Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Познавательно – творческий проект: «Ямал — моя малая Родина!»
Познание
Автор: Шпендак Людмила Михайловна   
07.02.2025 14:25

Познавательно – творческий проект: «Ямал — моя малая Родина!»Познавательно – творческий проект: «Ямал — моя малая Родина!»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад «Синяя птица»

Автор: Воспитатель — Шпендак Людмила Михайловна, Салехард, 2024г.

База реализации Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад «Синяя птица».

Тип, вид проекта Познавательно-творческий, групповой.

Участники проекта Дети, родители, воспитатели и тьютор.

Разработчики проекта Воспитатель: Шпендак Людмила Михайловна.

Срок реализации проекта Краткосрочный (2 недели) с 2.12. 2024г. по 16. 12. 2024г.

 

Скачать конспект

Цель проекта Развитие познавательных способностей детей дошкольного возраста через ознакомление с бытом, культурой и традициями народов Севера.

Задачи проекта Образовательные:

  • Обогащать знания детей о природе Крайнего Севера.
  • Формировать представление о быте и традициях народов Севера.
  • Закреплять умение выразительного чтения стихов и сказок.
  • Продолжать учить понимать образный смысл загадок.
  • Совершенствовать подражательные навыки, побуждать к импровизации.

Развивающие:

  • Развивать любознательность и познавательную активность, слуховое и зрительное внимание, логическое и образное мышление, память, связную речь.
  • Обогащать и активизировать словарный запас.

Воспитательные:

  • Воспитывать любовь к природе, бережное отношение к ней.

Особенности проекта Интеграция образовательных областей:

  • познавательное развитие
  • речевое развитие
  • социально-коммуникативное развитие
  • физическое развитие.

Предполагаемые результаты и продукты проекта Результат деятельности педагогов –

  1. Подбор методической и художественной литературы литературы, иллюстраций, картин, презентаций;
  2. Пополнение и формирование уголка нравственно -патриотического воспитания и КМНСв группе;
  3. Создание картотеки консультаций для родителей и дидактический материал для дидактических, подвижных и сюжетно — ролевых игр;
  4. Конспекты занятий.

Результат деятельности воспитанников –

  1. Сформировались первичные представления о родном крае, (ближайшем социуме),
  2. Имеют первичные представления о людях, прославивших ЯНАО;
  3. Могут рассказать о своем родном городе, назвать его;
  4. Знают государственную символику родного города, края.

Этапы реализации проекта Подготовительный:

  • Составление перспективного плана работы по проведению проекта.
  • Диагностика знаний детей о родном крае, о культуре, традициях, быте КМНС.
  • Распределение заданий для участников проекта, подбор детской литературы и различного дидактического материала.
  • Организация условий для реализации целей и задач проекта.

Основной:

  • Чтение художественной литературы, заучивание стихотворений.
  • Рассматривание иллюстраций.
  • Беседы.
  • Изобразительная деятельность.
  • Конструктивная деятельность.
  • Игровая деятельность.

Заключительный:

  • Викторина: «Ямал-ты мал, но дорог мне»;
  • Спортивное развлечение: «Игры народов Севера»;
  • Выставка творческих работ: «Лучший кукла оберег «Акань»;
  • Выставка рисунков: «Сказки народов Севера»;
  • Экскурсия в музей под открытым небом «Горнокнязевск».

Предполагаемый результат: Дети:

  • Обогащение знаний детей о культуре, традициях, обычаях, укладе жизни народов Севера;
  • Раскрытие творческих способностей дошкольников через разнообразные виды детской деятельности;
  • Уважение к самобытной культуре коренных народов Севера.

Родители:

  • Ощущение личной сопричастности к образованию и воспитанию своего ребёнка;
  • Формированиеболее высокой оценки достижений своих детей и гордость за них.

Проект: «Ямал — моя малая Родина!»

Вид проекта: познавательно- творческий, групповой.

Продолжительность проекта: краткосрочный (2 недели)

Сроки реализации проекта: с 02. 12. 2024г по 16. 12. 2024г.

Участники проекта: дети подготовительной группы, воспитатели, тьютор, родители.

Актуальность проекта:

Дошкольный возраст – это важнейший период жизни ребенка, который имеет решающее значение в становлении основ его личности, когда закладываются предпосылки гражданских качеств, развиваются представления о человеке, обществе, культуре. Ребенок естественно и легко впитывает впечатления от картин родной природы, быта, традиций, нравов людей, среди которых живет.

Дошкольное детство — это тот период жизни ребенка, когда закладываются основы трудовой деятельности, культуры труда личности, что определяет ее воспитанность и трудолюбие в будущем.

Крайней север в душе русского человека всегда вызывает восхищение, смешенное с желанием покорить этот сказочный и такой недоступный для людей мир. Специфика этого региона накладывает свой отпечаток на востребованные профессии, здесь развита в основном добывающая промышленностью.

Нередко дети дошкольного возраста не имеют представления о значимых профессиях людей, живущих на Крайнем севере, о культуре, традициях, быте, какую роль играет труд в жизни людей, о пользе.

