Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru
 

Размещаем статьи

Публикация статей от педагогов с выдачей сертификата для аттестации

ISSN и Лицензия СМИ

Условия выдачи Сертификата

РАННЯЯ ПРОФОРИЕНТАЦИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Познание
Автор: Уварова Светлана НиколаевнаСветкина Екатерина Александровна   
13.12.2025 09:16

РАННЯЯ ПРОФОРИЕНТАЦИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТАРАННЯЯ ПРОФОРИЕНТАЦИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Вопрос выбора будущей профессии стоит перед каждым человеком. И от того, насколько верным будет этот выбор для будущих выпускников дошкольного учреждения, зависит и от нас – взрослых.

Мир профориентации в обществе – сложная, динамичная, постоянно развивающаяся система. Отношение к профессии вырабатывается в процессе социализации личности, который охватывает и дошкольный период. Знакомство детей с трудом взрослых — это не только средство формирования системных знаний, но и значимое социально-эмоциональное средство приобщения к миру взрослых, приобретение детьми опыта общения с людьми.

 

В настоящее время, в ситуации быстроменяющихся требований к профессиям, важно актуализировать вопросы выбора содержания, форм, способов ознакомления дошкольников с профессиями, помочь им раскрыть свои потенциальные возможности, таланты и задатки, которые будут в дальнейшем развиваться на различных стадиях образования. Вхождение детей в общество нельзя представить без освоения ими базовых представлений социального характера, в том числе и ознакомление с профессиями. У человека все закладывается с детства, и профессиональная направленность в том числе. Ведь уже в дошкольном возрасте дети проявляют большое внимание к профессиональной деятельности взрослых, плодам их труда, отношению к труду. Также в этом возрасте у детей формируются представления о различных профессиях, о содержании труда, о социальной значимости труда. Трудовое воспитание обогащает жизнь дошкольников новыми впечатлениями, новыми сюжетами для игр, новыми мотивами художественного творчества, новыми гранями во взаимоотношениях с другими людьми. Поэтому важность организации ранней профориентации детей старшего дошкольного возраста в мире профессий и в труде взрослых рассматривается, как неотъемлемое условие их разностороннего и полноценного развития.

Детский сад является первоначальным звеном в единой непрерывной системе образования. Именно в детском саду дети знакомятся с многообразием и широким выбором профессий. В зависимости от способностей, психологических особенностей, от воспитания ребенка и привития ему ценности труда, у детей формируется система знаний о профессиях, интересы и отношение к определенным видам деятельности. Ранняя профориентация особенно значима и не теряет свою актуальность в современных условиях. Также необходимость организации ранней профориентации детей старшего дошкольного возраста в соответствии с требованиями ФГОС ДО (раздел 4, п. 4.6.) обозначены целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного детства: ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, что актуализирует проблему ранней профориентации на уровне дошкольного образования.

Ранняя профориентация должна носить преимущественно информационный характер (общее знакомство с миром профессий), а также не исключать совместного обсуждения мечты и опыта ребенка, приобретенного им в каких-то видах трудовой деятельности. Но тем временем у дошкольников должна быть возможность «погрузиться» в реальные практические ситуации. Таким образом, ключевая идея в знакомстве воспитанников с различными профессиями – это адаптации к жизни в современном обществе, совершенствование коммуникативных навыков, умение работать в команде.

Использование образовательных возможностей педагогического процесса в рамках интеграции содержания всех образовательных областей, видов культурных практик и форм педагогических событий для решения задач ранней профориентации детей дошкольного возраста.

В ранней профориентации нужно проводить тематические мероприятия, на которых дети знакомят с различными профессиями.

В рамках реализации профориетационной работы большое внимание следует уделять организации развивающей предметно-пространственной среды, погружающей воспитанников в мир профессий, где у них будет возможность «прожить» производственные сюжеты, ситуации, освоить разнообразные модели профессионального поведения и межличностных профессиональных отношений. Организацию развивающей предметно-пространственной среды, с целью ранней профориентации детей дошкольного возраста следует рассматривать, как обогащение пространства ДОО таким предметным содержанием, которое бы обеспечивало присвоение детьми дошкольного возраста знаний о профессиях взрослых в адекватных возрасту видах деятельности. Безусловно, дополняя развивающую предметно-пространственную среду профориентационным содержанием, учитываются концептуальные принципы построения развивающей предметно-пространственной среды в ДОО, обозначенные в ФГОС ДО.

Разнообразие профессий, с которыми знакомятся воспитанники, позволяет расширить кругозор, развивать познавательные способности воспитанников. Мероприятия позволят в наиболее комфортной и доступной форме освоить определенные сведения социального характера. Поэтому, создание условий, способствующих ранней профориентации обучающихся дошкольного возраста, через организацию различных видов деятельности и взаимодействие всех участников образовательных отношений – одна из главных целей работ в данном направлении.

Реализация мероприятий будет способствовать решению задач ФГОС ДО: объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и, принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества (уважение к труду взрослых, понимание ценности труда, интерес к различным профессиям взрослых); достижение целевых ориентиров: ребенок обладает установкой положительного отношения к разным видам труда.

