Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru
 

Размещаем статьи

Публикация статей от педагогов с выдачей сертификата для аттестации

ISSN и Лицензия СМИ

Условия выдачи Сертификата

ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Познание
Автор: Казакбаева Гулизар Рустемовна Табанакова Айгуль Ринатовна Киекбаева Раушания Рифовна   
22.12.2025 21:39

ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТАФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

УДК

FORMATION OF THE BASICS OF FINANCIAL LITERACY IN YOUNG PRESCHOOL CHILDREN

Киекбаева Р. Р., Табанакова А. Р., Казакбаева Г. Р.

МАДОУ комбинированного вида детский сад «Сказка» г. Баймак

Аннотация: Статья посвящена актуальной проблеме раннего формирования финансовой грамотности в дошкольном образовании. Рассматриваются возможности и методы привития элементарных экономических представлений детям младшего дошкольного возраста (3-5 лет). Основой для будущей финансовой компетентности являются не специализированные знания, а базовые понятия, интегрированные в повседневную жизнь и ведущую деятельность ребенка – игру.

 

Ключевые слова: финансовая грамотность, дети младшего дошкольного возраста, дошкольное образование, экономическое воспитание, элементарные экономические представления, осознанный выбор, дидактические игры, семейное воспитание.

Abstract: The article addresses the topical issue of early financial literacy formation in preschool education. It explores the potential and methods for instilling basic economic concepts in young preschool children (aged 3-5). The author argues that the foundation for future financial competence lies not in specialized knowledge, but in fundamental ideas integrated into a child"s daily life and leading activity—play.

Keywords: financial literacy, young preschool children, preschool education, economic upbringing, basic economic concepts, informed choice, didactic games, family education.

Введение

В современном динамичном мире финансовая грамотность перестала быть прерогативой исключительно взрослых. Она признана одним из ключевых жизненных навыков, и чем раньше начинается ее формирование, тем естественнее и прочнее он интегрируется в картину мира ребенка.

Младший дошкольный возраст (3-5 лет) – это сензитивный период для усвоения социальных норм и установок, время «почемучек», когда закладывается основа для будущего сложного понятийного аппарата. Именно в этот период можно и нужно начинать формировать первичные экономические представления, адаптированные к уровню развития ребенка.

Цели и задачи экономического воспитания младших дошкольников.

Целью не является обучение детей счету денег или инвестициям. Главная цель – создать положительную и понятную основу для будущей финансовой грамотности. Это достигается через решение следующих задач:

  1. Формирование понятия «труд – основа заработка»: Объяснение, что деньги появляются не «из банкомата», а являются результатом труда родителей.
  2. Знакомство с функциями денег: Деньги – это средство для обмена на нужные товары и услуги (еду, игрушки, проезд).
  3. Развитие умения делать осознанный выбор: Понимание, что ресурсы (время, деньги, игрушки) ограничены, и нельзя получить всё сразу.
  4. Различение понятий «хочу» (желание) и «надо» (потребность): Осознание приоритетов – сначала еда и необходимые вещи, потом развлечения.
  5. Воспитание бережливости: Отношение к вещам, игрушкам, а впоследствии и к деньгам, как к результату чьего-то труда.

Методы и формы работы

Работа строится на принципах наглядности, доступности и связи с личным опытом ребенка.

  1. Сюжетно-ролевые и дидактические игры: Это ведущий метод. Игры в «Магазин», «Кафе», «Ярмарку» позволяют в безопасной обстановке опробовать социальные роли (покупатель, продавец), освоить алгоритм покупки (выбор товара, оплата, получение), использовать игровые деньги. Дидактические игры типа «Разложи по порядку» (от дешевого к дорогому), «Что купим для завтрака?» учат классификации и определению потребностей.
  2. Чтение и обсуждение специализированной детской литературы: Современные авторы создают книги, которые в увлекательной форме объясняют экономические понятия. Через истории о персонажах дети усваивают сложные идеи.
  3. Беседы на бытовые темы и вовлечение в планирование: Совместный поход в магазин с заранее составленным списком покупок, обсуждение семейных планов ( «Сначала починим машину, а потом, если останутся деньги, поедем в зоопарк») – это лучшие практические уроки. Ребенок учится планированию и приоритизации.
  4. Использование копилки: Наглядный способ показать, как небольшие суммы, отложенные регулярно, превращаются в значимую сумму для желанной покупки. Это тренировка целеполагания и отсроченного удовольствия.

Роль семьи и педагога

Семья является первым и главным пространством для формирования финансовых установок. Открытость родителей в вопросах семейного бюджета (на уровне, доступном ребенку), их собственное финансовое поведение служат постоянным примером. Задача дошкольного образования – систематизировать эти стихийные знания, создать развивающую среду (игровые зоны) и дать родителям педагогические инструменты для продолжения работы дома.

Заключение

Формированиеоснов финансовой грамотности у детей младшего дошкольного возраста – это не мода, а необходимость. Это инвестиция в будущую самостоятельность, ответственность и благополучие ребенка.

Начиная с простых игр и бесед, мы закладываем не просто знания, а здоровые финансовые привычки и отношение к деньгам как к инструменту для достижения целей, а не самоцели. Процесс должен быть естественным, радостным и тесно связанным с повседневной жизнью ребенка, только тогда он даст прочные и позитивные результаты.

Список литературы

  1. Аменд А.Ф., Саламатова О.В. Экономическое воспитание дошкольников. – М.: Педагогическое общество России, 2019. – 176 с.
  2. Галкина Л.Н. Формирование основ финансовой грамотности у старших дошкольников // Детский сад: теория и практика. – 2021. – № 5. – С. 78-85.
  3. Дьяченко О.М. Развитие предпосылок экономического мышления у детей дошкольного возраста в игровой деятельности // Психологическая наука и образование. – 2020. – Т. 25. – № 3. – С. 63–74.
  4. Кнышова Л.В., Меньшикова О.И. Финансовая грамотность для дошкольников: методическое пособие. – СПб.: Детство-Пресс, 2022. – 96 с.
  5. Сапрыкина, Е.А. Формирование основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста // Воспитатель ДОУ. – 2023. – № 2. – С. 45-53.
  6. Смирнова Е.О. Детская психология. – М.: Владос, 2020. – 366 с. (В контексте темы: главы о ведущей деятельности и развитии мышления в дошкольном возрасте).
  7. Шатх, А. Собака по имени Мани, или Первые шаги к финансовой свободе (детская адаптация). – М.: Попурри, 2018. – 80 с. (Пример адаптированной для семейного чтения литературы).
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 46 (408) выйдет
22 декабря 2025

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 45 (407) за 2025 год
Скачать Номер 44 (406) за 2025 год
Скачать Номер 43 (405) за 2025 год
Скачать Номер 42 (404) за 2025 год
Скачать Номер 41 (403) за 2025 год
Скачать Номер 40 (402) за 2025 год
Скачать Номер 39 (401) за 2025 год
Скачать Номер 38 (300) за 2025 год
Скачать Номер 37 (399) за 2025 год