Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Специфика детского воображения в дошкольной подготовке
Познание
Автор: Черныш Сергей Иванович   
29.08.2024 18:46

Специфика детского воображения в дошкольной подготовкеСпецифика детского воображения в дошкольной подготовке

Цель статьи.

Если рассматривать возраст от трёх до семи лет, как этапы подготовки к школе, то значительный сегмент занимает развитие детского воображения – данной теме посвящена статья.

Вступление.

Есть такое — то противоречие в сознании нас, взрослых, которое переносим на воспитание детей, программируя их на посредственность. Казалось бы — есть школьный курс рассчитанный на девяносто процентов семилеток, которые должны его усвоить. Да, есть «трудные» дети, но их не значительное количество, программа рассчитана на подавляющее большинство. Почему в пятом классе подавляющее большинство стоит между тройкой и четвёркой, более склоняясь к тройке? Почему незначительный процент «трудных» детей занимают отличники, а «трудные» дети занимают не менее пятнадцати процентов от численности класса. Если провести независимое тестирование, то подавляющее большинство троечники? Совершенно очевидно, что не в детях дело, и не в программе.

 

Скачать конспект

Какова цель школьного обучения? Её чётко сформулировала основатель советской школы Н.К. Крупская:

Школа обязана помочь родителям (матери в первую очередь) правильно направить воспитание детей, «ибо можно воспитать из дочери рабыню; можно воспитать из нее мелкобуржуазную индивидуалистку, не интересующуюся окружающей ее бурностремительной жизнью, стоящую в стороне от этой жизни и лишь бесконечно копающуюся в своих переживаниях; и можно воспитать из девчурки коллективистку, активную строительницу социализма, человека, черпающего радость в дружном труде, в борьбе за великие цели, настоящую коммунистку».

Обратите внимание — не школьник, а коллективист. Индивидуальное обучение и воспитание получили клеймо — буржуазное и исключалось как враждебное. Настоящий пионер, преданный идеям страны — несопоставимо выше, чем отличник. Оценки по предметам ничто, в сравнении с характеристикой. Никакой профессионализм не может противостоять членству в партии и преданности её идеям.

Нет, я не осуждаю, не выношу оценку, просто описываю происходящее. Педагогов в институтах и училищах учат управлять классом, рассматривая класс, как сплочённый коллектив. Эта традиция произрастает из далёкого советского прошлого:

Декрет СНК РСФСР. Устав единой трудовой школы. 18. 12. 1923 г.

32. В основу работы школы кладется всестороннее теоретическое и практическое изучение трудовой деятельности людей и ее организации. Вся работа по ознакомлению с силами и явлениями природы, жизнью общества в настоящем и прошлом концентрируется около этого основного стержневого вопроса.

35. Вся работа в школе и весь строй жизни ее должны способствовать выработке в учащихся классового пролетарского самосознания и инстинктов, осознанию солидарности всех трудящихся в борьбе с капиталом, а равно подготовке к полезной производительной и общественно-политической деятельности.

Постановление НКВД и наркомата просвещения РСФСР. Инструкция о порядке занятия с детьми вне школы. 22. 12. 1923 г.

4. Воспретить школьным работникам индивидуальное репетиторство учащихся своей школы.

Подавляющее количество детей ходят в детский садик. Педагоги учат детей а группах социализации, коллективному мышлению, дисциплине. Занятия, игры, развивающие упражнения происходят в составе группы. Всё так. Обратимся к детским психологам с вопросом: Можно ли коллективно развивать воображение, дабы привязать его к обучению? Категорически нет! Образы, ассоциации у каждого исключительно индивидуальны. Наблюдаем две совершенно противоположные позиции.

Позиция один:

Врачи, детские психологи, категорично утверждают, что развитие головного мозга у детей с трёх до семи лет происходит по — разному, скачкообразно, обобщение не уместно. Идеал, к которому нужно стремиться, это когда ребёнок (Р) состязается сам с собой, наблюдая прогресс. В группе есть преуспевающие, что создаёт атмосферу того, что Р смиряется со своей ячейкой в коллективе. Такой статус подавляет стремление учиться, потому, что он понимает — на этом поприще лучшим не стать. Вариант индивидуального обучения. Под руководством взрослых, видя свои собственные достижения, у Р в сознании выстраивается каркас умения учиться, вникая в суть задач, без относительности к достижением других детей. Особо подчеркну — речь идёт о развитии Р в ракурсе подготовки к школьной программе. Конечно, дети должны вместе играть, чувствовать коллектив, уметь общаться — но это совсем другая тема.

Позиция два:

«С самых ранних лет необходимо ставить ребенка в такие условия, чтобы он жил, играл, работал, делил свои радости и горести с другими детьми».

Крупская Н. К.

Луначарский, Крупская, собственно все педагоги советской поры были категоричны в утверждении, что персональный подход ведёт к индивидуализации, а не к сплочению — чего никак допустить нельзя. Индивидуальное образование неизбежно даст своё, личное понимание, самостоятельный взгляд. Темпы успеваемости ничто, в сравнении органичного единства в стремлении к светлому будущему. Человек труда — основа основ, а не «гнилой» интеллигент без твёрдой классовой позиции.

