Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Педагогическая статья «Предметно-развивающая среда как одно из условий патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста»
Патриотизм детям
Автор: Баранова Ольга Вадимовна, Беднова Алина Алексеевна   
26.06.2019 19:58

Педагогическая статья «Предметно-развивающая среда как одно из условий патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста»Педагогическая статья «Предметно-развивающая среда как одно из условий патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста»

Воспитатели:

  • Баранова Ольга Вадимовна,
  • Беднова Алина Алексеевна

МАДОУ №2 "Лучики", город Киселевск, Кемеровская область

Важность патриотического воспитания подчеркнута в государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации», утвержденной Правительством РФ, которая определяет условия развития системы патриотического и нравственного воспитания, обосновывает его содержание в современных условиях.

В ФГОС дошкольного образования, отмечается, что в части формируемой участниками образовательного процесса программы возможно включение различных направлений выбранными участниками образовательных отношений из числа парциальных и иных программ или созданных ими самостоятельно, с учетом специфики региональных особенностей.

 

Определены принципы приобщения детей к социальным нормам, традициям семьи, общества, государства и учет этнокультурной ситуации развития ребенка.

Эффективность патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста может, зависит от ряда условий:

  1. разработка и реализация регионального компонента в общеобразовательной программе дошкольного учреждения по формированию патриотических качеств у дошкольников;
  2. взаимодействие ДОУ с родителями по формированию патриотических качеств;
  3. создание предметно-развивающей среды ДОУ, которая способствует формированию патриотических качеств.

Введение регионального компонента в образовательную программу ДОУ может быть направлено на решение основных целей:

  • овладение дошкольниками знаниями в области экологии, истории и культуры своего региона
  • воспитание патриотизма и нравственности у подрастающего поколения.

Региональный компонент – комплексная характеристика Кемеровской области, в которой общенаучные знания формируются на основе местных сведений в результате сравнения и обобщения, он призван обеспечить:

  • сохранение, распространение и развитие исторической преемственности поколений, воспитание бережного отношения к историческому и культурному наследию нравов, проживающих в Кемеровской области, развитие культуры межэтнических отношений.

Региональное составляющее – прошлое и настоящее края, историко-культурные и природные особенности, обычаи, трудовые достижения, культура. Это – то самое наследство, которое мы должны беречь, развивать и распространять среди потомков.

Всю работу по реализации регионального компонента можно разбить на несколько направлений:

Первое направление: природно-климатические особенности родного края.

Второе направление: национально-культурные и исторические особенности края.

Третье направление: ценностно-смысловая взаимосвязь поколений. Здесь можно познакомить детей с защитниками отечества, знаменитыми людьми края, ветеранами и почетными гражданами.

Четвертое направление: символика России, Кемеровской области, города Киселевска.

Патриотическое воспитание с учетом регионального компонента, значительно расширяет знания детей о регионе и городе где он живет, достопримечательностях, истории и традициях, людях, которые основывали и прославили. В целом это положит основу формирования патриотических качеств у дошкольника как патриотизм, правовая культура и межнациональная толерантность.

Следующее условие патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста — взаимодействие ДОУ с родителями по формированию патриотических качеств.

Для того чтобы родители стали активными помощниками воспитателей, в патриотическом воспитании детей необходимо вовлечь их в жизнь детского сада. Работа с семьей является сложной задачей, как в организационном, так и в психолого-педагогическом плане. Развитие такого взаимодействия предполагает несколько этапов.

На первом этапе можно предложить родителям демонстрацию положительного образа ребенка, благодаря чему между родителями и воспитателями складываются доброжелательные отношения с установкой на сотрудничество. Значимость данного этапа определяется тем, что зачастую родители фиксируют свое внимание лишь на негативных проявлениях развития и поведения ребенка.

На втором этапе родителям можно дать практические знания по формированию патриотических качеству ребенка. При этом можно использовать различные формы и методы. Это могут быть общие родительские собрания, групповые тематические выставки детских работ, конкурсные программы, проекты и др.

В третьем этапе предполагается ознакомление педагога с проблемами семьи в вопросах патриотического воспитания ребенка. Здесь может проявиться активность родителей, которые могут не только поделиться семейным опытом воспитания, рассказать об индивидуальных проявлениях ребенка, но и попросить совета у воспитателей по интересующим их проблемам.

Таким образом, установление доверительных отношений с родителями плавно ведет к совместному исследованию и формированию патриотических качеств у ребенка.

Какие можно поставить основные задачи перед дошкольным учреждением по работе с родителями по патриотическому воспитанию детей.

  • привлечение родителей к активному участию в деятельности дошкольного учреждения по патриотическому воспитанию
  • изучение семейного опыта воспитания: любви к родному дому, городу, уважения к труду
  • просвещение родителей в вопросах по формированию патриотических качеств у детей.

Формы работы с родителями.