Проблема:

Так как для родителей Ямал не является малой родиной, они не уделяют должного внимания знакомству с Ямалом, как местом, в котором они живут, как малой родине их детей. Поэтому возникла необходимость обратить внимание родителей и детей на эту тему.

Проект по этой теме является эффективной формой комплексного изучения нашего края. Недостаточная информированность детей о культуре, традициях, быте, профессиях людей крайнего севера.

Цель проекта: Развитие познавательных способностей детей дошкольного возраста через ознакомление с бытом, культурой и традициями народов Севера.

Задачи проекта:

Образовательные:

  • Обогащать знания детей о природе Крайнего Севера.
  • Формировать представление о быте и традициях народов Севера.
  • Закреплять умение выразительного чтения стихов и сказок.
  • Продолжать учить понимать образный смысл загадок.
  • Совершенствовать подражательные навыки, побуждать к импровизации.

Развивающие:

  • Развивать любознательность и познавательную активность, слуховое и зрительное внимание, логическое и образное мышление, память, связную речь.
  • Обогащать и активизировать словарный запас.

Воспитательные:

  • Воспитывать любовь к природе, бережное отношение к ней.
  • Систематизировать знания детей о родном крае.

Стратегия и механизмы достижения поставленных целей:

Методы и формы работы:

  1. Проведение консультаций с родителями;
  2. Разработка методических материалов для родительского уголка;
  3. Подбор художественной и методической литературы про Ямал;
  4. Изготовление атрибутов для проведения сюжетно-ролевых игр;
  5. Рассматривание рисунков, презентаций, фотографий о жителях крайнего севера и о Ямале.

Методы исследования:

  1. Организованная образовательная деятельность: продуктивная деятельность.
  2. Чтение художественной литературы;
  3. Включение в совместную и самостоятельную деятельность детей дидактических, сюжетно ролевых и подвижных игр на данную тему;
  4. Продуктивная деятельность детей;
  5. Работа с родителями;
  6. Использование видеоматериалов и презентаций на тему Ямал.

Реализация поставленных задач будет проходить в 3 этапа:

I этап – Организационный.

  • Составление перспективного плана работы по проведению проекта.
  • Распределение заданий для участников проекта, подбор детской литературы и различного дидактического материала.
  • Организация условий для реализации целей и задач проекта.

2 этап — Реализационный (содержательная часть).

  • Чтение художественной литературы, заучивание стихотворений.
  • Рассматривание иллюстраций.
  • Беседы.
  • Изобразительная деятельность.
  • Конструктивная деятельность.
  • Игровая деятельность.

3 этап. Итоговый

  • Викторина: «Ямал-ты мал, но дорог мне»;
  • Спортивное развлечение: «Игры народов Севера»;
  • Выставка творческих работ: «Лучший кукла оберег «Акань»;
  • Выставка рисунков: «Сказки народов Севера»;
  • Экскурсия в музей под открытым небом «Горнокнязевск».

Подготовительный этап

  1. Постановка проблемы перед детьми: «Для чего необходимо знать историю земли, на которой мы живем?»
  2. Определить продукт проекта:

– создание картотеки консультаций для родителей и дидактический материал для дидактических, подвижных и сюжетно — ролевых игр;

3. Обсуждение проблемы, принятие задач: довести до детей важность данной проблемы — «Малая Родина Ямал — наш дом!»;

4. Подбор детской и методической литературы, наглядного материала (иллюстрации, фотографии, раскраски), презентаций на тему Ямал, дидактических игр, подвижных и настольных игр коренных народов Севера;

5. Подготовка материала для продуктивной деятельности;

6. Пополнение предметно — развивающей среды;

7. Ознакомление родителей с проектом.

Ожидаемые результаты:

Для детей:

  • сформированность знания детей о родном крае, об округе, родном городе;
  • формирование знаний детей о культуре, традициях, профессиях и быте коренных народов Севера.

Для родителей:

  • тесное сотрудничество с педагогами;
  • расширение педагогической грамотности родителей по вопросам родной край, наша малая Родина.

 

План работы по реализации проекта

Беседа:

Цель:

Ответственные:

«Мой край родной – ЯМАЛ!», «Флаг, герб и гимн Ямала», «Культура народов севера», «Царствохолода», «Коренные жители Севера и их традиции»  

Формироватьу детей дошкольного возраста представления о Ямале, о традициях, быте и культуре народов севера.

Воспитатели группы.

Чтение художественной литературы:

Цель:

Ответственные:

«Кукушка», «Идэ» «Горный олень», «Айога», «Волшебные лыжи», «Гнев тайги», «Дочери Отортена».

 

Донестидетям содержаниепроизведения.Учить раскрывать замысел автора, воспитатьнравственноеотношение клитературным персонажам, их чувствам и поступкам.

Воспитатели группы.

Игровая деятельность:

Цель:

Ответственные:

Сюжетно-ролевая игра «Спасательная операция на Северном полюсе»

 

 

 

Дидактические и речевые игры

«Веришь - не веришь», «Белый медведь», «Чья, чей, чьи?», «Составить рассказ о белом и буром медведях», «Путаница».