Р три года — по какой системе его обучать, как развивать, готовя к школе? От ответа на данный вопрос будет зависеть одиннадцать лет школьной жизни малыша, его дальнейшая судьба. На взрослых семьи лежит громадная ответственность в выборе методики подготовки. Если вы отдали в сад и «забыли», то это ваш выбор и ваше решение. Плохая успеваемость в школе вина не Р, а вашего выбора много лет назад.

Многоплановые детские игры — основа основ.

«Игры детей – вовсе не игры, а правильнее смотреть на них как на самое значительное и глубокомысленное занятие этого возраста».

М.Монтель

Что такое игра? Ребёнок в три года играет — что это означает? Способ познания окружающего мира. Р (ребёнок) накапливает знания, дабы ими пользоваться в повседневной жизни. Стихийно ли это происходит? Да, только отчасти. Взрослые не могут напрямую управлять психическими, весьма индивидуальными, процессам малыша — это так. Но, фактически, сами не понимая этого — управляют. Детский мир трёхлетнего Р весьма ограничен — именно взрослые создают его, но и здесь не всё однозначно. Не Р определяет какие именно игрушки ему купить, а взрослые. Чем руководствуются родители, бабушки и дедушки при покупке игр и игрушек? Как правило, ими руководит недополученное в детстве и цена. Отсюда тематическое разнообразие.

Рассмотрим подробнее.

У папы родился сын. Каким в будущем хочет его видеть родитель? Допустим он сам, в детстве болел, по генотипу был слаб, да ещё и родители хотели сделать его музыкантом, потому в школе был бит. Всегда завидовал физически сильным, уверенным в своей силе, агрессивным сверстникам. Музыкантом не стал, в военное училище не прошёл (забраковала медкомиссия), потерял год. Тщательно подготовился и поступил в университет на исторический факультет. Какими игрушками он окружит сына догадаться не сложно. Также очевидно, какие качества будет развивать.

Тоже и каждый член семьи. Получив столь яркое разнообразие игр и игрушек, испытывая диаметрально разное влияние близких людей, он сам выбирает интересную для него конструкцию и строит, развивая, её. На каком — то этапе он проявляет интерес к одному и теряет к другому. Мы наблюдаем этап формы управления взрослыми. Папа покупает автомат, стрелялки, а у сына интерес к машинам (например). Противостояния нет, просто Р оружие не интересно. Попытки пробудить интерес тщетны. Волей — неволей любящий родитель покупает то, что интересно сыну, тем самым давая материал для создания того миропонимания, к которому Р склонен. Точнее, к которому его склонили члены семьи, бессистемно покупая игрушки, давая смотреть совершенно разные мультфильмы, читая сказки на своё усмотрение.

Это важнейший момент — время формирования отношений между взрослыми и ребёнком. Активная фаза формирования с трёх до четырёх лет. В четыре года Р чётко понимает чего он хочет, а чего — нет; что ему нравится, а что нет. Язык на котором говорят взрослые и дети — язык игр и сказок.

Что является преградой для открытых отношений между Р трёх лет и взрослыми? Родители неумолимо склоняют малыша к понятиям «хочу» и «надо»; «можно» и «нельзя» — что разумно, но форма, в которой они это преподносят для малыша не доступна. Он играет в хорошее и плохое; допустимо и опасно; хочу и не хочу. Взрослые логически объясняют тому, у которого преобладает импульсно эмоциональное восприятие (интересно и не интересно).

Как найти общую платформу? Печальная практика кнута и пряника не даст желаемого результата. Добились послушания, как желаемого результата? Если главное — дисциплина, обеспечивающая спокойствие в семье — то да, получится. Если максимальное развитие потенциала, а дисциплина косвенно, то нет, не получится. От цели зависит подбор средств. Буйная фантазия с трёх до четырёх лет должна получить развитие став платформой для развития интеллектуального потенциала. Нормы поведения в семье необходимо прививать медленно подводя к ним, через аналоговые сказки.

Начало подготовки к школе не должно быть событием, носящим стресс. Приучение к порядку — это не только поведенческие нормы, но и манера мыслить законченными формами. Нельзя отделять обучение к домашним нормам и начало обучения, исподволь готовя к школе.

В Японии, при обучении детей каратэ, в некоторых школах применяют очень интересную манеру обучения. Новичков, приблизительно одного возраста, собирают в группу. Инструктор обучает их, будучи абсолютно безразличен к поведению учеников, как — бы сам по себе. Дети могут баловаться, кривляться, делать всё не правильно. Главная задача на этом этапе — дать привыкнуть к тренировкам, их темпу, времени проведения. Те, кто проявляют себя — переводятся в другую группу, где уже есть требования дисциплины. Нечто подобное, по нашему мнению, должно происходить с трёх до четырёх лет.

Дисциплина в поведении дома ничем не отличается от дисциплины в школе, но она должна стать естественной нормой поведения. Очень важно не упустить этот год: с трёх до четырёх лет. Почему? Скажем в пять лет вы начнёте прививать дисциплину, чему — то учить. У Р шок — зачем оно мне? Почему раньше всё было нормально, а теперь с меня требуют то, чего я не хочу.

Одиннадцать лет пребывания в школе определит дальнейшую судьбу Р. Речь идёт о том, как именно подготовить к школе малыша, не просто подготовить, а ГАРАНТИРОВАННО подготовить к тому, чтобы учёба в школе была площадкой для самореализации в виде разных изучаемых предметов. Не готовность группы, а конкретного ребёнка.

