Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Фейсбук

Подписаться на facebook.com
ТЕХНОЛОГИЯ «ЛЭПБУК» В СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ДОШКОЛЬНИКАМИ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ОСНОВ НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ
Патриотизм детям
Автор: А. Н. Барнышева, Л. А. Головина   
06.06.2020 06:16

ТЕХНОЛОГИЯ «ЛЭПБУК» В СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ДОШКОЛЬНИКАМИ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ОСНОВ НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯТЕХНОЛОГИЯ «ЛЭПБУК» В СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ДОШКОЛЬНИКАМИ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ОСНОВ НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ

  • А. Н. Барнышева,
  • Л. А. Головина

МБДОУ «ДСКВ № 115» МО г. Братск

В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, одним из актуальных проблем является нравственно-патриотическое воспитание подрастающего поколения. Быть патриотом – значит ощущать себя неотъемлемой частью Отечества [3]. Это сложное чувство возникает еще в дошкольном детстве, когда закладываются основы ценностного отношения к окружающему миру, и формируется в ребёнке постепенно, в ходе воспитания любви к своим ближним, к детскому саду, к родным местам, родной стране. В данный период времени в обществе, возникает необходимость вернуться к лучшим традициям нашего народа, к его вековым корням, к таким вечным понятиям, как род, родство, Родина [1].

 

Суть нравственно-патриотического воспитания состоит в том, чтобы посеять и взрастить в детской душе семена любви к родной природе, к родному дому и семье, к истории и культуре страны, созданной трудом родных и близких людей, тех, кого зовут соотечественниками. Наследование нравственных и эстетических ценностей родной культуры в самом нежном возрасте – это и есть самый естественный, а поэтому и верный способ гражданско-патриотического воспитания, воспитания чувства любви к Отчизне.

Культурное наследие народа – огромное богатство, которым каждому ребенку нужно научиться правильно распоряжаться, владеть им так, не разменять на пустяки, а сохранить и приумножить, воплотить его в сокровища своего внутреннего мира, своей личности, в дальнейшем творческом созидании [2].

Системе образования принадлежит ведущая роль в гражданском становлении подрастающего поколения, воспитании у молодёжи любви к Родине, преданности своему Отечеству.

Учреждения дошкольного образования, являясь начальным звеном системы образования в нашей стране, призваны формировать у детей первичные представления об окружающем мире, отношение к действительности, дать возможность им почувствовать себя с самых ранних лет гражданами своего Отечества.

Нравственно-патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения. Для формирования чувства патриотизма очень важно давать детям начальные знания о Родине, базисные представления о нашей стране, народе, обычаях, истории, культуре [5].

Актуальность патриотического воспитания состоит в том, чтобы воспитать детей в духе любви к своей Родине и уважения ценностей, привязанности к месту своего рождения, гордости за свой народ.

Задачами патриотического воспитания дошкольников являются:

  1. Воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу;
  2. Формирование бережного отношения к природе и всему живому;
  3. Воспитание уважения к труду;
  4. Развитие интереса к русским традициям и промыслам;
  5. Формирование элементарных знаний о правах человека;
  6. Расширение представлений о городах России;
  7. Знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн);
  8. Развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны;
  9. Формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям.

Данные задачи решаются во всех видах детской деятельности: на занятиях, в играх, в труде, в быту, так как воспитывают в ребенке не только нравственно-патриотические чувства, но и формируют его взаимоотношения со взрослыми и сверстниками.

Очень большой популярностью в детских садах в наше время пользуется такая технология, как «лэпбук». В дословном переводе с английского языка лэпбук означает «книга на коленях», или как его еще называют тематическая папка или коллекция маленьких книжек с кармашками и окошечками, которые дают возможность размещать информацию в виде рисунков, небольших текстов, диаграмм и графиков в любой форме и на любую тему [8]. Таким образом, можно сказать, что лэпбук — это собирательный образ плаката, книги и раздаточного материла, который направлен на развитие творческого потенциала в рамках заданной темы, расширяя не только кругозор, но и формируя навыки и умения.

Это современная форма организации образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста для развития познавательной активности и развития самостоятельности, отвечающая всем требованиям ФГОС ДО к развивающей предметно-пространственной среде группы дошкольного учреждения [9]. Лэпбук помогает ребенку по своему желанию организовать информацию по теме, лучше понять и запомнить материал. Это отличный способ для закрепления материала. В любое удобное время ребенок просто открывает лэпбук и с радостью повторяет пройденное.

В преддверии таких тем недель, как «Все профессии нужны, все профессии важны», «Родной край» «День Победы» мы с ребятами решили изготовить лепбуки.

  1. «Мир профессий» (Повар, парикмахер, врач, пожарный)
  2. «Военные профессии» (Летчики, танкисты, пехотинцы, моряки)
  3. «Родной край»
  4. «Помним, гордимся!»