Организация ранней профориентации в дошкольном образовании опирается на систему принципов – основных положений, которые раскрывают закономерности образовательной деятельности и определяют содержание, организационные формы, методы образовательного процесса в соответствии с целевыми ориентирами образования детей дошкольного возраста. Определяя принципы организации ранней профориентации, важно понимать их развивающий характер, ориентированный на достижения современной дидактики и требования ФГОС ДО:

  • принцип систематичности, последовательности и доступности подразумевает соответствие задач ранней профориентации уже освоенному опыту и индивидуальным особенностям ребенка на оптимальном уровне трудности, а также наличие системы определенного порядка, логики, системы в организации образовательной деятельности;
  • принцип антропоцентризма, означает «помещение» ребенка центр образовательной системы и признание его права индивидуальность. Содержание образовательной деятельности по ранней профориентации должно проектироваться на основе индивидуальных способностей каждого ребенка, при которой сам ребенок становится не объектом педагогических усилий, а именно субъектом, активным в выборе содержания своего образования, чьи интересы и познавательные потребности, а также особенности индивидуального развития, безусловно, учитываются в построении образовательной работы;
  • принцип целостности подразумевает проектирование образовательного процесса, как целостного по своим целевым ориентирам, содержанию и структуре;
  • принцип наглядности, ведущий свое начало от «золотого правила дидактики» Я. А Коменского, предполагает создание оптимальных условий для организации восприятия детьми окружающего мира;
  • принцип интегративности предполагает умение педагога переносить (переводить) информацию из одной образовательной области в другую для ее многоаспектного освоения детьми в целях обретения культурных и личностных смыслов;
  • принцип воспитывающего и развивающего характера образования подразумевает единство задач обучения, воспитания и развития в образовательной среде и отражает положение отечественных психологов Л. С. Выготского, А. В. Запорожца о том, что обучение идет впереди развития и ведет развитие за собой.

Специфические принципы организации ранней профориентации:

  • принцип учета перспективы развития личности в соответствии кадровой политикой на рынке труда, а также отражающей востребованность профессий «будущего» с учетом перспектив региона. Реализация этого принципа в ранней профориентации детей дошкольного возраста предполагает постоянное слежение за эволюцией профессий и прогнозирование их востребованности в будущем, что должно отражается не только в планировании педагогом образовательного содержания по ознакомлению детей с профессиями взрослых, но и в организации профориентированной развивающей предметно-пространственной среды в ДОО;
  • принцип социального партнерства, требующий сопровождения ранней профориентации детей дошкольного возраста не только со стороны родителей (законных представителей), но и со стороны образовательных организаций различного уровня, производственной сферы, представителей общественных организаций, то есть социальный диалог;
  • принцип практикоориентированности ранней профориентации органично сочетается с принципом социального партнерства. Следуя данному принципу, в дошкольном учреждении создаются такие условия, чтобы в процессе ознакомления детей с профессиями взрослых, ребенок мог «прожить» производственные сюжеты, сделать пробы сил в своих профессиональных устремлениях.

Все названные принципы тесно связаны между собой, взаимодействуют друг с другом и образуют целостную систему, определяющую исходные требования к организации ранней профориентации на уровне дошкольного учреждения. Общий смысл системы принципов состоит в том, чтобы дать педагогу надежные ориентиры для качественной организации ранней профориентации в условиях ДОУ и, не нарушая логики дошкольного детства, образовательного процесса в ДОУ, решать профориентированные задачи.

IV. Список используемой литературы

  1. Антонова, М. В. Ранняя профориентация как элемент социально-коммуникативного и познавательного развития детей дошкольного возраста / М. В. Антонова, И. В. Гришняева // Современные наукоемкие технологии. – 2017. – № 2. – С. 93–96.
  2. Вершинин, С. И. Основы профориентологии: учебное пособие / С. И. Вершинин, М. С. Савина и др. – Москва: Просвещение, 2009. – 176 с.
  3. Карелина, Е. В. Технологии эффективного сотрудничества детей и взрослых в образовательном процессе ДОУ: учебно-методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений / Е. В. Карелина, Е. В. Кондрашкина, С. Н. Обухова. – Челябинск: ЧИППКРО, 2017. – 92 с.
  4. Кондрашов, В. П. Введение дошкольников в мир профессий / В. П. Кондрашов. – Балашов: Николаев, 2012. – 125 с.
  5. Кузнецова Г.Н. Организация ранней профориентации в дошкольном образовательном учреждении: учебно-методическое пособие для педагогов ДОУ / Учебное электронное издание. – Челябинск: ЧИППКРО, 2021. – 80с.
  6. Организация развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования: методические рекомендации для педагогических работников дошкольных образовательных организаций и родителей детей дошкольного возраста / О. А. Карабанова, Э. Ф. Алиева, О. Р. Радионова и др. – Москва, 2014. – 96 с.
  7. Сайгушева, Л. И. Технологии приобщения дошкольников к труду / Л. И. Сайгушева. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2013.
  8. Шингаркина, Д. А. Воспитание трудолюбия у детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с миром взрослых: автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук / Д. А. Шаркина. – Челябинск, 2009. – 24 с.
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 45 (407) выйдет
10 декабря 2025

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 34 (406) за 2025 год
Скачать Номер 43 (405) за 2025 год
Скачать Номер 42 (404) за 2025 год
Скачать Номер 41 (403) за 2025 год
Скачать Номер 40 (402) за 2025 год
Скачать Номер 39 (401) за 2025 год
Скачать Номер 38 (300) за 2025 год
Скачать Номер 37 (399) за 2025 год
Скачать Номер 36 (398) за 2025 год
Скачать Номер 35 (397) за 2025 год
Скачать Номер 34 (396) за 2025 год