Продуманный набор разноплановых игр должны методично и постепенно подводить к выводам, к которым Р прийдёт сам. В этом состоит главная цель. «Можно — нельзя» не развивает интеллект, а логического объяснения Р не понимает.

«Мы не можем пойти в детскую комнату, папа задерживается на работе или стоит в пробке, нас некому отвезти». Для малыша это бессовестная отговорка, потому как слова не насыщены смыслом. «Работа», «пробка» — хорошо понятны взрослому, но не трёхлетке. Для него всё сводится к «нет»!

Я много раз упоминал, что академическая педагогика имеет смысл с семилетнего возраста, до этого периода уместны усилия психолога — педагога.

Рассмотрим подробнее.

Сказки, игры, мультики, танцы радости, пение — мир Р. На чём основано их воздействие на ребёнка? Изначально на развитие воображения — как главного двигателя развития. Как, не понимая механизм работы детского воображения, можно предлагать методики развития? В этом случае непредвиденный результат – гарантирован.

Что главное вызывает интерес у Р. Скажем, герой сказки. Как свита создаёт короля, так окружение и события вокруг главного героя создают внешние обстоятельства. Детские психологи называют это пассивным воображением.

Пример.

Девочка раскрашивает платье королевы. Р не концентрируется на цвете карандашей, цвета лишь усиливают образ, который в детском воображении. Главный герой пострадал, потому что не послушал мудрую бабушку, не умел плавать, не хотел делать зарядку и проч. Подчёркивая образ положительного героя, Р не учат, а иллюстрируют примеры (модели) поведения, которые приводят к негативному результату. Не «нельзя», а «не имеет смысла, потому как…». Принципиально разновекторные величины. Необходимо, чтобы пассивное воображение накапливало строго определённую информацию, которая имеет принципиальное значение. Это не просто нравственные нормы, формируется главное направление — любознательность, как мотивировка к обучению.

Не возможно переоценить роль пассивного воображения. Главный герой сказки, сперва, воспринимается как данность, но, по мере повторения, пассивное воображение помогает работе активного воображения. Активное воображение (преднамеренное) позволяет наделить внутренний мир главного героя понятными для Р качествами. Если привести аналоговый пример, то это ролевые игры. В итоге Р представляется как совокупность привлекательных черт разных героев, как сказочных, так и в окружении семьи.

Очень важно направлять данный процесс путём подбора информационного потока. Тематические сказки, игры, развлечения подводят к определённому результату.

По нашей методике — это алфавит. Понимание буквы «А» не как сочетание изображения и звукового сопровождения, а структуры определённых ассоциаций. Рассказы про акул, познавательные фото экзотических растений, животных, насекомых, кулинарных блюд. Р смотрит как растёт абрикос, ему рассказывают и показывают корень, веточки, цветы, плоды. Он слушает и впитывает манеру излагать мысль. Нет, это не академический урок, а рассказ — сказка. Около корня поселился крот, а в ветвях свила гнёздышко птичка, вредная сова сидит в дупле и только ночью вылетает. На картинках, раскрасках, в играх везде фигурирует буква «А». Чего таким подходом достигаем?

Не в три года, а в пять, в стандартном варианте Р учат алфавиту — развивая зрительную и слуховую память. Запомнил изображение и звук, и так же быстро забыл. Для Р это не нужная информация, прихоть взрослых. Он не учится учиться, его обучают зубрить. В предлагаемом нами варианте Р познаёт мир, при этом бурно развиваются все виды памяти и, что особо важно, воображение. Психологи составили поурочные планы так, что они очень интересны трёхлетнему ребёнку. В раннем возрасте дети стремительно развиваются и год жизни определяет потерю интереса к одному и возникновение к другому. Методикой предусмотрено плавное — усложнение задач. Я не рекламирую наши разработки, пытаюсь наглядно донести читателю мысль.

Итак, активное или преднамеренное воображение. Таковое представлено тремя видами.

Первый вид – творческое воображение. Это главный толчок к развитию интеллекта. Вы наблюдаете, как малыш что — то делает в песке, вам кажется — играет, но — нет. Вы наблюдаете процесс воплощения ранее не существовавшего, в виде творческого воссоздания симбиоза секторов пассивного воображения. Это фрагменты сказок, мультиков, игр которые воображение смешало в нечто совершенно новое. Этому надо научить, потому как Р сам не сможет. В нашем варианте, это буквы, представленные по разному. Скажем буква «О», Показываем, как можно её представить и просим Р создать свой вариант.

На этом этапе есть определённая сложность. Взрослые видя «каляки маляки», не имеющего образ, стараются научить — это ошибка. Вы не учите рисовать, вы развиваете интеллект, путём стимулирования творческого воображения. Для вас начертанное — бессмысленное сплетение линий, для Р — эмоциональное состояние, взрыв сочетаний образов. Кстати будет заметить, что по набору такого творчества психолог даст оценку развития.

Репродуктивное воображение. Суть сводится к тому, что Р пытается воссоздать образ. По памяти, рисует дерево, яблоко и т.д. Мы не рекомендуем ставить задачи.

- Помнишь сказку про орла? (та же буква «О») Нарисуй орла, чтобы показать дедушке.

С Р репетируйте рассказ, что он нарисовал, откуда образ. Учите формировать мысль и излагать её. Нет, существуют и другие методики, я описываю наши разработки.

Мечты.

