Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Ознакомление дошкольников с Самарским краем «Люби и знай родной край» (из опыта работы).
Познание
Автор: Дворцова Людмила Петровна Шеянова Олеся Владимировна Захарова Жанна Николаевна   
03.01.2025 16:37

Ознакомление дошкольников с Самарским краем «Люби и знай родной край» (из опыта работы).Ознакомление дошкольников с Самарским краем «Люби и знай родной край» (из опыта работы).

Разработали в соавторстве воспитатели:

  • Дворцова Людмила Петровна,
  • Шеянова Олеся Владимировна,
  • Захарова Жанна Николаевна.

Проблема ознакомления дошкольников с родным краем продиктована потребностью российского общества в сохранении непрерывности традиций отечественной культуры и преемственности поколений.

Обращение к данной проблеме обусловлено следующим:

  • Анализ возрастных психологических особенностей (образность мышления, подражательность, внушаемость, эмоциональность, непосредственность и т.д.) дает основание утверждать, что дошкольник «открыт» для воздействия окружающей действительности и способен проявлять адекватное отношение к ней (отношение к людям, самому себе, Родине и т.д.). Именно через систему этих отношений реализуется гражданская позиция личности. Однако формирующим среди них является отношение к природе родного края, людям, живущим в родной местности, традициям, обычаям, культуре отчего дома;
  • Ребёнок усваивая культуру, накопленную человечеством, постепенно становится социальным существом, на его позицию большое влияние оказывают те социальные институты, где он живет, развивается;
  • В жизни дошкольника родной край занимает одно из важных мест, и от того, какое отношение сложится у него к этому «Дому» будет зависеть его дальнейшее становление как личности;
  • Характер и содержание процесса приобщения к родному краю определяются в дошкольном возрасте прежде всего взрослыми. Они учат понимать окружающий мир, определенным образом к нему относиться, учат способам участия в нем.

Скачать конспект

Знакомя детей с родным краем можно решить следующие задачи:

  • Дать представление о семье, о семейных традициях, родственных отношениях.
  • Вызвать интерес к жизни наших земляков. Дать элементарное представление об истории родного города, его памятниках и архитектуре, пробудить у детей чувство любви к своему городу-Самаре, уважение к его традициям и обычаям;
  • Дать представления о размерах нашей области и её природных богатствах. Вызвать интерес к жизни родного края;
  • Познакомить и дать представление о защитниках Отечества;
  • Познакомить с бытом, народными традициями и праздниками, воспитывать уважение к культуре других народов;
  • формировать единство эстетических чувств и нравственных ценностей;
  • пробуждать в детях эмоциональную отзывчивость через приобщение к искусству, музыке, литературе, народной культуре;
  • развивать потребность в самостоятельном освоении окружающего мира путем изучения культурного наследия разных эпох и народов. Научить ребенка понимать, что и у людей, и у вещей есть своя история;

В нашем детском саду реализуется Федеральная образовательная программа, утверждённая Приказом Минпросвещения России от 25. 11. 2022г.. В программе в основу раздела “Ознакомление с художественной литературой” положено знакомство со сказками народов России и мира. При знакомстве с фольклором используется богатый материал песенок, потешек, прибауток. Пословицы, поговорки, песенки, потешки используются не только на занятиях, но и в других режимных моментах, в каждодневной педагогической практике.

В рамках этой программы мы используем образовательную программу “Приобщение детей к истокам народной культуры” авторы О.Л. Князева, М.Д. Маханёва,, которая определяет новые ориентиры в нравственно-патриотическом воспитании детей, основанные на их приобщении к истокам русской народной культуры. Целью данной программы является формирование у детей “базиса культуры” на основе ознакомления с бытом и жизнью родного народа, его характером, присущим ему нравственными ценностями, традициями, особенностями культуры.

Планирование работы мы ведем по следующим образовательным областям: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Художественно- эстетическое развитие», «Физическое развитие». Работа по каждой области включает НОД, игры, экскурсии, беседы, нерегламентированную деятельность детей, по некоторым темам — праздники.

Перспективное планирование способствует эффективному и системному усвоению детьми знаний о своей стране, родном крае, той местности, где они живут. Причем темы повторяются в каждой группе. Изменяются только содержание, объем познавательного материала и сложность, следовательно, и длительность изучения. Отдельные темы мы приурочиваем к конкретным событиям и праздникам.

