Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Роль проектной деятельности в патриотическом воспитании
Патриотизм детям
Автор: Новикова Ольга Максимовна   
14.02.2016 20:54

Роль проектной деятельности в патриотическом воспитании

Данный проект предназначен для того чтобы помочь воспитателям дошкольных образовательных учреждений организовать и провести работу с детьми 5 — 7 лет по патриотическому воспитанию. Реализовать главные принципы и подходы к построению образовательного процесса в ДОУ в соответствии с ФГОЗ. Приобщить детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства. Сформировать представления об особенностях родного города: исторических событиях, памятниках, достопримечательностях, предприятиях, местах отдыха, знакомых улицах.

 

«Чувство Родины нужно заботливо взращивать, прививать духовную оседлость. Если не будет корней в родной местности в родной стороне — будет много людей, похожих на иссушенное растение перекати – поле»

Академик Дмитрий Лихачев.

В последние десятилетия в нашей стране произошло много сложных, противоречивых событий, касающихся общественной жизни, политики, системы государственного и местного управления. Современная молодежь изучает много всяких современных премудростей и совсем не знает своего исконно русского, самобытного, простого, не знает своих корней. У подрастающего поколения наблюдается падение интереса и уважения к истории России. Поэтому одним из центральных направлений в работе с детьми становится патриотическое воспитание. Обращение к отечественному наследию прививает уважение к земле, у ребенка появляется чувство гордости за нее. Знание истории своего народа, родной культуры поможет в дальнейшем с большим вниманием, уважением и интересом относиться к истории и культуре других народов. Воспитание любви к своей Родине, к своему Отечеству – задача чрезвычайно важная, но и чрезвычайно сложная, особенно, когда она ставится применительно к детям дошкольного возраста. Однако эта сложность возникает именно тогда, когда делается попытка переносить на детей «взрослые» показатели проявления любви к Отечеству.

Дошкольное детство — пора открытий. Задача взрослых — помочь ребенку делать открытия, наполнив их воспитывающим содержанием, которое бы способствовало формированию у него нравственных чувств. Пусть маленький человек с помощью взрослого открывает красоту родного города, удивляется тому новому, которое, казалось бы, давно ему известно. Любой край, область, даже небольшая деревня неповторимы в своей природе, людях и их труде, замечательном народном творчестве. Отбор соответствующего материала позволяет сформировать у дошкольников представление о том, чем славен край родной.

При ознакомлении ребенка с родным городом необходимо опираться на имеющийся у него опыт, а также учитывать психологические особенности дошкольника. Чувство Родины начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям — к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением. Это любовь к родным местам, гордость за свой народ, которые из поколения в поколение несет народная культура и историческое прошлое страны. Чтобы найти верный путь воспитания многогранного чувства любви к Родине, сначала следует представить на базе, каких чувств эта любовь может сформироваться. Для патриотического воспитания в дошкольном возрасте важно воспитывать в ребенке человеческие качества, начиная с элементарного чувства привязанности. Воспитывать чувство привязанности нужно, начиная с привязанности к дому, семье, к детскому саду, к любимому уголку, игрушке, воспитательнице. Чтобы были у малыша вещи, которые он любит, о которых вспоминает. Получается, что работа над патриотическим воспитанием с дошкольником – это создание для ребенка теплой, уютной атмосферы. Общеизвестно, что на каждом возрастном этапе развития дошкольника есть свой круг образов, эмоций, представлений, привычек, которые усваиваются им и становятся близкими и незаменимыми. В звуках и красках предстают перед ребенком первоначально мир родной семьи, затем родного детского сада. А в старшем возрасте – мир родного края, и, наконец, мир родной Отчизны – России. И прежде чем человек будет сопереживать бедам и проблемам Родины, он вообще должен приобрести опыт сопереживания, как человеческого чувства. Поэтому ребенка еще в дошкольном возрасте нужно «научить» (если чувству можно научить) быть привязанным к чему-то, кому-то, быть ответственным уже в любом своем, пусть маленьком деле. Проект является новой педагогической технологией, которая позволяет эффективно решать задачи личностно-ориентированного подхода в обучении дошкольников. Этому и посвящен наш проект: «Так вот ты какой, Киселевск» Продолжительность проекта — один учебный год. На первом этапе проекта (поисково-аналитическом или подготовительном) была обозначена проблема: что мы знаем о нашем городе, что мы хотим узнать? Как и из каких источников, мы можем получить информацию о городе? В ходе показа стартовой презентации проекта каждый ребёнок увидел разнообразные эмоционально-привлекательные возможности собственного участия, в общем, для всех деле – сборе информации о родном городе.

