Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru
 

Размещаем статьи

Публикация статей от педагогов с выдачей сертификата для аттестации

ISSN и Лицензия СМИ

Условия выдачи Сертификата

Методическая разработка педагогического мероприятия с детьми младшего дошкольного возраста по познавательному развитию «Удивительное рядом» (экспериментирование)
Познание
Автор: Телешева Галина Николаевна   
15.08.2025 18:54

Методическая разработка педагогического мероприятия с детьми младшего дошкольного возраста по познавательному развитию «Удивительное рядом» (экспериментирование)Методическая разработка педагогического мероприятия с детьми младшего дошкольного возраста по познавательному развитию «Удивительное рядом» (экспериментирование)

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №19 комбинированного вида Красносельского района Санкт-Петербурга

Автор: воспитатель высшей квалификационной категории Телешева Г.Н.

Цель: вовлечение детей в элементарную исследовательскую деятельность по изучению качеств и свойств ткани и клеенки.

Задачи:

Образовательная:

  • Расширять и систематизировать знания детей о качествах и свойствах ткани (толщина, мягкость, прочность, намокаемость)
  • Расширять и систематизировать знания детей о качествах и свойствах клеенки (гладкость, толщина, прочность, намокаемость)
  • Формировать умение устанавливать отношения между материалом, из которого изготовлен предмет и способом использования предмета.

Развивающая:

  • Развивать у детей внимание, тактильные ощущения, наблюдательность, познавательный интерес, способность сравнивать.

Воспитательные:

  • Воспитывать любознательность
  • Воспитывать доброжелательность и желание помочь.

Формы совместной деятельности взрослых и детей:

  • беседа
  • игровое упражнение «Одевалочка»
  • игра «Подбери все необходимое для прогулки в лес»
  • физминутка «Капельки»
  • исследование материалов тактильно, визуально (ткань, клеенка)
  • пальчиковая игра «Дождик».

Виды детской деятельности: познавательная, двигательная, коммуникативная, игровая, продуктивная.

Активизация словаря: за счет новых слов, ответов на вопросы, участия в беседе, изложения своих мыслей понятных для окружающих.

Материалы и оборудование: обруч с лентами, макеты деревьев, елочки, муляжи грибочков, мягкий коврик, осенние листья, мягкая игрушка зайчик, рюкзачок, отрез х/б ткани, отрез клеенки прозрачной, фен, градусник, муляжи пирожков, яблок, бутылка с водой, лейка, зонтик из клеенки.

Количество детей: 10-12 человек

Ход образовательной деятельности

Дети входят в зал, встают напротив воспитателя.

В: Ребята, посмотрите, к нам пришли гости! Давайте, поздороваемся с нашими гостями.

Дети здороваются, концентрируют внимание

В: Ребята, сегодня, я предлагаю вам совершить прогулку в осенний лес.

В.: Но в лес с пустыми руками не ходят. Поэтому, нам нужно взять с собой все самое необходимое. Посмотрите, на столе лежат разные вещи, вам нужно выбрать только те, которые могут пригодиться в лесу. А положим мы их вот в этот рюкзачок.

(на столе лежат: фен, градусник, бутылка с водой, ткань, муляжи пирожков, яблок, клеенка. Детям предлагается сделать выбор. Дети выбирают предметы, которые могут пригодиться в лесу и складывают их в рюкзак).

В: И так, рюкзак готов! Но на улице сейчас холодно. Что нам нужно сделать, чтобы не замерзнуть? Правильно, нам нужно тепло одеться.

«Одевалочка» с движениями (дети имитируют надевание предметов одежды)

Мы на улицу хотели и для этого надели:

Теплые штаны на ножки,
Куртку, шапочку, сапожки,
Шарф под шею подвязать,
Вот и все идем гулять!

В.: Все мы одели, ничего не забыли? (Дети отвечают на вопрос и имитируют надевание недостающего предмета одежды – перчатки)

в.: Ребята, для того, чтобы попасть в осенний лес, нам необходимо пройти вот через эти волшебные ворота. Идемте за мной.

- Сквозь волшебные ворота мы пройдем

В лес осенний попадем!

(Дети друг за другом идут за воспитателем через «волшебные ворота»)

В.: Ребята, посмотрите, как красиво вокруг! У нас на улице серо, мрачно, а здесь самая настоящая золотая осень! Деревья разноцветные стоят, под елочками грибочки сидят! Чудеса!

Дети рассматривают полянку, делятся впечатлениями от увиденного.

В: Ой, ребята, слышите, кажется, кто-то плачет? Кто здесь?

Воспитатель достает из-за елочки зайку

В: Зайчик, что случилось? Почему ты плачешь?

Зайчик «шепчет» на ухо воспитателю

В: Ребята, зайка расстроен потому, что сейчас в лесу очень холодно, дождливо и он боится промокнуть и заболеть. Зайчик видел, что все прячутся от дождя под зонтики. Он тоже очень хочет себе такой зонтик.

В: Зайчик, ты пока посиди, а мы с ребятами подумаем, как тебе помочь.

В.: Но сначала, давайте немного подвигаемся и согреемся, а то и правда, очень холодно в осеннем лесу.

Физминутка «Капельки»

Капля раз, капля два, (прыжки на носочках, руки на поясе.)

Очень медленно сперва. (прыжки медленно)

А потом, потом, потом

Все бегом, бегом, бегом. (темп увеличивается)

Мы зонты свои раскрыли, (вдох, развести руки в стороны.)

От дождя себя укрыли (сомкнуть руки над головой полукругом)

В: Согрелись? А сейчас, давайте присядем на осенний ковер и подумаем, как мы можем помочь зайке? Из чего же нам лучше сделать зонтик? Ведь мы в лесу и у нас ничего нет! (Детям предлагается подумать и предложить, как помочь герою)

В.: Ребята, мы же взяли с собой на прогулку рюкзачок, в который положили разные вещи! Давайте посмотрим: воспитатель достает ткань, разворачивает.

