Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Организация познавательно-исследовательской деятельности дошкольников
Познание
Автор: Виктория Кобылкина   
26.02.2014 12:33

Организация познавательно-исследовательской деятельности дошкольниковСогласно общепризнанной точке зрения, ведущей деятельностью в дошкольном возрасте выступает игровая деятельность дошкольников. Но на протяжении многих лет наука ищет истинно детскую деятельность, которая интенсивно бы развивалась в дошкольном детстве без помощи взрослых и даже вопреки их действиям. Такой деятельностью оказалось детское экспериментирование. По мнению Н.Н. Поддъякова, именно эта деятельность идёт от самого ребёнка с первых месяцев его жизни.
Содержание познавательно-исследовательской деятельности, накопленное в дошкольной педагогике, рассыпано по многочисленным программам, методическим разработкам, и педагогу надо суметь подобрать из имеющегося множества то, что учитывает, с одной стороны, задачи развития, а с другой стороны актуальные интересы детей. (Как вы считаете вы, всегда учитываете интересы детей или нет? «Да» – молодцы, приведите хоть один пример спонтанного экспериментирования. «Нет» –) Зачастую опыт взрослого сужает границы накопления детьми личного опыта взаимодействия с предметами, явлениями окружающего пространства, а ребёнку дошкольного возраста свойственны любознательность, жажда новых впечатлений, желание самостоятельно искать истину. Организуемые в практике и описываемые в методической литературе задания и непосредственно-организуемую образовательную деятельность, связанные с проблемными ситуациями, исследованиями детьми предметов и материалов, проведением некоторых опытов, всегда предусматривают жесткое руководство этим процессам взрослого. Воспитатель сам ставит задачу, сообщает, что дети будут исследовать, объясняет последовательность действий, ведет размышления детей и помогает им сформулировать выводы. Так взрослый демонстрирует детям скрытый от непосредственного наблюдения процесс размышлений, учит их рассуждать логично и последовательно, знакомит с безопасными способами действий с исследуемыми предметами и материалами. При этом самостоятельность детей имеет ряд существенных ограничений. Как же быть? Как создать условия для подлинно самостоятельных познавательно-исследовательских действий детей, ведь нет ничего более ценного для формирования знаний, чем собственный опыт?
Я считаю, что в познавательно-исследовательской деятельности дошкольник получает возможность напрямую удовлетворить присущую ему любознательность, упорядочить свои представления о мире. Поэтому стремлюсь учить не всему, а главному, не сумме фактов, а целостному их пониманию, не столько дать максимум информации, сколько научить ориентироваться в её потоке, вести целенаправленную работу по усилению развивающей функции обучения, организовывать учебный процесс по модели личностно-ориентированного взаимодействия, согласно которой ребёнок является не объектом обучения, а субъектом образования.
Я занималась исследованием проблемы организации условий для самостоятельной познавательно-исследовательской деятельности детей. Были поставлены цели: определить ситуации, стимулирующие самостоятельную детскую деятельность познавательного характера, создать необходимые условия для самостоятельного детского экспериментирования, провести наблюдения за детьми в процессе самостоятельной познавательной деятельности, проанализировать их исследовательское поведение.
В соответствии с базовой программой «Радуга», по которой мы работаем, тема познавательно-исследовательской деятельности мало затронута и мало внимания уделяется труду в природе. Она появляется в процессе ознакомления с предметами, окружающими нас, объектами и явлениями природы, но больше всего присутствует в продуктивной детской деятельности – конструирование из строительных материалов, рисование, лепка, аппликация, художественный труд, где естественным образом возникает необходимость познать свойства тех или иных материалов для получения интересной и выразительной поделки. Я вам перечислю возможное содержание, в котором можно развивать навыки исследовательского поведения детей:
в младшей группе – выявление свойств воды, песка, бумаги, разного вида;
в средней – экспериментирование со смешением красок для получения новых цветов, исследование семян растений, коры деревьев, овощей и фруктов, познание свойств снега, камней, пластилина, теста;
в старшей добавляется исследование свойств бумаги, дерева, кожи, резины, ткани, а также света и воздуха;
дети подготовительной к школе группы исследуют землю, воздух, лед, ткань, камни, болотный мох, познают свойства магнита.
