| Организованные образовательные развивающие ситуации на игровой основе в старшем возрасте по познавательно-исследовательской деятельности «Наш дом — природа» |
| Познание | |
| Автор: Яковлева Татьяна Борисовна | |
| 22.11.2025 10:34 | |
|
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 31 с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому развитию детей Кировского района Санкт-Петербурга Разработала и провела: воспитатель Яковлева Татьяна Борисовна. Направление. Познавательно-речевое развитие. Образовательная область. Формирование целостной картины мира, расширение кругозора, исследовательская деятельность, развитие продуктивной деятельности. Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская, продуктивная. Материалы и оборудование: карточки с объектами живой и неживой природы, мольберты, магниты, ковролин, кроссворд, фломастер, картотека загадок, 2 кувшина с водой, стаканчики, заготовка для открытки, бумажные цветы, клей, кисти, салфетки. Содержание игрового действия. Дети входят в зал, осматривают его.
-Ребята, посмотрите, как сегодня красив наш зал: пушистые ёлочки, растения, звездное небо, лучики солнца — это частичка того, что окружает нас каждый день. Мы очень любим всё, что есть на нашей земле. Мы любим, гулять в лесу, купаться в море, слушать птичьи голоса, кататься с горки зимой... Дети читают стихи о природе. Наш дом родной, наш общий дом - Земля, где мы с тобой живём! Чудес нам всех не перечесть, Одно у них названье есть; Леса, и горы, и моря - Всё называется земля! Вот на земле огромный дом под крышей голубой. Живут в нем солнце, дождь и гром, лес и морской прибой, Живут в нём птицы и цветы, весёлый звон ручья. Живёшь в том светлом доме ты и все твои друзья. Куда б дороги не вели, всегда ты будешь в нём. Природою родной Земли зовется этот дом. Сюрпризный момент. Слышится шум двигателя. В зал влетает инопланетный летательный аппарат, из него выходит Гуманошка. -Ой, куда это я попал? Совершенно не знакомое мне место... Дети: это Земля — наша планета. -А что у вас есть на вашей планете? Дети: у нас есть моря, реки, озера, леса, птицы, рыбы, растения... -Ой, как вы много мне всего наговорили, а нельзя ли всё это назвать одним словом? Дети: -Природа. -Это что же и камни природа? И небо — природа? И звёзды — природа Дети: да. -Так они же не живые! Дети: — А природа бывает живая и неживая. Ведущий: — Ребята у меня есть карточки, посмотрим, что на них нарисовано и разберёмся, что живое, а что неживое. Дети берут по одной карточке, выкладывают на ковролин, рассказывают что изображено, классифицируют. Ведущий: теперь даже Гуманошка понял, как отличить живое от неживого. Всё живое дышит, питается, растёт, двигается, производит потомство. Приглашайте нашего гостя в свой дружный круг поиграть. Игра. Если ведущий называет объекты живой природы — поднимаем руки вверх, если ведущий называет объекты неживой природы — прячем руки за спину. -Берёза, облако, дождь, заяц, река, кактус, ёжик, гром, птицы, лёд... Сравнение плакатов "Наш дом — природа". -Ребята, ответьте, а человек — природа? Дети: — Да! -Да, мы с вами часть природы. Каждый из нас живёт в доме со стенами, крышей, полом, потолком, но как только мы выходим за порог нашего дома, то оказываемся в другом огромном доме, нашем общем доме — в природе. -Скажите, почему нашим большим главным домом остаётся природа? Дети: — Мы любим, ходить в лес, купаться в речке, кушать ягоды на даче, слушать пение птиц... -Давайте внимательно рассмотрим вместе с нашим гостем два плаката и покажем что общее в нашем обычном доме и в природе. -От чего в нашем доме светло? От лампы. А что можно сравнить с лампой в природе? Солнце. Да, но солнце не только светит, оно ещё и греет. Значит, его можно сравнить и с домашним обогревателем, батареей отопления. В природе идёт дождь, а в нашем доме есть душ. В природе ветер, в доме — вентилятор. В комнате есть пол, в природе под ногами земля, почва. В домах бывают каменные и деревянные стены, в доме природы — горы и деревья. Огонь в плите — вулкан. Снег, лёд — холодильник... Чтение стихов. Окружающая среда. Всё — от тополя у забора до большого тёмного бора И от озера до пруда — окружающая среда. И ещё и медведь, и лось, и котёнок Васька, небось? Даже муха — вот это да! — Окружающая среда. Я люблю на озере тишь и в саду отражения крыш, Брать чернику люблю в лесу. Барсука люблю и лису. Я люблю тебя навсегда, окружающая среда! Разгадывание кроссворда. Теперь мы столько узнали о природе, что легко отгадаем любую загадку и даже разгадаем кроссворд. В кроссворд вписываются отгадки на загадки о природе. Игра "Поле, лес, огород". Ведущий кидает мяч ребенку из круга и называет объект, а ребёнок называет место обитания объекта. Например: гриб — лес, свёкла — огород, рожь — поле... Опыты с водой. Ребята, у нас в кроссворде есть слово "вода". На нашей Земле очень много воды, но, несмотря на это её нужно беречь. Вода наше самое большое богатство! Вы слыхали о воде? Говорят, она везде! В луже, в море, в океане, И в водопроводном кране. Как сосулька замерзает, В лес туманом заползает, На плите у нас кипит, Паром чайника шипит. Без неё нам не умыться, Не наесться, не напиться! Смею вам я доложить: Без неё нам не прожить. Опыт с водой. Определение свойств воды на вкус. Дети пробуют воду, угощают водой Гуманошку. Он хвалит, говорит, что не пробовал ничего вкуснее. Дети рассказывают, какая вода чистая, прозрачная, свежая, не имеет вкуса, без запаха, не имеет формы. Завершение игровой ситуации. Пора нашему новому другу возвращаться к себе домой. Он узнал много интересного про нашу планету, но что он расскажет про нас своим друзьям? Давайте пошлём им открытку с самыми красивыми цветами, чтобы они сразу поняли, как прекрасна наша планета Земля. Дети наклеивают на заготовку цветы, изготовленные во время подготовительной работы. Вручают открытку Гуманошке и прощаются.
|



Организованные образовательные развивающие ситуации на игровой основе в старшем возрасте по познавательно-исследовательской деятельности «Наш дом — природа»









