Ознакомление дошкольников с Самарским краем «Люби и знай родной край» (из опыта работы). |
Познание | |||
Автор: Дворцова Людмила Петровна Шеянова Олеся Владимировна Захарова Жанна Николаевна | |||
03.01.2025 16:37 | |||
Ознакомление дошкольников с Самарским краем «Люби и знай родной край» (из опыта работы). Разработали в соавторстве воспитатели:
Проблема ознакомления дошкольников с родным краем продиктована потребностью российского общества в сохранении непрерывности традиций отечественной культуры и преемственности поколений. Обращение к данной проблеме обусловлено следующим:
Знакомя детей с родным краем можно решить следующие задачи:
В нашем детском саду реализуется Федеральная образовательная программа, утверждённая Приказом Минпросвещения России от 25. 11. 2022г.. В программе в основу раздела “Ознакомление с художественной литературой” положено знакомство со сказками народов России и мира. При знакомстве с фольклором используется богатый материал песенок, потешек, прибауток. Пословицы, поговорки, песенки, потешки используются не только на занятиях, но и в других режимных моментах, в каждодневной педагогической практике. В рамках этой программы мы используем образовательную программу “Приобщение детей к истокам народной культуры” авторы О.Л. Князева, М.Д. Маханёва,, которая определяет новые ориентиры в нравственно-патриотическом воспитании детей, основанные на их приобщении к истокам русской народной культуры. Целью данной программы является формирование у детей “базиса культуры” на основе ознакомления с бытом и жизнью родного народа, его характером, присущим ему нравственными ценностями, традициями, особенностями культуры. Планирование работы мы ведем по следующим образовательным областям: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Художественно- эстетическое развитие», «Физическое развитие». Работа по каждой области включает НОД, игры, экскурсии, беседы, нерегламентированную деятельность детей, по некоторым темам — праздники. Перспективное планирование способствует эффективному и системному усвоению детьми знаний о своей стране, родном крае, той местности, где они живут. Причем темы повторяются в каждой группе. Изменяются только содержание, объем познавательного материала и сложность, следовательно, и длительность изучения. Отдельные темы мы приурочиваем к конкретным событиям и праздникам. Следует подчеркнуть, что для ребенка дошкольного возраста характерны кратковременность интересов, неустойчивое внимание, утомляемость. Поэтому неоднократное обращение к одной и той же теме лишь способствует развитию у детей внимания и длительному сохранению интереса к одной теме. Кроме того, необходимо объединять в одну тему занятия по познавательному развитию, музыке, художественному творчеству (например, «Мой город», «Мои любимые сказки», «Моя семья» и т.д.). Чтобы детям было интересно знакомиться с историей края, его достопримечательностями, надо уметь преподнести материал доходчиво, понятно, эмоционально, начиная с того, что детей окружает, что они могут непосредственно наблюдать, постепенно расширяя круг знаний. Работу мы начали с младшей группы. В этом возрасте детям еще трудно представить себе нашу Самару. Поэтому знакомство с городом начинаем с экскурсий по близлежащим улицам; с бесед о том, где им приходилось бывать, что интересного они видели; о том, что у каждой улицы есть свое название, а у дома – свой номер. Продолжая работу в средней группе, мы прежде всего знакомим детей с районом, на территории которого находится дошкольное учреждение, местоположением, совместно с детьми совершаем небольшие целевые прогулки, обращаем их внимание на красоту улиц, на то, что создано руками человека. Это различные здания, в которых люди живут и работают. Знакомство с родным городом и родной природой вызывает у детей положительные чувства и эмоции, а также стремление и желание ребенка нарисовать то, о чем он только что услышал. Поэтому эта работа продолжается и во время непосредственной образовательной деятельности по художественному творчеству. Рисунки детей, отражающие сильное и чистое чувство любви к своему родному городу, родной природе позволяют им создать выразительные образы, основанные на своих собственных наблюдениях, а также заставляют задуматься над отношением к миру природы. Мы используем различные формы по ознакомлению детей с родным городом и родной страной: целевые прогулки, экскурсии, беседы, наблюдения, дидактические игры, чтение художественной литературы и т.д. Эта работа ведется в организованной деятельности, совместной деятельности взрослого с ребенком и в самостоятельной детской деятельности. Наблюдения на прогулках за явлениями природы, растениями, птицами способствуют обогащению знаний о родном крае. Мы используем презентации по ознакомлению с городом, городским транспортом, растениями и животными Самарского края. На музыке дети приобщаются к русской культуре. Традицией в детском саду стало проведение народных и традиционных праздников: «Рождество», «Колядки», «Масленица», «Пасха», и т.д.. В группе создана разнообразная предметно-развивающая среда, соответствующая возрасту детей. Это уголки: «ряжания» (где представлены элементы русских народных костюмов, разнообразных героев сказок), творчества (с наборами бумаги, карандашей, красок, пластилина и глины, предметами народно-прикладного искусства, альбомы по народно прикладному искусству (матрёшка, хохлома, дымка и т.д.)., альбом «Самарская резьба» и родного края, где представлены: кукла в народном костюме, альбом о семье, генеалогическими древами, о прошлом и настоящем города, о его символике, о животных и растениях нашего края и т.д.. Работа с детьми по ознакомлению с родным краем ведется и в книжном уголке, где выставляются книги познавательного характера, иллюстративно – дидактический материал. Содержание материалов по краеведению зависит от возраста детей. Младший дошкольный возраст (4-й год жизни).
Средний дошкольный возраст (5-й год жизни).
|