Познавательно-исследовательская деятельность пронизывает все сферы детской жизни, в том числе и игровую деятельность. Игра в исследовании часто перерастает в реальное творчество. И потом, вовсе неважно, открыл ли ребёнок что-то принципиально новое или сделал то, что всем известно давно. У учёного, решающего проблемы на переднем крае науки, и у малыша, открывающего для себя еще мало известный ему мир, задействованы одни и те же механизмы творческого мышления.
Мне бы хотелось, что  бы данная деятельность не задавалась нами заранее в виде той или иной схемы, а строилась самими детьми по мере получения ими новых сведений об объекте. Опыт работы показывает, что познавательно-исследовательская деятельность в дошкольном учреждении позволяет не только поддерживать имеющийся интерес, но и возбуждать, по какой-то причине погасший, что является залогом успешного обучения в дальнейшем.
Одним из важнейших направлений воспитательно-образовательной деятельности, осуществляемой в группах, является работа с родителями. Углубленная работа по организации познавательно-исследовательской деятельности детей даёт определенные положительные результаты.
Но все это – организованная деятельность. А как создать условия, удовлетворяющие спонтанные познавательные интересы детей, дающие им возможность идти своим путем, ошибаться, пробовать разные варианты и делать собственное маленькое «открытие»?
На протяжении всего учебного года я наблюдала за самостоятельными действиями детей.
В младшей группе детей привлекают вертушки, листья, камни, но особенно – действия с шарами и кубиками. Можно скатывать шары разного размера и веса с разных поверхностей (какой дальше укатиться), используя соревновательный момент. После шариков скатывать и ракушки, и домино, и другие предметы, попадающие под руки. С удовольствием строят башню из кубиков, с упорством ожидая, на какой высоте она развалиться. Появляется интерес магнитной доске с игрушками-магнитми. Многих детей увлекают весы: они пытаться уравновесить разные предметы окружающего пространства.
Самостоятельные действия детей привлекает не столько результат, сколько интерес, возможность действовать самостоятельно. Сначала дети повторяют те действия и с теми же предметами, что производили вместе с педагогом в организованной деятельности. Потом их действия разнообразятся: они могут переворачивать и рассматривать что-нибудь с разных сторон, попытаться сложить или засунуть куда-нибудь, пристроить к другому предмету и пр. Организованными их действия, конечно, не являются, но исследовательскими при этом остаются.
В старшей группе детей привлекают действия с камешками. Очень понравится детям рассматривать узоры и трещинки на камешках через лупу. (У вас есть в свободном доступе лупы? Тогда она должна быть в зоне видимости, т.к. если ребенок что-то не видит, то он об этом и не знает). Т.к. лупы в группе в свободном пользовании, теперь дети рассматривают в них все, даже свои рисунки, одежду, пальчики и пр. С помощью лупы находили тонкие отличия семян кабачка, патисона и тыквы.
Дети уже не столько повторяют действия, производимые на непосредственно организованной образовательной деятельности, сколько придумывают и пробуют свои задумки. При этом взрослый им не нужен: если педагог подходит к детям и пытается что-то спрашивать, подсказывать – самостоятельная деятельность разрушалась, дети расходятся, видимо опасаясь «диктата» взрослых. Я думаю, что мы, педагоги, часто проявляем лишнюю опеку, все пытаемся руководить, когда у детей уже есть потребность действовать самим.
