Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Фейсбук

Подписаться на facebook.com
Проект "Народная культура и традиции татарского и русского народов"
Патриотизм детям
Автор: Асадуллина Айсылу Искандеровна   
27.12.2014 02:14

Проект Народная  культура и традиции русского и татарского народовПроект "Народная  культура и традиции русского и татарского народов"
Подготовили: Воспитатели
1ой квалификационной категории
 Асадуллина А.И.
Субханкуллова З.В.
Вид проекта: творческий, краткосрочный, коллективный.
Участники: дети подготовительной группы.
Сроки  реализации: две недели.
Образовательная область: патриотическое воспитание.
Цель проекта: Познакомить детей  с традициями  русского и татарского народов.
Задачи проекта:
•    Расширять  представление  о национальной культуре  татар  и русских.
•    Подбор методической, научно - популярной и художественной литературы, дидактического материала с учетом его доступности восприятию детей старшего дошкольного возраста, а также его художественных достоинств и воспитательного значения.
•    Создание образовательной - культурной среды в группе: пополнение краеведческого уголка материалом "Декоративно-прикладное искусство татар и русских", "Национальные костюмы народов татар и русских", "Национальный орнамент", "Сказки народов", "Пословицы и поговорки ", "Народные  игры  татар и русских"; создание галереи детского творчества; оформление стенда фотографий, отражающих работу по проекту.
•    Взаимодействие с родителями в совместной образовательной деятельности по реализации проекта.
•    Развивать творческие способности детей.
Планируемый результат.
Расширение представлений детей об окружающем мире.
Обогащение представлений детей о традициях и культуре народов.
Углубление жизненного опыта.
Знание правил народных игр, умение в них играть.
Повышение активности родителей и детей к изучению и уважению национальной культуры родного края и других народов.

1-ая неделя проекта.
Тема: «Культура и традиции татар».
Понедельник.
Образовательная деятельность в режимные  моменты.
Утро:
1.Беседа.
Тема: Народная культура и традиции татар.
Цель: Познакомить детей с культурой и традициями  татарского народа.
Задачи:
•    Познакомить с народными традициями, обычаями, обрядами; дать представление об устройстве дома, об истории народного костюма, о народном промысле, о народном фольклоре, о татарской национальной кухне.
•    Развитие эстетического и нравственного восприятия мира.
•    Воспитывать интерес к истории и народному творчеству, уважение к его традициям.


2.Художественное творчество: Рисование.
Тема: Украшение  фартука татарским национальным орнаментом.
Цели:  Учить рисовать цветок формообразующими движениями из дуг, сочетая цвета, располагать элементы татарского узора ритмично; закреплять знания о содержании татарского растительного орнамента, воспитывать интерес и любовь к татарскому народному орнаментальному искусству.
Задачи:
•    Познакомить детей с татарским орнаментом. Развивать творческие способности детей, глазомер, художественный вкус.
•    Воспитывать любовь к народному  искусству.
•    Научить, последовательно выполнять задание воспитателя.

Вопросы к занятию:
  - Люди каких национальностей живут в нашей стране?
  - Что такое национальная одежда, чем она отличается от нашей одежды?
 - Каким узором будем украшать?
 - Какие элементы татарского узора вы знаете?
 - Какие цвета в татарском орнаменте?

1.    Рассматривание образца.
       2.Объяснение и показ способов и этапов работы.
       3.Работа детей.
       4.Анализ занятия.

3. Музыка.
Разучивание татарской народной песни «Эпипэ»
Знакомство с национальной музыкой, прослушивание аудиозаписи с татарской музыкой.
Цель: учить детей определять национальные особенности музыки, закреплять умение наблюдать, сравнивать, анализировать, делать выводы.

