Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Фейсбук

Подписаться на facebook.com
ДОКЛАД из ОПЫТА работы по теме «ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ ГРАЖДАНСТВЕННОСТИ И ПАТРИОТИЗМА У ДЕТЕЙ СТАРШЕЙ ГРУППЫ В ПРОЦЕССЕ ОЗНАКОМЛЕНИЯ С РОДНЫМ КРАЕМ»
Патриотизм детям
Автор: Людмила Викторовна Шанц   
24.05.2014 20:30

ДОКЛАД из ОПЫТА работы по теме «ФОРМИРОВАНИЕ  ОСНОВ  ГРАЖДАНСТВЕННОСТИ  И  ПАТРИОТИЗМА  У  ДЕТЕЙ   СТАРШЕЙ ГРУППЫ В ПРОЦЕССЕ   ОЗНАКОМЛЕНИЯ  С  РОДНЫМ  КРАЕМ»Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский  сад №29 «Полянка» города Павлово Нижегородской области
ШАНЦ ЛЮДМИЛЫ ВИКТОРОВНЫ старшего воспитателя высшей квалификационной категории МБДОУ детского сада №29 «ПОЛЯНКА» г. ПАВЛОВО Нижегородской области                                                                 
В современных условиях, когда продолжают происходить изменения в жизни общества, воспитание основ гражданственности и патриотизма в дошкольном возрасте, является одной из существенных задач развития личности. Давая детям начальные представления о ближайшем окружении, городе, стране мы воспитываем у них любовь к «малой»  и большой  Родине, своему Отечеству, то есть высшие нравственные чувства, к которым и относится чувство патриотизма. Любить и беречь можно только то, что чувствуешь, знаешь, понимаешь. Что может заинтересовать ребенка своей чистотой, красотой, глубоким пониманием? Это наша многовековая история и культура. Наследование нравственных ценностей в самом нежном возрасте – это и есть самый естественный и верный способ патриотического воспитания,  воспитания чувства любви к своему городу. Чтобы дети «почувствова-ли» свой город, им нужно о нем рассказывать и показывать его.
Ведущим методом   работы в нашем детском саду при ознакомлении детей с родным городом, является экскурсия. Экскурсия – это живое общение, непосредственное наблюдение, вызывающее интерес детей, умственную и эмоциональную активность. Так, на первом этапе работы – при ознакомлении детей с историей родного города, была организована экскурсия в краеведческий музей, где нам показали предметы старины (одежда, мебель, предметы быта), рассказали историю о возникновении города Павлово, познакомили с изделиями кустарей. Дети узнали о расположении города, о том, что город Павлово – город  мастеров умельцев. Экскурсовод своим эмоциональным рассказом заинтересовал детей, затронул их чувства. В последующих беседах, воспитатели  не только уточняли, что из увиденного дети поняли и запомнили, но и побуждали их задавать вопросы, рассуждать. Своими впечатлениями, восторгом, удивлением, восхищением дети стремились поделиться со своими родителями, проявляя желание посетить музей повторно. На этом этапе мы использовала такую форму работы с семьей, как домашнее задание (нарисовать свой, дом свою улицу, рассказать, что на ней находится, почему она так называется рассказать, о своем любимом месте в городе). В «круге друзей» дети с удовольствием рассказывали о своей улице и показывали рисунки, выполненные совместно с родителями. Для развития  и поддержания интерес у детей к познанию города, была организована экскурсия по городу. Основная цель этой экскурсии – уточнить представления детей о своеобразии и достопримечательностях города, вызвать чувства удивления и восхищения красотой города, подвести к пониманию того, что все, что есть интересного в нашем городе, создано руками соотечественников, что красоту и результаты человеческого труда ценят все жители нашего города. Одним из методов этого этапа является повторение, без применения которого нельзя говорить о прочности усвоения знаний и воспитании чувств. Поэтому на занятии «Мой любимый город» дети отвечали на вопросы, читали стихи  Павловских поэтов, рассказывали о своем любимом месте в городе, отмечали на карте города Павлово знакомые места, детский сад, свой дом. В результате работы по приобщению детей к прошлому и настоящему нашего города, у детей сформировалось чувство привязанности к родному городу, доброе и заботливое отношение к тому, что создано руками людей.
