Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru
 

Размещаем статьи

Публикация статей от педагогов с выдачей сертификата для аттестации

ISSN и Лицензия СМИ

Условия выдачи Сертификата

Технологическая карта занятия «Как утюг в дом пришел»
Познание
Автор: Куфтик Светлана Михайловна   
24.10.2025 13:48

Технологическая карта занятия «Как утюг в дом пришел»Технологическая карта занятия «Как утюг в дом пришел»

Возрастная группа: подготовительная.

Цель: обогащение представлений об истории утюга у детей старшего дошкольного возраста посредством технологии «Путешествие по реке времени».

Задачи:

Образовательные:

  • расширять временные представления об утюге, его внешнем виде
  • закреплять навыки познавательно-исследовательской деятельности (узнавать, сравнивать, различать и соединять факты и явления в историческом времени) с помощью технологии «Путешествие по реке времени»
  • активизировать словарь путем обсуждения незнакомых или непонятных слов.

Скачать конспект

Развивающие:

  • развивать интерес детей к окружающему миру
  • развивать умения включаться в коллективное исследование, обсуждать его ход, договариваться о совместных продуктивных действиях
  • развивать способность использовать в процессе общения объяснительную речь, речь — доказательство, речевое планирование.

Воспитательные:

  • воспитывать способность бережно и уважительно относиться к результатам труда других людей
  • воспитывать стремление к совместному досугу, взаимодействию в практической деятельности с семьей.

Дополнительные задачи: развивать умения технично, точно, осознанно и выразительно выполнять физические упражнения.

Словарная работа: рубель, скалка, скатка.

Планируемые результаты:

  • дети имеют временные представления об утюге, его внешнем виде
  • умеют узнавать, сравнивать, различать и соединять факты и явления в историческом времени
  • знакомы со значением незнакомых или непонятных слов
  • проявляют интерес к окружающему миру
  • умеют включаться в коллективное исследование, обсуждать его ход, договариваться о совместных продуктивных действиях
  • способны использовать в процессе общения объяснительную речь, речь — доказательство, речевое планирование
  • способны бережно и уважительно относиться к результатам труда других людей
  • стремятся к совместному досугу, взаимодействию в практической деятельности с семьей.

Материалы и оборудование: аудиозапись работающего утюга; мультимедийное оборудование; презентация; панно «Река времени»; картинки-метки.

 

Ход мероприятия

Этапы

деятельности

Содержание деятельности

Действия, деятельность педагога

Действия, деятельность детей

Планируемый результат

Организационный этап

- Здравствуйте, ребята.

Предлагаю вам прислушаться и угадать, какой предмет издает такие звуки.

- Да, это утюг.

- А как вы догадались?

- Как вы думаете, для чего нам нужен утюг?

- Утюг - это электрический прибор, предназначенный для глажения одежды и постельного белья.

- Предлагаю рассмотреть утюг.
Какая форма у утюга? (Треугольная)
На что похож утюг? (На маленькую лодочку)
Назовите основные части утюга. (Корпус, ручка, шнур с вилкой, переключатель)
Что находится внутри утюга? (Внутри находится спираль, которая нагревается при помощи электричества.
Для чего нужна ручка? (ручка нужна, чтобы держать утюг)
Для чего нужен переключатель? (Чтобы регулировать температуру)
Из какого материала сделан корпус? (Из металла)
Из чего ручка и регулятор? (Ручка и регулятор сделаны из пластмассы)

Приветствует детей, создает психологически непринужденную атмосферу, вызывает интерес к предстоящей деятельности. Инициирует общее обсуждение.

Приветствуют педагога.

Слушают аудиозапись, обсуждают событие, высказывают свое мнение, основываясь на имеющиеся знания.

Дети настроены и заинтересованы в дальнейшей деятельности. Способны использовать в процессе общения объяснительную речь, речь - доказательство, речевое планирование.

Мотивационно-целевой этап

- Ребята, как вы думаете, утюги существовали всегда?

- Как они выглядели? Было легче ими пользоваться или тяжелее?

- Как мы можем это узнать, из каких источников?

- Чтобы получить ответ на этот вопрос, нам с вами нужно отправиться в путешествие.

- Вы любите путешествовать?

- Интересно, ребята, а на чем мы с вами отправимся в путешествие?

- Предлагаю отправиться в путешествие с помощью «волшебной кнопки» по реке времени, где на пути нам будут встречаться острова: древность (очень далекое прошлое), старина (прошлое), современность (наше время).

