Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ
Патриотизм детям
Автор: Алексеенко Людмила Дмитриевна, Середюк Ирина Анатольевна   
05.12.2020 17:13

ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ

(из опыта работы)

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида № 22» г. Усинска «Челядьöс сöвмöдан 22 №-а сад видзанiн» школаöдз велöдан Усинск карса муниципальнöй асшöрлуна учреждение

Авторы-составители:

  • Алексеенко Людмила Дмитриевна воспитатель
  • Середюк Ирина Анатольевна воспитатель

Усинск, 2020 г

От авторов:

«Любовь к родному краю, знание его истории — основа, на которой только и может осуществиться рост духовной культуры всего общества»

Д. С. Лихачев.

Воспитание патриотических чувств – одно из направлений работы Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад общеразвивающего вида № 22» г. Усинска (далее – Детский сад) с детьми дошкольного возраста – особенно актуально в современных условиях, когда происходят многочисленные изменения в жизни общества. Для успешной реализации системы патриотического воспитания детей, развития их познавательного интереса и активности необходимо создание грамотной развивающей предметно-пространственной среды (далее – РППС). Большая роль в работе с детьми в нашем дошкольном учреждении отводится знакомству ребенка с родным краем, где он родился, проживает, формированию знаний о национальной культуре в понятных, интересных, увлекательных формах.

Скачать конспект

Изучив разнообразные методы работы, мы пришли к выводу, что одной из наиболее эффективной, интересной и целесообразной формой ор-ганизации стала проектная деятельность. Таким образом, создание РППС по патриотическому воспитанию мы осуществили через проект «Коми край мой северный».

Новизна опыта заключается в использовании метода проекта по воспитанию патриотических чувств детей в условиях группы Детского сада. Организация проектной деятельности происходит с учетом возрастных возможностей дошкольников, их психических и индивидуальных осо-бенностей.

В целях усовершенствования воспитательно-образовательной работы по патриотическому направлению, формирования национального самосознания и любви к Родине в нашей группе создан в доступном для детей месте центр «Коми край мой северный». Эстетичность обеспечивается за счет красивого оформления стендов, полок, самих демонстрационных материалов. Целесообразность расположения мебели и настенных материалов соответствует возрасту детей.

Система работы позволяет детям усвоить сложный краеведческий материал через совместный поиск решения проблемы, тем самым, делая познавательный процесс, интересным и мотивационным.

В предлагаемой методической разработке раскрывается системный подход к формированию основ патриотического воспитания детей дошкольного возраста с помощью реализации проектной деятельности. Данная система является обобщением опыта работы авторов.

Желаем успехов!

Паспорт проекта

«Коми край мой северный»

Тема: Создание центра «Коми край мой северный» как средство развития чувства патриотизма, любви к родному краю, к России у детей дошкольного возраста.

Вид проекта – творческо-информационный.

Продолжительность: долгосрочный (3 года).

Участники проекта: дети старшей группы, воспитатели группы, музыкальный руководитель, родители (законные представители воспитанников) воспитанников.

Цель: обогащение знаний детей о природе, культуре, художественном творчестве, традициях народа Коми.

Задачи:

  1. Развивать любознательность.
  2. Формировать любовь к родному краю, заинтересованность.
  3. Воспитывать бережное отношение к природе родного края, желание сохранить и разумно использовать.
  4. Воспитывать уважение к Коми народу.

Роль родителей в реализации проекта:

  1. Помощь в сборе информации, иллюстраций.
  2. Сбор фотографий, литературы (сказок, стихов, пословиц, поговорок).
  3. Помощь в организации экскурсий на природу, в краеведческий музей, по памятным известным уголкам города.
  4. Помощь в построении снежных скульптур с национальным колоритом (Коми девочка, гуси, олененок).
  5. Подбор вещей с Коми орнаментом (пимы, рукавички, малицы и т.д.).
  6. Сбор рецептов коми блюд.
  7. Сбор экспонатов, поделок народного творчества.

Этапы реализации проекта:

1. Подготовительный этап:

1). Определение основных направлений работы.

2). Систематизация материала по данному вопросу.

