Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Конспект интегрированного занятия в старшей группе по опытно экспериментальной деятельности и аппликации на тему: «Необычное об обычной воде»
Познание
Автор: Шиповалова Ольга Сергеевна   
31.08.2024 13:53

Конспект интегрированного занятия в старшей группе по опытно экспериментальной деятельности и аппликации на тему: «Необычное об обычной воде»Конспект интегрированного занятия в старшей группе по опытно экспериментальной деятельности и аппликации на тему: «Необычное об обычной воде»

Цель: создание условий для развития познавательной деятельности детей посредством экспериментирования.

Задачи:

  • Образовательные: формировать знания детей о воде, о ее назначении, обогащать и активизировать словарь, развивать речь.
  • Развивающие: развивать наблюдательность, мыслительную деятельность; навыки анализа, сравнения.
  • Воспитательные: Воспитывать бережное отношение к воде, умение работать в группе

Предварительная работа: рассматривание картинок с различным состоянием воды, наблюдение на улице, загадывание загадок, беседа: «Кому нужна вода», д/и «Как рождается вода».

 Скачать конспект

Материал: Глобус. На каждого ребенка: по 2 блюдца, 2 стакана, пипетки, кисточки, краски. Коробка с землей, маленький флакончик духов. Стаканы с водой, в которые добавлены: сахар, соль, сок лимона, сок апельсина. Медали умники и умницы. Блюдца, в которых лежат: кусочки: лимона, сахара, апельсина, щепотка соли. Ложка. Халаты. Аппликация: заготовки снежинок, капелек, ёлочек. Ножницы, клей, кисточки тряпочки для промакивания, Уголок оформлен в виде лаборатории.

Ход занятия:

Воспитатель: Здравствуйте, дети! Вы хотели бы стать учеными? Сегодня мы с вами будем проводить исследования — опыты, как настоящие ученые в лаборатории. А что мы будем исследовать, сейчас узнаем. Но для начала оденьте халаты. Я хочу начать наше занятие с загадок. (В это время дети стоят возле фланелеграфа, на котором выставлены отгадки)

Блещет в речке чистой

Спинкой серебристой.

(Рыба.)

И последняя загадка, которая объединяет все предыдущие.

Чего в гору не вкатить,

В решете не унести

И в руках не удержать?

(вода)

Вдоль по речке, по водице. Плывет лодок вереница. Впереди корабль идет, За собою всех ведет. Весел нет у малых лодок, А кораблик больно ходок. Вправо, влево, взад, вперед

Всю ватагу поведет. (Утка с утятами.)

Воспитатель: Сегодня мы поговорим о воде, о её свойствах и о том, почему нужно беречь воду. Итак, Вода – чудо природы. Почему? Благодаря своим волшебным свойствам. Ни одно существо не обходится без воды. (Дети садятся на стульчики, которые расставлены полукругом)

Воспитатель: Как вы думаете, сколько может прожить человек без пищи?

Дети: Без пищи мы можем прожить 30 дней.

Воспитатель: А сколько человек может прожить без воды?

Дети: Без воды человек может прожить не больше 2-х суток. (без воды нельзя жить)

Воспитатель: Где используется вода?

Дети: В приготовление пищи, при уборке квартиры и т.д.

Воспитатель показывает детям глобус.

Воспитатель: Воды на Земле много — 23 поверхности. Еще вода – самое удивительное вещество, потому что она бывает в природе одновременно в 3-х состояниях.

Воспитатель: Как вы думаете, в каких состояниях она бывает?

Дети: В твердом, жидком, газообразном.

Воспитатель: Правильно. В жидком, твердом и газообразном – это свойства воды.

А теперь я расскажу вам сказку о путешествии одной капельки… (сюжет сказки выставляется на фланелеграфе)

“Жила-была капелька. Как-то сидела она на тучке со своими подружками, но вдруг сверкнула молния, и ударил гром. Капелька испугалась и, спрыгнув с тучки, полетела вниз вместе с другими капельками. Упав на землю, они образовали лужу. Теперь капелька со своими подружками стала купаться и веселиться в луже…”.

Воспитатель: В каком состоянии находится капелька сейчас?

Дети: В жидком.