Это самый интересный раздел воображения. Обычно, взрослые снисходительно игнорируют раздел, а напрасно. Мечты являются прочным плацдармом для обучения, особенно первый год обучения — «азбука». Я не агитирую, но поясняю суть подхода.

Обратимся к прародителю письменности — к наскальным рисункам древних. Наскальные рисунки- это не вид художественного творчества, а учебник. Если вы интересовались футболом, то знаете, что тренер рисует схемы передвижений, стратегию и тактику каждого матча. Нечто подобное -наскальные рисунки охоты. Всё мужское население пещеры, включая юных мальчиков, участвуют в разрабатывании схемы охоты, учёт ошибок, планы на будущее.

Дети фантазировали, представляя себя на поле боя, воображали, что нанесут решающий удар и всё племя их будет благодарить. Детские фантазии — это поиск самореализации, выявления акцентов, эмоциональной оценки.

Пример.

Смотрим мультики про королей. Далее.

- Представь себе, что ты король. В какие бы костюмы ты нарядил бы своего папу?

Совершенно не важно, что именно малыш нарисует, повторюсь, мы не учим рисованию, мы развиваем воображение. Любя папу, он пытается выразить любовь через рисунок, который и рисунком назвать нельзя. Фантазии мечты сплетаются в некую форму рисунка, заставляя активно работать мозг.

- Девочка Оля (буква «О») решила маме подарить букет, в ясный солнечный день пошла с бабушкой на поле и нарвала цветов, давай и ты, нарисуешь букет для нашей мамы.

Действующие лица в воображении: девочка Оля, букет, поле, бабушка, солнечный день. Р осмысливает событие, соображает какие именно цветы бы он сорвал и рисует.

Уверен, что логическое мышление зарождает именно воображение, фантазии — как основа абстрактного мышления. Сперва, не навязчиво Р обучают на примерах.

Представь себе рыбака на лодке в море. Наловил он много рыбы и собрался плыть домой. Внезапно, громадная рыба, захотела забрать у него улов, для этого вынырнула и заглянула в лодку. Рыбак не растерялся — хрясь её веслом по голове. Рыба испугалась и уплыла. Вроде всё хорошо, но весло сломалось — как доплыть к берегу? Я думал – думал и не придумал, а хитрый рыбак сообразил — лёг и начал грести руками. Так он добрался до берега с целым уловом.

Описываемая ситуация порождает работу воображения. Интересное повествование внезапно обрывается кризисной ситуацией в виде задачи. А действительно — что делать? Фактически, вы учите переформатировать задачу. Лодка управлялась веслом, плыть надо, а весла нет. Что делать?

«Без воображения нет соображения». А. Эйнштейн.

Детские комплексы.

Основа детских комплексов — не умение переформатировать ситуацию, взглянуть на проблему в другом ракурсе. Р крайне сложно самому справиться, взрослые его подводят к многоплановости ситуации. В нашей методике постоянно меняем подходы к решению подобных задач, вырабатывая умение быстро перестраиваться. Детские психологи утверждают, что выработанная покорность в не возможности решить задачу ведёт к комплексам, а главное — теряется любопытство, интерес к тому, что не даётся сходу.

Например.

В нашем варианте, в пять лет приступаем к изучению арифметики, как раздела математики. Ребёнка выучили считать, ставим задачу.

Мама, папа, и их телёночек, всего трое животных (прилагаем рисунок). Сколько у них копыт? Задачу не меняем. А сколько хвостов? Сколько рог, ведь у телёночка их нет? Сколько глаз? Важно не менять условия. Бык, корова и телёнок. Злая оса укусила телёнка около глазика, ему стало очень больно. Пастух обработал ранку и дело пошло на поправку. Пока глазик болит — сколько здоровых глаз у животных?

Обучив подобным образом, ставим похожую задачу, несколько изменив формат — вместо стада папа, мама, телёнок — аисты и их аистёнок. Те же вопросы, но ответы порой разные. У птицы — две лапы, у неё есть крылья и т.д. Имеющиеся знания Р перекладывает на новую ситуацию. Сперва, показываем фото и рисунки, постепенно, развивая воображение, переходим к абстрактному видению. Подводим к пониманию задач в математике, в курсе школьной программы. Особо важно не дублировать программу, а подвести к её восприятию. Главное — не ставить задачи, а рассказывать сказочную ситуацию, которую обрывать вопросом так, что Р становится участником.

К подобному приёму мы подводим с трёх лет. Р усваивает манеру и правила игры, при этом пребывая в детском, сказочном мире.

Очень важно обучая — выработать умение преодолевать стресс, не заводить проблему в тупик, убрать склонность к комплексам. Подобное удаётся с помощью пошаговой методики. Например — громадный злой медведь поймал в ловушку зайчика. Что может зайчик противопоставить? Сила на силу приведёт к беде. Зайчик переформатировал задачу и вышел из положения победителем. Р не может ставить себя на место злого медведя, он интуитивно вживается в роль зайчика. Фактически, происходит ролевая игра, помогающая выработать навык по разному оценивать происходящее. Если один метод не действенен — это значит, что мы взяли не тот ключ к этому замку. Не нужно мучаться, пытаясь открыть замок не подходящим ключом — пустая затея, необходим иной ключ. Р должен уметь «переключать» воображение в разные сектора – этому необходимо учить.