Для понимания предстоящей деятельности ребятам была предложена стартовая презентация проекта. Мозговой штурм «Что мы хотим узнать?» помог нам определить потребности и интересы детей. С помощью стратегии «Мозаика проблем» ребятам была дана возможность следить за своими успехами и достижениями во время всей деятельности.

В начале проекта в группе была размещена картина (большой дом), на которой с одной стороны были обозначены проблемные и учебные вопросы, а с другой изображён вид нашего города. Картину разрезали на части в форме мозаики. Каждый вопрос – одна часть. После нахождения ответа на вопрос нужная часть переворачивалась, и в конце проекта была собрана целая картина нашего города. По решению детей и взрослых был объявлен конкурс на талисман города. Дети, родители, педагоги придумали образ «Уголек- хозяин города». Затем прошла презентация игрушки. На предварительной беседе, ребята получили звуковое письмо от Волшебного Уголька, в котором он описывал своё проживание под землёй. Он спрашивал: «Верно ли, что в Киселевске проживают шахтеры, которые помогут ему «подняться на-гора». А также верно ли утверждение, что «Киселевск — город труженик, город — шахтер?» Таким образом, был определён основополагающий вопрос: «Что мы знаем о нашем городе?» Было принято решение о создании тематического журнала «Киселевск глазами детей» и оправить его Волшебному Угольку.

Второй этап (практический) был насыщен разными видами совместной и самостоятельной деятельности детей. В беседах, играх, викторинах дети получали знания об истории нашего города. Ответы на поставленные вопросы ребята нашли и после просмотра слайд – шоу «Киселевск – город тружеников и энтузиастов» и презентации «Киселевск – шахтерский городок». Для поощрения самопознания, развития умения учиться и сотрудничать в группе применялись индивидуальные и групповые методы работы. В ходе проекта каждый ребёнок заполнял карту самооценки своей деятельности: зажигал в каждом окошке домика желтый, зеленый или красный огонёк

На протяжении всего основного этапа проекта ребята играли в краеведческие игры, слушали песни о Киселевске, о шахтерах, гимн Кемеровской области, учили стихотворения сибирских поэтов, участвовали в конкурсе чтецов. Большой интерес у детей вызвало проведение интервью-опроса взрослых. Взрослые отвечали на интересующие детей вопросы: Где вы работаете? Как называется эта улица? Кому поставлен этот памятник? и т. д. Так дети научились находить нужную информацию из ближайшего окружения. Умения и навыки ребят, полученные во время проекта, были легко перенесены и воплощены во все виды художественно-творческой деятельности. Продуктами проектной деятельности стали: настольная игра-путешествие «Прогулка Уголька по нашему городу», конструирование в технике папье-маше (мякиш) «Угольный разрез».

На третьем этапе (презентационном) была проведена викторина «Наш дом Киселёвск». Организована выставка рисунков «Мой родной город». Оформлена книга «На них и держится наш дом», в которой дети рассказывали о своих дедах и отцах шахтерах. К юбилею Кемеровской области был изготовлен фотоальбом «Киселевск – вчера, сегодня и завтра».

Для решения проблемных вопросов исследовательский поиск проходил в различных направлениях. Беседы «Горючий камень»; «Михайло Волков – первооткрыватель», «Киселёвск мой город родной»; «Что такое уголь», развлечение «Приключение Уголька», викторина «Первопроходцы Сибири», расширили знания и представления детей об исторических событиях Кузбасса. Чтобы найти ответы на вопросы: «Почему улицы нашего города носят такие имена?

Все ли жилые дома на улицах нашего города одинаковые?», ребята предложили отправиться на пешеходную экскурсию «Красный камень – это наш микрорайон». В дидактических краеведческих играх дети учились находить различия и сходство архитектурных сооружений, сравнивать характерные особенности старого и современного города, закреплять правила поведения на улице, правила дорожного движения, учились точно называть свой домашний адрес. Узнать, чем наш город отличается от других городов России, какие в нашем городе есть предприятия, здания и сооружения, что построено в городе для удобной комфортной жизни людей ребятам помогла фото-экскурсия «Наш дом Киселёвск». Ответы на вопросы ребята искали в форме: интервью-опрос сотрудников детского сада; встреча с ветеранами разреза имени В. Вахрушева; исследования с помощью родителей «Мой детский сад», «Дом, в котором я живу», «Улицы нашего города», «Предприятия и учреждения нашего города», «Что создано в нашем городе для комфортной жизни людей?» Пребывание в разных ролях: корреспондентов, туристов, посетителей, архитекторов, способствовало систематизации знаний и представлений о нашем городе. Родители с большим воодушевлением и энтузиазмом принимали участие во всех проведенных исследованиях. Совместное открытие знаний, поиск ответов на вопросы наполнили детско-родительские отношения новыми впечатлениями, эмоциями, желанием открывать новое в уже знакомом и незнакомом.

