Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Использование технологии экспериментирования при формировании целостной картины мира у детей дошкольного возраста
Познание
Автор: Волкова Ольга Александровна   
23.02.2014 16:36

Использование технологии экспериментирования при формировании целостной картины мира у детей дошкольного возрастаИспользование технологии экспериментирования при формировании целостной картины мира у детей дошкольного возраста
«Все взрослые сначала были детьми,
только мало кто их них об этом помнит»
Антуан де Сент-Экзюпери
Значимость и уникальность детства признаются многими деятели науки, культуры, образования. Об этом говорили и писали выдающиеся отечественные психологи А.Н.Монтьев, А.В.Запорожец, польский педагог-гуманист Я.Корчак, французский писатель А.де Сент-Экзюпери и др. В начале ХХ в. прогрессивные педагоги выражали надежду на то, что предстоящее столетие станет веком ребенка, в котором основные потребности детей займут достойное место среди основных идей цивилизации и смогут воплотиться в жизнь.
Модернизация системы образования во многом обусловливает необходимость и возрастающую потребность в обеспечении доступности, расширении вариативности и повышения качества дошкольного образования. Несмотря на то, что государственный заказ на воспитание и образование дошкольников давно определен в основополагающих законодательных актах РФ (а именно, Конституции РФ-ст.38,43; Законе РФ «Об образовании»), современное российское общество только подошло к пониманию и осознанию того, что дошкольное образование полноправно выступает первой ступенью образования в целом. Проблема организации дошкольного образования в настоящее время приобретает особую актуальность. Это обусловлено сложившейся демографической обстановкой, социальными условиями, а также уровнем развития научного знания и ростом практического опыта. Результатом служат изменения, происходящие в области нормативно-правовой, образовательной, экономической политики страны. Дошкольное образование вступает в новую стадию своего развития.
Для современного этапа развития системы образования характерны поиск и разработка новых технологий обучения и воспитания детей. При этом в качестве приоритетного используется деятельностный подход к личности ребенка. Одним из видов детской деятельности, используемого в процессе воспитания и всестороннего развития детей на своих занятиях, является экспериментирование.
М.Монтесорри отмечала: «Если понаблюдать за трехлетним ребенком, можно увидеть, что играет он всегда с каким-нибудь предметом. Это означает, что с помощью рук он обрабатывает, вводит в свое сознание то, что его неосознанный разум уже успел впитать в себя прежде. В процессе этого труда он делает себя сознательным, он творит из себя Человека. Таинственная, могучая сила ведет ребенка, и постепенно он сам овладевает ею. С помощью собственных рук и собственного опыта он становится разумным человеком». Следовательно, такое «исследовательское» поведение заложено в природе ребенка, но оно было «отодвинуто» особенностями системы образования.
Дети по своей природе исследователи, с радостью и восторгом открывающие для себя окружающий мир. Им интересно все: поддерживать стремление ребенка к экспериментированию, создавать условия для исследовательской деятельности- вот те задачи, которые я ставлю перед собой в образовании дошкольников.
Я почувствовала необходимость обучать детей нетрадиционными методами, которые поддерживали бы познавательный интерес и привели бы их к открытиям. Возможности такого подхода заложены в развивающей системе обучения Д.Б.Эльконина, В.В.Давыдова.
В целевых ориентирах ФГОС на этапе завершения дошкольного образования сказано, что ребёнок проявляет любознательность, задаёт вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать; ребёнок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности. И я уверенна, что экспериментальная деятельность относится к той технологии, которая будет результатом получения целевых ориентиров на этапе завершения дошкольного образования.
Экспериментальная деятельность основывается на интересах детей, приносит им удовлетворение, а значит, личностно-ориентирована на каждого ребенка, что очень важно в современном образовании. Дети учатся искать условия решения поставленной задачи, отыскивать связи между свойствами объекта и возможностями его преобразования, тем самым открывая новый способ действия. Особое значение экспериментальной деятельности заключается в том, что в ее процессе дети приобретают социальную практику за пределами дошкольной организации, адаптируются к современным условиям жизни. Экспериментальная деятельность способствует развитию таких качеств личности, как самостоятельность, целеустремленность, ответственность, инициативность, настойчивость, толерантность.
Развитие экспериментальной деятельности детей дошкольного возраста предполагает решение следующих задач:
· формирование у дошкольников диалектического мышления, то есть способности видеть многообразие мира в системе взаимосвязей и взаимозависимостей;
· *развитие собственного познавательного опыта в обобщенном виде с помощью наглядных средств(эталонов, символов, условных заместителей, моделей);
· Расширение перспектив развития поисково-познавательной деятельности детей путем включения их в мыслительные, моделирующие и преобразующие действия;
· Поддержание у детей инициативы, самостоятельности, пытливости, критичности, самостоятельности.
