Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Проект «Мир вокруг нас» (ранняя профориентация дошкольников)
Познание
Автор: Бякина Марина Владимировна   
20.01.2025 21:48

Проект «Мир вокруг нас» (ранняя профориентация дошкольников)Проект «Мир вокруг нас» (ранняя профориентация дошкольников)

«Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму». (Китайская народная мудрость)

Актуальность

Ребенку-дошкольнику по природе присуща ориентация на познание окружающего мира и экспериментирование с объектами и явлениями реальности.

Экспериментирование как специально-организованная деятельность способствует становлению целостной картины мира ребенка дошкольного возраста и основ культурного познания им окружающего мира.

Развитие способности детей экспериментировать представляет собой определенную систему, в которую включены демонстрационные опыты, осуществляемые педагогом в специально организованных видах деятельности, наблюдения, лабораторные работы, выполняемые детьми самостоятельно в пространственно-предметной среде группы.

Как показывает практика, знания, полученные во время проведения опытов запоминаются надолго. Китайская пословица гласит: «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму». Важно, чтобы каждый ребенок проводил собственные опыты.

 

Экспериментирование оказывает положительное влияние на эмоциональную сферу ребенка, на развитие творческих способностей, на формирование трудовых навыков и укрепление здоровья (за счет повышения общего уровня двигательной активности).

Проект позволит:

Разработать цикл занятий и мероприятий по опытно-экспериментальной деятельности с использованием презентаций. Обогатить предметную среду в группе.

Участники проекта:

Дети, воспитатели, родители старшей группы.

Цель проекта:

Расширить знания детей об окружающем мире через опытно-экспериментальную деятельность, воспитывать любознательность, активность, формировать знания о науке, профессиях.

Задачи проекта:

  • Расширять представление детей о физических свойствах окружающего мира.
  • Знакомить с различными свойствами веществ (твердость, мягкость, сыпучесть, вязкость, плавучесть, растворимость.).
  • Развивать представления об основных физических явлениях (отражение, преломление света, магнитное притяжение).
  • Развивать представления детей о некоторых факторах среды (свет, температура воздуха и её изменчивость; вода — переход в различные состояния: жидкое, твердое, газообразное их отличие друг от друга; воздух — его давление и сила; почва — состав, влажность, сухость.
  • Расширять представление об использовании человеком факторов природной среды: солнце, земля, воздух, вода, растения и животные — для удовлетворения своих потребностей. Расширять представление детей о значимости воды и воздуха в жизни человека.
  • Знакомить детей со свойствами почвы и входящих в её состав песок и глину.
  • Формировать опыт выполнения правил техники безопасности при проведении физических экспериментов.
  • Развивать эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру.
  • Развивать интеллектуальные эмоции детей: создавать условия для возникновения удивления по отношению к наблюдаемым явлениям, для пробуждения интереса к решению поставленных задач, для возможности радоваться сделанному открытию.
  • Формировать у детей разные способы познания, которые необходимыдля решения познавательных задач.
  • Формировать у дошкольников первичное представление о мире профессий и интереса к профессионально-трудовой деятельности.
  • Учить детей целенаправленно отыскивать ответы на вопросы – делать предположения, средства и способы для их проверки, осуществлять эту проверку и делать адекватные выводы.

Сроки реализации:

с сентября по май учебного года.

Материалы и оборудование:

Уголок по экспериментированию, наборы индивидуальные: трубочки-соломинки, воронки, лупы, пробирки, одноразовые стаканы, шапочки, маски, фартуки (по количеству детей), оборудование для занятий. Альбомы со схемами опытов, картотека опытов, TV, ноутбук, презентации PowerPoint.

Список литературы:

  1. «Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников» О.В. Дыбина, Н. П. Рахманова, В.В. Щетинина. –М.: ТЦ «Сфера», 2005.
  2. «Естественнонаучные наблюдения и эксперименты в детском саду». Растения. детская энциклопедия А. И. Иванова –М.: ТЦ «Сфера», 2004.
  3. Прохорова Л.Н., Балакшина ТА. «Детское экспериментирование — путь познания окружающего мира», «Формирование начал экологической культуры дошкольников» (из опыта работы детского сада № 15 «Подсолнушек» г. Владимира) Под ред. Л.Н. Прохоровой. — Владимир, ВОИУУ, 2001.
  4. Рыжова Н. А. «Волшебница –вода» Н. А. Рыжова. – М.: Линка-Пресс, 1997.

5РыжоваН. А. «Игры с водой и песком», Обруч, — № 2.

6. Рыжова НА. «Опыты с песком и глиной» Обруч, — № 2.

7Тугушева Г.П., Чистякова А.В. «Игра-экспериментирование для детей старшего дошкольного возраста», Дошкольная педагогика, 2001. — № 1.

8. Цыплякова О. «Где же пятый океан?» Дошкольное воспитание. – 2006. — № 8.

9. Интернет ресурсы.