Есть и противники наших разработок, считая, что родители, бабушки и дедушки могут самостоятельно, без всяких методик готовить к школе. Наши аргументы просты. Берём в руки учебник математики первого и второго класса. Вопрошаем: Вы действительно считаете, что сможете подготовить с трёх лет малыша так, что он станет отличником? По нашим методикам — да. Откуда такая уверенность? Прочтите наши методики, поурочные планы и поймёте, что мы начиная с кирпичика создаём базис для школьной учёбы. Точнее не мы, а вы сами по нашим поурочным планам. Очень важно соответствие детского восприятия и ракурса подачи информации в рамках школьной программы. Повторюсь, указывая на типичную ошибку.

Дошкольника учат считать. Сперва, он пальчиками показывает сколько ему лет, потом, в слух, считает до десяти, на радость родителям. Убеждён — очень плохое начало! Не развита математическая логика, форма вытесняет содержание. Цифр девять, десять — это число. Почему цифры расположены именно в таком порядке? Что значит (например), если после цифры три поставить не четыре, а пять? На подобные вопросы легко ответит тот, кого обучили математической логике, но не сможет ответить тот, кто заучил последовательность. Громадная сложность — переучиваться. Заучив счёт до десяти, познавая математическую логику, Р вынужден разрушать созданные твердыни. Вместо «так, потому что так» появляется «так, потому что, логически…» — диаметральная разница.

Вместо развития воображения, не желая зла, тем не менее, приучают Р к штампам. Штампы, всё равно обрастают воображением, преображаясь в причудливые формы.

Взрослые, часто, желая добра, не понимая того, приносят негатив. Хорошо знакомый пример — Р долго не может заснуть. «Если не будешь спать, прийдёт Бабайка и заберёт тебя до утра!» Что вы сделали? Ввергли малыша в мир страхов. Детское воображение рисует ужас, если он не заснёт, движимый страхом старается заснуть. В его сознании — появился страшный персонаж, несущий зло, которому никто не может противостоять, даже родители. Может год, а может два он будет нести в сознании объективное существование ночного зла, которое не победимо.

Ранее я писал, что методика воспитания и обучения должна создаваться детскими психологами, которые понимают специфику развития мозга на каждом возрастном этапе и нормы допустимых нагрузок, а также формы таковых.

Мы наблюдаем отсутствие систематики в последовательном развитии детей. Какую развивающую игру купить Р? Выбор громаден. Почему вы выбрали именно эту? Что она развивает? Какие даст результаты? Какая игра после неё? Чем нужно заниматься параллельно, чтобы разнообразить нагрузки? Сколько и чем заниматься в день? Сколько времени и какие перерывы? Ошибки фатальны. Нужна ювелирная работа. Детская психика устроена так, что если её перегрузить, в качестве самозащиты, появляется стойкое отторжение и большой вопрос сможете ли вы его преодолеть. Формы отторжения могут быть совершенно разные, тем не менее суть одна. Не Р стал не послушным в таком – то плане, вы сделали его таковым, он как в аквариуме живёт в окружении семьи, его поведение реакция на ваше участие в его развитии. Это очень важно! Именно вы его создаёте таким, каким он станет. Хочу подчеркнуть особо: Не Р не благодарный, не оправдавший те усилия и любовь, которые вы в него вложили — ваш метод развивал не то, к чему вы стремились — виноват ли в том Р?! Если больному назначили не верный курс лечения и вместо поправки он тяжело заболел — виноват ли в том больной?

Пример.

Коттеджный посёлок, в котором живут люди среднего достатка. Движимый комплексами юности, владелец дома заводит пса агрессивной породы. Нанимает кинолога, обучающего защитно – караульной службе. Собака выросла и охраняет дом. Ничего не подозревающая соседка зашла, дабы попросить о не значительном, и её покусала собака. Разве виновен пёс, которого пришлось усыпить?

Четыре составляющие.

Особо отмечу тесное сплетение четырёх составляющих: слово, память, воображение и логическое мышление.

Словом мы красочно описываем некое событие (сказку). Р учится излагать мысль. В наших рекомендациях выстроена система декламации. Постепенно, как сенатор перед коллегами держал речь, так и Р должен научиться убедительно излагать мысль. Этому предшествуют годы обучения (с трёх до семи). Начальный этап развивая Р сплотить семью. Дедушка не знает этой истории, давай мы порепетируем, чтобы ты мог ему рассказать (как пример). Р любит дедушку и хочет его удивить, рассчитывая на благодарность. Данная позиция противоположна академическому подходу.

Репетируя пересказ сюжета тренируем память. Шаг за шагом усложняем сюжет, увеличивая словарный запас.

Воображение следит за сюжетом — первый этап. Второй этап Р представляет себе реакцию слушателя и его благодарность (подарок).

Логическое мышление. В чём изюминка правильно выстроенной сказки? Её внезапный незаконченный конец, требующий Р принять самостоятельное решение. Слушатель должен сильно удивиться, подыгрывая, уму и находчивости Р, который предложил интересное решение. Стимулируется мыслительный процесс. Не пассивное сопровождение, а живое участие.

Особо отмечу, что подобный подход не возможен в группах. Любая группа — это соревновательный процесс, который превалирует. Надо быстрее всех сообразить, чтобы дать ответ, оказавшись первым и лучшим. В нашей методике стимулируется мышление, активно используемое воображение, стимулируется длинная цепочка логических умозаключений. Совершенно разные цели и мотивировка. Мы наблюдаем комплексный подход.

