Конспект интегрированного занятия-квеста «Тайны осени» в подготовительной к школе группы для детей с ТНР. |
Занятия по теме "Осень" | |
Автор: Волкова Валентина ЕгоровнаИльина Людмила Николаевна | |
20.10.2025 08:08 | |
Цель: Систематизировать и закрепить знания детей о поздней осени, признаках и изменениях в природе. Задачи:
Оборудование: презентация «Осень», дыхательные тренажеры «Листики», дидактическое пособие «Чудесный мешочек», желуди, грибочки, каштаны, шишки, напольная декорация деревьев (елочка и береза), корзины и 4 картинки (шишка, каштан, желудь, орех), картинки с изображением — уточки и аиста, предметные картинки на звуки «а», «у», 2 мольберта, магнитики, листья, сундучок, конверт с письмом, ключи к сундуку, угощения для детей. Персонажи: Осень, Белка, Заяц. Ход занятия: Слайд 1 «Осень» Дети входят в зал. В центре зала оформлена полянка. Дети садятся на стульчики. Под музыку П. И. Чайковского «Времена года». Ведущий: Ноябрь – нам не погулять, То жжет мороз, то ветер плачет. Медведь в берлогу ляжет спать, А зайчик шубку поменяет. Вот как много изменений и превращений происходит в природе поздней осенью. И сегодня к вам в гости пришла поздняя Осень. Появляется Осень. Под музыку. Осень: Здравствуйте, мои друзья! Гости дорогие! Прилетела с ветром я, последние листочки с деревьев срываю, дождиком дорожки поливаю, холодным ветром их замораживаю. По дороге к вам я встретила почтальона Печкина и он передал письмо для вас. Давайте вместе прочтем? Вот оно. (достает письмо. Читает) -Здравствуйте детишки, девчонки и мальчишки. Помогите разыскать сундучок, который нам подарила Осень. Он потерялся. Приглашаем вас в лес, для поиска сундучка. Подпись: Белка и Заяц. Осень: Как же так, потеряли мой сундучок с осенними подарками. Давайте поможем лесным жителям и отправимся на поиски сундучка. Слайд 2 «Лес» Осень: Наш путь лежит через волшебный лес. Послушайте внимательно, а потом расскажите, какие звуки вы услышали в волшебном лесу. Слайды 2,3, 4, 5 «Осень» (Дети слушают фонограмму «Осенний лес» с голосами птиц, звуками ветра и дождя. Определяют, какие звуки они слышали). Осень. – Как вы думаете, какое время года наступило в лесу? (Ответы детей) Ребята, кто-то нас встречает на опушке леса. Угадайте кто это. Хвост пушистою дугой — Вам знаком зверёк такой? Острозубый, темноглазый, По деревьям любит лазать. Строит он свой дом в дупле, Чтоб зимою жить в тепле. (Белка) Слайд 6 «Белка» Белка: — Здравствуйте, ребята. Я очень рада видеть вас на нашей лесной полянке. Я знаю, что вы решили помочь нам лесным жителям отыскать волшебный сундучок и ключи к нему. Но сначала помогите мне сделать запасы на зиму. Скажите, а как мы белки готовимся к зиме, какие запасы делаем на зиму? (Орехи, шишки, грибы) -Правильно, молодцы!!! Отыскать все грибы и орехи поможет нам веселый ветерок. Он поднимет и закружит все листики. Упражнение «Ветерок» на развитие длительного плавного выдоха. -Ветер, ветер, ветерок, ты подуй на наш листок. Посмотрите, ребята, ветерок закружил листочки и теперь найти грибы и шишки гораздо легче. Найдите на нашей полянке все грибы, все шишки. Дидактическая игра «Запасы для белочки». (Закрепление навыка употребления предлогов и пространственной ориентировки. Приглашаем детей по одному. Ребенок находит гриб, шишку, орех, желудь. И отвечает на вопрос: где нашел? Где растет шишка? (На ели, под березой, за.., между, справа, слева, около…) Белка: — Спасибо, ребята. За то, что помогли мне собрать запасы на зиму. Вот вам за это первый ключик к волшебному сундучку. (Дети получают ключ от белочки). Белка: — Знаете, ребята, есть у меня в лесу друг. Он тоже спешит к нам на встречу. Угадайте, пожалуйста, кто это: Не барашек и не кот, Носит шубу круглый год. Шуба серая — для лета, Для зимы — другого цвета. (Заяц) Слайд 7 «Заяц» Заяц: — Ребята, вы такие молодцы. Помогли Белке найти запасы на зиму. А теперь помогите ей разложить запасы по корзиночкам. Чтоб они не испортились и хранились всю зиму. Все запасы сейчас в одном мешочке. Вам нужно на ощупь определить, что в