Этапы реализации проекта

Подбор методической литературы, интернет-ресурсов.

Разработка перспективного плана работы с детьми.

Разработка конспектов занятий с детьми по опытно – экспериментальной деятельности.

Организация развивающей среды в группе — оформление уголка по экспериментированию.

Анкетирование родителей.

Разработка перспективного плана работы с родителями.

Оформление консультативного материала для родителей.

 

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

№ п/п

Наименование разделов и тем

Кол-во занятий

Длительность занятий

Теория

Практика

1.

Детская лаборатория. Исследователь – кто это?

1

25мин

10 мин

15 мин

2.

Приборы для опытов.

1

25 мин

10 мин

15 мин

3.

Древесина, бумага, ткань

1

25 мин

10 мин

15 мин

4.

Стекло, фарфор, пластмасса

1

25 мин

10 мин

15 мин

5.

Металл, его качества и свойства. Профессия -металлург и сталевар.

1

25 мин

10 мин

15 мин

6.

Волшебное электричество. Профессия - электрик.

1

25 мин

10 мин

15 мин

7.

Как работает термометр. Профессия – врач.

1

25 мин

10 мин

15 мин

8.

Чудо магнит

1

25 мин

10 мин

15 мин

9.

Эти обыкновенные необыкновенные камни

1

25 мин

10 мин

15 мин

10.

Дымящие горы (вулканы). Профессия –вулканолог.

1

25 мин

10 мин

15 мин

11.

Соль на столе (полезные ископаемые)

1

25 мин

10 мин

15 мин

12.

Знакомимся с песком и глиной

1

25 мин

10 мин

15 мин

13.

Вода — самое удивительное вещество на Земле. Профессия – гидролог.

1

25 мин

10 мин

15 мин

14.

Почему растаяла Снегурочка

1

25 мин

10 мин

15 мин

15.

В царстве замерзшей воды.Профессия - гляциолог.

1

25 мин

10 мин

15 мин

16.

Неньютоновская жидкость

1

25 мин

10 мин

15 мин

17.

Тайные чернила

1

25 мин

10 мин

15 мин

18.

Опыты с пеной

1

25 мин

10 мин

15 мин

19.

Тайный похититель варенья

2

25 мин

10 мин

15 мин

20.

Растения — живой организм. Профессия – ботаник.

1

25 мин

10 мин

15 мин

21.

Прогулки - невидимки

1

25 мин

10 мин

15 мин

22.

Воздух есть везде. Профессия – метеоролог.

1

25 мин

10 мин

15 мин

23.

Посадим огород

1

25 мин

10 мин

15 мин

24.

Земля притягивает все. Профессия - геолог

1

25 мин

10 мин

15 мин

25.

Театр теней

1

25 мин

10 мин

15 мин

26.

Солнечные зайчики

1

25 мин

10 мин

15 мин

27.

Найди радугу

1

25 мин

10 мин

15 мин

28.

Поземная кладовая «Удивительная почва». Профессия – почвовед.

1

25 мин

10 мин

15 мин

29.

Почва — живая земля. Профессия - эколог

1

25 мин

10 мин

15 мин

30.

Сравнение песка, почвы и глины

1

25 мин

10 мин

15 мин

31.

Итоговое занятие

1

25 мин

10 мин

15 мин

 

Мониторинг

- Анализ результатов проекта.

Работа с родителями

Для ребенка важно, чтобы его мама и папа поддерживали его интересы, поэтому я привлекаю их к активной помощи. Так, например, можно предложить родителям дома проделать ряд опытов с водой, воздухом, провести исследования, ответить на вопросы, например, где можно найти воду дома? Для чего нужна вода и бережете ли вы ее? Родители помогают, направляют детей на выполнение заданий.

Для просвещения родителей можно провести консультации по темам: «Организация детского экспериментирования в домашних условиях», «Экспериментирование с водой».

Количественные данные позволят проследить эффективность работы, отследить детский результат и спланировать свою дальнейшую работу.

В работе с родителями по воспитанию детей необходимо использовать как традиционные формы, так и нетрадиционные, но все эти формы должны основываться на педагогике сотрудничества.

- Перспективный план работы с родителями.

- Беседы.

- Консультации для родительского уголка.

- Совместные досуги, праздники, КВНы, викторины и т. д.

- Участие в выставках, смотрах-конкурсах и т. д.

- Привлечение родителей к совместной с детьми деятельности.

Заключение

Важно спланировать и учебно-воспитательный процесс на основе темы проекта, создать развивающую, познавательную, безопасную предметную среду. Не менее важно, определить направление поисковой и практической деятельности, организовать совместную (с педагогами, родителями и детьми) деятельность. Ведь необходимо помнить, что проект — продукт сотрудничества и сотворчества воспитателей, детей, родителей, а порой и всего персонала детского сада.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 2 (364) выйдет
19 января 2025

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 1 (363) за 2025 год
Скачать Номер 46 (362) за 2024 год
Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год