Особо важно отметить роль воображения в личностном аналоговом и ассоциативном мышлении.

Пример.

Северянин, никогда не видевший цитрусовых, спрашивает, что такое мандарин. Взрослому объяснить легко, а как ребёнку? Вы строите аналоги и ассоциации. По размерам, как средний помидор, по цвету чуть светлее помидора, по размеру, как маленькое яблоко. У мандарина, как и у картошки есть кожура, но она чуть толще. Плод состоит из долек, как чеснок, только дольки имеют тоненькую шкурочку, которая съедобна.

Очень важно задействовать воображение, тем самым расширяя диапазон словарного запаса, ассоциаций и аналогов.

Пример. Рассказываете об особенностях природы Якутии.

- К тебе приехал гость из Якутии, из города Варкуты, который никогда не видел как растёт подсолнух. Опиши это красивое растение, чтобы он понял.

Обратите сколько понятий, образов задействовано, вызывая всё новые образы и ассоциации, которые воображение собирает в единое целое. В этом суть предлагаемой нами методики подготовки к школе с трёх до семи лет.

Алфавит.

Каждая буква — это чреда ассоциаций. Новая буква — новые образы и ассоциации, но они органично дополняют друг друга. Изучая букву «А», Р понял как растёт айва, абрикос. Как и у всех деревьев у них в земле корень, есть ствол, ветки и т.д. Буква «Б». Картинка с банановым деревом, угощение бананом… Буква «В» — вишня. Р сам уже может рассказать, по аналогии. «Г» — груша. Но буква «А» — это и акула, имеющая голову, туловище, хвост, плавники и чешую. «Б» — морской бычок… «В» — вобла. Постепенно, Р сам может рассказать строение тела рыбы; как растёт дерево и как плодоносит; анатомию животного — при этом вы изучаете буквы алфавита, точнее подготавливаете к ассоциативному пониманию, тренируя воображение и виды памяти. Дерево и рыба — это только две аналоговые позиции, в методике их множество. Наблюдаем не изучение алфавита, а познание мира, через алфавит. (А, Б, В, Г — Айсберг, Берег, Вода, Гора (верхушка подводной горы — остров) и т.д.) Таким образом алфавит — это не перечень букв и их озвучивание, наблюдаем миропонимание, при этом обучение буквам носит косвенный характер. Уместно будет упомянуть песни, танцы, фокусы, загадки, связанные с каждой буквой.

Благодаря воображению познаётся мир, развиваются все виды мышления.

Особо отмечу развитие связи воображения и тактильной памяти и мелкой моторики. После предложенной схемы обучения буквы, предлагаем собрать букву из фасоли двух цветов. Тема давно известна. Дело не в этом. Представьте масштаб разницы, между Р собирающим букву «А», копируя нарисованное взрослым на бумаге и Р пошедшим обучение по нашей методике, также собирающим букву. Во втором случае, в его воображении происходят восстановление образов, интересных фактов — фрагмент целого мира. В первом случае — примитивная задача. О Карточках Черныша я писал ранее, повторяться не буду.

Итак, алфавит по предложенной методике пройден. Проанализируем результаты, начиная с промежуточных.

Первый этап. Закончили обучение на букве «К». Время анализа. Смотрим величину прогресса, с каждой новой буквой Р всё лучше и лучше справляется, его работы становятся на много разнообразнее, он приобретает вкус. Обсуждая с ним каждую пройденную букву, достигаем понимания прогресса, хваля за особо удачные моменты. Важно создать шкалу оценок в понимании Р, указывая на особо удавшиеся места в его творчестве. Понимая, за что хвалят он старается сосредоточиться именно в этом направлении. Фактически, вы не учите его, а рассматриваете, что он «сам» делает. Такой подход максимально раскрывает творческие способности Р, который чувствует идеальную площадку для самореализации. Итоговое тестирование и движемся далее. Проходим буквы «М» — время второго итога. Как правило, к этому моменту Р не нуждается во взрослом сопровождении, образы прошлого, полученные навыки, начинают жить своей жизнью. Любопытный факт, после второго этапа Р требуется всё больше цветных карандашей, его кругозор включает всё больше оттенков, границы воображения расширяются. Всего четыре итога рассчитанных на год обучения. Проделана громадная работа, но и результат отменный. Подобно лавине, масштабы воображения открывают всё новые горизонты.

В чём преимущества методик с поурочными планами? В том, что члены семьи, нянечки, воспитатели могут легко заменить друг друга, не прекращая учебный процесс. У Р создаётся ощущение, что вся семья вовлечена в его жизнь, все думают одинаково и имеют общий интерес. Подобный эффект трудно переоценить. Второе преимущество — промежуточный контроль. Вы можете взять его работы и попросить оценить детским психологом или педагогом. Но это не обязательно, вы сами увидите результат. Третьим, важнейшим, фактором является то, что Р соревнуется сам с собой. В любой группе есть более успевающий и менее успевающий, который вынужден смириться со своим статусом. В рассматриваемом случае малыш соревнуется сам с собой, как бы со стороны рассматривая свои успехи — громадный стимул к самооценке.