Занятия с детьми по формированию целостной картины мира я провожу так, чтобы ознакомление с окружающим обогащало чувственный опыт ребенка- учило его быть внимательным к тому, что его окружает: смотреть и видеть, слушать и слышать, ощупывать и осязать. Обогащение чувственного опыта неразрывно вязано с развитием чувственного познания- ощущений, восприятия, представлений.
Экспериментальная деятельность дошкольника охватывает все образовательные области дошкольного образования: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое и физическое развитие.
Структура проведения игры- экспериментирования:
- постановка, формулирование проблемы (познавательной задачи);
- выдвижение предположений, отбор способов проверки, выдвинутых детьми;
- проверка гипотез;
-подведение итогов, вывод;
- фиксация результатов;
-вопросы детей.
Для положительной мотивации деятельности дошкольников использую различные стимулы :внешние стимулы (новизна, необычность объекта),тайна, сюрприз; мотив помощи; познавательный мотив (почему так?), ситуация выбора.
После проведения экспериментов у детей возникает множество вопросов (особенно у старших дошкольников), в основе которых лежит познавательный мотив. Их интересует: как выглядит микроб, отчего бывает туман, ветер, с помощью чего издается звук в магнитофоне, почему очищенный картофель без воды чернеет, яблоко очищенное темнеет; язык после того, как съешь чернику темнеет и многое другое. Я не всегда тороплюсь с ответом, а способствую тому, чтобы дети нашли его самостоятельно.
В свои игры-эксперименты мы приглашаем бабушку Знаю, а она либо дарит нам в группу книгу или подсказку, но чаще всего некоторые детские вопросы становятся темами очередной встречи с ней в лаборатории. В играх- экспериментирование детям нравится быть фокусниками, совершать виртуальные путешествия в цирк и на загадочную планету «Секрет».
Работа в лаборатории находит отражение и в творческой деятельности детей. Часто дети являются активными участниками оформления коллажей по изучаемым темам.
Взаимодействие с родителями- одно из важнейших направлений воспитательно-образовательной работы в нашей дошкольной образовательной организации. Для родителей наших воспитанников создается альбом «Наши рассуждалки», в котором я записываю рассуждения детей на различные темы. Создан фотоальбом, в котором находятся фотографии детей с участием в различных опытах-экспериментах. В конце учебного года для дошкольников и их родителей проводится открытое занятие-игра, где дети демонстрируют свое умение думать, рассуждать, быть самостоятельными и инициативными.
Реализация идеи экспериментирования опирается на следующие принципы педагогической деятельности педагога:
- опора на субъектный опыт дошкольников, который используется в качестве одного из источников обучения;
- актуализация результатов обучения, предполагающая применение на практике приобретенных знаний, умений и навыков;
- индивидуализация и дифференциация обучения предполагает учет индивидуальных особенностей, интересов и возможностей группы в целом, групп и каждого ребенка в отдельности;
- системность обучения, предполагающая соблюдение взаимного соответствия целей, содержания, форм, методов, средств обучения и оценивая результатов, а также создание целостности знаний об окружающем мире;
- организация совместной работы педагога и детей, предполагающая планирование, реализацию и оценивание процесса и результата обучения;
- креативность обучения, предполагающая реализацию творческих возможностей педагога и детей.
Следует отметить, что результативность будет зависеть не столько от педагогических технологий, сколько от личности, профессионализма педагога, его развития инициативы и творчества, от его стремления овладеть достижениями педагогических наук, освоить идее инновационного опыта. «Оптимизм, настойчивость и успешность!»- вот девиз педагога в совместном с воспитанниками поиске истины.
Литература:
1.Дыбина О.В. «Ребёнок в мире поиска» - Москва: ТЦ Сфера, 2004;
2. Иванова А.А. «Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду» - Москва: ТЦ Сфера, 2004;
3. Маневцева Л.М. «Мир природы и ребёнок» - Санкт – Петербург: Детство-пресс, 2003;
4. Прохорова Л.Н. «Организация экспериментальной деятельности дошкольников» - Москва: Аркти,2005.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 15 (331) выйдет
22 апреля 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 14 (330) за 2024 год
Скачать Номер 13 (329) за 2024 год
Скачать Номер 12 (328) за 2024 год
Скачать Номер 11 (327) за 2024 год
Скачать Номер 10 (326) за 2024 год
Скачать Номер 9 (325) за 2024 год
Скачать Номер 8 (324) за 2024 год
Скачать Номер 7 (323) за 2024 год
Скачать Номер 6 (322) за 2024 год
Скачать Номер 5 (321) за 2024 год
Скачать Номер 4 (320) за 2024 год
Скачать Номер 3 (319) за 2024 год