 Вечер:
Татарские народные игры:
"Перетяни канат".
"Не пролей воды".
Изучение пословиц и поговорок татарского народа.
Просмотр иллюстраций, рисунков костюмов татарского народа.
Вторник
Образовательная деятельность в режимные  моменты.
Утро:
Коммуникация: Развитие речи.
Тема:  Татарский национальный костюм.
Цель: Дать детям представление об истории возникновения татарского национального костюма, о названии элементов мужского (камзол, тюбетей, читек) и женского (кулмэк, алъяпкыч, калфак, читек) костюмов;
 Задачи:
•    Формировать художественный вкус и эстетическое восприятие предметов народного быта;
•    Воспитывать ценностное отношение к семейным традициям и совместному труду взрослых и детей.
       2.Художественное творчество: лепка.
Тема: «Чак-чак – национальное татарское блюдо» (соленое тесто).
Цель: Дать детям представление о национальных татарских блюдах.
Задачи:
•    Учить работать с тестом, учить катать тесто между ладонями, выполнять лепку по образцу и словесной  инструкции воспитателя;
•    Развивать зрительную – двигательную координацию;
•    Развивать у детей положительные эмоции, эстетическое восприятие.
 Вечер
Дидактические игры «Укрась фартук», «Собери узор», «Назови правильно».
Чтение сказки «Три дочери»
Цель: назвать русские слова по-татарски.
Среда.
Образовательная деятельность в режимные  моменты.
Утро:
        Познание: Окружающий мир.
 Тема:  "Народные праздники татар"(презентация).
Цель: Формирование у детей представления о богатой народной культуре татарского народа, знакомство с этнографией и фольклором татар.

Задачи:
•    Продолжать знакомить детей с традициями и обычаями татарского народа.
•    Формировать основы праздничной культуры татарского народа.
•    Воспитывать патриотические чувства.
 
Вечер:
Экскурсия в музей детского сада.
Прослушивание музыкальных произведений, ритмических композиций, классических произведений татарского народа.
Четверг.
Образовательная деятельность в режимные  моменты.
Утро:
Художественное творчество: аппликация.
Тема: Украшаем сапожек (читек).
Цель: Учить украшать сапожек (читек) татарским национальным узором: «тюльпан» и «листок».
Задачи:
•    Развивать умения создавать орнамент из трех частей;
•    Знакомство с народной культурой;
•    Воспитывать аккуратность;
 


Вечер:
Изучение танца "Сабантуй"
 
 
,Цель: Развивать пластику движений с использованием различных предметов, атрибутов, элементов костюма.
Отгадывание загадок.
Задачи:
•    Воспитывать уважение к ответам товарищей.
•    Развивать дослушивать загадку до конца.
•    Учить понимать смысл загадки.
Пятница.
Образовательная деятельность в режимные  моменты.
Утро:
Музыка.
Тема: Пение татарской народной песни «Колыбельная».
Вечер:
Миниконцерт с участием детей.
Выставка "Татарские национальные блюда".
Обмен опытом (рецепты). Чаепитие.
Цель: Привлечение семей воспитанников к совместной образовательной деятельности по проекту.

2 -я неделя проекта.
Тема: "Русский народ - великий народ".
Понедельник.
Образовательная деятельность в режимные  моменты.
Утро:
          1.Беседа.
Тема: "Паровозик дружбы".
Цель: Познакомить детей с культурой и традициями  русского народа.
Задачи:
•    Учить помнить и чтить обычаи и традиции русского народа.
•    Воспитывать желание познавать и возрождать лучшие традиции русского народа.
•    Воспитывать любовь к Родине, чувство гордости за мужество русских людей, желание быть похожими на них.
  2.Художественное творчество: Рисование.
Тема: «Русский сарафан».
Цель: Формировать интерес к русскому прикладному искусству, стремление знать и использовать в жизни устное народное творчество.
Задачи:
•    Познакомить детей с традиционным русским костюмом, с народными обычаями и украшениями одежды;
•    Вызвать интерес к жизни своих предков;
•    Воспитывать в детях любовь и бережное отношение к народной культуре и традициям русского народа, творчеству русского народа, желание творить самим.
Вопросы к занятию:
- Какую одежду одевали русские девушки?
-Из какой одежды состоит женский народный костюм?
-Какого цвета использовали материю для изготовления материи?
1.Рассматривание образца.
2.Объяснение и показ способов и этапов работы.
3.Работа детей.
4.Анализ занятия.

 
3.Музыка.
Тема: «Знакомство с обрядовыми песнями масленицы».
Цель: Дать детям представление о народном празднике – масленице.
Задачи:
•    Заучить с детьми заклички, обрядовые песни, посвященные масленице;
•    Продолжать учить детей петь выразительно, передавая характер песни;
•    Воспитывать любовь и уважение к традициям русского народа.