В продолжение работы, по направлению «Ознакомление с промышленными предприятиями и профессиями взрослых», воспитатели  предложили детям подумать над вопросом: «Почему наш город называют «город металлистов»?». Детям пришлось поразмышлять и сделать самостоятельные выводы о том, чем могут заниматься люди в нашем городе сейчас. Немало интересных и конкретных сведений дети получили о промышленности города во время проведения экскурсий. Основная цель экскурсии – расширение представлений детей о промышленности города, воспитание любви к труду, чувства гордости за людей, работающих на производстве и выпускающих изделия из металла, которые славятся в нашей стране. Для повышения эмоциональной и познавательной активности папа одной из воспитанниц  предложил  помощь в организации экскурсии на «Павловский автобусный завод». Дети прошлись по территории завода, посетили заводской музей, где узнали историю завода, познакомились с людьми, работающими на этом заводе, с их профессиями. Ребята с завода ушли под большим впечатлением, с чувством гордости за то, что родители некоторых из них работают на этом заводе. Для закрепления знаний детей о промышленности нашего города, воспитатель  использовала: метод вопросов, решение проблемных ситуаций и прием описание в дидактической игре «Что в волшебном сундучке?». В самостоятельной деятельности дети конструировали и рисовали по своим впечатлениям. Мир взрослых людей привлекает детей и, чтобы поддержать этот интерес, мы продолжили знакомство с профессиями взрослых в нашем городе. Основными формами работы были экскурсии, дидактические игры, чтение художественной литературы, составление альбома «Профессии», эвристические беседы (перед детьми была поставлена проблема «доказать потребность в этой профессии»)
Организация совместной деятельности взрослых и детей важна для личностного раз-вития детей. Очень интересно прошла такая форма работы с родителями, как организация тематических вечеров, на которых были использованы беседы о профессиях и профессиональных принадлежностях, обыгрывание ситуаций. Свои знания дети перенесли в сюжетно-ролевые игры: «Салон красоты», «Улица», «Стройка», «Поликлиника», «Дом мод» и др. В играх дети совершенствовали навыки, накапливали чувственный опыт, учились ролевому взаимодействию, правилам поведения в той или иной ситуации. Результатом работы  по ознакомлению детей с промышленностью города Павлово, с профессиями взрослых стало проявление у детей чувства уважения и гордости к людям разных профессий, проявление осознанного восхищения и бережного отношения к тому, что сделано руками человека, чувство гордости за родной города, за то, что мы павловчане. 
Чувство Родины начинается у ребенка с отношений в семье. Огромное значение имеет пример взрослых и традиции семьи. На конкретных фактах из жизни взрос-лых в семье дети учатся гуманному отношению к окружающим людям, почитанию героев войны и города. В детском саду  используются такие формы работы с семьей, как изготовление семейных газет: «Праздники в нашей семье», «Как мы отдыхаем», «Традиции в нашей семье», организацию совместных экскурсий в Выставочный зал, во Дворец культуры на просмотр театрализованного представления; активное участие в праздниках и мероприятиях, которые проводятся в детском саду и в городе. Из бесед дети узнали, что в нашем городе есть много обелисков и памятников. Которые были воздвигнуты в память о воинах, защищавших нашу Родину и людях, прославивших наш город. В беседе: «Как павловчане чтят память погибших воинов-героев?», дети рассказали, как чтят память о погибших воинах в их семьях, беседа закончилась изготовлением голубей для возложения на братские могилы и подарков для ветеранов.
