Дошкольник - сайт воспитателя              
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Фейсбук

Подписаться на facebook.com
Конспект проведения комплексной работы по ознакомлению детей с природой в старшой группе «Осень»
Занятия по теме "Осень"
Автор: Мошкова Елена Сергеевна Коняева Юлия Викторовна Маслихина Мария Николаевна   
01.02.2019 23:19

Конспект проведения комплексной работы по ознакомлению детей с природой в старшой группе «Осень»Конспект проведения комплексной работы по ознакомлению детей с природой в старшой группе «Осень»

Авторы:

  • Мошкова Елена Сергеевна
  • Коняева Юлия Викторовна
  • Маслихина Мария Николаевна

воспитатели ГБОУ Школа №402 им. Алии Молдагуловой Москва

Режимный процесс: Утренний прием. Дидактическая игра «С какого дерева лист»

Образовательные задачи:

I) закрепить знания детей о деревьях (клен, липа, дуб, береза, рябина, ель, сосна)

 

II) учить определять и правильно называть с какого дерева листья и семена (плоды); кленовый – крылатки; липовый — орешки; березовый — сережки; рябиновки — ягоды; сосновые — шишки; дубовые – желуди.

Воспитательные задачи:

I) воспитывать бережное отношение к деревьям

Оборудование: большие карточки с изображением деревьев (Дуб, ель, клен, сосна, береза, рябина, липа). Маленькие карточки с изображением листьев и семян.

Содержание:

Ход игры: игра проводится с подгруппой детей и в разных вариантах

  1. вар. Дети должны подобрать правильно к каждому дереву лис?
  2. вар. Подобрать к листу дерево
  3. вар. Исправь ошибку, дети должны правильно разложить листья к деревьям.

Режимный процесс: разгадывание кроссворда

Задачи:

  • повторять названия растений
  • закрепить умение детей отгадывать загадки

Воспитательные задачи:

  • развивать интеллект детей
  • воспитывать интерес к кроссвордам, ребусам, загадкам:

Содержание: Схема кроссворда:

Режимный процесс: Занятие. Беседа на тему "Растения осенью"

Образовательные задачи:

  • уточнить представления детей об осенних изменениях в природе (постепенно сокращается день, становится холоднее; часто идут холодные, моросящие дожди; дуют холодные ветры; небо серое и хмурое; желтеет трава; отцветают растения; листья на деревьях и кустарниках изменяют окраску и опадают, остаются плоды и почки)
  • расширять знания о механизме листопада и взаимозависимости между явлениями живой и неживой природы
  • расширить знания о механизме отмирания листьев
  • закрепить знания детей о том, что существуют хвойные и лиственные деревья. Повторить и закрепить их названия (ель, сосна, лиственница — почему их так называют и относят к хвойным, а не лиственным деревьям)
  • закрепить знания детей, чем отличаются кустарники и деревья. Закрепить их названия (ель, сосна, береза, рябина, клен, дуб, липа, сирень, жасмин, облепиха, калина, шиповник)
  • дать знания детям, что хвойные деревья тоже сбрасывают и меняют хвою (ель 1:5/л; сосна 1:2/3 г)
  • активизировать словарь: крона, листопад, черенок, хвоинки, хвоя, облепиха, жасмин, шиповник, сирень, калина.

Воспитательные задачи:

  • воспитывать бережное отношение к природа (растительный мир)
  • воспитывать интерес к изменениям, явлениям, происходящим в природе Оборудование:
  • схема-модель отмирания листа
  • листья, как раздаточный материал (30-32л)
  • ветка ели

Ход занятия:

Беседа "Растения осенью" Загадываю загадку:

Если на деревьях листья пожелтели,

Если в край далекий птицы улетали.

Если в огороде овощи убрали,

А у нас на клумба все цветы завяли,

Если небо хмурое, если дождик льется,

Это время года, дети, как зовется?

- По каким признакам ясно, что сейчас осень?

- Какая сегодня погода. Есть ли солнце, какое небо?

- Вспомните долго ли светит солнце в течение дня?

- Где сейчас больше листьев: на деревьях или на земле?

- Зачем деревья сбрасывают листья?