Ассоциации и аналоги — это те рычаги, которыми можно сопровождать и корректировать процесс развития. С трёх до семи (12) лет психологи называют сензитивным, если просто — особо чувствительным. Р очень тонко чувствует раздражители, суммирует их определяя интуитивное чувство. Уверены, что этот период идеален для развития вариативных способностей. Обратите внимание на сказки и мультики, в большинстве случаем на персонажах ставят штамп (хороший — плохой; добрый — злой). Данный подход формирует категоричность суждений. Дедушка сильно устал и резко ответил малышу, тот обиделся, при повторных случаях сформировал мнение. Ведь он хороший, а раз дедушка срывается — он плохой. Раз он плохой от него исходит отрицательное начало. Надо Р читать сказки, в которых один и тот же герой ведёт себя по разному, дабы воображение могло собрать многоплановое впечатление. Разъярённый бегемот набросился на крокодила, забравшего мяч у играющих маленьких бегемотиков. Вот бегемот раздражён, у него болит лапка, а теперь он радостно бежит, спеша угостить своих деток. Смена характеристик, настроений, одного и того же персонажа позволяет рисовать разные ситуации, в которых один и тот же человек ведёт себя по — разному. В этом случае вырабатывается понимание толерантности к близким людям. Злопамятность — это память о накопленных незаслуженных обидах. Развивая Р очень важно подвести его к пониманию совершенно разных ситуаций, а для этого необходим достаточно большой диапазон воображения.

Важно понять, что играя с Р вы играми развиваете в нём те или иные черты, которые будут формировать его личность. Если игры стихийно подобраны, то и результат будет не предсказуем. Думаю, что в анализе школьной успеваемости нужно идти от обратного — успеваемость есть результат дошкольной подготовки. Вам кажется — какая разница, плохо, хорошо или отлично развито воображение у семилетнего Р? В школе научат.

Младшая школа имеет чётко выраженную специфику, мы наблюдаем период до полового созревания, для школьников учитель — член семьи, поэтому существует в ВУЗе факультет дошкольного образования. Обучение первого года школьной программы постепенно подводит к восприятию академического изложения. Второй, третий и четвёртый класс — тот фундамент, на который должна опереться школьная программа, её восприятие. Резкий переход происходит в пятом классе. Преподаватель перестаёт быть учителем, воспитателем, нянькой – он преподаватель.

Рассмотрим подробнее.

Математика пятого класса. Разделы:

Задачи с величинами «скорость», «время», «расстояние».

Задачи на встречное движение и движение в противоположных

направлениях.

Задачи на движение вдогонку.

Задачи на движение по воде.

Как можно решать подобные задачи при плохо развитом воображении? Далее, чем ставить величины в формулы — продвинутся будет крайне сложно. При конкретной задаче, как оперировать формулами? Разве репетитор может развить воображение, идя «в ногу» с темпами школьной программы? Безусловно – нет.

Задача пятого класса:

Туристы проплыли на лодке 24 км вниз по реке до острова и, побыв там, вернулись в лагерь. Скорость течения реки 2 км/ч, собственная скорость лодки 8 км/ч. Сколько времени туристы были в пути?

Ученик не «видит» задачи, слабое воображение не позволяет понять. Он не «плохо учится», он не может понять задачи, его воображение не рисует происходящее, логика не выстраивает последовательность — разве он виноват в этом? Что может учитель по математике? Начинать развивать логику и воображение в пятом классе? Абсурд. Проблема расцветает в пятом классе, а создали её в дошкольную пору. Солнечная система, планеты, планета Земля, глобус, параллели и меридианы, доисторические животные — разве всем этим можно интересоваться с плохо развитой памятью и воображением?

С горем пополам — дотянули до седьмого класса. Седьмой класс — время решительного удара — алгебра, геометрия, физика. Скажите мне, без способности воображения можно увидеть трёхмерное пространство или двухмерную плоскость и вектора в них? Часто слышу «не хочет учиться», но ни разу не слышал «не может учиться, потому как мы плохо подготовили». Виды памяти, воображение, фантазию надо было бурно развивать с трёх до семи лет, но прошлого не вернуть. Виноваты учителя, школьная программа, бывший детский сад, но не окружавшие Р взрослые, они как раз всё делали – таков общий фон.

или: Определите объем кирпича, если его масса 5 кг? Понятия масса, плотность, притяжение к Земле, ускорение — всё зиждется на воображении. Задача: Представь себе, что… Изначально — Представь, то есть вообрази… Или термин «допустим», то есть представь себе, то есть вообрази…

Седьмой класс ставит решительную точку в помощи родителей. Совместно делать домашние задания не получается, надо их выполнять за Р, так как он совсем не понимает. Включаются репетиторы, контакт с завучем, учителем, чтобы как — то вытянуть. Бешенные усилия дают очень слабый результат. Чтобы сносно играть в будь какую игру от шахмат до хоккея нужны годы тренировок, только при этом условии, нанятый тренер может значительно повысить показатели, в предметах школьной программы наблюдается подобная картина — что может репетитор, если пропущены целые разделы, нет последовательно логического каркаса. К уравнениям по физике, алгебре, химии подводили программой шесть школьных лет, как внезапно можно «перепрыгнуть» эти годы?

Не хочу никого обидеть, но в московские ВУЗы приезжают молодые люди из отдалённых краёв с отличными данными ЕГЭ и по окончанию первого курса или вылетают или сами бросают. Наиболее умные — переводятся в институты откуда приехали. Даже при желании учиться интеллектуальный потенциал не способен воспринять информационный поток. Да, отличные оценки есть, а потенциала — нет. Даже если есть желание учиться, но нет базы — ничего не получится.

