| РАННЯЯ ПРОФОРИЕНТАЦИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА |
| Познание | |
| Автор: Уварова Светлана НиколаевнаСветкина Екатерина Александровна | |
| 13.12.2025 09:16 | |
|
Вопрос выбора будущей профессии стоит перед каждым человеком. И от того, насколько верным будет этот выбор для будущих выпускников дошкольного учреждения, зависит и от нас – взрослых. Мир профориентации в обществе – сложная, динамичная, постоянно развивающаяся система. Отношение к профессии вырабатывается в процессе социализации личности, который охватывает и дошкольный период. Знакомство детей с трудом взрослых — это не только средство формирования системных знаний, но и значимое социально-эмоциональное средство приобщения к миру взрослых, приобретение детьми опыта общения с людьми.
В настоящее время, в ситуации быстроменяющихся требований к профессиям, важно актуализировать вопросы выбора содержания, форм, способов ознакомления дошкольников с профессиями, помочь им раскрыть свои потенциальные возможности, таланты и задатки, которые будут в дальнейшем развиваться на различных стадиях образования. Вхождение детей в общество нельзя представить без освоения ими базовых представлений социального характера, в том числе и ознакомление с профессиями. У человека все закладывается с детства, и профессиональная направленность в том числе. Ведь уже в дошкольном возрасте дети проявляют большое внимание к профессиональной деятельности взрослых, плодам их труда, отношению к труду. Также в этом возрасте у детей формируются представления о различных профессиях, о содержании труда, о социальной значимости труда. Трудовое воспитание обогащает жизнь дошкольников новыми впечатлениями, новыми сюжетами для игр, новыми мотивами художественного творчества, новыми гранями во взаимоотношениях с другими людьми. Поэтому важность организации ранней профориентации детей старшего дошкольного возраста в мире профессий и в труде взрослых рассматривается, как неотъемлемое условие их разностороннего и полноценного развития. Детский сад является первоначальным звеном в единой непрерывной системе образования. Именно в детском саду дети знакомятся с многообразием и широким выбором профессий. В зависимости от способностей, психологических особенностей, от воспитания ребенка и привития ему ценности труда, у детей формируется система знаний о профессиях, интересы и отношение к определенным видам деятельности. Ранняя профориентация особенно значима и не теряет свою актуальность в современных условиях. Также необходимость организации ранней профориентации детей старшего дошкольного возраста в соответствии с требованиями ФГОС ДО (раздел 4, п. 4.6.) обозначены целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного детства: ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, что актуализирует проблему ранней профориентации на уровне дошкольного образования. Ранняя профориентация должна носить преимущественно информационный характер (общее знакомство с миром профессий), а также не исключать совместного обсуждения мечты и опыта ребенка, приобретенного им в каких-то видах трудовой деятельности. Но тем временем у дошкольников должна быть возможность «погрузиться» в реальные практические ситуации. Таким образом, ключевая идея в знакомстве воспитанников с различными профессиями – это адаптации к жизни в современном обществе, совершенствование коммуникативных навыков, умение работать в команде. Использование образовательных возможностей педагогического процесса в рамках интеграции содержания всех образовательных областей, видов культурных практик и форм педагогических событий для решения задач ранней профориентации детей дошкольного возраста. В ранней профориентации нужно проводить тематические мероприятия, на которых дети знакомят с различными профессиями. В рамках реализации профориетационной работы большое внимание следует уделять организации развивающей предметно-пространственной среды, погружающей воспитанников в мир профессий, где у них будет возможность «прожить» производственные сюжеты, ситуации, освоить разнообразные модели профессионального поведения и межличностных профессиональных отношений. Организацию развивающей предметно-пространственной среды, с целью ранней профориентации детей дошкольного возраста следует рассматривать, как обогащение пространства ДОО таким предметным содержанием, которое бы обеспечивало присвоение детьми дошкольного возраста знаний о профессиях взрослых в адекватных возрасту видах деятельности. Безусловно, дополняя развивающую предметно-пространственную среду профориентационным содержанием, учитываются концептуальные принципы построения развивающей предметно-пространственной среды в ДОО, обозначенные в ФГОС ДО. Разнообразие профессий, с которыми знакомятся воспитанники, позволяет расширить кругозор, развивать познавательные способности воспитанников. Мероприятия позволят в наиболее комфортной и доступной форме освоить определенные сведения социального характера. Поэтому, создание условий, способствующих ранней профориентации обучающихся дошкольного возраста, через организацию различных видов деятельности и взаимодействие всех участников образовательных отношений – одна из главных целей работ в данном направлении. Реализация мероприятий будет способствовать решению задач ФГОС ДО: объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и, принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества (уважение к труду взрослых, понимание ценности труда, интерес к различным профессиям взрослых); достижение целевых ориентиров: ребенок обладает установкой положительного отношения к разным видам труда. Организация ранней профориентации в дошкольном образовании опирается на систему принципов – основных положений, которые раскрывают закономерности образовательной деятельности и определяют содержание, организационные формы, методы образовательного процесса в соответствии с целевыми ориентирами образования детей дошкольного возраста. Определяя принципы организации ранней профориентации, важно понимать их развивающий характер, ориентированный на достижения современной дидактики и требования ФГОС ДО:
Специфические принципы организации ранней профориентации:
Все названные принципы тесно связаны между собой, взаимодействуют друг с другом и образуют целостную систему, определяющую исходные требования к организации ранней профориентации на уровне дошкольного учреждения. Общий смысл системы принципов состоит в том, чтобы дать педагогу надежные ориентиры для качественной организации ранней профориентации в условиях ДОУ и, не нарушая логики дошкольного детства, образовательного процесса в ДОУ, решать профориентированные задачи. IV. Список используемой литературы
|



РАННЯЯ ПРОФОРИЕНТАЦИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА










