КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ПОЗНАВАТЕЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ «Путешествие в прошлое» |
Познание | |||
Автор: Лыткина Анна Викторовна, Каверина Светлана Ромновна | |||
21.02.2025 16:23 | |||
ЦЕЛЬ: ознакомление детей дошкольного возраста с образом жизни русского народа, его бытом и культурой через музейную деятельность. ЗАДАЧИ:
МАТЕРИАЛЫ И ОБОРУДОВАНИЕ:
ХОД ЗАНЯТИЯ: «Сюрпризный момент» Восп. Ребята, к нам пришла посылка из города Енисейска. Как вы думаете, что находится в коробке? Ответы детей. Восп. Давайте посмотрим. Посылка открывается. Дети рассматривают с воспитателем содержимое посылки: сарафан, кокошник для девочки, рубаха-косоворотка, кушак, кепка для мальчика. Восп. Кто носил такую одежду? Ответы детей. Восп. Это костюмы русского народа. В такой одежде ходили наши предки. Город Енисейск стоит на реке Енисей. Он образован раньше Красноярска. Я предлагаю вам отправиться в путешествие в прошлое и узнать, как жили люди много лет назад. (можно предложить одеть костюмы девочке и мальчику — помощники –экскурсоводы). Экскурсия в русскую избу. Рассказ «Путешествие в прошлое» (можно подготовить детей). В старину люди жили в деревянных избах. Дома строили большие, под одной крышей жила семья, но очень большая, в ней было 10-12 человек. Печь в доме занимала пол избы. Она не только обогревала, на ней готовили еду, здесь можно было спать. У печи находилась домашняя утварь: ухват, кочерга, коромысло. Практически все в избе делалось своими руками: мебель, посуда. Любая вещь украшалась резьбой, вышивкой, росписью. Прялка была самым главным предметом. Люди сами пряли нити, ткали и шили одежду. Русские люди очень гостеприимны. Всех гостей сажали в «красный угол» т.е. красивый. Гостей встречали караваем хлеба с солью. Русский народ очень талантливый, издавна делает очень красивые предметы – игрушки, предметы быта, придумывает интересные сказки. Восп. Спасибо, ребята, за интересное путешествие. О каких предметах русского народа вы узнали? Ответы детей. Восп. А сейчас отгадайте загадки про эти предметы: - Летом спит, зимой горит. Пасть открывает, что дают – глотает. (печь) - Не бык, а бодает Не ест, а еду хватает, Что схватит – отдает, А сам в угол идет. (ухват). - Воду дед носил с утра. Каждый раз по два ведра, На плечах дугой повисло Держит ведра … (коромысло). - Он как круглая кастрюля Он чумазый, не чистюля Где там в печке уголек Кашу сварит … (чугунок). - Эту обувь не забыли Хоть давным-давно носили. Влезут дети на полати У печи оставят … (лапти).
Что захватит, то в роток, Кашу, суп или окрошку … Вы узнали? Это … (ложка). Воспитатель демонстрирует ответы, уточняет об их использовании в старину. Восп. Без своей ложки в гости не ходили. Я вам предлагаю раскрасить ложки для себя. Звучит русская народная мелодия. Дети подходят к столу с красками и разрисовывают ложки. Восп. Мы хорошо потрудились. А какие вы знаете пословицы про труд? Ответы детей. Восп. Пришло время отдохнуть. Русская пословица «Делу время, а потехе час» предлагает нам потешиться- значит поиграть. Игра «Гори-гори ясно» под русскую народную мелодию «Как у наших у ворот». Ход игры: дети стоят по кругу. Ведущий с ленточкой идет за кругом, дети говорят слова: Гори-гори ясно, Чтобы не погасло. Глянь на небо- Птички летят, Колокольчики звенят. Раз, два, три – беги! Ведущий останавливается, двое детей, возле которых он остановился бегут по кругу в разные стороны чтобы быстрее схватить ленточку у ведущего. (Игра повторяется два раза). Восп. Сегодня мы с вами путешествовали в прошлое. Что нового вы узнали из путешествия? О каких традициях русского народа, обычаях? Ответы детей. Восп. Вы молодцы! Все правильно сказали, точно подметили. Русские люди всегда славились гостеприимством и любили угощать гостей. Вот и я хочу угостить вас вкусным чаем с баранками. Занятие заканчивается чаепитием.
|