Ознакомление с профессиями обеспечивает дальнейшее вхождение ребёнка в современный мир, приобщение его к ценностям общества, обеспечивает удовлетворение и развитие познавательных интересов детей, творчества, проявление детской инициативы. [7]

Ознакомление дошкольников с родным краем позволяет обогащать представления детей о прошлом и настоящем родного города, воспитать чувство любви и гордости за людей, которые в нём живут, побудить детей проявлять естественный интерес к родному краю. Целенаправленная работа по ознакомлению с родным городом, родной культурой не только формируют любовь к традициям своего народа, но и способствуют развитию личности в духе патриотизма [6].

«Как у маленького деревца, еле поднявшегося над землей, заботливый садовник укрепляет корень, от мощности которого зависит жизнь растения на протяжении нескольких десятилетий, так педагог должен заботиться о воспитании у своих детей чувства бесконечной любви к Родине» (В. А. Сухомлинский).

Патриотизм – любовь к Родине, преданность ей, ответственность и гордость за нее, желание трудиться на ее благо, беречь и умножать ее богатства – эти чувства и особенности характера начинают формироваться уже в дошкольном возрасте. Невозможно воспитать чувства собственного достоинства, уверенность в себе, а, следовательно, полноценную личность без уважения к истории и культуре своего Отечества, к его государственной символике. Нельзя быть патриотом, не чувствуя личной связи с Родиной, не зная, как любили и берегли ее наши предки, наши деды и отцы. Нет сомнения в том, что уже в детском саду в результате целенаправленной воспитательной, систематической работы у детей могут быть сформированы элементы гражданственности и патриотизма. Так же воспитывать у детей патриотические чувства, уважение к ветеранам войны, любовь к своей Родине [6].

В беседах с детьми, мы определили, что они хотели бы узнать и какая интересная информация должна находиться в лепбуках.

В содержание наших лепбуков вошли:

  • Д/игры «Что кому нужно для работы», «Составь рассказ» и др.
  • «Загадки»
  • Стихотворения
  • «Театры на палочках
  • «Пословицы и поговорки»

Кармашки «Разрезные картинки»

  • «Раскраски»
  • Небольшие рассказы по теме лэпбука
  • «Ребусы»
  • «Лабиринты»
  • Карточки военных профессий и описанием военных профессий.
  • Карточки «Военная техника» и описанием военной техники
  • Игра «Парные картинки»
  • Игра «Найди тень»
  • Игра «Сравни технику»
  • Мини книжка «Такая разная техника»
  • «Попробуй нарисовать по схеме танк, самолет, корабль»
  • Фотографии «Награды»
  • «Георгиевская ленточка»
  • «Мужская доблесть»

На первом этапе мы знакомим детей с лэпбуком. Показываем, как работать с лэпбуком. На втором этапе ребенок с помощью взрослого сам пробует работать с лэпбуком. На третьем этапе дети самостоятельно работают с лэпбуком. Они сами достают, перекладывают, складывают по своему усмотрению.

В процессе нашей практики мы заметили, что дети легче и быстрее усваивают материал, учатся планировать предстоящую деятельность, договариваться со сверстниками, выражать свои мысли и желания. Стали более самостоятельны и активны в своей деятельности. Всем нам известно, что лучше запоминается то, что интересно!

Литература:

  1. Алешина, Н. В. Патриотическое воспитание дошкольников / Н.В. Алешина. – М.: ЦГЛ, 2005. – 256 с.
  2. Белоногова Г., Хитрова Л., Педагогические знания – родителям / Г. Белоногова, Л. Хитрова // Дошкольное воспитание. – 2003. — №1. – С. 82 – 92.
  3. Ветохина, А. Я. Нравственно – патриотическое воспитание детей дошкольного возраста. Планирование и конспекты занятий / Методическое пособие для педагогов /А. Я. Ветохина, З. С. Дмитриенко. – СПб.: «ООО Издательство «Детство — пресс», 2010. – 192 с.
  4. Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников /Под ред. А.М. Виноградовой. – М, 1991.
  5. Герасимова, З. Родной свой край люби и знай / З. Герасимова, Н. Казачок // Дошкольное воспитание. – 2001. — №12. – С. 47-60.
  6. Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников /Под ред. А.М. Виноградовой. – М, 1991. – C.15
  7. Савина И.В. Формирование представлений о профессиях у детей старшего дошкольного возраста/ И. В. Савина // Воспитатель ДОУ. 2012. — № 3 – С. 34-36
  8. Хомякова Л. С. Лэпбук как форма совместной деятельности взрослого и ребенка/ [Электронный ресурс]/ [http: //detsad-detctvo. ru]
  9. Хусаинова М. Э. Консультация для педагогов Что такое лэпбук? /[Электронный ресурс] [http: //nsportal. ru/detskiy-sad/raznoe]
  10. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования Приказ министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 27 (148) выйдет
19 июля 2020

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 26 (147) за 2020 год
Скачать Номер 25 (146) за 2020 год
Скачать Номер 24 (145) за 2020 год
Скачать Номер 23 (144) за 2020 год
Скачать Номер 22 (143) за 2020 год
Скачать Номер 21 (142) за 2020 год
Скачать Номер 20 (141) за 2020 год
Скачать Номер 19 (140) за 2020 год
Скачать Номер 18 (139) за 2020 год
Скачать Номер 17 (138) за 2020 год
Скачать Номер 16 (137) за 2020 год
Скачать Номер 15 (136) за 2020 год