Вечер:
Подвижные игры: "Бабка -Ёжка", "У дедушки Трифона".
Слушание народных песенок, закличек, потешек.
Вторник
Образовательная деятельность в режимные  моменты.
Утро:
Коммуникация: Развитие речи.
Тема: «Русский национальный костюм».
Цель: Познакомить детей с русским народным костюмом через детскую одежду, с историей и традициями на Руси;
Задачи:
•    Прививать уважение к культуре своего народа, к традициям семьи, приучать к совместному труду со взрослыми;
•    Обогащать словарный запас: запон (фартук), оберег, кайма, рукодельница, льняная, хлопчатобумажная, шерстяная, старание, мастерство;
•    Формировать художественный вкус и эстетическое восприятие предметов народного быта;
•    Воспитывать ценностное отношение к семейным традициям и совместному труду взрослых и детей.
Словарь: запон (фартук), оберег, кайма, рукодельница, льняная, хлопчатобумажная, шерстяная, старание, мастерство;

       2.Художественное творчество: лепка.
Тема: Лепка дымковского коня.
Цель: продолжать приобщать детей к исконно русскому промыслу—изготовлению игрушек;
Задачи:
•    Уточнить представление о специфике дымковской игрушки; учить выделять элементы росписи, ее колорит, мотивы и композицию узора на изделиях; развивать эстетический вкус, воспитывать интерес к быту и обычаям России;
•    Учить видеть выразительность формы игрушки, учить лепить лошадку скульптурным способом из цилиндра приемом надрезания с двух сторон и оттягивания пластилина от общего куска;
•    Учить декоративно оформлять вылепленных лошадок дымковской игрушки: кругами, пятнами, точками, прямыми и волнистыми линиями.
 

Вечер:
Дидактическая игра "Сказочная мозаика".
Инсценировка сказки "Гуси лебеди".
Среда.
Образовательная деятельность в режимные  моменты.
Утро:
 Познание:  Окружающий мир.
Тема:  Мультимедийная презентация "Культура и быт русского народа".
Цель: Расширить знания о народной культуре, обычаях, обрядах, праздниках, изделиях мастеров. Познакомить детей с традициями, обрядами праздников.
Задачи:
•    Познакомить детей с жилищем русского человека – избой, как её строили;
•    Познакомить детей с элементами быта предков;
•    Вызвать интерес к русским традициям;
•    Воспитывать доброту и любовь друг к другу;

Вечер
Русские народные игры "Курилка", "Гори - гори ясно".
Чтение русских народных сказок "Снегурочка".
Четверг.
Образовательная деятельность в режимные  моменты.
Утро:
Художественное творчество: аппликация.
Тема: Русская матрешка.
Цель: Познакомить детей с историей создании русской матрешки и традиционными народными промыслами России.
Задачи:
•    Формировать у детей к русскому прикладному искусству – деревянной игрушке;
•    Дать возможность детям ощутить радость, любовь, доброту, которые приносят людям эти игрушки;
•    Воспитывать желание самим создавать  и творить по мотивам русского народного творчества;
•    Прививать любовь к русской культуре;

 Вечер:
Разучивание русского хороводного  танца «Карусель».
Народные игры "Олени и пастух", "Море волнуется".
Пятница.
Образовательная деятельность в режимные  моменты.
Утро:
         1.Беседа.  
 Тема: "Как на Масленой неделе, из трубы блины летели! ".
Цель: Знакомство с процессом выращивания, переработки и получения продуктов питания для приготовления блинов.
Просмотр проекта: Совместная работа мамы с ребенком «Мы печем блины».
Цель: Привлечение семей воспитанников к совместной образовательной деятельности по проекту.
          2.Музыка.
Тема: Разучивание частушек.
Цель: Учить выразительно исполнять музыкальные произведения (частушки, песни), с желанием и пониманием читать пословицы, потешки, частушки.
Вечер:
Выставка всех работ, проделанных с детьми за две недели.
Анализ и обобщение полученных результатов.
Создание мини музея.
 

Ожидаемые результаты:
•    Повышение уровня сформированности нравственно- патриотических чувств воспитанников, знаниях о народах проживающих на  территории России, культуры поведения дошкольников;
•    Раскрытие индивидуальности ребенка;
•    Воспитывать у детей уважение к культуре другого народа, познавательный интерес к родному краю.
Совместное творчество детей с родителями.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 30 (151) выйдет
9 августа 2020

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 29 (150) за 2020 год
Скачать Номер 28 (149) за 2020 год
Скачать Номер 27 (148) за 2020 год
Скачать Номер 26 (147) за 2020 год
Скачать Номер 25 (146) за 2020 год
Скачать Номер 24 (145) за 2020 год
Скачать Номер 23 (144) за 2020 год
Скачать Номер 22 (143) за 2020 год
Скачать Номер 21 (142) за 2020 год
Скачать Номер 20 (141) за 2020 год
Скачать Номер 12 (36) за 2012 год
Скачать Номер 1 (37) за 2013 год