мешочке и положить в нужную корзину. Дидактическая игра «Чудесный мешочек». Приглашаем детей, рассматриваем, ощупываем, описываем предметы и даем задание: один каштаны, другой — желуди, третий – шишки. Каждый ребенок ищет только определенный предмет и кладет в корзиночку с картинкой. Заяц: — Спасибо. Молодцы. Помогли разобрать запасы для белочки по корзинкам. Вот вам за это второй ключик к волшебному сундучку. Дети получают второй ключ к сундуку. Слайд 8 «Птицы» Заяц: — Ребята, приближается зима. Наступают холода. Скоро выпадет снег, насекомые спрятались на зиму. И птичкам становится холодно и голодно. И поэтому некоторые птички улетают в теплые края. Как называются такие птицы? Правильно они называются – перелетные. А какие птицы остаются с нами зимовать? Те птички, которые питаются ягодами рябины, орешками, семечками. И они называются — зимующие. Дидактическая игра «Улетают, не улетают». (Заяц называет птицу: если она перелетная, то дети машут руками, если зимующая, то приседают на корточки) Белка: — Ребята, вы знаете, что две перелетные птички торопились на встречу к нам. Это аист и дикая утка. Им тоже нужна ваша помощь. Давайте поможем аисту и утке разобрать картинки. Если название картинки начинается на звук «У», то мы подарим эту картинку уточке. Если на звук «А», то подарим ее аисту. Дидактическая игра «Помоги Аисту и Утке» ан дифференциацию гласных звуков «А» и «У». Дети раскладывают картинки. Белка с ребятами проверяют правильность выполнение. Белочка дарит третий ключ. Слайд 9 «Разминка-физминутка» Разминка-физминутка на развитие общей моторики и координации речи с движением. - А теперь, ребята, приглашаем вас на нашу полянку, давайте отдохнем и сделаем веселую зарядку. Разминка с использованием подвижных игр Е. Железновой. Слайд 10 «Грибочки-листочки» Осень. — Ребята, по дороге к вам я встретила двух ежиков. Они попросили помочь им собрать грибочки и листочки. Дидактическая игра «Грибочки-листочки» на развитие мелкой моторики и внимания. К фетровым ежикам нужно пристегнуть на пуговицы одному – листочки, а другому грибочки. За выполненные задания Осень дарит четвертый ключ. Слайд 11 «Загадки об осени». Белка, Заяц: — А теперь, ребята, чтобы получить следующий ключ от сундучка, попробуйте отгадать загадки: Кто стоит на крепкой ножке В бурых листьях у дорожки? Встала шапка из травы, Нет под шапкой головы. (Гриб) Он с весны висел на ветке, Был зелёный – пожелтел, Только дунул слабый ветер, Он уже и полетел. (Лист) Если дождик будет капать, На дороге — лужи, слякоть, Грязь — не вытянешь ноги, Что наденешь? (Сапоги) В сером небе низко Тучи ходят близко, Закрывают горизонт. Будет дождь. Мы взяли... (зонт) Солнца нет, на небе тучи, Ветер вредный и колючий, Дует так, спасенья нет! Что такое? Дай ответ! (Поздняя осень) Заяц и белка дарят детям пятый ключ. «Сундук» Осень: — Ребята, мои лесные друзья ежики подарили мне волшебную карту. Кажется, я знаю, что это за карта. По ней мы сможем отыскать в лесу наш сундучок. Дидактическая игра на пространственную ориентировку «Найди сундук». Ориентируясь на карту и выполняя инструкции Осени дети находят сундук. Дидактическая игра «Подбери ключи». Осень: — Ой, посмотрите, за дубом стоит наш сундучок. Давайте открывать сундучок. Для этого к каждому замочку нужно подобрать нужный ключик. Дети подбирают ключи к замкам по форме. Осень: — А теперь нужно произнести волшебные слова: Ты кружись, кружись листва, Нынче Осени пора! Хлопнем громко мы 3 раза, Наш притопнет каблучок, Мы закроем оба глаза, Открывайся, сундучок!!! Слайд 13 «Осень» Осень: — Итак, открою вам огромную осеннюю тайну (сделать загадочный вид, пауза). Сегодня я познакомилась с самыми умными и талантливыми детьми, которые разгадали все мои секреты. Белка, заяц: — Ребята, спасибо вам за то, что помогли отыскать наш волшебный сундучок. Мы хотим угостить вас дарами из леса, орешками. Звери угощает гостей. Заяц и Белка: — Вот и наступила пора расставаться. До свидания. Звучит музыка П. И. Чайковского «Времена года» Осень и звери прощаются с детьми и уходят
|