Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru
 

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Конспект занятия по окружающему миру (средняя группа) «Изучение свойств дерева и металла»
Познание
Автор: Липатова Мария Анатольевна Паршикова Светлана Геннадьевна   
09.06.2025 22:23

Конспект занятия по окружающему миру (средняя группа) «Изучение свойств дерева и металла»Конспект занятия по окружающему миру (средняя группа) «Изучение свойств дерева и металла»

Цель: Познакомить детей со свойствами дерева и металла.

Задачи:

  • уточнить и конкретизировать представления детей, что есть вещи, сделанные из металла, а есть – из дерева; используя прием сравнения, познакомить с качествами этих материалов.
  • учить детей понимать, почему определенные вещи делают из определенных материалов.
  • Учить производить обследовательские действия, делать на основе сравнения простейшие умозаключения и обобщения.

Оборудование:

 

Демонстрационный материал: игрушки-гномы, банка с водой, деревянная палочка, металлическая пластина, салфетка, поднос, чудесный мешочек, гайка, колечко, проволока, палочка-ветка, нож, коробка с металлическими и деревянными предметами, металлические и деревянные ложки.

Раздаточный материал: поднос, розетка с водой, гайка, кружок, деревянная палочка, металлическая пластина, салфетка.

Организация детей: за столами, расставленными буквой «Г».

Ход занятия:

1. Организационный момент

-Встаньте рядышком друг с другом, словно месяц – полукругом. Друг на друга посмотрите и, конечно, улыбнитесь.

2. Мотивационный этап

Появляются гномики Тук и Звяк. Им подарили ложки: деревянные Туку, а металлические Звяку, а они не могут разобраться, не знают, что такое металл, а что такое дерево.

Как им помочь? (Научим гномиков различать дерево и металл).

3. Исполнительный этап

- Посмотрите на подносы. Что лежит на них? Потрогайте, подержите. Покажите друг другу. (Поддерживаю высказывания детей).

- Возьмите деревянную палочку. Из чего она сделана? (Палочка сделана из дерева, палочка деревянная). Какого она цвета? Положите на салфетку.

-Возьмите металлическую пластину. Из чего сделана пластина?

(Пластина сделана из металла, металлическая пластина). Какого она цвета?

Опыт № 1 «Отгадай наощупь»

- Положите на салфетку. Потрогайте пальцами, погладьте ладонями сначала дерево, а потом металл. Чем они отличаются на ощупь? (Металл гладкий, а дерево шероховатое, шершавое, хор. и инд. повтор.)

- Как можно узнать. Что теплее на ощупь, дерево или металл? Приложите к щекам. Что холоднее? (Металл холоднее, чем дерево, дерево теплое).

Опыт № 2 «Твердое — мягкое»

- Как вы думаете, что прочнее: дерево или металл? (...) Как доказать? (...) — -Возьмитеметаллическую пластину. Попытайтесь ее согнуть. Сильнее. Сгибается металлическая пластина? (Металлическая пластина не сгибается).

- Положите. Возьмите тонкую деревянную палочку. Попробуйте ее сломать. Что случилось? (Деревянная палочка сломалась). Легко ли ее сломать? (Ответы детей)

- Что можно резать ножом: дерево или металл? Почему так решили? (Дерево не такое прочное, как металл). (Воспитатель строгает палочку ножом, комментируя свои действия). Из чего сделан нож? (Металл режет дерево, он прочнее дерева).

- Проведите углом металлической пластины по деревянной палочке. Что вы видите на дереве0 (Остается царапина, вмятина, след).

- А теперь деревянной палочкой поцарапайте металлическую пластину. Есть ли след? Что же прочнее, тверже, металл или дерево?

(Металл прочнее, тверже дерева, потому что он не ломается, им можно резать дерево).

- Какие предметы делают из металла? Почему? Какие предметы делают из дерева? Почему стулья из дерева? Почему трубы из металла?

Физкультминутка. (Дети превращаются в гномиков, шагают по дорожке, перешагивают через пеньки. Качают колпачками, кружатся вокруг себя, играют кулачками).

Опыт №3 «Что звонче?»

- Как звучат деревянные и металлические предметы? (...) Проверим. Ударьте металлическими пластинками друг о друга. Что слышим? (Слышим звон, звенят). Металлические вещи при ударе звенят, звякают.

- Ударьте деревянными палочками друг о друга. Что слышите? (Глухой звук «Тук-тук»). Что мы с вами сейчас узнали? (Ответы детей). Положите на поднос.

Опыт № 4 «Тяжелое — легкое»

- Возьмите деревянный кружок и металлическую гайку. Рассмотрите, потрогайте. Что сделано из металла? Что сделано из дерева? Они одинаковые по размеру? Как проверить? (Дети накладывают). Положите в одну ладошку гайку, в другую — кружок. Взвесьте на ладошках. Что тяжелее: металл или дерево? (Металлтяжелее, чем дерево).

Опыт № 5 «Тонет — не тонет».

- Как вы думаете, что произойдет, если кружок и гайку бросить в воду? (...) Проверьте. Опустите осторожно в воду. Что происходит () Попробуйте утопить деревянный кружок. Что мы с вами сейчас узнали?

(Дерево не тонет, плавает, а металл тонет).

Рефлексивный этап

- Давайте вспомним, как зовут наших гномов. Как вы думаете, кому из них надо дать металлические ложки, а кому деревянные? Ложки лежат в волшебном мешке. Мы будем расколдовывать.

- Надо будет в мешке взять одну ложку и определить, из чего она сделана. Если вы правильно назовете, мешочек откроется и выпустит ложку, а вы ее положите нужному гному: Туку или Звяку.

(Дидактическая игра «Чудесный мешочек»).

- Расскажите Звяку о его ложках. (Ложки металлические, прочные, не ломаются, серого цвета, блестят, холодные, гладкие, звенят, тонут в воде).

- Расскажите Туку о его ложках. (Ложки деревянные, красивые, прочные, но могут сломаться, они теплые, шероховатые, стучат, не тонут в воде).

Оркестр ложкарей. Прощание с гномами. Они оставляют детям коробку. Свободное рассматривание предметов, поддержание разговора о материале, из которого они сделаны.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 21 (383) выйдет
14 июня 2025

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 20 (382) за 2025 год
Скачать Номер 19 (381) за 2025 год
Скачать Номер 18 (380) за 2025 год
Скачать Номер 17 (379) за 2025 год
Скачать Номер 16 (378) за 2025 год
Скачать Номер 15 (377) за 2025 год
Скачать Номер 14 (376) за 2025 год
Скачать Номер 13 (375) за 2025 год
Скачать Номер 12 (374) за 2025 год
Скачать Номер 11 (373) за 2025 год
Скачать Номер 10 (372) за 2025 год
Скачать Номер 9 (371) за 2025 год
Скачать Номер 8 (370) за 2025 год
Скачать Номер 7 (369) за 2025 год