Познавательно – творческий проект: «Ямал — моя малая Родина!»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад «Синяя птица»
Автор: Воспитатель — Шпендак Людмила Михайловна, Салехард, 2024г.
База реализации Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад «Синяя птица».
Тип, вид проекта Познавательно-творческий, групповой.
Участники проекта Дети, родители, воспитатели и тьютор.
Разработчики проекта Воспитатель: Шпендак Людмила Михайловна.
Срок реализации проекта Краткосрочный (2 недели) с 2.12. 2024г. по 16. 12. 2024г.
Скачать конспект
Цель проекта Развитие познавательных способностей детей дошкольного возраста через ознакомление с бытом, культурой и традициями народов Севера.
Задачи проекта Образовательные:
- Обогащать знания детей о природе Крайнего Севера.
- Формировать представление о быте и традициях народов Севера.
- Закреплять умение выразительного чтения стихов и сказок.
- Продолжать учить понимать образный смысл загадок.
- Совершенствовать подражательные навыки, побуждать к импровизации.
Развивающие:
- Развивать любознательность и познавательную активность, слуховое и зрительное внимание, логическое и образное мышление, память, связную речь.
- Обогащать и активизировать словарный запас.
Воспитательные:
- Воспитывать любовь к природе, бережное отношение к ней.
Особенности проекта Интеграция образовательных областей:
- познавательное развитие
- речевое развитие
- социально-коммуникативное развитие
- физическое развитие.
Предполагаемые результаты и продукты проекта Результат деятельности педагогов –
- Подбор методической и художественной литературы литературы, иллюстраций, картин, презентаций;
- Пополнение и формирование уголка нравственно -патриотического воспитания и КМНСв группе;
- Создание картотеки консультаций для родителей и дидактический материал для дидактических, подвижных и сюжетно — ролевых игр;
- Конспекты занятий.
Результат деятельности воспитанников –
- Сформировались первичные представления о родном крае, (ближайшем социуме),
- Имеют первичные представления о людях, прославивших ЯНАО;
- Могут рассказать о своем родном городе, назвать его;
- Знают государственную символику родного города, края.
Этапы реализации проекта Подготовительный:
- Составление перспективного плана работы по проведению проекта.
- Диагностика знаний детей о родном крае, о культуре, традициях, быте КМНС.
- Распределение заданий для участников проекта, подбор детской литературы и различного дидактического материала.
- Организация условий для реализации целей и задач проекта.
Основной:
- Чтение художественной литературы, заучивание стихотворений.
- Рассматривание иллюстраций.
- Беседы.
- Изобразительная деятельность.
- Конструктивная деятельность.
- Игровая деятельность.
Заключительный:
- Викторина: «Ямал-ты мал, но дорог мне»;
- Спортивное развлечение: «Игры народов Севера»;
- Выставка творческих работ: «Лучший кукла оберег «Акань»;
- Выставка рисунков: «Сказки народов Севера»;
- Экскурсия в музей под открытым небом «Горнокнязевск».
Предполагаемый результат: Дети:
- Обогащение знаний детей о культуре, традициях, обычаях, укладе жизни народов Севера;
- Раскрытие творческих способностей дошкольников через разнообразные виды детской деятельности;
- Уважение к самобытной культуре коренных народов Севера.
Родители:
- Ощущение личной сопричастности к образованию и воспитанию своего ребёнка;
- Формированиеболее высокой оценки достижений своих детей и гордость за них.
Проект: «Ямал — моя малая Родина!»
Вид проекта: познавательно- творческий, групповой.
Продолжительность проекта: краткосрочный (2 недели)
Сроки реализации проекта: с 02. 12. 2024г по 16. 12. 2024г.
Участники проекта: дети подготовительной группы, воспитатели, тьютор, родители.
Актуальность проекта:
Дошкольный возраст – это важнейший период жизни ребенка, который имеет решающее значение в становлении основ его личности, когда закладываются предпосылки гражданских качеств, развиваются представления о человеке, обществе, культуре. Ребенок естественно и легко впитывает впечатления от картин родной природы, быта, традиций, нравов людей, среди которых живет.
Дошкольное детство — это тот период жизни ребенка, когда закладываются основы трудовой деятельности, культуры труда личности, что определяет ее воспитанность и трудолюбие в будущем.
Крайней север в душе русского человека всегда вызывает восхищение, смешенное с желанием покорить этот сказочный и такой недоступный для людей мир. Специфика этого региона накладывает свой отпечаток на востребованные профессии, здесь развита в основном добывающая промышленностью.
Нередко дети дошкольного возраста не имеют представления о значимых профессиях людей, живущих на Крайнем севере, о культуре, традициях, быте, какую роль играет труд в жизни людей, о пользе.