Воспитатель: Правильно

Воспитатель: А сейчас мы с вами проведем опыты и определим, какими же свойствами обладает вода в жидком состоянии. Опыт – это практические действия с предметами для узнавания их свойств. (Дети идут за столы, где для них приготовлен материал для эксперимента). Я приготовила для вас стаканы с водой.

Все эксперименты выполняют сами дети с небольшой помощью воспитателя (если она необходима)

Опыт №1 “Определение цвета воды”

Воспитатель: Какого же цвета вода? (голубого, зеленого?)

Дети делают вывод, что вода – бесцветная.

Опыт №2 “Определение запаха воды” (дать понюхать духи)

Воспитатель: Какой запах имеют цветы? Духи?

(приятный, цветочный, сладкий и т. д.)

Воспитатель: А теперь понюхайте воду. Имеет ли она запах?

Дети: У воды нет запаха.

Опыт № 3 “Определение формы воды” (понадобятся пипетки)

Воспитатель: Посмотрите, у меня в стакане вода, если я перелью в колбу (стакан или фужер другой формы) такое же количество воды, что изменится?

Дети: Вода принимает ту форму, в которую ее переливают.

Воспитатель: А вы налейте на дощечку капельку воды. Что вы заметили?

Дети: Вода растекается.

Воспитатель: Так имеет ли вода определенную форму?

Дети: Нет.

Воспитатель: Ой, мы совсем забыли про нашу капельку. Что с ней произошло дальше…

“…После того, как капелька оказалась на земле, не долго ей пришлось играть в луже. На улице стало холодать, лужа постепенно замерзла — и капелька превратилась в льдинку. Ее подружки нарядились в красивые платьишки и падали на землю уже снежинками. Скучно стало капельке, когда лужа замерзла, ведь она теперь не могла двигаться…”

Воспитатель: Ребята, а мы с вами скучаем зимой, когда замерзают лужи, реки – на них образуется лед, и когда выпадает много снега?

Дети: Нет, зимой можно играть в снежки, кататься на лыжах, санках и коньках.

Воспитатель: Все это можно делать только зимой. Почему?

Дети: Потому что зимой есть и снег, и лед.

Воспитатель: А в каком состоянии находится капелька сейчас?

Дети: В твердом.

Воспитатель: Правильно.

Физкультминутка.

- Давайте мы превратимся в капельки и тоже побываем в разных состояниях.

Когда вода находится в твердом состоянии, то ее молекулы – маленькие капельки, очень плотно прижимаются друг к другу, как будто им холодно – они замерзли.

Давайте и мы с вами встанем близко друг к другу и станем плотным кусочком льда.

А когда вода находится в жидком состоянии, то ее молекулы берутся за ручки и могут двигаться и менять положение.

Мы тоже возьмемся за руки и попробуем походить по группе по кругу и змейкой, как будто ручеек бежит весной.

Когда же вода находится в газообразном состоянии, то ее молекулы отпускают ручки друг друга и разлетаются. И мы разомкнем наши руки и свободно побегаем, как легкие капельки пара.

Хорошо, отдохнули. Теперь вернемся на место и продолжим наши опыты.

Воспитатель: Мы с вами узнали, что вода может быть жидкой (приём ТРИЗа “Маленькие человечки”.) Покажите это обозначение. Посмотрите, вода налита в разную стеклянную посуду и принимает её форму. Чтобы это лучше было, видно давайте воду, окрасим краской. (Один ребёнок подходит к столу воспитателя и окрашивает воду краской) Как вы думаете, вода всегда может быть жидкой?

Дети: Вода может быть твердой и т.д.

Воспитатель: Давайте посмотрим на картинки: 1). Посмотрите на включённый чайник (он кипит). Что происходит с водой? (она превращается в пар). Значит, вода может быть паром. Мы обозначим это состояние другим человечком.

Воспитатель: А теперь посмотрите на кусочек льда. Какой он?

Дети: Холодный, мокрый и т.д.

Воспитатель: Положите его на ладошку и понаблюдайте за ним. Что происходит со льдом?

Дети: Тает, превращается в воду

Воспитатель: Вытрите руки полотенцем.

Воспитатель: Значит лёд это тоже вода? Но он твёрдый. Значит, вода может быть твёрдой. Выкладываем третьего человечка. Мы теперь с вами знаем, что вода может быть твёрдой, жидкой и паром.