Читаю рассказ Г.Р. Граубина "Зачем деревья сбрасывают листья"

Наши лиственные деревья живут очень долго (десятки, сотни лет), а вот листья у них "работают" всего один сезон.

И за это время все равно быстро изнашиваются. У зеленого листа вся поверхность покрыта прозрачной кожицей, усеяна мелкими отверстиями — устьицами. Под влиянием температуры и влажности воздуха устьица то открываются, то закрываются, как "форточки".

Вода, которую всасывает из почвы корень дерева, поднимается по стволу и ветками к листьям. Когда устьица открыты — из листьев испарится влага, и новые порции воды вновь подтягиваются через ствол в крону.

И поэтому сорванный с дерева лист быстро засыхает, потому что в него уже не поступает влага. А на дереве листья сочные и свежие — клетки живого листа всегда наполнены водой.

Деревьям нужно очень много воды, а зимой столько влаги из почвы не получить!

- Что такое листопад? Что это за явление?

Итак, первая причина листопада — деревья засушиваются от "зимней засухи"

Кроме того, листопад нужен деревьям и в лечебных целях. Потому что вместе в водой дерево втягивает из почвы различные минеральные вещества. Излишки этих веществ накапливаются в листьях. А если бы дерево не сбрасывало листья, то оно могло бы отравить себе. Вторая причина: дерево сбрасывает листья в лечебных целях.

Есть еще и третья причина листопада: защитить тонкие хрупкие ветки, дерева от тяжести выпавшего снега.

- Вспомните, какие деревья вы наблюдали во время экскурсии в прошлый четверг?

- У какого дерева самые тонкие ветки?

Представьте себе такую картину: снег выпал, а деревья еще не сбросили листья, и березки, у которых такие тонкие, хрупкие ветки под тяжестью снега согнулись в дугу. Их там придавило снегом, что вершины опустились до земли. А так может случиться с любым деревом.

Прошла зима, а деревья так и остались стоять согнутыми в дугу. Значит, деревья эти стали больными. Движение воды, минеральных веществ и соков, необходимых для жизни дерева, нарушено, и дерево просто засохнет, а значит умрет.

- Так зачем деревья сбрасывают листья?

- Почему начинают падать листья?

- Почему они легко отрываются от ветки?

Рассматриваем механизм отмирания листа, используя схему-модель. Использую листья, как раздаточный материал. Рассматриваем лист. Черенок — место прикрепления листа к дереву.

- На что похожи черенки в месте прикрепления к дереву? (на шляпку гвоздя)

Механизм отмирания листа (показываю и рассказываю)

  1. Ствол, по которому поступают влага из почвы и веткам и листьям
  2. Место прикрепления листа к дереву. Это место называется черешком. (Показываю на схему, а детям предлагаю найти на листе)
  3. В этом месте (между стволом дерева и листом) образуется пробковый слой, который преграждает поступление воды в листья. Лист постепенно отмирает, и достаточно легкого дуновения ветерка для того, чтобы лист оторвался и упал.

- Какие две группы деревьев вы знаете? Деревья бывают хвойные и лиственные.

- Назовите лиственные (хвойные) деревья Показываю ветку ели.

- Как называются листья хвойных деревьев? (хвоинки) Хвоинка – палочки короткие у ели, плотно сидят на ветках. Хвоинки — это тоже листочки, только необычной формы, как палочки.

То, что хвойные деревья никогда не меняют листья — это неправда. Хвойные деревья тоже меняют хвою (ель 1р. в 5 лет, а сосна 1р. в 2-3 года).

Сосны и ели круглый год стоят в зеленом наряде. Они остаются зелеными всю жизнь. Но отдельные хвоинки живут меньше, чем дерево.

Сосна и ель встречают весну тай же, как и лиственные деревья — у них распускаются почки и появляются новые побеги.

Первое время молодые побеги имеют светлую окраску, а потом со временем темнеют.

На следующий год все повторяется. Значит, хвойные деревья тоже меняют свою листву, только хвоинки опадают постепенно, не осе сразу, поэтому не так заметно, как лиственные. Почему у ели зимой под тяжестью снега не обламываются ветки- (ветки расположены под углом и с них как с горы, сползает скатывается лишний снег)

-Ребята, кто знает лиственницу — это хвойное или лиственное дерево?

- А почему это дерево называют лиственница?

- Чем лиственница отличается от ели и сосен? (она сбрасывает на зиму листву и за это сходство с лиственными деревьями получила свое имя). У хвойных растений семена созревают зимой. Где хранят свои семена хвойные деревья?

  • Кроме деревьев, какие еще растения готовятся к зиме? — кустарники

- Чем кустарники — от деревьев отличаются? (строением, несколько стволов, тоньше ветки)

  • Назовите несколько кустарников (сирень, калина, малина, шиповник, облепиха)

- А как изменяются травянистые растения? (желтеют, сохнут, вянут) Осенью созревают плоды и семена: на деревьях, кустарниках, травах, в огороде и в саду.

- Почему осень в народе называют "осень — собериха"?

А теперь я вам загадаю загадки:

  1. Зимой и летом одним цветом (ель, сосна)
  2. Ты ее узнаешь по простой примете, нет дерева белее на свете (береза)
  3. Только жарко станет,

Шубу на плечи натянет.

А нагрянет холод злой –

Снимет с плеч ее долой.

(дерево)

4. Весной зеленела,

Летом загорела,

Осенью надела красные кораллы.

(рябина)

5. В золотой клубочек

Спрятался Дубочек

(желудь)

6. Весной одевается, осенью раздевается (лиственный лес)

Режимный процесс: Прогулка Дидактическая игра «Дерево или куст?»

Образовательные задачи:

Цель: — закрепить названия деревьев и кустарников (Деревья: береза, клон, липа, сосна, ель, дуб, рябина. Кустарники: жасмин, облепиха, сирень, калина, шиповник);

- формировать понятие: «дерево», «куст»

Подвижная игра «Белый тополь, зеленый тополь»

Образовательные задачи:

Цель: — закрепить умения детей играть командами и внимательно следить за игрой

- закрепить умения детей бегать, разбегаться сильнее, чтобы разорвать цепь

Рисование палкой на земле овощей и фруктов

Образовательные задачи: Цель: — закрепить и повторить с детьми название овощей и фруктов;

- закрепить у детей умение изображать овощи и фрукты:

- закрепить умение различать, что относится к овощам, что к фруктам

Оборудование: мяч

Ход занятия: Ход игры

I вариант

Поочередно кидаю каждому мяч и говорю название дерева или куста, а ребята должны по названию определить дерево это или куста. И кинуть мне обратно мяч со словом: «куст» или «дерево».

П вариант

Наоборот, я говорю слова: «куст» или «дерево», а дети мне называют, т.е. говорят название.

Ход игры: играющие делятся на 2 команды. Встают друг напротив друга.

I команда:

Белый тополь, зеленый тополь,

От нас кто вам лучше?

П команда: отвечает: кто им лучше (называют игрока) Названный игрок бежит и пытается разорвать цепь. Если разорвал, то берет любого игрока в свою команду. Если не разорвал, остается в команде противника, игра заканчивается подсчетом игроков в команде.

Рисую вазу или блюдо, а дети заполняют блюдо овощами, изображая их палочкой, а вазу фруктами. Уточняю, какой формы овощи и фрукты, где их выращивают, в каком виде употребляют з пищу, как называют людей, которые их выращивают.

 

Журнал

Дошкольник.РФ

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Предлагаем педагогам, психологам, воспитателям, методистам, учителям и др. размещение творческого материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер выходит 3 марта 2019

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 2 (111) за 2019 год
Скачать Номер 1 (110) за 2019 год
Скачать Номер 12 (109) за 2018 год
Скачать Номер 11 (108) за 2018 год
Скачать Номер 10 (107) за 2018 год
Скачать Номер 9 (106) за 2018 год
Скачать Номер 8 (105) за 2018 год
Скачать Номер 7 (104) за 2018 год
Скачать Номер 6 (103) за 2018 год
Скачать Номер 5 (102) за 2018 год
Скачать Номер 4 (101) за 2018 год
Скачать Номер 3 (100) за 2018 год
Скачать Номер 2 (99) за 2018 год
Скачать Номер 1 (98) за 2018 год