Одним из проявлений заботы о своих близких является изготовление подарков к праздникам. Принимая участие в праздниках, изготавливая подарки, дети окунались в атмосферу общей радости, веселья. Мы стремились к тому, чтобы знания  вызывали у детей не только эмоциональный отклик, но и побуждали  каждого ребенка к практической деятельности. Дети принимали участие в социально-значимых мероприятиях города: в праздничном шествии на «День города», в «Пробеге на приз газеты «Павловский металлист», в «Городской дош-кольной спартакиаде», в постановке спектаклей для детей младших групп. Очень интересные были ответы детей, когда им предложили пофантазировать на темы: «Что вы можете сделать для нашего города», «Что я сделаю интересного в своем городе, когда вырасту». Примеры ответов: Кирилл В. «Я не буду больше бросать фантики на дорогу, а буду бросать их в урну и сестренку этому научу», Таня Г. «Я попрошу маму помочь мне сделать красивую клумбу на нашей улице»,  Даша А. «Когда я вырасту, то я построю новую и красивую пристань», Аня Р. «Я сделаю в парках нашего города детские площадки, чтобы там было много качелей, горок, каруселей», Сережа Б. «Когда я вырасту, буду дворником, чтобы в нашем городе было всегда чисто». Можно сделать вывод: У детей сформировались представления о том, что они являются коренными жителями города, и их право сделать много хороших и добрых дел для него; формируется чувство сопричастности к жизни города, уважение к традициям и желание соблюдать их, проявлять чуткость и заботу о своих близких и людях, проживающих в нашем городе; появилось чувство гордости и благодарности людям, павшим в боях за нашу Родину и за людей, прославивших наш город.
Одним из основных этапов работы является – воспитание экологически грамот-ного поведения в природе. Используя метод моделирования и дидактические игры, труд в природе мы обобщили и систематизировали знания детей о природе родного города и района.   Был проведен цикл бесед по проблеме бытового мусора: «Что мы выбрасываем?», «Мусор это хорошо или плохо?», «Почему мусор надо сортировать?», «Предметы быта» и серия опытов: «Что горит?», «Что быстрее разлагается?», «Вторая жизнь вещей». Еженедельно мы устраивали экологический десант в парк, в дендрарий. Решение экологической проблемы нашло поддержку со стороны родителей воспитанников. Они принимали активное участие не только в экологических десантах, но и поддерживали акцию Администрации Павловского района «Мы за чистый город», тем самым, показывая пример своим детям бережного отношения к природе родного города. В результате работы у детей сформировалось гуманное  и заботливое отношение к природе, желание практически заботиться о ней; желание поддерживать первозданную чистоту и желание помогать взрослым в решении экологической проблемы.
Чтобы дети смогли выразить свое отношение  к городу, мы  предложили  проект «Новая версия газеты «Павловский металлист»». Участвуя в проекте, дети выступали  фотокорреспондентами газеты. Они вновь испытали и пережили волнение, чувства радости и гордости при восприятии накопленного материала: рисунков, фотографий, рекламных проспектов, предметов продуктов деятельности взрослых, вырезок из газет «Павловский металлист».
Таким образом, целенаправленная работа по формированию начальных представлений детей о своей «малой» Родине способствовала воспитанию личности каждого ребенка нашего детского сада как  гражданина-патриота, в душе которого засеяно чувство любви к родному городу Павлово.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 26 (147) выйдет
12 июля 2020

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 25 (146) за 2020 год
Скачать Номер 24 (145) за 2020 год
Скачать Номер 23 (144) за 2020 год
Скачать Номер 22 (143) за 2020 год
Скачать Номер 21 (142) за 2020 год
Скачать Номер 20 (141) за 2020 год
Скачать Номер 19 (140) за 2020 год
Скачать Номер 18 (139) за 2020 год
Скачать Номер 17 (138) за 2020 год
Скачать Номер 16 (137) за 2020 год
Скачать Номер 15 (136) за 2020 год
Скачать Номер 14 (135) за 2020 год