Воспитатель: Проведём ещё такой эксперимент: Насыпьте в стакан с водой немного земли. Какой стала вода?

Дети: Чёрная, грязная.

Воспитатель: Можно ли пить такую воду? Почему?

Дети: В нем много микробов.

Воспитатель: А теперь посмотрите на глобус. Всё что нарисовано на нём голубым цветом это вода. Кажется, что её много и на всех хватит. Но это не так, и мы сейчас в этом убедимся. (Показываю 3-х литровую банку с водой.) Представьте что в этой банке вся вода, которая есть на глобусе — это реки, моря, озёра, океаны, болота. (Воспитатель отливает в стакан из банки воду.) Это пресная вода, которая необходима животным и растениям. (Набирает чайной ложкой из стакана воду). Это вода, которую может использовать человек: стирать, умываться, мыть посуду и т.д. (Из ложки набираю воду в пипетку и капаю одну каплю на блюдце.) И только эту каплю, мы употребляем в пищу. Видите как мало чистой, питьевой воды на нашей Земле?

Воспитатель: Что мы можем сделать, чтобы сберечь воду от загрязнения и правильно её использовать?

Дети: Правильно расходовать. Не загрязнять водоемы и т.д.

Воспитатель: Сейчас мы с вами поиграем в игру, которая называется “Дегустация”. На вид вся вода одинаковая, прозрачная, но по вкусу она разная. Каждый из вас возьмёт стакан и попробует. Кто догадается, что добавлено в воду, должен подойти к столу, на котором лежит то, что я добавила.

Педагог обращает внимание детей на грустную капельку, которую незаметно для них поменяла.

Воспитатель: Ой, ребята, что-то наша капелька совсем загрустила, давайте мы её порадуем, сделаем для неё открытки и покажем ей какая она красивая в разных состояниях. Мы с вами разделимся на две группы. Одна группа будет делать открытку, где капелька в жидком состоянии (дождь). Вы будете вырезать из синей бумаги капельки и делать елочки способом обрывания бумаги, а вторая группа, где капелька в твердом состоянии (снег) будет вырезать снежинку и тоже делать елочки. Для этого нам понадобятся ножницы, кисточка и клей. Когда вы закончите вырезать надо подойти к столу и наклеить вашу часть на ватман.

(Отдельно расставлены столы, на которых лежат ватманы, один — зеленый, второй – желтый, стаканы с кисточками, клей, тряпочки для промакивания.)

К концу выполнения аппликации воспитатель незаметно переворачивает капельку.

Воспитатель: Смотрите, ребята наша капелька повеселела, увидев, какая она красивая.

Воспитатель: Давайте, чтобы наша капелька не грустила больше, прочитаем ей стихотворение

1. В природе путешествует вода,

Она не исчезает никогда:

То в снег превратится, то в лёд,

Растает и снова в поход!

2. По горным вершинам,

Широким долинам,

Вдруг в небо взовьется,

Дождем обернется.

3. Вокруг обернитесь,

В природу вглядитесь!

Вас окружает везде и всегда

Эта волшебница – наша вода!

Воспитатель: Вот и подошло к концу наше занятие, что вам больше всего запомнилось, что нового вы узнали? Будете ли вы теперь беречь воду и почему?

Дети: Научились с помощью опытов определять свойства воды, запомнили, как определяли воду на вкус и т.д.

Воспитатель: Мне очень понравилось работать с такими внимательными, интересными собеседниками. И за эти качества я хочу наградить вас медалями умников и умниц. (награждение)

До свидания!

Приложение

Вода состоит из человечков жидкости они держатся за руки,

близко стоят друг к другу.

Твёрдый человечек

Вода состоит из газообразных человечков,

они очень непоседливы и все время движутся

Объясни

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 36 (352) выйдет
5 октября 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год
Скачать Номер 32 (348) за 2024 год
Скачать Номер 31 (347) за 2024 год
Скачать Номер 30 (346) за 2024 год
Скачать Номер 29 (345) за 2024 год
Скачать Номер 28 (344) за 2024 год
Скачать Номер 27 (343) за 2024 год
Скачать Номер 26 (342) за 2024 год
Скачать Номер 25 (341) за 2024 год
Скачать Номер 24 (340) за 2024 год
Скачать Номер 23 (339) за 2024 год