Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru
 

Размещаем статьи

Публикация статей от педагогов с выдачей сертификата для аттестации

ISSN и Лицензия СМИ

Условия выдачи Сертификата

Открытое интегрированное занятие в подготовительной группе «Путешествие по родному краю — Кемеровской области»
Познание
Автор: Липушкина Алёна Викторовна   
24.12.2025 12:33

Открытое интегрированное занятие в подготовительной группе «Путешествие по родному краю — Кемеровской области»Открытое интегрированное занятие в подготовительной группе «Путешествие по родному краю — Кемеровской области»

Возрастная группа: подготовительная к школе (6-7 лет)

Форма проведения: ситуация-путешествие с элементами квеста.

Продуктивная деятельность: создание коллективного панно «Сердце Кузбасса» в смешанной технике (аппликация, пластилинография, рисование).

Цель: Формирование у детей целостного представления о Кемеровской области как о малой Родине, воспитание чувства патриотизма, гордости и ответственности за свой край через познавательную и творческую деятельность.

Задачи:

Образовательные:

  • Закрепить и обобщить знания о символах Кемеровской области (герб, флаг), их значении. Познакомить с разнообразием природы родного края (тайга, горы, реки), городами (Кемерово, Новокузнецк) и основными профессиями (шахтер, металлург).
  • Активизировать словарь: Кузбасс, шахтер, металлург, уголь, герб, орден, тайга, Томь.

 

Развивающие:

  • Развивать познавательный интерес, логическое мышление, связную речь через решение проблемных ситуаций.
  • Развивать творческое воображение, мелкую моторику и умение работать в команде.

Воспитательные:

  • Воспитывать любовь, уважение и чувство сопричастности к родному краю.
  • Воспитывать умение договариваться, помогать друг другу.
  • Интеграция образовательных областей: Познавательное развитие, Речевое развитие, Художественно-эстетическое развитие, Социально-коммуникативное развитие, Физическое развитие.

Материалы и оборудование:

  • Музыкальный центр: запись гимна Кемеровской области, звуки леса, шума города.
  • Большая карта-панно Кемеровской области с контурами гор, рек и условными обозначениями городов.
  • Конверты с «заданиями» от Хранителя Кузбасса.
  • Для продуктивной деятельности: заготовки для панно (силуэт сердца, разделенный на сектора), пластилин, цветная бумага, клей, стеки, крупа (гречка для имитации угля), веточки, сухие листья, вата, салфетки.

Ход занятия

(Звучит торжественная музыка. Дети входят.)

Воспитатель:

К нам пришли гости, давайте с ними поздороваемся.

Воспитатель: Ребята, сегодня утром я нашла в группе этот старинный свиток. Давайте его прочитаем!

«Здравствуйте, юные друзья! Я – Хранитель Кузбасса. Услышал я, что вы самые смелые и умные дети, и решил проверить это. Чтобы доказать, что вы настоящие знатоки и любители своего края, вам нужно выполнить мои задания и собрать «Сердце Кузбасса». Справитесь – получите звание «Почетный житель Кузбасса»! Ваш Хранитель».

Воспитатель: Ну что, ребята, принимаем вызов? (Да) Тогда начинаем!

Воспитатель: А начнём мы с вами, с небольшой викторины.

Воспитатель: Ребята, скажите, что такое Родина? (место, где мы живем, где ходим в детский сад, где живут мамы, папы).

Воспитатель: Давайте скажем. Что мы Родиной зовем?

Все: Край, где мы с тобой живем?

Воспитатель: А вы знаете как называется наш край

Дети: Кузбасс! Кемеровская область.

Воспитатель: Какой город является столицей Кузбасса

Дети: г. Кемерово

Воспитатель: Назовите самую крупную реку Кузбасса?

Дети: р. Томь

Воспитатель: Как называются жители проживающие в Кузбассе?

Дети: Кузбассовцы

Воспитатель: Какие полезное ископаемое являются самым настоящим богатствоми нашего края?

Дети: Уголь и металл

Воспитатель: назовите профессии которыми славится наш край?

Дети: Шахтёр, металлург

Воспитатель: Молодцы ребята

Задание 1: «Символическое»

(На доске висит изображение герба и флага).

Воспитатель: Первое задание – самое главное. Хранитель просит разгадать тайну нашего герба.

Какой формы наш герб? (похожий на рыцарский щит).

Что изображено в центре? (Черный треугольник – это кусок угля).

Что означают скрещенные молот и кирка? (Это инструменты шахтеров, символ труда шахтеров).

А что означает «Три золотых колоска», которые находятся прямо за инструментами? О чем они нам говорят? (О том, что в Кузбассе не только добывают уголь, но и выращивают хлеб, что это плодородный край).

Щит разделен на два цвета. Красный вверху — цвет огня в печах металлургических заводов, цвет мужества и силы. Зеленый внизу — цвет бескрайних лесов и полей, цвет природы.

Герб украшен короной (особый знак того, что это важный регион России) и двумя лентами. Эти ленты — настоящая награда, орден Ленина, который Кузбасс получал дважды за свой труд!

Флаг нашего Кузбасса тоже рассказывает свою историю с помощью цветов:

Синяя полоса (слева) — это цвет наших рек и озер (вспомните могучую Томь!). Это цвет чести, славы и верности.

Красная полоса (основная) — это цвет труда, мужества и тепла. Именно этого цвета больше всего, потому что главное в нашем крае — это труд шахтеров, металлургов.

(Дети делятся на две команды, одна команда собирает герб, другая флаг.

Материалы: Распечатанные контуры герба, вырезанные из цветной бумаги детали (черный треугольник, красные треугольники и зелёный прямоугольник, золотые колоски, молот и кирка, корона, звезда), клей, образец.