Инициирует общее обсуждение. Актуализирует имеющиеся знания и представления об утюгах в различные временные промежутки.

Подводит к постановке цели исследования. Знакомит с панно «Река времени»

Участвуют в диалоге, высказывают свое мнение, основываясь на имеющиеся знания, представления, вспоминают ранее усвоенное. Ставят цель предстоящей деятельности. Включаются в коллективное исследование, обсуждают его ход и совместные действия. Знакомятся с панно «Река времени»

Дети проявляют интерес к окружающему миру. Способны использовать в процессе общения объяснительную речь, речь - доказательство, речевое планирование. Умеют включаться в коллективное исследование, обсуждать его ход, договариваться о совместных продуктивных действиях.

Динамическая пауза

- Перед путешествием сделаем небольшую разминку:

Тюх, тюх, тюх, тюх - разгорелся наш утюг.

(Легкие покачивания головой вправо - влево, пружиня корпусом)

Пых, пых, пых, пых - он кипения достиг.

(Надувание щек, разводы обеих рук одновременно в стороны)

Белье гладим на доске,

Нет ни складочки нигде.

(Имитация движений глажки белья)

Поясняет и показывает технику выполнения разминки

Выполняют разминку.
Демонстрируют физическую активность.
Берут на себя роль

Дети получают эмоциональную и физическую разрядку, новый игровой опыт

Практический этап

- Вы готовы отправиться в путешествие, тогда отправляемся на первый остров«Древность».

- Как вы думаете, в древности были утюги?

- В древности не было утюгов, вместо них люди использовали тяжелые камни, которые клали на одежду и оставляли на некоторое время.

- С помощью «волшебной кнопки» перемещаемся на остров «Старина».

В старину гладили вещи с помощью рубеля, представлявший собой пластину из древесины с ручкой на одном конце.Выстиранное, ещё влажное бельё накручивали на скалку (получалась скатка).

На скатку сверху укладывали рубель зубчатой стороной вниз и прокатывали им несколько раз по скатке, с силой прижимая рубель обеими руками за рукоять и противоположный конец. Ребристая поверхность рубеля разминала жёсткую и грубую ткань и разглаживала «морщины». После продолжительного катания бельё становилось ровным, гладким, как после обработки паром. Отсюда и пословица: «Не мытьём, так катаньем!».

В старину люди заметили, что белье лучше разглаживается тяжёлым предметом, и к тому же горячим. Так появился угольный утюг - железная коробка с заостренным носиком и крышкой, которая открывалась и закрывалась. В коробку накладывали горячие угольки. И ждали, когда нагреется утюг.

- Ребята, нам пора возвращаться в наше время – на остров «Современность».

Когда появилось электричество, люди догадались, что утюг можно нагревать электрическим током. И был изобретен электрический утюг.

- Благодаря нашему путешествию вы узнали о том, какие утюги существовали в разные времена. Предлагаю вам взять картинки-метки с изображением различных утюгов и расположить их на соответствующих островах на панно, символизирующем «реку времени».

- Проверим правильность фиксации картинок - меток на реке времени.

- Молодцы, вы отлично справились с этим заданием.

Рассказывает про утюги, существовавшие в различные временные периоды, используя интерактивную доску для показа презентации.

Стимулирует познавательную и речевую активность детей для решения проблемной ситуации. Поощряет самостоятельность и инициативность детей, помогает затрудняющимся детям советом

Смотрят презентацию, получают временные представления об утюге, его внешнем виде, уточняют значение незнакомых или непонятных слов. Анализируют, сравнивают, активно обсуждают демонстрационный материал, сортируют и фиксируют картинки – метки на панно «Река времени». Сопоставляют результаты исследования

У детей расширены временные представления об утюге, его внешнем виде. Умеют узнавать, сравнивать, различать и соединять факты и явления в историческом времени с помощью технологии «Путешествие по реке времени». Знакомы со значением незнакомых или непонятных слов.Способны использовать в процессе общения объяснительную речь, речь - доказательство, речевое планирование. Способны бережно и уважительно относиться к результатам труда других людей

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 40 (402) выйдет
29 октября 2025

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 39 (401) за 2025 год
Скачать Номер 38 (300) за 2025 год
Скачать Номер 37 (399) за 2025 год
Скачать Номер 36 (398) за 2025 год
Скачать Номер 35 (397) за 2025 год
Скачать Номер 34 (396) за 2025 год
Скачать Номер 33 (395) за 2025 год
Скачать Номер 32 (394) за 2025 год
Скачать Номер 31 (393) за 2025 год