Проблема:
Так как для родителей Ямал не является малой родиной, они не уделяют должного внимания знакомству с Ямалом, как местом, в котором они живут, как малой родине их детей. Поэтому возникла необходимость обратить внимание родителей и детей на эту тему.
Проект по этой теме является эффективной формой комплексного изучения нашего края. Недостаточная информированность детей о культуре, традициях, быте, профессиях людей крайнего севера.
Цель проекта: Развитие познавательных способностей детей дошкольного возраста через ознакомление с бытом, культурой и традициями народов Севера.
Задачи проекта:
Образовательные:
- Обогащать знания детей о природе Крайнего Севера.
- Формировать представление о быте и традициях народов Севера.
- Закреплять умение выразительного чтения стихов и сказок.
- Продолжать учить понимать образный смысл загадок.
- Совершенствовать подражательные навыки, побуждать к импровизации.
Развивающие:
- Развивать любознательность и познавательную активность, слуховое и зрительное внимание, логическое и образное мышление, память, связную речь.
- Обогащать и активизировать словарный запас.
Воспитательные:
- Воспитывать любовь к природе, бережное отношение к ней.
- Систематизировать знания детей о родном крае.
Стратегия и механизмы достижения поставленных целей:
Методы и формы работы:
- Проведение консультаций с родителями;
- Разработка методических материалов для родительского уголка;
- Подбор художественной и методической литературы про Ямал;
- Изготовление атрибутов для проведения сюжетно-ролевых игр;
- Рассматривание рисунков, презентаций, фотографий о жителях крайнего севера и о Ямале.
Методы исследования:
- Организованная образовательная деятельность: продуктивная деятельность.
- Чтение художественной литературы;
- Включение в совместную и самостоятельную деятельность детей дидактических, сюжетно ролевых и подвижных игр на данную тему;
- Продуктивная деятельность детей;
- Работа с родителями;
- Использование видеоматериалов и презентаций на тему Ямал.
Реализация поставленных задач будет проходить в 3 этапа:
I этап – Организационный.
- Составление перспективного плана работы по проведению проекта.
- Распределение заданий для участников проекта, подбор детской литературы и различного дидактического материала.
- Организация условий для реализации целей и задач проекта.
2 этап — Реализационный (содержательная часть).
- Чтение художественной литературы, заучивание стихотворений.
- Рассматривание иллюстраций.
- Беседы.
- Изобразительная деятельность.
- Конструктивная деятельность.
- Игровая деятельность.
3 этап. Итоговый
- Викторина: «Ямал-ты мал, но дорог мне»;
- Спортивное развлечение: «Игры народов Севера»;
- Выставка творческих работ: «Лучший кукла оберег «Акань»;
- Выставка рисунков: «Сказки народов Севера»;
- Экскурсия в музей под открытым небом «Горнокнязевск».
Подготовительный этап
- Постановка проблемы перед детьми: «Для чего необходимо знать историю земли, на которой мы живем?»
- Определить продукт проекта:
– создание картотеки консультаций для родителей и дидактический материал для дидактических, подвижных и сюжетно — ролевых игр;
3. Обсуждение проблемы, принятие задач: довести до детей важность данной проблемы — «Малая Родина Ямал — наш дом!»;
4. Подбор детской и методической литературы, наглядного материала (иллюстрации, фотографии, раскраски), презентаций на тему Ямал, дидактических игр, подвижных и настольных игр коренных народов Севера;
5. Подготовка материала для продуктивной деятельности;
6. Пополнение предметно — развивающей среды;
7. Ознакомление родителей с проектом.
Ожидаемые результаты:
Для детей:
- сформированность знания детей о родном крае, об округе, родном городе;
- формирование знаний детей о культуре, традициях, профессиях и быте коренных народов Севера.
Для родителей:
- тесное сотрудничество с педагогами;
- расширение педагогической грамотности родителей по вопросам родной край, наша малая Родина.
План работы по реализации проекта
|
Беседа:
|
Цель:
|
Ответственные:
|
«Мой край родной – ЯМАЛ!», «Флаг, герб и гимн Ямала», «Культура народов севера», «Царствохолода», «Коренные жители Севера и их традиции»
|
Формироватьу детей дошкольного возраста представления о Ямале, о традициях, быте и культуре народов севера.
|
Воспитатели группы.
|
Чтение художественной литературы:
|
Цель:
|
Ответственные:
|
«Кукушка», «Идэ» «Горный олень», «Айога», «Волшебные лыжи», «Гнев тайги», «Дочери Отортена».
|
Донестидетям содержаниепроизведения.Учить раскрывать замысел автора, воспитатьнравственноеотношение клитературным персонажам, их чувствам и поступкам.
|
Воспитатели группы.
|
Игровая деятельность:
|
Цель:
|
Ответственные:
|
Сюжетно-ролевая игра «Спасательная операция на Северном полюсе»
Дидактические и речевые игры
«Веришь - не веришь», «Белый медведь», «Чья, чей, чьи?», «Составить рассказ о белом и буром медведях», «Путаница».
|
Продолжать поддерживать у детей интерес к сюжетно – ролевой игре, самостоятельно отображать сюжет, распределять роли между собой. Воспитывать доброе отношение к животным.