3). Подбор экспонатов для организации патриотического центра.

4). Изучение научной литературы по данному вопросу.

5). Привлечение родителей к поиску необходимой информации по данной теме.

6). Подбор материала для проведения игровой деятельности детей.

  1. Определение основных направлений работы.
  2. Систематизация материала по данному вопросу.
  3. Подбор иллюстраций.
  4. Подбор художественной литературы (поговорок, сказок, пословиц).
  5. Привлечение родителей к подбору информации и всевозможным экскурсиям
  6. Подбор материалов и муляжей кукол у экспонатов народного творчества для демонстрации.
  1. . Основной этап.

    ОО «Физическое развитие»

    1. Подвижные игры: «Медведюшка-батюшка», «Баба-Ема», «Невод», «Пышкай-воробей», «Стой олень», «Ловля оленей», «Белые медведи», «Совы и Куропатки», Медведи на льдинах.

    ОО «Познавательное развитие»

    Мир природы / краеведение

    1. Беседы: «Наш Коми край», «Мой город Усинск», «Памятные места города Усинска», «Ягоды Коми края», «Грибы, растущие в Коми крае», «Перелетные птицы», «Зимующие птицы Коми края», «Растения болот», «Природа родного края», «Коми орнамент», «Народы населяющие Коми край», «Сбор листьев».
    2. Экскурсии: в осенний лес, по Молодёжной аллее, «Коми край моя любовь», в краеведческий музей, в этнографический музей МБДОУ «ДС ОВ № 7» г. Усинска.

    ОО «Художественно-эстетическое развитие»

    Музыка

    1. Подбор музыки и песен авторов, прослушивание песен: «Марьямоль» Л. Логиновой ансабль «Асья Кыа»
    2. Коми песня «Сьылан» KomiSondЛидия Логинова YouTube.com– просмотр и слушанье
    3. Стилизованный Коми – пермяцкий танец «Кадриль» YouTube.comот 27 сентября 2016 г. – присмотр
    4. «Белые ночи Усинска» Геннадий Хохлов

    Изобразительное искусство

    1. Рисование и пластилинография «Украсим варежку».
    2. Пластилинография «Украсим шапку Коми узорами», «Лосенок», «Лебедь».
    3. Рисование северных Оленей карандашами и красками, «Буровик - белый гриб».
    4. Аппликация «Мухомор», «Осенний пейзаж из сухих листьев»
    5. Лепка «Ваза для рябины»
    6. Нетрадиционное рисование ватными палочками «Куропатка»
    7. Ручной труд «Медведь в берлоге», «Коми девочка»
    8. Рисование акриловыми красками «Девочка украшена элементами Коми орнамента», «Коми рыба».
    9. Коллективная работа «Чум».

    Художественная литература

    1. Стихи: П. Образцова «В краю родном», А. Журавлева «Что такое заполярье?»;
    2. Сказки: «Пера-богатырь», «Яг-морт», «Охотник и Чукля», «Лиса и Заяц».
    3. Коми пословицы и поговорки.
    4. Отгадывание Коми загадок.

    ОО «Речевое развитие»

    Развитие речи

    1. Беседы о грибах, ягодах, животных, птицах, рыбах, заповедниках Коми края.
    2. Рассматривание коми национальной одежды.
    3. Активация словаря: разучивание стихов Коми поэтов.

    ОО «Социально-коммуникативное развитие»

    Познание предметного и социального мира

    1. Оформление альбомов: «Мой город Усинск», «Достопримечательности моего города», «Животный мир моей Республики», «Растительный мир моей Республики», «Коми народное творчество».
    2. Просмотр презентаций: «Наш Коми край», «Фольклор Коми народа», «Герои Коми сказок», «Заповедники и заповедные места Республики Коми», «Посуда с дерева и бересты», «Знакомство с Коми орнаментом».
    3. Наглядная информация: «Коми национальные блюда», «Традиции, культура, обычаи».
    4. Квест игра «Наш Коми край».