В подготовительной к школе группе детей привлекает избирательный интерес к разным материалам: одних интересуют экспериментирование с предметным материалом (камешками, песком и пр.), других привлекают так называемое художественное экспериментирование с красками, использованием необычных материалов в художественном труде и изобразительной деятельности. Также с большим интересом дети окрашивают воду красками, получая новые цвета и оттенки, замораживали и размораживали ее. Даже носят льдинки в карманах и наблюдали, у кого быстрее растает.
Первые действия детей с предметами часто  примитивны и хаотичны: взял – повертел – бросил, другой ребенок подхватил, что-то повторил. Потом, глядя друг на друга, их действия становятся более целенаправленными. Дети не столько повторяли производимые ранее действия, сколько пробовали свои. Например, магнит дети пытались прицепить к разным поверхностям – стеклянным, металлическим, пластмассовым.
Для развития познаватель­ного интереса детей, формиро­вания таких качеств, как любознательность, пытливость ума, недостаточно ограничиться включением организованной познавательно-исследователь­ской деятельности в образо­вательный процесс. Необходимо создать условия для пе­реноса детьми полученных исследовательских навыков в новые измененные условия.
Что больше у ребенка будет возможности действовать самостоятельно, тем быстрее по­лученные представления и умения перейдут в знания и навыки, а со временем трансформируются и в качества личности.
А чтобы обеспечить детям возможность для самостоя­тельных исследовательских действий, не обязательно иметь в группах постоянное специально оборудованное набором определенных пред­метов место – так называе­мую «детскую лаборато­рию». Достаточно периоди­чески после организованных обучающих воздействий в непосредственно организованной образовательной деятельности выкладывать на 2- 3 дня в свободный доступ ис­пользуемые на непосредственно организованных деятельностях ма­териалы и оборудование, до­полнительно внося в них разнообразие. Тогда и пред­метно-развивающая среда групп станет по-настоящему сменяемой и мобильной, соответствующей разным интересам детей.
В момент самостоятельных действий детей вместо прямо­го обучающего воздействия воспитателю лучше использо­вать метод наблюдения за детьми: кого заинтересовала данная деятельность, какие действия производил ребенок, смог ли он сделать самостоя­тельное «открытие» для себя, нужна ли ему поддержка взрослого. И в этих наблюдений педагог получит «портрет» реальных возможностей каждого ребенка, а также может создавать более сложные исследовательские ситуации для детей с высоким познавательным интересом, прибли­жаясь к тому, что называется «выстраиванием индивидуального образовательного маршрута» для каждого ре­бенка.
Надо помнить, что успех не приходит мгновенно. Воз­можно, вначале проявятся не­сколько детей с интересом к познавательно-исследователь­ской деятельности. Но со вре­менем и с возрастом их коли­чество будет увеличиваться. Обеспечат это само детское сообщество (помните, что дети быстрее учатся друг у друга, чем у взрослых) и тактичная поддержка, искренний инте­рес и одобрение взрослого, его радость детским успехам. «А как быть с теми детьми, кто так и не проявит интереса к исследовательским действи­ям?» – спросите вы. Такие тоже будут. Но мы вспомним, что у каждого человека раз­ные генетические предраспо­ложенности, и у каждого есть право быть таким, какой он есть. А создать необходимые условия, чтобы ребенок мог воспользоваться своим «пра­вом» – наша профессиональ­ная обязанность.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 15 (331) выйдет
22 апреля 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 14 (330) за 2024 год
Скачать Номер 13 (329) за 2024 год
Скачать Номер 12 (328) за 2024 год
Скачать Номер 11 (327) за 2024 год
Скачать Номер 10 (326) за 2024 год
Скачать Номер 9 (325) за 2024 год
Скачать Номер 8 (324) за 2024 год
Скачать Номер 7 (323) за 2024 год
Скачать Номер 6 (322) за 2024 год
Скачать Номер 5 (321) за 2024 год
Скачать Номер 4 (320) за 2024 год
Скачать Номер 3 (319) за 2024 год