Дети с родителями побывали в краеведческом музее, детской библиотеке, концертном зале «Россия», на пожарной станции МЧС, на предприятиях СУЭК и разрезе им. Вахрушева. Узнали, кто работает в супермаркетах, детской поликлинике, в отделениях почтовой связи, в школах, какая профессия самая главная в нашем городе. Краеведческие игры и исследования, помогли детям сделать вывод: утверждение, что «Киселевск – город труженик, город шахтер» — верное». Дети, педагоги и родители результаты проекта объединили в тематический журнал «Кузбасс глазами детей» и в книгу «Я расту в шахтерской семье».

Активные формы взаимодействия: совместные размышления, поиск, наблюдения, самостоятельная и коллективная деятельность сблизили детей друг с другом, с взрослыми, научили мыслить системно и получать знания самостоятельно.

Ведь… «то, что сегодня ребёнок умеет делать в сотрудничестве и под руководством, завтра он становится способен выполнить самостоятельно…" (Выготский Л.А.)

Литература

  1. Агеев, Н. Киселевск [Текст] / Н. Агеев. – Кемерово: книжное издательство, 1972. — 107 с.374 с.
  2. Историческая энциклопедия Кузбасса [Текст] Т.1 / ред. кол. В. В. Бобров, З. Г. Карпенко, А. И. Мартынов, Т. О. Машковская. – Познань: «Штама», 1996. – 1с.
  3. Крылов, Г. В. Исследователи Кузбасса [Текст]/ Г. В. Крылов и др. – Кемерово: книжное издательство, 1983. – 168 с.
  4. Кузбасс [Текст]: фотоальбом о Кемеровской области / сост. Ю. Совцова. – М.: «Планета», 1986. -271 с.
  5. Орищина, О. Город назвали в честь переселенца / О. Орищина // Комсомольская правда. – 2005. – 24 ноября. – С.VI. – (Вкл.: Мой любимый город Киселевск).
  6. Оверчук, Т. И. Маленькие россияне. [Текст]: пособие для воспитателей и методистов / Т. И. Оверчук. — М.: «Мозаика- Синтез». 2005. – 52с.
  7. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения [Текст]: Пособие для руководителей и практических работников ДОУ/ Л.С. Киселева, Т.А. Данилина, Т.С. Лагода, М.Б. Зуйкова. – М.: АРКТИ, 2012. – 96 с.
  8. Шамаева, Т.Ф. Киселевск в моей судьбе. [Текст]: История города со страниц "Киселевских вестей" в 3 т. / Т.Ф Шамаева. — Киселевск: ООО "Издательский дом "Киселевских вестей", 2006. — 696 с.
  9. Шамаева, Т.Ф. Мы прославляем родной Киселевск / Т.Ф. Шамаева // Киселевские вести. – 2007. – 17 апреля. – С. 3.

Авторы статьи «Роль проектной деятельности в патриотическом воспитании»

  • Гарманова Галина Викторовна воспитатель высшей квалификационной категории муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения детского сада № 63 «Журавлик» комбинированного вида

Киселевского городского округа

  • Нусс Наталья Владимировна воспитатель высшей квалификационной категории муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения детского сада № 63 «Журавлик» комбинированного вида

Киселевского городского округа

  • Новикова Ольга Максимовна воспитатель высшей квалификационной категории муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения детского сада № 63 «Журавлик» комбинированного вида

Киселевского городского округа

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 15 (331) выйдет
22 апреля 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 14 (330) за 2024 год
Скачать Номер 13 (329) за 2024 год
Скачать Номер 12 (328) за 2024 год
Скачать Номер 11 (327) за 2024 год
Скачать Номер 10 (326) за 2024 год
Скачать Номер 9 (325) за 2024 год
Скачать Номер 8 (324) за 2024 год
Скачать Номер 7 (323) за 2024 год
Скачать Номер 6 (322) за 2024 год
Скачать Номер 5 (321) за 2024 год
Скачать Номер 4 (320) за 2024 год
Скачать Номер 3 (319) за 2024 год