Следует подчеркнуть, что для ребенка дошкольного возраста характерны кратковременность интересов, неустойчивое внимание, утомляемость. Поэтому неоднократное обращение к одной и той же теме лишь способствует развитию у детей внимания и длительному сохранению интереса к одной теме. Кроме того, необходимо объединять в одну тему занятия по познавательному развитию, музыке, художественному творчеству (например, «Мой город», «Мои любимые сказки», «Моя семья» и т.д.).

Чтобы детям было интересно знакомиться с историей края, его достопримечательностями, надо уметь преподнести материал доходчиво, понятно, эмоционально, начиная с того, что детей окружает, что они могут непосредственно наблюдать, постепенно расширяя круг знаний.

Работу мы начали с младшей группы. В этом возрасте детям еще трудно представить себе нашу Самару. Поэтому знакомство с городом начинаем с экскурсий по близлежащим улицам; с бесед о том, где им приходилось бывать, что интересного они видели; о том, что у каждой улицы есть свое название, а у дома – свой номер.

Продолжая работу в средней группе, мы прежде всего знакомим детей с районом, на территории которого находится дошкольное учреждение, местоположением, совместно с детьми совершаем небольшие целевые прогулки, обращаем их внимание на красоту улиц, на то, что создано руками человека. Это различные здания, в которых люди живут и работают.

Знакомство с родным городом и родной природой вызывает у детей положительные чувства и эмоции, а также стремление и желание ребенка нарисовать то, о чем он только что услышал. Поэтому эта работа продолжается и во время непосредственной образовательной деятельности по художественному творчеству. Рисунки детей, отражающие сильное и чистое чувство любви к своему родному городу, родной природе позволяют им создать выразительные образы, основанные на своих собственных наблюдениях, а также заставляют задуматься над отношением к миру природы. Мы используем различные формы по ознакомлению детей с родным городом и родной страной: целевые прогулки, экскурсии, беседы, наблюдения, дидактические игры, чтение художественной литературы и т.д. Эта работа ведется в организованной деятельности, совместной деятельности взрослого с ребенком и в самостоятельной детской деятельности. Наблюдения на прогулках за явлениями природы, растениями, птицами способствуют обогащению знаний о родном крае. Мы используем презентации по ознакомлению с городом, городским транспортом, растениями и животными Самарского края.

На музыке дети приобщаются к русской культуре. Традицией в детском саду стало проведение народных и традиционных праздников: «Рождество», «Колядки», «Масленица», «Пасха», и т.д..

В группе создана разнообразная предметно-развивающая среда, соответствующая возрасту детей. Это уголки: «ряжания» (где представлены элементы русских народных костюмов, разнообразных героев сказок), творчества (с наборами бумаги, карандашей, красок, пластилина и глины, предметами народно-прикладного искусства, альбомы по народно прикладному искусству (матрёшка, хохлома, дымка и т.д.)., альбом «Самарская резьба» и родного края, где представлены: кукла в народном костюме, альбом о семье, генеалогическими древами, о прошлом и настоящем города, о его символике, о животных и растениях нашего края и т.д.. Работа с детьми по ознакомлению с родным краем ведется и в книжном уголке, где выставляются книги познавательного характера, иллюстративно – дидактический материал.

Содержание материалов по краеведению зависит от возраста детей.

Младший дошкольный возраст (4-й год жизни).

  • Альбомы: “Наша семья”, “Наш детский сад”, “Праздники дома и в детском саду”.
  • Художественная литература: стихи о родном крае.
  • Папки – передвижки с иллюстрациями: “На природе”, “Растительный и животный мир края”, “Наш город во все времена года”.
  • Рисунки детей и взрослых о себе, городе, окружающей природе.
  • Совместные работы из бросового и природного материала.
  • Куклы в русских костюмах.

Средний дошкольный возраст (5-й год жизни).

  • Альбомы: “Наша семья”, “Наш детский сад”, “Праздники дома и в детском саду”, альбом “Моя Россия”
  • Папки — передвижки: «Я Самарец», «Праздники нашего района».
  • Листки активности “Мое настроение”, “Моя улица”, “Моя семья”
  • Атрибуты музыкально-театральной деятельности: тексты песен, прибауток, музыкальные инструменты (ложки, трещетки и т. д.).
  • Аудио и видеокассеты о природе родного края.
  • Поделки из бросового и природного материала, сделанные руками детей и взрослых.
  • Выставки работ родителей и детей “Мы живем в Самаре”, “Моя Родина Россия”.
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 46 (362) выйдет
29 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год