Ход работы: Дети по образцу собирают из заранее заготовленных цветных деталей (черный треугольник, красные треугольники зеленая полоса, золотые колоски, инструменты, корона) изображения герба.

Материал: пазл (флаг Кузбасса)

Ход работы: собрать пазл

Воспитатель помогает.)

Задание 2: «Природная кладовая»

(На экране – слайды с видами кузбасской природы: тайга, горы Шории, река Томь).

Воспитатель: Второе задание – угадай загадку и найди животное

Летом сер, зимою бел,

По характеру несмел.

По полянкам скачет ловко,

Любит сочную морковку. (Заяц)

У меня роскошный хвост,

А характер мой непрост —

Я коварна и хитра.

Глубоко моя нора. (Лиса)

Я оранжевый зверек,

Шубка тёплая, как грелка,

Хвостик мягкий, как пушок,

Я — старательная … (Белка)

Серый я, живу в лесу,

Знаю рыжую лису.

Песню грустную тяну,

Громко вою на луну (Волк)

Важно я хожу по бору,

Съесть могу и мухоморы.

Не боюсь в лесу врага —

Есть копыта и рога! (Лось)

Из берлоги слышен храп —

Спит хозяин, косолап.

Всю округу замело,

Но ему во сне тепло. (Медведь)

(Дети отгадывают загадки, после правильных ответов, выбирают нужное животное и на карту крепятся силуэты этих животных

Материалы: распечатанный контур карты Кемеровской области и силуэты животных).

Физкультминутка «Мы по тайге идем»:

Мы по тайге идем, (шагают на месте)

И медведя там найдем. (изображают медведя, переваливаются)

Руки выше поднимаем, (поднимают руки вверх, тянутся)

Кедр могучий достаем.

Раз, два, три, четыре, пять, (прыжки на месте)

Продолжаем мы шагать.

Задание 3: «Города и профессии»

Воспитатель: Наш Кузбасс – край тружеников. Назовите главные города нашей области? (Кемерово, Новокузнецк, Междуреченск, Прокопьевск…). Какие главные профессии прославили наш край?

Шахтер – добывает уголь.

Металлург – плавит сталь.

Воспитатель: Вот он, каменный уголь. Потрогайте его. Какой он? Опишите. (Дети: «Твердый, черный, блестит, пачкается, можно рисовать»).

Воспитатель: А теперь посмотрите, это металл. Потрогайте его. Какой он? Опишите. (Дети: «Твердый, холодный, блестит, притягивается магнитом»).

Как вы думаете, зачем люди добывают уголь? Что с ним можно делать? (Дети: «Им топят печки», «На заводах используют», «Делают электричество»).

Ребята, а что можно сделать из металла (Дети: используют при строительстве домов, железных дорог, автомобилей, кораблей, самолётов)

Как вы думаете, работа шахтёра легкая или трудная? Почему? Что делает ее опасной и тяжелой? (Дети: «Под землей темно, может быть обвал»).

А работа металлургов легкая или трудная? Почему?

(Дети; очень трудная и опасная они работают около огня и расплавленного металла)

Именно поэтому шахтеры и металлурги — являются почетными профессиями в нашем краю.

(Материалы: кусочки угля, металлические детали, бумага, магнит, салфетки)

Задание 4: «Соберем «Сердце Кузбасса»

Воспитатель: Вы справились со всеми заданиями Хранителя! Остался последний шаг – создать наше общее «Сердце Кузбасса», чтобы показать, как мы любим свой край.

Дети делятся на 4 творческие мастерские:

  1. Мастерская «Недра»: Заполняют свой сектор сердца черным пластилином и вдавливают в него гречку (уголь).
  2. Мастерская «Тайга»: Закрашивают свой сектор зелёным цветом (Леса, поля) и приклеивают зверей и птиц.
  3. Мастерская «Города»: Наклеивают силуэты домов и фабрик из цветной бумаги, рисуют окна фломастерами.
  4. Мастерская «Река Томь»: Закрашивают сектор голубым цветом (реки, озёра) и приклеивают рыб.

(Под спокойную музыку дети коллективно создают панно. Воспитатель выступает в роли помощника и координатора).

Рефлексия:

Воспитатель: (Берет свиток). Ребята, посмотрите, какое удивительное, многогранное и красивое сердце у нас получилось! Оно отражает всю суть нашего края: его богатства, природу и труд людей.

Зачитывает новое послание из свитка:

«Дорогие ребята! Вы не просто справились с заданиями, вы вложили в свою работу душу! Я горжусь вами и присваиваю вам всем почетное звание «Юный знаток Кузбасса»! Помните, вы – будущее нашего родного края! Любите его, берегите и преумножайте его славу! Ваш Хранитель».

(Воспитатель вручает детям медали «Юный знаток Кузбасса»).

Воспитатель:

Что нового вы сегодня узнали?

Что вас удивило больше всего?

Какое задание было самым трудным? Почему?

Какое задание было самым лёгким? Почему?

(Ответы детей).

Наше занятие подошло к концу. Давайте с гордостью скажем: «Мы живем в Кузбассе!».

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 46 (408) выйдет
22 декабря 2025

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 45 (407) за 2025 год
Скачать Номер 44 (406) за 2025 год
Скачать Номер 43 (405) за 2025 год
Скачать Номер 42 (404) за 2025 год
Скачать Номер 41 (403) за 2025 год
Скачать Номер 40 (402) за 2025 год
Скачать Номер 39 (401) за 2025 год
Скачать Номер 38 (300) за 2025 год
Скачать Номер 37 (399) за 2025 год