  1. Традиционные формы работы (совместные мероприятия педагогов и родителей и детей «Широкая Масленица», «Рождественские посиделки», «Сказки у русской печки»; родительские собрания «Посеять в детских душах доброту», «Широка страна моя родная»; Дни открытых дверей «Достопримечательности нашего района Красный камень», «Улицы разные – старинные и важные»; консультации «Что такое Родина?», «Крепка семья — сильна Россия»; газета «Пока все дома», «Древо рода моей семьи»).
  2. Нетрадиционные формы работы (семейные клубы «Патриот», «В русской светелке»; вечер народных игр и забав «Как играли наши бабушки и дедушки» совместные проекты «Дружат дети всей Земли», «Мои

друзья», «Мой папа – шахтер!»).

3. Индивидуальные (беседы «С чего начинается Родина», «Воспитание патриотических качеств у дошкольников»).

Взаимодействие педагогов и родителей детей дошкольного возраста может осуществляться в основном через:

  • приобщение родителей к педагогическому процессу
  • расширении сферы участия родителей в организации жизни образовательного учреждения
  • посещение родителей на мероприятия, посвящённые патриотическому воспитанию
  • создание условий для совместной творческой самореализации педагогов, родителей, детей
  • информационно-педагогические материалы по патриотическому воспитанию, выставки детских работ
  • разнообразные проекты совместной деятельности детей и родителей по формированию патриотических качеств
  • объединение усилий педагога и родителя в совместной деятельности по формированию патриотических качеств: эти взаимоотношения следует рассматривать как искусство диалога взрослых с конкретным ребенком на основе знания психических особенностей его возраста, учитывая интересы, способности и предшествующий опыт ребенка
  • проявление понимания, терпимости и такта в воспитании и обучении ребенка, стремление учитывать его интересы, не игнорируя чувства и эмоции
  • уважительные взаимоотношения семьи и образовательного учреждения.

Таким образом, современная наука подчеркивает приоритет семьи в воспитании ребенка, проявляющийся в многообразии форм воздействия, в непрерывности и длительности последнего, в диапазоне ценностей, которые осваивает подрастающий человек.

Еще одним условием формирования патриотических качеств у детей старшего дошкольного возраста является предметно-развивающая среда ДОУ.

Человек с момента своего рождения попадает в определенную жизненную среду и находится с ней в постоянном взаимодействии: здесь он развивается, обучается и воспитывается; здесь формируется его неповторимый личностный склад, определяющий возможности уже самостоятельного вмешательства в эту среду, возможности ее преобразования. Таким образом, поведение человека невозможно объяснить вне его связей с непосредственно окружающей его средой.

Богатство среды определяется не количеством дорогих игрушек, замысловатым оборудованием, не наличием современной техники. При патриотическом воспитании предметная среда должна рассматриваться не со стороны ее многообразия, а в свете тех условий и того пространства, которое дает ребенку возможность пополнить знания о родном крае, городе, стране (исторического мышления, чувства гордости, сопричастности к русскому народу), а также взаимодействовать со сверстниками и взрослыми. Между тем, патриотическое воспитание предлагает проектировать предметную среду с учетом детских рук, детского взгляда, детских интересов, детских качеств, детской непосредственной активности и естественного творчества. Важно отметить влияния материального окружения на личность ребенка, а именно то, что «любой признак конкретного человека является результатом сложного взаимодействия генотипа и среды». Исходя из этого, возможно и эффективное привлечение различных средств предметно-развивающей среды для формирования патриотических качеств ребенка.

При умелой организации предметно-развивающая среда становится активным инструментом познания природных закономерностей и достижений человеческой культуры, инструментом формирования патриотических качеств личности ребенка. «Дети обладают богатым воображением, однако нелишне дать им средство использовать фантазию для осмысленной деятельности».

В.В. Давыдов и Л. Б. Переверзев сформулировали общие требования, которым должна отвечать интегральная среда для всестороннего развития ребенка. Первое: среда должна быть гетерогенной и сложной. Она должна состоять из разнообразных элементов, необходимых для формирования и оптимизации всех видов деятельности, гармонически развивающих человека. Второе: среда должна быть достаточно связной, позволяющей ребенку свободно переходить от одного вида деятельности к другому и выполнять их как взаимосвязанные жизненные моменты. Третье: среда должна быть достаточно гибкой и управляемой как со стороны ребенка, так и со стороны педагогов.

Таким образом, формирование патриотических качеств достаточно многогранная и сложная задача, требующая ответственного отношения. Детский сад выступает одним из важнейших этапов развития патриотического мировоззрения в жизни дошкольника, дающий необходимый базис для дальнейшего развития личности.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 14 (330) выйдет
19 апреля 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 13 (329) за 2024 год
Скачать Номер 12 (328) за 2024 год
Скачать Номер 11 (327) за 2024 год
Скачать Номер 10 (326) за 2024 год
Скачать Номер 9 (325) за 2024 год
Скачать Номер 8 (324) за 2024 год
Скачать Номер 7 (323) за 2024 год
Скачать Номер 6 (322) за 2024 год
Скачать Номер 5 (321) за 2024 год
Скачать Номер 4 (320) за 2024 год
Скачать Номер 3 (319) за 2024 год
Скачать Номер 2 (318) за 2024 год
Скачать Номер 1 (317) за 2024 год