Продолжать поддерживать у детей интерес к сюжетно – ролевой игре, самостоятельно отображать сюжет, распределять роли между собой. Воспитывать доброе отношение к животным.

Закрепление знаний детей об условиях жизни животных Севера. Продолжать знакомить детей с культурой и традициями народов Севера.

Воспитатели группы.

Просмотр презентаций:

Цель:

Ответственные:

Ø «Культура и традиции народов Севера»;

Ø «Ямал – мой край родной»

Познакомить детей старшего дошкольноговозрастас культурой,традициями, бытом коренныхнародов Ямала.

Воспитатели группы.

Физкультурно- спортивная деятельность:

Цель:

Ответственные:

Подвижные игры:

«Берегись охотника», «Быстрый олень», «Ловля оленей», Рыбаки и рыбки», «Оленьи упряжки».

Развитие у детей быстроты, ловкости, координации движений, внимание. 

Воспитатели группы.

Продуктивная деятельность:

Цель:

Ответственные:

Аппликация на тему: «Северный олень»;

Рисование на тему:

«Чум», «Сказка кукушка»;

Лепка на тему: «Морошка».

Закрепление знаний о культуре, традициях, быте в процессе продуктивной деятельности.Развивать мелкую моторику рук, воображение, творческие способности детей.

Воспитатели группы.

Итоговые мероприятия:

Викторина: «Ямал-ты мал, но дорог мне»;

 

Цель:

Формировать знания детей дошкольного возраста о родном крае, родном городе, округе.

Ответственные:

Воспитатели группы.

Спортивное развлечение: «Игры народов Севера».

Цель:

Формировать интерес детей дошкольного возраста к различным формам изучения и закрепления культуры народов севера.

Ответственные:

Воспитатели группы.

Экскурсия в музей под открытым небом «Горнокнязевск».

Цель:

Привлечьвнимание детей и взрослых к теме  истории, культуры, традиций нашего края, историей возникновения нашего города, округа.

Ответственные:

Воспитатели и родители подготовительной группы «Зайчата».

 

Заключительный этап:

1. Формирование картотеки консультаций для родителей, направленных на актуализацию расширения знаний родителей и детей о Ямале;

2. Формирование картотеки бесед по теме: «Северная земля», «Народы севера»;

3. Анкета для родителей воспитанников «Что Вы знаете о коренных народах Севера и их традициях?»;

4. Папка-передвижка: «Наш дом Ямал».

 

Полученные результаты:

·              Увеличились знания детей о быте, культуре и традициях коренных народов Севера (ненцы, ханты, селькупы, коми). 

·              У воспитанников сформирован познавательный интерес к культурному наследию народов Севера, основы чувства толерантности к сверстникам разных национальностей коренных народов Севера.

·              В ходе реализации проекта дети приобрели знания об истории возникновения района, его достопримечательностях, природных богатствах, социально-экономической значимости, символике родного края;

·              Родители воспитанников стали активными участниками реализации проекта. 

 

Литература:

1.                Алешина Н.В. Патриотическое воспитание дошкольников. Методическое пособие. М.: ЦГЛ., 2005.

2.                Красная книга Ямало-Ненецкого автономного округа, Екатеринбург, 1997

3.                Нина Ядне. Мы родом из тундры. М., 1999

4.                Т.А.Шорыгина. Беседы о русском Севере.

5.                Г.Чувашов«Гыданский заповедник». С-Петербург, 2001

6.                Н.Журавель Краеведение Ямало-ненецкого автономного округа.

7.                Сборник «Детские подвижные игры народов Севера» Юрия Юнкерова.

8.                Сборник песен «Праздник тундры» СеменНяруй.

9.                Культура народов Ямала / Борко Т.И., Галкин В.Т., Еманов А.Г., Павлов А.В. – Тюмень: Изд-во Института проблем освоения Севера СО РАН, 2002.

10.           Фёдорова Л.В. «Ямальский калейдоскоп», Тюмень, Издательство ИПОС СО РАН, 2003 г.

11.           Шорыгина Т.А. «Беседы о русском Севере». Методические рекомендации М.: ТЦ Сфера, 2008 г.

12.           Журавель Н. М. Краеведение Ямало – Ненецкого автономного округа., Новый Уренгой: ЗАО «Центр принт», 2003.

13.           Северные родники / Автор – составитель Л.В. Федорова. Тюмень: Изд-во Института проблем освоения Севера СО РАН, 2001.

14.           Серия: «Сказки Евражки». Для дошкольного возраста. Ненецкие сказки. Литературная обработка Меновщикова Г.А., Васильева В.И. Издательство «Малыш», 1991.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 5 (367) выйдет
16 февраля 2025

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 4 (366) за 2025 год
Скачать Номер 3 (365) за 2025 год
Скачать Номер 2 (364) за 2025 год
Скачать Номер 1 (363) за 2025 год
Скачать Номер 46 (362) за 2024 год
Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год