Закрепление знаний детей об условиях жизни животных Севера. Продолжать знакомить детей с культурой и традициями народов Севера.
|
Воспитатели группы.
|
Просмотр презентаций:
|
Цель:
|
Ответственные:
|
Ø «Культура и традиции народов Севера»;
Ø «Ямал – мой край родной»
|
Познакомить детей старшего дошкольноговозрастас культурой,традициями, бытом коренныхнародов Ямала.
|
Воспитатели группы.
|
Физкультурно- спортивная деятельность:
|
Цель:
|
Ответственные:
|
Подвижные игры:
«Берегись охотника», «Быстрый олень», «Ловля оленей», Рыбаки и рыбки», «Оленьи упряжки».
|
Развитие у детей быстроты, ловкости, координации движений, внимание.
|
Воспитатели группы.
|
Продуктивная деятельность:
|
Цель:
|
Ответственные:
|
Аппликация на тему: «Северный олень»;
Рисование на тему:
«Чум», «Сказка кукушка»;
Лепка на тему: «Морошка».
|
Закрепление знаний о культуре, традициях, быте в процессе продуктивной деятельности.Развивать мелкую моторику рук, воображение, творческие способности детей.
|
Воспитатели группы.
|
Итоговые мероприятия:
|
Викторина: «Ямал-ты мал, но дорог мне»;
|
Цель:
Формировать знания детей дошкольного возраста о родном крае, родном городе, округе.
|
Ответственные:
Воспитатели группы.
|
Спортивное развлечение: «Игры народов Севера».
|
Цель:
Формировать интерес детей дошкольного возраста к различным формам изучения и закрепления культуры народов севера.
|
Ответственные:
Воспитатели группы.
|
Экскурсия в музей под открытым небом «Горнокнязевск».
|
Цель:
Привлечьвнимание детей и взрослых к теме истории, культуры, традиций нашего края, историей возникновения нашего города, округа.
|
Ответственные:
Воспитатели и родители подготовительной группы «Зайчата».
|
Заключительный этап:
1. Формирование картотеки консультаций для родителей, направленных на актуализацию расширения знаний родителей и детей о Ямале;
2. Формирование картотеки бесед по теме: «Северная земля», «Народы севера»;
3. Анкета для родителей воспитанников «Что Вы знаете о коренных народах Севера и их традициях?»;
4. Папка-передвижка: «Наш дом Ямал».
Полученные результаты:
· Увеличились знания детей о быте, культуре и традициях коренных народов Севера (ненцы, ханты, селькупы, коми).
· У воспитанников сформирован познавательный интерес к культурному наследию народов Севера, основы чувства толерантности к сверстникам разных национальностей коренных народов Севера.
· В ходе реализации проекта дети приобрели знания об истории возникновения района, его достопримечательностях, природных богатствах, социально-экономической значимости, символике родного края;
· Родители воспитанников стали активными участниками реализации проекта.
Литература:
1. Алешина Н.В. Патриотическое воспитание дошкольников. Методическое пособие. М.: ЦГЛ., 2005.
2. Красная книга Ямало-Ненецкого автономного округа, Екатеринбург, 1997
3. Нина Ядне. Мы родом из тундры. М., 1999
4. Т.А.Шорыгина. Беседы о русском Севере.
5. Г.Чувашов«Гыданский заповедник». С-Петербург, 2001
6. Н.Журавель Краеведение Ямало-ненецкого автономного округа.
7. Сборник «Детские подвижные игры народов Севера» Юрия Юнкерова.
8. Сборник песен «Праздник тундры» СеменНяруй.
9. Культура народов Ямала / Борко Т.И., Галкин В.Т., Еманов А.Г., Павлов А.В. – Тюмень: Изд-во Института проблем освоения Севера СО РАН, 2002.
10. Фёдорова Л.В. «Ямальский калейдоскоп», Тюмень, Издательство ИПОС СО РАН, 2003 г.
11. Шорыгина Т.А. «Беседы о русском Севере». Методические рекомендации М.: ТЦ Сфера, 2008 г.
12. Журавель Н. М. Краеведение Ямало – Ненецкого автономного округа., Новый Уренгой: ЗАО «Центр принт», 2003.
13. Северные родники / Автор – составитель Л.В. Федорова. Тюмень: Изд-во Института проблем освоения Севера СО РАН, 2001.
14. Серия: «Сказки Евражки». Для дошкольного возраста. Ненецкие сказки. Литературная обработка Меновщикова Г.А., Васильева В.И. Издательство «Малыш», 1991.
|