В советское время при ВУЗах было подготовительное отделение. Как правило, те, кто не сдали экзамены, после армии желают снова поступить, но школьные знания подзабыли. Мой однокурсник возглавлял данные курсы. Некоторым советовал поступать на заочное отделение, потому как стационарное обучение «не потянет», только годы потеряет…Заочной школы нет, на второй год не оставляют, но обеспечивают мучение на одиннадцать лет не подготовленному школьнику.

Мы тщательно изучали процесс воспитания и образования наследников царей, императоров, королей средних веков. Нынешняя школьная программа, в сочетании с реакцией родителей, построена на принципе кнута и пряника, как и дошкольное образование как в садике, так и домашнее. А как подобное происходило тогда? Мог ли наставник наказать наследника императора? Точно, нет, иначе был бы казнён или сослан на тяжкие работы. Тогда — как? Если кратко — безмерно развивали любопытство и воображение. Добивались того, чтобы Р требовал объяснить — почему? Аналоговым путём объясняли, что его превосходство состоит в знаниях, тогда как невежи лишены его, потому он поставлен управлять теми, кто глуп. Я не утверждаю что так надо, лишь объясняю мотивировку. В нашей методике мы очень долго и кропотливо создавали стержень — мотивировку занятий. Основа основ — фантазии, которые не возможны без любопытства и воображения.

Мотивировка — важнейший инструмент учёбы. «Хочу стать врачом, как тётя Ира» — подход дающий печальные последствия. Аккуратная тётя Ира, которая красиво одевается и с достоинством себя держит — идеал врача. Закончив медин по специальности хирург, девочка сталкивается с гнойными ранами, обморожениями, привозят бомжей и пьяных с ужасными ранами — такова действительность, к которой она не готова. Другое дело, если интересно, как устроено тело человека, что такое болезнь? В следствии чего человек болеет? Хочу помогать больным, лечить их. Подобное любопытство и стремление к профессии врача никогда не дадут сбой. Хотите чтобы Р стал врачом — вводите его в мир медицины, развивая воображение. Подбирайте тематические игры, сказки, мультики, игрушки. Не факт, что он станет медиком, но точно разовьётся интеллектуально. Медицина — как сектор развития. Наша методика основана на всестороннем развитии, мы учим Р как надо учиться, создавая некий алгоритм. Ведь на вопрос: «Кем ты хочешь стать?» надо научить дать ответ путём самоанализа. На кого хочет быть похожим и кем хочет стать — разные плоскости.

В заключение:

Не знаю почему, но педагогику в отношении собственных детей взрослые напрочь отметают, полностью полагаясь на своё видение. Казалось бы, коллектив профессионалов годами трудится над методикой, согласно поурочным планам взрослые профессионально могут развить и подготовить к школе малыша — надо выбрать методику и по ней развивать Р, так нет — педагогически экспромты, эксперименты увлекают родителей больше, чем работы профессионалов. Нет интереса к советам признанных профессионалов, ему противостоят сумбурные инициативы.

Ряскина, И. А. Развитие воображения дошкольника — залог будущей успешной учёбы в школе.

Можно привести работы Л.С. Выгодского, А. В. Запорожец, С. Л., Рубинштейна И. И. Давыдова, Ж. Пиаже, К. Каффки, Т. Рибо, Н. П. Сакулина, Р. С. Немова, О. М. Дьяченко, А. И. Кириллова и др.

Если не интересна теория, тогда логичен интерес к поурочным планам, согласно которым шаг за шагом приближаемся к цели — отличной подготовке к школе, вы можете сколь угодно менять врачей, но не пытайтесь врачевать самостоятельно. Данная мудрость, как нельзя лучше, подходит к дошкольной подготовке с трёх до семи лет. Более подробно ознакомиться на нашей страничке в телеграм t.me/doshkonik.

Л. С. Выготский: «Творческую деятельность, основанную на комбинирующей способности мозга, психология называет воображением или фантазией».

Пожалуйста, не забудьте правильно оформить цитату:

Ряскина, И. А. Развитие воображения дошкольника — залог будущей успешной учёбы в школе / И. А. Ряскина, Н. В. Зыкова. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 8 (298). — С. 234-236. — URL: https: //moluch. ru/archive/298/67489/ (дата обращения: 25. 08. 2024).

Изучением воображения занималось множество знаменитых учёных в прошлом и сейчас, среди них- Л. С. Выготский, А. В. Запорожец, С. Л., Рубинштейн И. И. Давыдов, Ж. Пиаже, К. Каффка, Т. Рибо, Н. П. Сакулина, Р. С. Немов, О. М. Дьяченко, А. И. Кириллова и др.

Пожалуйста, не забудьте правильно оформить цитату:

Ряскина, И. А. Развитие воображения дошкольника — залог будущей успешной учёбы в школе / И. А. Ряскина, Н. В. Зыкова. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 8 (298). — С. 234-236. — URL: https: //moluch. ru/archive/298/67489/ (дата обращения: 25. 08. 2024).

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru Журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 43 (359) выйдет
26 ноября 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год
Скачать Номер 32 (348) за 2024 год
Скачать Номер 31 (347) за 2024 год
Скачать Номер 30 (346) за 2024 год
Скачать Номер 29 (345) за 2024 год