В: Ребята, как вы думаете, что это? Ответы детей

В: Потрогайте ткань, потрите ее пальчиками. Какая это ткань: мягкая или жесткая? Дети трогают, трут пальчиками ткань и отвечают

В: Пощупайте, толстая или тонкая ткань? Дети ощупывают ткань и отвечают

В: Давайте потянем ее за края. Прочная ткань? Не рвется? Дети тянут за края и отвечают

В: Ребята, а как вы думаете, можно из этой ткани сделать зонтик? (ответы детей)

В: Намокнет она от дождя? Ответы детей

В: Давайте проверим! Представьте, что это такой большой зонт и вы все под ним спрятались от дождя! А я буду тучкой из которой сейчас пойдет дождик.

Дети встают под отрез ткани, который помощники держат за края. Воспитатель потихоньку льет из лейки сверху на ткань.

В: Дождик лей, лей, лей! Никого не жалей!

(Вода просочилась сквозь ткань)

В: Ребята, что случилось? (Промокли)

В: Значит, ткань намокает? (Да)

В.: Потрогайте, мокрая ткань? (Да)

В: Можно сделать зонт из этой ткани? (Нет)

В: Так, ткань нам не подходит. Давайте присядем на осенний ковер и посмотрим, что еще есть в рюкзачке? Из чего можно сделать зонтик для зайки?

Дети садятся на колени на коврик. Воспитатель достает клеенку (прозрачную), разворачивает

В: Ребята, посмотрите, что это? Ответы детей

В: Какая это клеенка: гладкая или шершавая? Погладьте её ладонью. Дети гладят клеенку ладонью и отвечают

В: Пощупайте, толстая или тонкая клеенка? Дети ощупывают клеенку и отвечают

В: Потяните, тихонечко, за края в разные стороны. Прочная или нет? Дети тянут за края и отвечают на вопросы

В: Ребята, а как вы думаете, можно из этой клеенки сделать зонтик? Ответы детей

В: Намокнет она от дождя? Ответы детей

В: Давайте проверим! Представьте, что это такой большой зонт из клеенки и вы все под ним спрятались от дождя! А я опять буду тучкой и сейчас пойдет дождик!

Дети встают под клеенку. Воспитатель потихоньку льет из лейки сверху.

В: Дождик лей, лей, лей

Никого не жалей!

Дети видят, что вода не просочилась, а осталась на поверхности.

В: Ребята, что произошло? Ответы детей

В: Вы не промокли? Нет

В: Значит, клеенка не промокает и не пропускает воду? Да

В: Можно из нее сделать зонт для зайки? Да

В: Давайте сейчас мы превратимся в волшебников и сделаем для зайки зонтик. Повторяйте за мной…

Пальчиковая гимнастика:

Кап, кап (указательным пальцем стучим по ладошке)

Дон, дон, дон (стучим палец о палец)

Капли начали трезвон ( (хлопки, как в ладошки, только кулачками)

Значит, дождь пойдет опять (встряхиваем кистями рук сверху вниз)

Нужно зонтик доставать! (соединить руки над головой, как зонтик)

В: Ребята, а сейчас, закройте глазки руками, волшебство начинается!

1,2, 3, 4, 5 буду зонтик доставать! Воспитатель из-за елочки достает настоящий зонтик, открывает его.

В: Ребята, посмотрите, какой красивый зонтик у нас получился!

Из чего он сделан? Из клеенки

В: Мы можем подарить его зайке? Да

Дети с воспитателем подходят к зайке и отдают ему зонтик

В: Вот, зайчик, мы с ребятами хотим подарить тебе этот зонтик. Ты под ним сможешь укрыться от дождя и не промокнешь. Мы все проверили!

В: А сейчас, нам пора возвращаться обратно в детский сад? Идемте за мнойчерез «волшебные ворота».

Дети идут за воспитателем

Дружно по лесу гуляли
И зайчишке помогали
А сейчас пора назад
Возвратиться в детский сад.

Рефлексия:

В: Вот мы и вернулись обратно в наш детский сад.

В: Ребята, где мы с вами были? В осеннем лесу

В: Кого там встретили? Зайчика

В: Что попросил у нас зайчик? Зонтик

В: Из чего мы хотели сделать зонтик? Из ткани и из клеенки

В: Из какого материала мы зайчику подарили зонтик? Из клеенки

В: Почему из клеенки: Не промокает

В: А вам понравилась прогулка? Да

В.: Вы сегодня были большие молодцы, очень постарались и помогли зайке.

В: Ребята, давайте попрощаемся с нашими гостями и пойдем в группу.

Дети прощаются и уходят вместе с воспитателем.

Список используемой литературы:

  1. Н.В. Нищева «Конспекты занятий по формированию у дошкольников естественно-научных представлений в разных возрастных группах» ФГОС, 2012г.
  2. О.В. Дыбина, Н.П. Рахманова «Неизведанное рядом» (опыты и эксперименты для дошкольников»
  3. Е.В. Марудова «Ознакомление дошкольников с окружающим миром. Экспериментирование. ФГОС, 2019г.
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 30 (392) выйдет
17 августа 2025

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 29 (391) за 2025 год
Скачать Номер 28 (390) за 2025 год
Скачать Номер 27 (389) за 2025 год
Скачать Номер 26 (388) за 2025 год
Скачать Номер 25 (387) за 2025 год
Скачать Номер 24 (386) за 2025 год
Скачать Номер 23 (385) за 2025 год
Скачать Номер 22 (384) за 2025 год
Скачать Номер 21 (383) за 2025 год