделы программы 
 | 
 Виды детско-взрослой деятельности 
 | 
 
| 
 Игровая деятельность 
 | 
 - Дидактические игры «Герб города», «Флаг России», «Назови профессию», «Красный, желтый, зеленый», «Расскажи, где ты живешь», «Назови улицы нашего города», «Собери картинку», «Узнай, где нахожусь», «Узнай по описанию» 
- Сюжетно-ролевые игры «Магазин», «Почта». «Семья», «Поликлиника», «Детский сад», «Школа», «Путешествие по городу» 
 | 
 
| 
 Познавательная деятельность 
 | 
 - НОД «Наша армия родная», «Это сделано у нас», «Родной поселок – прошлое и настоящее», «Самара – город родной», «Символы Самары», «Герои космоса», «Их имена носят улицы нашего города», «Знаменитые писатели земли Самарской» 
- Беседы «Кто служит в армии», «Виды вооруженных сил», «Дети-герои ВОВ», «Город в котором живу», «Наши имена» 
- Рассматривание фотографий поселка и города в разные годы 
- Экскурсии на место работы родителей 
- Виртуальная экскурсия «Достопримечательности Самары» 
-Познавательная викторина «Кто живет в наших лесах» 
 | 
 
| 
 Развитие речи 
 | 
 - Составление рассказов о труде родителей, на тему «Мой родной город (поселок)», «Уголки родного города», «С кем я живу» 
- Сочинение стихов о маме, друге 
 | 
 
| 
 Художественная литература 
 | 
 -Чтение и заучивание стихотворений по теме проекта 
- Отгадывание загадок 
 | 
 
| 
 Изобразительная и продуктивная деятельность 
 | 
 - Рисование и аппликация флага, герба Самары 
- Знакомство с творчеством И. Репина 
- Слушание гимна Самары, песен о Самаре 
-Конструирование «Мой любимый детский сад» 
- Конструирование из бумаги «Этот день Победы» 
- Аппликация «Автобусы едут по улицам», «Мой дом» 
Рисование «Мой детский сад», «Мы гуляем в парке», «Достопримечательности Самары» 
- Рисование праздничных открыток мамам, папам, сотрудникам детского сада 
 | 
 
| 
 Социально-личностное развитие 
 | 
 - Акция «Покормите птиц зимой» 
- Коммуникативные игры «Я расту…», «Назови ласково» 
- Рассказ «Самарский музей космонавтики» 
 | 
 
| 
 Физическое развитие 
 | 
 -Подвижные игры «Поезд», «Ждут нас быстрые ракеты» 
- Физкультурный досуг «Папа, мама, я – спортивная семья», «Зимние забавы» 
- Беседы «Правила безопасного поведения», «Из чего я сделан», «Как устроено наше тело» 
- Разработка «Правила чистюли» 
- Дидактические игры «Опасно-неопасно», «Полезная и вредная еда» 
 | 
 
 
Работа с родителями: 
- Оформление фотовыставок «Когда папа был солдатом», «Мамочка и я» 
- Составление альбома «Служу России» 
- Составление фотоальбома «Моя Самара» 
- Выставки «Космические ракеты», «Мой любимый детский сад», «Моя Самара» 
- Консультации «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста», «Все начинается с детства» 
- Родительское собрание «Роль семьи в воспитании патриотических чувств у дошкольников» 
- Анкетирование родителей 
         3 этап – заключительный 
- Итоговая диагностика детей, повторное анкетирование родителей 
- Выставка рисунков и поделок , посвященных Дню Победы 
- Возложение цветов к мемориалу поселка 
- Игра-викторина «Знаешь ли ты малую родину?» 
Итог проекта: в ходе реализации проекта дети приобрели знания об истории города и поселка, символах Самары, ее достопримечательностях, знают имена тех, кто основал и прославил город и поселок, знают свой адрес, место работы родителей, бабушек и дедушек, отражают свои впечатления в продуктивной деятельности. Таким образом, можно считать, что цель и задачи проекта достигнуты. 
                                                                         
Библиографический список 
- Алешина Н.В. Знакомим дошкольников с родным городом: Конспекты занятий. – М.: ТЦ «Сфера», 1999.- 112с.
 
- Баранникова О.Н. Уроки гражданственности и патриотизма в детском саду: Практическое пособие. – М.:АРКТИ, 2007. – 144с.
 
- Завальный А. Н., Зинченко В. Н., Мокрый В. С. Символика Самарской области. – Самара: «Сам Вен», 2001. – 44с.
 
- Маханева М.Д. Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников. Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2009. – 96 с.
 
- Патриотическое воспитание дошкольников средствами краеведо-туристской деятельности / Под ред. А. А. Остапца, Г. Н. Абросимовой, М. Е. Трубачевой. – М.: АРКТИ, 2003. – 176с.
 
 
Список сайтов. 
- https://infourok.ru
 
- https://www maam.ru
 
- https://nsportal.ru
 
- https://otv.21bel.tvoysadik.ru
 
  
 
			 |