    Работа с родителями

    1. Привлечение родителей для сбора материала в Коми уголок.
    2. Знакомство родителей с национальной кухней Коми народа (фото-выставка).
    3. Выставка фотографий для родителей «Наша экскурсия в краеведческий музей.
    4. Совместное   изготовление поделок с Коми орнаментом.
    5. Анкеты для родителей «На, сколько вы компетентны в вопросах экологии».
    6. Посадка саженцев на территории детского сада.
    7. Памятка для родителей «Правила поведения в лесу».
    8. Поэтическая страничка: «Знакомство родителей со сказками и стихами молодых авторов Коми народа».
    9. Информация в уголок для родителей «Печоро-Илычский заповедник – охраняемая территория Республики Коми.
    10. Совместные постройки снежных фигур с элементами Коми орнамента.
    11. Наглядная информация: «Коми сказочные герои, сказки народа Коми».

3. Заключительный этап.

1). Функционирование патриотического центра «Коми край мой северный»;

2). Посещение патриотического центра «Коми край мой северный» детьми, педагогами, родителями.

Продукты проекта:

Для детей:

  1. Произведения детского творчества (коллажи, рисунки, поделки, аппликации).
  2. Подготовка и проведение экскурсий.
  3. Рассказы о Республике Коми.
  4. Музей экспонатов.

Для педагогов:

  1. Тематический проект по теме «Создание центра «Коми край мой северный» как средство развития чувства патриотизма, любви к родному краю, к России у детей дошкольного возраста».
  2. Презентация проекта.
  3. Рекомендации по реализации проекта.

Ожидаемые результаты по проекту:

Для детей:

  1. Формирование у детей представления о многообразии природы Коми края.
  2. Освоение знаний о северной природе.
  3. Развитие познавательной активности и творческих способностей.

Для педагогов:

  1. Повышение уровня компетентности в освоении современных образовательных технологий.
  2. Распространение педагогического опыта.
  3. Систематизирование и повышение качества работы с детьми по формированию патриотических чувств к родному краю.

Для родителей:

  1. Установление партнёрских отношений родителей и педагогов в совместной организации жизни группы.
  2. Поиск оптимальных форм организации деятельности детей и взрослых.
  3. Приобретение родительских знаний и практических навыков при взаи-модействии с ребёнком.
  4. Появление у интереса к новому сотрудничеству с ДОУ.

Патриотический центр «Коми край мой северный» позволяет интегрировать разные виды детской деятельности в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей.

Патриотический центр «Коми край мой северный» в Детском саду актуален и эффективен. Он даёт ребёнку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие и коммуникативные навыки.

Благодаря патриотическому центру «Коми край мой северный» дети 5-6 лет знают животных, птиц Коми края, называют характерные особенности времен года на севере. Проявляют интерес к населяющим национальностям Коми края, рассказывают стихи Коми писателей, с удовольствием заучивают стихи коми поэтов. Называют столицу Коми края — Сыктывкар, город в котором живут – Усинск. У детей появился интерес к собранному материалу о Коми крае, желание рассматривать, беседовать, рисовать, вырезать. Детям нравится играть в Коми игры.

Список литературы:

  1. А.Н. Рассыхаев/Как научить дошкольников??? «Учебная литература». 2000г.
  2. Книжка-раскраска «Золотое лукошко. Детские игры и игрушки народа коми» /Сыктывкар 2017
  3. Книжка-раскраска «Золотое лукошко. Коми национальный костюм» / Сыктывкар 2017
  4. Родник: Методические рекомендации по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с жизнью и бытом народа Коми / Е. И. Понтилеева: Коми республик ин-т развития и подготовки кадров Сыктывкар 1998г.
  5. Савенков А. Маленький исследователь знания — Самара: издательство «Учебная литература», 2011 г.
  6. Савенков А. Исследовательские методы обучения в дошкольном образовании и дошкольном воспитании. — 2006г — №4 — С. 10.
  7. Ознакомление детей дошкольного возраста с Коми краем 1, 2, 3 часть/

Методические рекомендации в трех частях Л.Д. Вавилова О.И. Рочева/ Коми республиканский университет усовершенствования учителей. Сыктывкар 1990г

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 46 (362) выйдет
29 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год