Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru
 

Размещаем статьи

Публикация статей от педагогов с выдачей сертификата для аттестации

ISSN и Лицензия СМИ

Условия выдачи Сертификата

Конспект открытого занятия «Загадочные пернатые нашего зоопарка»
Познание
Автор: Пильщикова Людмила Викторовна   
26.11.2025 19:24

Конспект открытого занятия «Загадочные пернатые нашего зоопарка»Конспект открытого занятия «Загадочные пернатые нашего зоопарка»

Республиканский реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями «Адели»

Продолжительность: 25-30 минут Возраст детей: 8-12 лет 2025 г.

Цель: формирование у детей осознанного отношения к природе через знакомство с миром птиц. Занятие направлено на развитие интереса к изучению животного мира, расширение кругозора и воспитание бережного отношения к окружающей среде.

Задачи:

  • Образовательные: ознакомление с основными видами птиц, обитающих в зоопарке своего города.
  • Развивающие: развитие наблюдательности, внимания и памяти путем изучения внешнего вида и особенностей жизнедеятельности птиц.
  • Воспитательные: воспитание чувства ответственности перед природой и ее обитателями.

 

Материалы и оборудование.

Для проведения занятия потребуются:

  • настоящие перья птиц
  • карточки с изображениями птиц
  • презентация с фотографиями птиц, которые дети должны угадать
  • видеоролик про «Что такое мурмурация?»
  • жетоны за каждый правильный ответ

1 этап. Организационный:

Воспитатель: Здравствуйте, ребята. Присаживайтесь поудобнее. Сегодня мы с вами узнаем очень много нового и интересного. Но прежде чем узнать о ком или о чем мы будем говорить, я вам предлагаю послушать меня и дополнить:

Воробьи, стрижи, пингвины,

Снегири, грачи, павлины,

Попугаи и синицы:

Одним словом- это.... (Птицы)

Правильно, птицы.

Воспитатель: А кто это- птицы?

Дети: Птицы – это животные, которые умеют летать, у них есть клюв, детеныши появляются из яйца.

Воспитатель: А может быть вы знаете и что такое орнитология?

Дети: Орнитология – наука, изучающая птиц.

Воспитатель: Орнитологи – это ученые, которые изучают жизнь и повадки птиц.

Сегодня мы с вами узнаем не о всех птицах земного шара, а о некоторых птицах, живущих в нашем зоопарке. Будем разгадывать загадки. Проведем увлекательную игру "Чье перо?" Также узнаем в каких сказках можно встретить птиц. Что такое мурмурация? И не опасна ли она? За правильные ответ вы будете получать жетоны. В конце занятия по жетонам мы определим, кто же победил.

2 этап. Основная часть:

Воспитатель: Итак, для начала я прочитаю вам загадку, далее покажу перо этой птицы, и вы должны угадать, что за это птица.

Первая загадка:

Эта птица, как из сказки,

перья все имеют краски.

Хвост, как веер-опахало

и длины такой немалой.

Чей же хвост красивый, длинный?

Дети, это же…

Дети: Павлин.

Воспитатель: Веер перьев помогает самцам привлекать представительниц противоположного пола – большинство птиц для этого использует пение, но у павлинов голос совсем не приятный.

Прекрасные перья павлинов вырастают, когда птицам исполняется 3 года. Длина одного павлиньего пера может достигать 2 метров.

Но помимо очарования самок, хвост также служит для отпугивания врагов. При надвигающейся угрозе павлин распускает веером хвост и создается видимость сотни «глаз» взирающих на противника. Своеобразный отвлекающий маневр, сбивающий с толку хищника.

Следующая загадка:

Есть у него и клюв, и перья,

Вот только не летает он,

Он среди птиц — бегун отменный!

Прекрасный был бы почтальон!

Дети: Страус.

Воспитатель: Страус – самая крупная из птиц, которая не умеет летать. Мускулатура груди этой птицы имеет слабую структуру, а крылья неразвиты.

Страусы не во всём похожи на птиц, некоторые их физиологические особенности сближают их с животными. Например, моча и кал у них выводится раздельно, они имеют мочевой пузырь, у них отсутствует зоб, как у птиц, а заглатывают пищу они благодаря своей длинной шее.

А похожи страусы на птиц тем, что не имеют зубов, а для перетирания пищи им нужны камешки.

Страусы вовсе не прячут голову в песок. Если хищник угрожает их гнезду, страус может опуститься на землю и затихнуть, положив голову на песок, чтобы стать менее заметным, а на расстоянии кажется, что страус зарыл голову в песок.

И так следующая загадка:

Розовая птичка с длинными ногами

Ест одних креветок и летает стаями

Если птичку отгадаешь,

Мы поймём – ты много знаешь!

Дети: Фламинго.

Воспитатель: У фламинго есть привычка спать на одной ноге. Этим приемом они пользуются для экономии энергии и сохранения тепла.

Фламинго всеядны: они едят и растения, и мясо. Моллюски и водоросли, которые они добывают в водоемах, содержат каротины — красящие вещества, которые делают их перья розовыми или оранжевыми.

Следующая загадка:

В лесу темно,

Все спят давно.

Одна птица не спит:

На суку сидит,

Мышей сторожит.

Дети: Сова.

Воспитатель: Совы известны своей способностью к бесшумному полету, ведь к быстро двигающейся добыче они должны приближаться очень тихо. Для этого у сов широкие крылья, позволяющие им парить и минимизировать количество взмахов, которые, в основном, и создают шум от летящей птицы. Кроме того, многие виды сов имеют специальные перья, позволяющие делать взмахи практически бесшумно.

Самой любимой пищей сов являются ежи, которых они чистят от иголок при помощи собственных когтей.

Следующая загадка:

Прекрасней птицы в мире нет.

Как благороден силуэт!

И верность этих птиц друг другу

Поэтами воспета всюду.

Дети: Лебедь.

Воспитатель: Лебяжий пух обладает удивительной теплоизоляцией, что позволяет птицам отлично переносить холод. Но данное свойство стало причиной их массового истребления в средневековые времена.

На кончике хвоста у лебедей находится специальная железа, выделяющая жир для смазывания перьев. Благодаря этому, птицы могут подолгу плавать в воде, не промокая.

Следующая загадка:

Он не может размышлять,

Любит только повторять.

Но, его ты не ругай,

Эта птица …

Дети: Попугай.

Воспитатель: Одной из главных характеристик попугаев ара является закругленный большой клюв. Этим клювом с крутым кончиком птицы легко раскалывают скорлупу любых орехов и легко подтягиваются с ветки на ветку. Считается, что из всех птиц клюв ары самый крепкий.

Поистине попугаи ара имеют необыкновенный, волшебный вид. Зеленые, красные, голубые, желтые, оранжевые перья представляют собой природный калейдоскоп. Но вся эта раскраска — это прежде всего маскировка, которая помогает спокойно выживать в джунглях.

Следующая загадка:

Стоит на солнце, жмурится

Красавица, не курица.

Когда-то звали птицей царской

Сейчас зовут ее …

Дети: Цесаркой

Воспитатель: Правильно, цесарка. Ребята, а вы знаете, что в приусадебных хозяйствах цесарка незаменима как истребитель колорадского жука. Согласно одному из мифов: пятна у цесарок появились будто бы от многих слез, которые пролила сестра легендарного Малеагра, когда он погиб от разящей золотой стрелы Аполлона. Выплакав слезы, превратилась безутешная сестра героя в цесарку.

Следующая загадка:

Так раньше императоров в Китае называли,

Потом как новогодний фрукт названье то узнали,

И вот ещё, — далёко где-то

Названье птица носит это.

И птицу, и её названье

Нам разгадать придётся с вами.

Ну какая же это птица???

Дети: Это утка-мандаринка.

Воспитатель: Среди всех видов уток лишь мандаринки живут на деревьях, а не на суше или в прибрежных зарослях.

Как и другие утки, они питаются лягушками и прочими земноводными. При этом мандаринки охотно включают в своё меню и дубовые жёлуди.

3 этап:

Каждый ребенок получает перышко птицы. Их задача- найти пару «Перо/изображение птицы».

Воспитатель: Молодцы, ребята. И это лишь малая часть птиц, которая обитает у нас в зоопарке. Если вы хотите больше узнать, то вы можете посетить наш прекрасный зоопарк. Где есть не только птицы, но и различные животные.

А мы продолжаем.

Воспитатель:

Следующий конкурс называется «Из какой мы сказки?»

Птица – источник вдохновения для писателей, поэтов, музыкантов. У многих писателей и поэтов есть произведения, посвященные нашим пернатым друзьям. Сейчас мы вспомним некоторые из них. Ребята, вам нужно вспомнить название сказки, и птицы о которой в ней говорится.

  1. С какими птицами летала лягушка-путешественница? (С дикими утками; В. Гаршин «Лягушка-путешественница»).
  2. Какую птицу спасла Дюймовочка? ( «Ласточка» Г. Х. Андерсон «Дюймовочка»).
  3. Как звали птицу, которая не могла улететь в теплые края, потому что лиса повредила ей в детстве крыло ( «Серая шейка», утка).
  4. Какая птица, когда стучались в дверь, спрашивала: «Кто там?» (Галчонок; Э. Успенский «Дядя Федор, пес и кот Матроскин).
  5. Назовите имя вороны из передачи «Спокойной ночи, малыши!» (Каркуша).
  6. Какой птицей стал гадкий утенок, когда вырос? (Лебедем, Андерсен «Гадкий утенок»).

Воспитатель: Молодцы, ребята. Давайте сейчас посмотрим видеоролик «Мурмурация». Узнаем -что это, и не опасна ли она. (просмотр видеоролика).

4 этап. Заключительный.

Воспитатель: Теперь давайте посчитаем жетоны. Я поздравляю наших победителей. Сегодня у кого –то больше жетонов, у кого-то меньше. Но не надо расстраиваться. Все впереди.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 44 (406) выйдет
29 ноября 2025

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 43 (405) за 2025 год
Скачать Номер 42 (404) за 2025 год
Скачать Номер 41 (403) за 2025 год
Скачать Номер 40 (402) за 2025 год
Скачать Номер 39 (401) за 2025 год
Скачать Номер 38 (300) за 2025 год
Скачать Номер 37 (399) за 2025 год
Скачать Номер 36 (398) за 2025 год
Скачать Номер 35 (397) за 2025 год
Скачать Номер 34 (396) за 2025 год